Надо Знать

добавить знаний



Спрос и предложение



План:


Введение

Спрос и предложение - экономическая модель, описывающая процесс ценообразования на рынка. Эта модель вводит понятие спроса и предложение в качестве универсальных характеристик рынка и доказывает, что, по условиям определенных предположений, эти характеристики уравновешиваются и приводят к установлению определенной цены на данный товар. При этом спрос - представленная на рынке потребность в товарах, а предложение - количество товара, который есть на рынке или может быть доставлен на него. Вывод модели о уравновешивания хорошо соответствует поведению большого числа рынков и считается важным экономическим законом.

Впервые термин "спрос и предложение" использовал Джеймс Дэнем-Стюарт в своей работе ?Принципы политической экономии", которая была опубликована в 1767 году. Этот термин также был применен такими выдающимися экономистами-классиками как Адам Смит и Давид Рикардо в своих трудах "Причины богатства народов" и "Принципы политической экономии и налогообложения", соответственно. В 1870-х годах модель существенно развил и популяризировал Альфред Маршалл в своей работе "Принципы экономики".


1. Спрос

Спрос - это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющихся у него средств, предназначенных для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценах, находящихся в пределах "доступного" диапазона.

Наряду с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объем или величину спроса. С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объем спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам. Иными словами - спрос объемный показатель характеризует количество продукта, которое покупатели способны, намерены, будут, покупать по разным возможным цинах.Але кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов ( покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими.


1.1. Закон спроса

Закон спроса - величина (объем) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболически представлено формулой y = a / x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, поскольку покупатель может привлечь дополнительные средства, приобрести взамен данного товара другой - товар субститут. Но в целом закон спроса отражает главную тенденцию - свертывание объема закупок с ростом цен на товар в условиях, когда денежные возможности покупателя ограничены определенным пределом.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

  • уровень доходов в обществе;
  • размеры рынка;
  • мода, сезонность;
  • наличие товаров-субститутов (заменителей);
  • инфляционные ожидания.

1.2. Эластичность спроса

Эластичность спроса - это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные понижением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объема (в%) превышает процентное выражение снижение цен: Ed> 1.

Если показатели падения цен и увеличения спроса выраженные в процентах, равны, то есть рост объема спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице: Ed = 1.

В случае, когда степень снижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен: Ed <1. Так, эластичность спроса - показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением дохода потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остается постоянным по мере изменения цены.

Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.

Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:

K_o = \ frac {Q} {P} \,
  • K o - коэффициент эластичности спроса
  • Q - процент изменения количества продаж
  • P - процент изменения цены

Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.

Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объем продаж и получить доход больший, чем если бы цена товара была выше.

Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема - при снижении цены объем продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.

При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обратиться за покупкой в других продавцов, предлагающих этот же товар дешевле.


1.3. Кривая спроса

Кривая спроса. Р - цена, Q - количество.

График спроса (кривая спроса) - ​​отношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на нее.

Кривая спроса показывает вероятную количество товара, который удается продать за определенное время и по определенной цене. Что эластичен спрос, тем выше цена может быть установлена ​​на товар. Эластичность спроса - это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешевые товары, повышение качества товаров, естественный рост инфляции и других факторов.

Влияние рынка

Всех производителей (продавцов) на рынке объединяет предложение: при низкой цене продавец предложит меньше товара или может его придержать, при высокой - предложить больше товара, при очень высокой - попытается максимально увеличить производство. Так образуется цена предложения - предельно минимальная цена, по которой продавцы готовы реализовывать свои товары ...


2. Предложение

Предложение характеризует возможность и желание продавца ( производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определенным ценам. Такое определение описывает предложение и отражает ее сущность с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется своей величине и объему. Объем, величина предложения - это количество продукта (товара, услуг), продавец ( производитель) хочет, может и способен по наличию или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени по определенной цене.

Как и объем спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.


2.1. Закон предложений

Закон предложения - при прочих неизменных факторах величина (объем) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных затратах на единицу товара с увеличением цены растет прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.


2.2. Эластичность предложения

Эластичность предложения - показатель, который воспроизводит изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен, последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы - E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичной, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемая неэластичная предложение (эластичность предложения меньше единицы - E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.

Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:

K_m = \ frac {G} {F} \ \,
  • K m - коэффициент эластичности предложения
  • G - процент изменения количества предлагаемого товара
  • F - процент изменения цены

Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, при изготовлении продукта и особенности его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичной.

