Спидвей

Вход в вираж

Спидвей (от англ. speed ("Скорость") и way ("дорога"), в Польше - "шлака", в Чехии - "плаха драга") - вид мотоциклетного спорта, гонки на короткие дистанции на специальных, так называемых гарьових дорожках. Мотоциклы не имеют тормозов, а скорость уменьшают ногами со специальными тормозными башмаками.


1. История

Старт
Спидвей гонка
Спидвей на траве

Разные источники сообщают, что уже в начале ХХ века в разных странах пытались проводить мотогонки на коротких дорожках с твердым и мягким покрытием. Например, такие соревнования состоялись в 1907 году в Питермарицбурге ( ЮАР). В конце первого десятилетия ХХ века в США были очень популярны сначала гонки на деревянных треках, а затем, после того, как несколько мотоциклов упали с трека в публику - на ипподромах длиной от 880 ярдов до 1 мили (около 800-1600 метров), которые получили название "дьот- трек "( англ. dirt-track ). В 1913 году соревнования на дьот-трекци начали проводить и в Канаде.


1.1. Официальный старт

Официальным годом рождения спидвея принято считать 1923 -й. В том году в австралийском городке Вест-майтланд, расположенном близ Сиднея, появился некий Джон Хоськинс. Ему шел 31-й год и он безуспешно пытался найти работу. По рекомендации старых друзей Хоськинс устроился работать секретарем в сельскохозяйственное объединение. Его служебная деятельность была связана с разъездами, поэтому Хоскинс получил в свое распоряжение мотоцикл, который сразу же ему понравился и сыграл решающую роль в его дальнейшей жизни. В Вест-майтланди не было удобного места для скоростной езды на мотоцикле, чем конный ипподром, где шефы сельскохозяйственного объединения устраивали гонки. Благодаря энтузиазму и настойчивости ему удалось организовать группу единомышленников, для органзации мотогонок.

В один из воскресных дней они устроили пробные заезды. Рев моторов заглушил звуки органа в церкви, расположенной недалеко от ипподрома, в которой как раз проходило богослужение, и толпа людей бросился на ипподром. Джон Хоськинс думал, что его разорвут, но зрелище понравилось, и ему поручили ежегодному дня конных соревнований 15 декабря 1923 организовать и мотогонки. Выступать на ипподроме длиной 1/3 мили (около 536 м) согласилось 60 гонщиков, в каждом заезде стартовало по шесть гонщиков. Успех соревнований, названных "спидвейный гонками" (название вскоре сократили до одного слова - "спидвей"), превзошел все ожидания. Эту дату принято считать днем ​​рождения спидвея.


1.2. Правила

Специфика гонок постепенно привела к созданию правил их проведения. А у организаторов первых гонок не обошлось без промахов. Например, единственным условием гонок был запрет гонщикам снимать ноги с подножек. Уже в первом же заезде шесть его участников почти одновременно влетели в первый поворот, наклонили свои мотоциклы и все шесть упали. Причиной этого группового падения стали левые подножки: на повороте они вонзались в трек и мотоциклы перевернулись. После этого было решено: снять подножки с левой стороны мотоцикла, а действие левой ноги гонщика не контролировать. Вполне естественно, что на повороте она стала откидываться назад или скользить по грунту. Это, в свою очередь, привело к появлению на левой ноге гонщика стального ботинка с гладкой подошвой. Возникли два стиля езды на поворотах: с левой ногой, оттянутой назад - способ "лег трейлинг" и с левой ногой, выдвинутое вперед и скользит по грунту - способ "фут форверт". Все чаще организаторы начали применять твердые, чем травяной дерн, покрытия: песок, шлак, а то и просто - землю.


1.3. Первые соревнования

Начали проводиться соревнования в Аделаиде, Перте и Сиднее. Среди участников этих гонок были и спортсмены, уроженцы Англии, которые впоследствии занесли этот спорт и на Британские острова. Первая гонка в Англии произошла 19 февраля 1928 на треке "Кингс Оук" в Хай Бич недалеко от Эппинг (30 миль к югу от Лондона). В отличие от Австралии, наибольшую популярность на Британских островах получили прежде соревнования команд и поединки двух гонщиков. В 1929 году в Англии впервые в мире появилась командная лига. А через год на стадионе "Уимблдон" состоялся первый международный матч между сборными Англии и Австралии: в присутствии 30 тысяч зрителей победили родоначальники спидвею - 35:17.


1.4. Континентальная Европа

В 1929 году спидвей перебрался и на европейский континент. Было построено два трека в Испании: в Мадриде и Барселоне. В 1929 году состоялся и первый розыгрыш знаменитого "Золотого шлема Чехословакии". В 1930 году спидвей дебютировал в Польше, а в 1932 году - в Нимечини. Первая же попытка организовать соревнования по спидвею в Швеции, сделанная в 1934 году, закончилась неудачей: вскоре после дебюта появилось распоряжение властей о запрете гонок, как слишком опасных ...

Наконец, в 1936 году МФМК (Международная федерация мотоциклетных клубов), предшественником нынешнего МФМ (Международной федерации мотоспорта), был проведен первый официальный чемпионат мира (дело в том, что в 1931-1934 годах Французская мотоциклетная федерация в Париже на стадионе "Буффало" осуществляла соревнования, организаторы без согласия МФМК называли "чемпионатами мира"), с той лишь разницей, что были введены дополнительные очки, которые начислялись гонщикам за результаты, показанные ими в отборочных гонках.

В первом личном чемпионате мира принимали участие 63 гонщика: 35 англичан, 11 австралийцев, по три представителя Дании и США, два - Испании, Румынии, Германии и Швеции, по одному - ЮАР, Канады и Новой Зеландии. В финал, который состоялся 10 сентября на "Уэмбли", попали десять англичан, четыре австралийца, два американца и датчанин Мориани Хансен. Благодаря дополнительным очкам, первым чемпионом мира стал не австралиец Блю Уилкинсон, выигравший все пять заездов, а его соотечественник Лайонел ван Прааг, набравший в финале 14 очков, но имел после отборочных соревнований на два очка больше, чем Уилкинсон.


2. В Украине

В Украину спидвеем на профессиональном уровне занимаются в трех городах: Ровно, Львове и Червонограде. В 2011 году после более двадцатилетней паузы соревнования по спидвею были проведены в Вознесенске. В 2012 году город также не остался в стороне спидвейный жизни, здесь прошел Кубок Украины.

В 2009 году создана Украинская спидвейный лигу (УЛС), в которую вошли "Шахтер" (Червоноград), "СКА-Спидвей" (Львов), СК "Трофимов" и "Каскад" (оба - Киев). В сезоне 2010 в лигу также вошла российская команда "Турбина" ( Балаково, Саратовская область). В 2011 году гонки в рамках УЛС было приостановлено, и не восстановлено до сих пор.