Галле: Справедливость Траяна (1756).

Справедливость - моральная качество и добродетель, уязвимость как на общественное добро, так и на общественное зло. По Платоном справедливость это - высшая добродетель, удерживающий мужество, умеренность и мудрость в полном равновесии и гармонии ("каждому свое"). По Платоном самое справедливость государственного порождает у него "единодушие? (homonoia) и дружбу (philia) сограждан, женщин и мужчин.

Многие философско-правовых концепций рассматривают справедливость как высшую, даже передумовну правовую ценность.

Справедливость целом является элементарной свойством человека как нравственной существа в его отношении к другим людям. Правовая справедливость является категорически-безусловным моральным долгом власти - выше любых ее прогрессистских намерений и устремлений.

Справедливость является принципом адекватности общественных усилий, направленных на восстановление священной равновесия мира (права), возбужденного в результате деятельности или бездеятельности члена (членов) сусильства или общественной формации (в общем случае - субъекта, лица). (Михалко Скалицки (с))


1. Противоположности

  • Справедливость противостоит несправедливости.

2. Социально-политическая справедливость

Справедливость, как социально-политическая и морально-правовая категория очень интересует гуманистов. Она характеризует соответствие между практической ролью индивидов или социальных групп в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между поступками и вознаграждениями, заслугами людей и их общественным определению ".

Кант считал, что меры, обеспечивающие правовую справедливость, должны обязательно опережать и подготавливать все остальные правительственные акции, цель которых, скажем, развитие экономической самостоятельности населения рост [благосостояния государства и тому подобное. По его мнению ни одна из начатых властью крупных социальных реформ не будет иметь успеха, если ей не будет предшествовать ряд строго-правовых мер, направленных на искоренение "с правовыми" прошлого, на предотвращение преступлений, наиболее свойственным таком прошлом. Только полностью рассчитавшись с последним, понуджуюча власть может рассчитывать на то, что ее инициатива встретит одобрение и поддержку подданных.

Станислав Ореховский обращается к королю, призывая его заботиться о справедливости: "если хочешь в стране прослыть справедливого". Справедливость видится мыслителем как личная черта человека. Также он выделяет другую справедливость, то, что "держится на законах ... Эту вторую часть справедливости ты должен ценить в твоей стране, которая является как лекарством для целительства ран, а первой есть справедливость, а не сила". По мнению С. Ореховского, справедливость - это душа государства, главная добродетель, на основе которой должны решаться все вопросы.

Станислав Ореховский считал, что справедливость в Речи Посполитой является как бы душой в теле ... (государства, лишены справедливости, является ни чем иным, как настоящей преступностью), то и заботился о справедливости в Польши как о собственной душе ".

Украинский ученый О.М.Костенко, исходя из принципа социального натурализма, определяет социальную справедливость как проявление воли и сидомости людей в виде действий, соответствующие законам социальной природы. Поэтому именно эти законы следует признавать первоисточником социальной справедливости. Соответствие действий людей законам социальной природы является критерием их справедливости.


3. Смотрите также