Эластичность предложения зависит и от временного фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для дополнительного производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически невозможно, хотя цена на них может вырасти многократно. В таких случаях предложение является неэластичным. Для товара, который не может хранится длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.

Многие экономисты выделяют следующие факторы, изменяющие предложение:

  • Изменения в себестоимости производства за счет цен на ресурсы, изменения налогов и дотаций, достижений науки и техники, новых технологий. Снижение себестоимости позволяет производителю доставить на рынок больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату - предложение снижается.
  • Изменения цен на другие товары, в частности на товары субституты.
  • Индивидуальные вкусы потребителей.
  • Перспективные ожидания производителей. При прогнозах относительно роста цен в будущем производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по более высокой цене, и наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться товара скорее, чтобы не получить убытков в будущем.
  • Количество товаропроизводителей непосредственно влияет на предложение, поскольку чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.

2.3. Кривая предложения

Кривая предложения. Р - цена, Q - количество предложения.

График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночным ценам и количеством товаров, которые производители желают предложить.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения - это расходы производства. Как известно товары, изготавливаемые фирмами ради прибыли. Например, фирмы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, потому что в это время выгоднее продать пшеницу, чем другую культуру. И наоборот.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения - это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективен трактор, лучше компьютерная программа севооборота - все это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты - ключевой элемент долгосрочного воздействия на "кривую предложения".


3. Цена и поведение рынка

3.1. Равновесная цена

Равновесная цена

Конкретные параметры операций зависят не только от соотношения сил субъектов данного рынка, но и от многих других факторов, например, от уровня информированности участников или степени вовлеченности в рыночные отношения (в административной экономике СССР многие предприятия были парадоксально заинтересованными в высоких затратах на закупку сырья и комплектующих изделий, которые увеличивают в свою очередь их отчетные валовые показатели).

Такие ситуации типичны для рынков стран с переходной экономикой, или ощутимой рыночной властью, что позволяет проводить дискриминацию покупателя. Совпадение цен и объемов спроса и предложения, что достигается при этом, вряд ли можно назвать устойчивым, поскольку по крайней мере в одной из сторон сделки здесь налицо стимул изменить положение, образовавшееся.

Такое состояние рынка возможен когда его конъюнктура характеризуется на графике точкой Е (равновесие), лежащий на пересечении кривых спроса и предложения. Тогда при данном количестве товара Q * максимальная цена, по которой могут себе позволить приобрести его покупке (цена спроса P D), совпадет с ценой, минимально приемлемой для продавцов (цена предложения P S), что и будет означать установление на данном рынке единой устойчивой равновесной цены P *, при которой и будет продаваться и покупаться равновесное количество товара Q *.

В аналитическом виде, используя обратные функции спроса и предложения, это можно записать так:

P ^ D (Q ^ *) = P ^ S (Q ^ *) = P ^ * (Q ^ *) \!

Важно отметить, что при этом ни у той, ни у другой стороны не будет желания изменить данную ситуацию: снижение цен ниже равновесной станет невыгодно не только продавцам, но и покупателям, поскольку сократит количество предлагаемого товара, а рост цены выше равновесный уровень не устроит ни покупателей, ни продавцов, так как уменьшит объем товара, являющегося объектом покупки. Получается, что при указанных отклонениях цены от равновесного значения в самой рыночной системе возникнут силы, возвращать ее к первоначальному состоянию.


3.2. Перемещение кривой спроса

Перемещение спроса - изменяет цену и количество товара
D1 - старая кривая спроса
D2 - новая кривая спроса
S - кривая предложения

Как уже указывалось, на спрос влияет и ряд неценовых факторов, многие из которых получают эффект за достаточно долгое время по сравнению с временем установления равновесия. Когда число людей, желающих приобрести любой товар растет, количество товара, который будет продан по той же цене стремиться вырасти. Увеличение спроса через неценовые факторы могут быть представлены графически как сдвиг кривой спроса вправо, что указывает на растущий спрос для каждой цены, на изображение от начальной кривой D1 к новой кривой D2. Этот процесс поднимит равновесную цену с P1 до P2 и равновесное количество товара на рынке с Q1 до Q2. В этой ситуации мы говорим, что имел место рост спроса, который вызвал расширение поставок.

С другой стороны, если спрос уменьшается, происходит противоположный результат. Если начальная кривая спроса D2, а затем уменьшается до D1, цена уменьшится, и необходимое количество товара также уменьшится - вызывается сокращение в снабжении. Заметьте, что это исключительно эффект изменений в спросе. Количество, обеспечивается по каждой цене, такая же как и к перемещению спроса. Причина изменения цены в том, что равновесное количество и цена изменяется, если меняется спрос.


3.3. Перемещение кривой предложения

Перемещение предложения - также изменяет цену и количество товара
D кривая спроса
S1 и S2 - старая и новая кривые предложения

Когда расходы поставщиков меняются через факторы указанные выше, перемещается кривая предложения. Например, при улучшении средств производства, производители будут готовы обеспечивать больше товара по каждой цене и это перемещает кривую поставки S1 вправо, к кривой S2 - рост предложения. Это увеличение предложения заставляет равновесную цену уменьшиться с P1 до P2, при этом равновесное количество увеличивается с Q1 до Q2, поскольку количество, которое может быть продана, увеличивается за новыми низкими ценами. Заметьте, что в случае перемещения кривой поставки, равновесная цена и количество движущихся в противоположных направлениях.

С другой стороны, если предложение уменьшения, например через истощению месторождений сырья, случается обратная ситуация. Если кривая поставки изначально была S2, а затем перемещается в S1, равновесная цена вырастет, а число уменьшится. Заметьте, что это исключительно эффект замены предложения. Количество, требуется по каждой цене, так же как и к перемещению поставки. Причина изменения равновесных количества и цены - изменение предложения.

Существует только 4 возможных направления движения на диаграмме кривых спроса / поставок. Кривая спроса может двигаться влево и вправо, также как и кривая поставки.


3.4. Особые случаи (неэластичность)

При спросе D 1, цена P 1. При спросе D 2 цена станет P 2. Заметьте, при обоих ценах количество товара Q остается постоянной через неизменность предлагаемого товара.

Иногда встречаются случаи, что кривая предложения вертикальна: количество товара, поставляемого постоянная независимо от цены. Например, количество земли в мире может рассматриваться постоянной. В данном случае неважно, сколько бы кто-нибудь был готов заплатить за кусок земли, дополнительная территория не может быть созданной. Также, та же территория существовала бы и без спроса не нее. Если земля рассматривается таким образом, это гарантирует вертикальную кривую поставки, придавая ей нулевую эластичность (то есть, неважно, изменение в цене, количество меняться).

Аналогично встречается и вертикальная кривая спроса, примером которой может рассматриваться цены на некоторые экзотические виды сырья в течение короткого времени. В этом случае внезапное изменение в эффективности добычи не сможет изменить необходимое количество, спустя долгое время, необходимое для приспособления предприятий.


3.5. Особые типы рынка

Кривая спроса зависит также от типа рынка. Так, когда на рынке выступает один продавец, она свидетельствует о том, что спрос на товар определяется ценой, которую установил монополист, а когда на рынке небольшое количество продавцов имеет дело с большим количеством покупателей, кривая спроса будет меняться в зависимости от цены конкурентов.

В ситуации, в которой существует много покупателей, но единственный поставщик, монополист, который может регулировать количество поставляемого товара, или цену на него по своему желанию, регулировать цену таким образом, чтобы максимизировать свой ​​доход. Эта цена будет выше (теоретически ниже), чем на конкурентов рынка. При этом сам монополист застосуватиме кривую спроса для расчета необходимой цены, за которую ему нужно продавать товар.

Подобная ситуация встречается и в случае единственного покупателя на рынке, обычно при наличии одной компании, которая использует определенный тип сырья, или при торговых ограничениях, такая ситуация называется монопсонией. В этом случае только кривая предложения имеет смысл, а покупатель применять ее для максимизации дохода.

В случае, когда существует несколько покупателей и несколько производителей (продавцов), так называемая олигополия, теория спроса и предложения применяться уже не может, потому что решение покупателей и продавцов не всегда зависят друг от друга. Для оптимизации своего дохода и анализа такой ситуации может применяться теория игр.

Кривая предложения не должна быть линейной. Однако, если поставка осуществляется компанией, которая пытается максимизировать свои доходы, может быть доказано, что кривая поставки монотонно на приходит (т.е., в случае повышения цен необходимое количество не уменьшается). Кривая поставки такой фирмы может быть вертикальной, горизонтальной или возрастающей. Однако, ниспадающая кривая поставки может существовать для целой отрасли, но никогда для отдельной фирмы.

Теоретически существует возможность растущей кривой спроса, так называемый товар Гиффена. Однако, на реальном рынке такой товар никогда не был найден. Неекономисты иногда считают, цо такие примеры существуют, например, когда некоторые люди покупают роскошный автомобиль только из-за его дороговизны. В данном случае товаром является фактически престиж, а не автомобиль, поэтому, когда цена роскошных автомобилей зменшеньшуеться, это, фактически, изменяет уровень престижа, поэтому, когда цена снижается, это уменьшает и уровень престижа товара. Это пример так называемого товара Веблена.


4. Реальные цены

Теория спроса и предложения тредставляе собой лишь теоретическую модель. Рассчитанные цены представляют собой идеальные цены, которые не всегда соответствуют реальным ценам на рынке. Фактически, идеальные цены представляют собой реальные, которыми они были бы по ряду условий, которые не всегда осуществляются.

4.1. Потенциальные цены

Когда товары производятся для продажи, они обычно сразу оцениваются, но эти цены сначала только потенциальными ценам. Не может быть никакой уверенности, товар будет продаваться по этим ценам или ли эти цены обеспечивают максимальную прибыль. Таким образом, результат реальной цены зависит от переговоров между конкретными производителями и покупателями, а установление равновесия занимает некоторое время, иногда довольно большой.

4.2. Государственное регулирование

Даже в странах с рыночной экономикой и самым степени рыночной свободы цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Воздействуя на цены, она добивается осуществления определенной конъюнктуры и структурной политики, обуздание инфляции, усиления конкурентоспособности на мировом рынке. Государственное регулирование цен носит законодательный, административный и судебный характер и осуществляется соответствующими министерствами, Центральным банком и др.. Во многих странах созданы межминистерские совета по вопросам цен с надзорный-совещательными функциями, экспертные комитеты и другие органы. Методы государственного регулирование цен разнообразны. Это - наблюдение и контроль за ценами со стороны правительственных органов; косвенное влияние на цены, установление фиксированных льготных цен и тарифов на товары и услуги, произведенные в государственном секторе экономики, передача прав установления цен на определенные виды товаров и контроль за ними со стороны наднациональных органов; налоги и квоты.


См.. также

Источники

п ? о ? р Маркетинг
Определение маркетинга
История маркетинга ? Маркетинговый менеджмент ? Маркетинг-микс
Главные понятия
Бренд (вкл. Любимая торговая марка) ? Спрос и предложение ? Соглашение (продажа) ? Маркетинговая среда ? Рынок ? Трейд-маркетинг ? Сегментирование ? Маркетинг-микс ? Товар ? Продукт ? Услуга ? Торговая (торговая) марка ? Упаковка (упаковка) ? Коммуникация (комплекс продвижения) / promo ? Стимулирование сбыта (продвижение) / sales promo (вкл. Полученные СМИ) ? Дистрибуция (вкл. Франчайзинг) ? Цена (вкл. Идеальная цена, Эффект замещения) ? Бизнес-маркетинг ? Массовый маркетинг ? Эффективность маркетинга ? Маркетинговое исследование (вкл. Анализ потребителей, Бенчмаркетинг) ? Маркетинговая стратегия ? Индекс Херфиндаля-Хиршмана ? Управление товаром / product management ? Ориентированность на потребителя ? Многоуровневый маркетинг ? Жизненный цикл товара ? Конкуренция ? Позиционирование ? Функции маркетинга ? Доля рынка ? Краудсорсинга
Коммуникация
Рекламоносители
Печатные СМИ ? Телевидение ? Радио ? Наружная реклама ? Интернет как рекламоноситель (вкл. баннер) ? Пункт продажи ? Раздаточные материалы (вкл. Брошюра, Рекламный проспект) ? Маркетинг молвы
Выдающиеся маркетологи
Другое
Маркетинговые агентства ? Отдел маркетинга ? Маркетинг в банковской сфере
п ? о ? р Экономика и финансы
Макроэкономика
Микроэкономика
Спрос и предложение ? Эластичность ? Типы рынка
Финансы
Мировая экономика и
международные экономические отношения
Специальные дисциплины
Ведущие экономисты
Избранная статья


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам