Надо Знать

добавить знаний



Средневековье



План:


Введение

Средневековье - период европейской истории от 5 века (падение Римской империи и Великое переселение народов) до эпохи Возрождение и Реформации (конец 15 века - начало 16 века). По сложившейся периодизацией раннее средневековье скорее произошло в Западной Европе, чем в Восточной (около 9-11 вв.).

Средневековье как общемировой период в историческом развитии стран Азии, Северной Африки, Америки является дискуссионным вопросом. Сейчас бытует мнение, что средневековье как явление сугубо региональным, но этим словом часто пользуются для описания событий, произошедших 500-1500 лет назад независимо от региона и специфики.


1. Срок

Средневековые лодки, мозаика в Сан Аполлинарий Нуово, Равенна.

Термин "средневековье" возник в Италии в XIV-XVI вв. в кругу историков и литераторов, передовых людей своего времени. Они преклонялись перед культурой Древней Греции и Древнего Рима, старались возродить ее. "Средними веками" они назвали время между античностью и своей эпохой. В дальнейшем в науке закрепилось деление истории на древнюю, средневековую и новую. Средневековья в современной периодизации всемирной истории охватывает время от краха Западной Римской империи в V в. к эпохи Великих географических открытий (рубеж XV-XVI веков), причем полное господство именно средневекового типа культуры в Европе связывают не со всем периодом, а с V-XIII вв. Затем в Италии зарождается переходная культурная эпоха - Возрождение, охватывающий конец средневековья и начало Нового времени.

Оценка средних веков в науке менялась. Гуманисты эпохи Возрождение (именно ввели термин) и просветители XVIII ст. ( Дидро, Вольтер, Монтескье) называли их "темными веками", писали о глубоком упадке культуры. В противовес им романтики XIX в. в научных и особенно в художественных произведениях идеализировали средневековье, были склонны видеть в нем воплощение высшей морали. Современные ученые преимущественно избегают крайностей. Признается, что по сравнению с античностью, потерялись многие достижения культуры, но одновременно в сферу культурного развития было привлечено новые народы, зародились национальные культуры.

Председатель каменной скульптуры, Франция, 13 век, Музей Клюни.

Формирование средневекового типа культуры на территории бывшей Римской империи происходило разными путями. Восточная Римская империя сохранила свою государственность и единство. Византия на протяжении всего средневековья оставалась большой и влиятельной державой, византийская культура стала прямым продолжением античной. Но в 1453 после завоевания турками-османами ее история прервалась.

Социально-экономический строй средневековья в Западной Европе схематически можно изобразить следующим образом. На развалинах Западной Римской империи возник ряд тем очень больших (как, например, империя франков времен Карла Великого), но непрочных ранних феодальных монархий. Основа экономики - сельское хозяйство. Сначала все земли принадлежали королю. Он распределял их между своими вассалами - феодалами ( феод - название надела), которые служили в его войске. Феодалы, в свою очередь, наделяли крестьян землей, выполнявших повинности ( барщина, оброк). Устанавливались сложные взаимоотношения между крепостными крестьянами и помещиками, и внутри класса феодалов (принцип вассал моего вассала - не мой вассал"). Каждый феодал хотел расширить свои владения, войны велись практически непрерывно. В результате королевская власть теряла свои позиции, что вело к раздробленности. Крестьяне, которых притесняли, не прекращали борьбы в различных формах - от ухода в города в крупных крестьянских войн и восстаний. Возникают самостоятельные городские коммуны, они становятся опорой королевской власти. Появляется новый класс - городская буржуазия (собственно само слово "буржуа" образовано от немецкого "бург" - город). Соответственно выделяют и основные периоды:

  • раннее средневековье (конец V в. - середина XI в.)
  • феодальная раздробленность (XI-XII вв.)
  • централизация государств под королевской властью (XIII-XV вв.).
  • Европа в 1328

  • Европа в 1430 -е годы

  • Европа в 1470 -е годы


2. Роль религии и церкви в средневековом обществе

Христос, мозаика в Сан Аполлинарое Нуово, Равенна.
Базилика Марии Магдалины в Везеле, центральный вход
Худ. Джотто, фреска "Поцелуй Иуды" или "Взятие Христа под стражу"
Смертная казнь в средневековье
Крестовый поход в Иерусалим

Для средневековой культуры характерны две ключевые отличительные признаки: корпоративность и господствующая роль религии и церкви. Средневековое общество, как организм с клеток, состоящее из множества социальных сословий (социальных слоев). Человек по рождению принадлежала к одному из них и практически не имела возможности изменить свое социальное положение. С каждым таким положением были связаны свой круг политических и имущественных прав и обязанностей, наличие привилегий или их отсутствие, специфический уклад жизни, даже характер одежды. Существовала строгая сословная иерархия: два высшие сословия (духовенство, феодалы - землевладельцы), потом купечество, ремесленники, крестьяне (последние во Франции объединялись в "Третье сословие"). Четкую формулу вывел на рубеже X - XI веков епископ французского города Лана Адальберон : "одни молятся, другие воюют, третьи работают ...". Каждое состояние был носителем и соответствующего типа культуры.

Мощным объединяющим фактором в таких условиях были религия и церковь. Определяющая роль христианской религии и церкви во всех сферах общественной и культурной жизни составляла принципиальную особенность европейской средневековой культуры. Церковь подчинила себе политику, мораль, науку, образование и искусство. Весь мировоззрение человека средневековья был теологическим (от греческого "Теос" - бог). Чем же можно объяснить такое исключительное положение религии в средневековом обществе?

Одну из ответов на вопрос дает сам смысл христианского вероучения. Оно возникло из борьбы и взаимного влияния множества философских и религиозных течений. Если говорить о первичном христианство, то одной из главных идей, которые обеспечили широкое распространение новой религии, была идея равенства людей - равенство как греховность существа перед всемогущим и всемилостивым богом - но также равенство. Христианство, возникнув в колониях Древнего Рима, в среде рабов и вольноотпущенный, с самого начала не было религией какого-либо одного народа, оно должно наднациональный характер. Как религиозное учение, христианство основывается на трех главных идеях:

  • идеи греховности всего человеческого рода, зараженного первородным грехом Адама и Евы;
  • идеи спасения, который необходимо заслужить каждому человеку;
  • идеи искупления всех людей перед богом, на путь которого стало человечество благодаря страданиям и добровольной жертве Иисуса Христа, соединившего в себе как божью, так и человеческую природу.

В первоначальном христианстве очень сильна была вера в скорое второе пришествие Иисуса Христа, Страшный суд и конец грешного мира. Однако время шло, ничего подобного не происходило, и на место этой идеи приходит идея утешения - загробной воздаяние за хорошие или плохие поступки, то есть ада и рая.

Принципы официального церковного мировоззрения средневековья были заложены на рубеже IV-V вв. в работах Августина, впоследствии причисленным к лику святых. Он разработал учение о "божественной благодати", согласно которому церковь есть посредник между Богом и людьми ("единорятивна роль церкви"). Только церковь привлекает людей к Богу. Как хранительница "божьей благодати", она может дать человеку искупление грехов. Согласно Августину, весь ход истории обречен божественным промыслом, поэтому человек есть не в силах его изменить и грешно даже пытаться это сделать. Надо смиренно принимать как богатство, так и бедность, они - следствие первородного греха Адама и Евы. Этот же грех исказил человеческий ум, времени он искать себе опору в вере. Отсюда - постулат: "Верь, чтобы понимать", который провозглашал приоритет веры над разумом.

К концу античности христианство представляло собой развитую мировоззренческую систему. Было произведено "символ веры" - краткое изложение основных догматов христианской церкви. В него вошли догмат о "троичность бога", который является единственным и, вместе с тем, состоящая из трех человек - Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа святого, догмат о воскресении Христа и другие.

Первые христианские общины отличались демократизмом, однако довольно быстро служители культа - духовенство, или клир ((греч. κλήρος - жребий), сначала их выбирали по жребию) превращаются в суровую иерархическую организацию. Сначала высокое положение в клире занимали епископы. Римский епископ стал добиваться признания за ним первенства среди всего духовенства христианской церкви. В конце IV-начале V вв. он стал именоваться Папой и постепенно приобрел власть над всеми другими епископами Западной Римской империи. Христианская церковь стала именоваться католической, значит всемирная.

Уже в последние века существования Римской империи христианство из религии угнетенных превращается в государственную религию. Папа объявил себя "наместником Христа на Земле", на ту же роль претендовал патриарх Константинопольский, в церкви оказалось два организационных центра. В 1054 г. Папа римский и патриарх Константинопольский прокляли друг друга. При общей религии церковь раскололась на западную - римско-католическую и восточную - православную. В условиях краха Западной Римской империи, быстрому образованию и такого же быстрого распада "варварских" королевств, постоянного перекраивания границ, затем феодальной раздробленности, церковь оказалась наиболее организованной силой, своеобразным островом "порядка в беспорядке". Пожалуй, наиболее стабильным государством Европы была Папская область - средняя Италия, перешедшая в VIII в. под непосредственное правления римских пап (и которая существовала до XIX с.). Именно для обоснования права на власть в этом государстве был создан легенду о "Константиновым даром": будто римский император Константин, перенеся столицу в Византию, своим преемником в Риме оставил Папу.

Политическое влияние папства распространялся на всю Европу. Очень долго только папа назначал епископов во все страны. Церковь широко использовала систему наказаний (в том числе против правителей): "отлучение", что ставило человека вне церкви, "анафему" - торжественное публичное наложения проклятия "интердикт" - запрет отправлять культ по всей территории и другие. Избрание Папы с XI с. стало проходить на особых собрании кардиналов, без малейшей возможности вмешательства светской власти. Примерно треть всех пахотных земель в Европе принадлежала церкви, все государства выплачивали "десятину" (десятую часть налогов, собираемых) в ее пользу. В католической церкви в Х с. устанавливается обычай безбрачия (целибата) духовенства. Этот обычай тесно связал сословия феодалов и духовенства: в семьях феодалов старший сын обычно наследовал земельную собственность, а второй становился священником.


3. Феномен монастыря в Европе

Аббатство Шерборн, Англия, готический свод
Средневековая больница в монастыре для больных сифилисом, дереворит 1496 года.
Монастырь августинцев, город Тулуза, Франция

Особую роль в распространении влияния церкви играли монастыре. Они возникли в III в. в Египте и представляли сначала поселение отшельников (от греческого "монах" - отшельник). Монастыри в Европе становятся и крупными землевладельцами, и центрами многоотраслевых хозяйств, и укрепленными крепостями, и очагами культурной жизни. Первый монашеский орден организовал Бенедикт Нурсийский в VI с. В дальнейшем, орден бенедиктинцев объединял до двух тысяч монастырей, в XII в. в связи с серией крупных народных выступлений возникает новое течение в монашестве. Франциск Ассизский в Италии и Доминик в Испании почти одновременно выступают с проповедью бедности, отказа от собственности, уважения к простому труду. Главным для священника они считали не торжественное богослужение, а проповедь в странствиях среди простых людей. Такие взгляды нашли очень широкую поддержку. Рим официально признал францисканцев и доминиканцев - ордена нищенствующих монахов-проповедников. Надо учесть еще одну причину влияния церкви, особенно в раннем средневековье. Это - общий культурный упадок, вырождение античной культуры, что наступило после V с. Рушились политические, культурные связи, большинство населения стала аграрной. Грамотность превращается в редкость. На смену классической приходит вульгарная (народная) латынь. В таких условиях именно церковь выступает хранителем античной культурного наследия. Священники оказываются образованными людьми. Ведь и среди правителей тогда грамотные люди были относительной редкостью. Например, Карл Великий - создатель огромной империи, герой преданий и легенд - уважал образование, говорил на латыни, греческом, разбирался в литературе. Но ... писать он не умел. Его биограф рассказывает, что император возил "на постели под подушкой дощечки и листки, чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы. Но мало имел успеха".

При монастырях организовывались скриптории - специальные мастерские для переписывания книг. Рукописные книги изготавливались из пергамента - особым способом обработанной телячьей или овечьей кожи. Для одной Библии большого формата было нужно 300 овечьих шкур, на ее выполнение уходило 2-3 года. Стоили такие книги, естественно, невероятно дорого. При монастырях обычно организовывались библиотеки. Кроме Библии переписывались книги христианских богословов, жизнь святых, уцелевшие античные произведения (без такого переписывания к нам эти произведения просто бы не дошли). Здесь складываются хроники - описания событий по годам. Школы течение раннего средневековья открывались только при церквях и монастырях. Постепенно складывается школьная программа. Она не менялась затем веками. В нее входили "семь свободных искусств: три вводные дисциплины - "Тривиум" - грамматика, риторика (овладение красноречием), диалектика (овладение правильным красноречием, то есть формальная логика), четыре дисциплины высшего цикла - "квадриум" - арифметика, геометрия, астрономия , музыка.

  • Аббатство Тэвисток бенедиктинцев, Девон, Англия. Западные ворота.

  • Тестаментум, пергамент-лист 8 ст. Варшава, Нац. Библиотека.

  • Келья, монастырь Св. Георгия, Штайн на Рейне. Швейцария

  • Аббатство Кодон, 12 в, Дордонь. Франция


4. Рыцарская культура

Подробнее в статье Рыцарская культура

Сам образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой рыцаря в латах. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которой объединяли образ жизни, нравственные ценности, личностные идеалы. Рыцарская культура возникает в феодальном среде. Само состояние феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса составляли крупнейшие землевладельцы - носители громких титулов. Эти наиболее родовитые и благородные рыцари были во главе своих жен, тем настоящих армий. Рыцари рангом ниже служили в этих дружинах со своими отрядами, которые появлялись по первому зову господина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все достояние которых находилось в военной выручке и оружия. Многие путешествовали, примыкая к отрядам тех или иных предводителей, становясь наемниками, а нередко и просто занимались грабежом.

Военное дело было прерогативой феодалов и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах "грубых мужиков". Часто запрещалось ношение оружия и верховая езда "базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам". Бывали случаи, когда рыцари отказывались участвовать в сражениях вместе с простолюдинами и вообще с пехотой.

Согласно распространенным в рыцарской среде представлениями, настоящий рыцарь должен был происходить из хорошего рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел родовой герб и родовой девиз. Принадлежность к состоянию передавалась по наследству, в отдельных случаях в рыцари посвящали за исключительные военные подвиги. Строгость правил стала нарушаться в процессе развития городов - это привилегия стали все чаще покупать. В разных странах существовали подобные системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием - прежде мечом и копьем, а также борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцари. Только после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари. Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским "искусствам". Будущего рыцаря учили, кроме прочего, и приемам охоты. Оно считалось вторым после войны занятием, достойным рыцаря.

У рыцарей вырабатывался особый тип психологии. Идеальный рыцарь должен быть достойным этого звания. Он должен быть красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось фигуре, одежды, украшениям. Латы и конская упряжь, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила, иначе он просто не смог бы носить доспехи, которые весили до 60-80 кг. Латы начинают терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия. От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и многие рыцари находились в постоянном поиске возможностей для этого. "Когда здесь война, я здесь останусь", - говорит рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы помериться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В XI-XIII вв. выработались правила рыцарских поединков. Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались друг на друга с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за меч, потом за булаву. Турнирная оружие было тупой, и рыцари старались лишь выбить соперника из седла. При проведении турнира после многочисленных индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное соревнование - имитацию сражения двух отрядов. Рыцарские поединки стали составной частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок проходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат не по правилам".

Среди рыцарства была развита сословная солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарской поведения. Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого на имя Ожье вызвался на поединок с рыцарем сарацин. Когда Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли обменять на него Ожье. Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард поднял сына своего соперника в рыцарское достоинство. Высшим проявлением рыцарской воинственности, агрессивного стремления феодалов к захвату новых земель, поддержанного католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман. В 1096 г. состоялся первый из них, а в 1270 г. - последний. В их ходе возникают особые военно-религиозные организации - рыцарские ордена. В 1113 г. был учрежден орден иоаннитов или госпитальеров (их первой резиденцией был дом-госпиталь св. Иоанна). В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиер, или храмовников. Руководил орденом великий магистр, подчинялся лично Папе римскому. Вступая в орден, рыцарь давал обета целомудрия и послушания. Они носили монашеские плащи (в госпитальерив - красный с белым крестом, в храмовников - белый с красным) более рыцарские латы. В агрессии против славянских народов главную роль играл Тевтонский орден.

Рыцарский кодекс нашел отражение в рыцарской литературе. Ее вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшей на юге Франции (Лангедок). Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой рыцарь должен следовать правилам "куртуазии". "Куртуазия", кроме воинской доблести, требовала умения вести себя в обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особый ритуал ухаживания за дамой. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к дамы чаще всего используется характерна сословная терминология: присяга, служения, дарения, сеньор, вассал. По всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательны идеальная "рыцарская" любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отражали быт и нравы своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной человеческой личности. Наиболее популярные сюжеты - о рыцарях "Круглого стола", о легендарном короле бриттов Артура, о рыцаре Ланселота, о Тристане и Изольде. Во многом благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.


5. Народная крестьянская культура. Городская культура

Фахверковые дома, Германия
Семья у камина, 14 век
Металлический ключ, Музей, Берлин.

Большинство населения средневековой Европы составляли крестьяне. Как соотносились между собой церковная, рыцарская культура и культура народной массы? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Так, культуру феодалов буквально пронизывает презрение к "мужикам", в то же время руками последних создаются и украшаются феодальные замки, храмы и монастыри. Еще с варварских времен сохраняются и развиваются народные устные эпические произведения - "Песнь о Нибелунгах", "Песнь о Роланде" - но записывают и обрабатывают их уже образованные люди. Среди крестьян, особенно с установлением крепостного гнета, постоянно живет ненависть к угнетателям - землевладельцев, и в то же время уважается фигура рыцаря - защитника христианства. В народной среде происходит формирование национальных языков, позже они вытесняют латынь с профессиональной литературы. Средние века являются богатыми на подобные контрасты.

Крестьянское мировосприятие, безусловно, формировалось на основе христианского мировоззрения, но при этом религиозные чувства простых людей значительно отличались от канонов официального богословия. Особое сочувствие вызвали страдания Христа, в них видели отголоски собственной судьбы. Любим, уважаемым становится образ Богоматери, ее считали защитницей и заступницей. Даже недовольство крестьян своим положением, борьба против угнетения осмислювалася в христианских образах. Возникали так называемые "народные ереси" (ересь - религиозное учение, отклоняющееся от официального, церковного). Против таких движений церковь боролась очень жестоко. Одним из орудий борьбы становится инквизиция. Возникнув в XII в. как форма церковного суда, она превратилась в крупную организацию и была подчинена лично Папе римскому.

Народная крестьянская культура послужила одним из важнейших источников прогресса средневековой культуры, начавшийся в XI в. и выразился в составлении городской культуры. В XI в. в Европе происходит быстрый рост городов. Их население состояло из решительных и найбунтивниших элементов общества: в города бежали крепостные - "воздух города делал свободным", меняли образ жизни некоторые феодалы, особенно обеднели. Новые виды занятий - торговля, ремесло - требовали активности, осмотрительности, порождали рационалистический подход к жизни. Горожане объединялись в коммуны, имевшие органы самоуправления. Они и возглавляли борьбу за освобождение от феодала или монастырь, на землях которых стоял город. Эта борьба требовала героических усилий и заняла немалый исторический срок, но увенчалась в результате успехом. Города стали опорой королевской власти в ходе образования централизованных национальных государств (за исключением Италии, где преобладали города-государства).

Важным элементом подъема культуры в XI-XIII вв. было расширение освиччености, выход ее за пределы исключительно духовенства. Организация городской жизни диктовала потребность в грамотных людях. Увеличивается количество школ, появляются городские, епископиальни, а также частные школы. Постепенно возникает их специализация. Например, в Болоньи были юридические школы, в городе Салерно - медицинские, признанным центром философии считался Париж.

Качественно новый этап в развитии системы образования - возникновение высших учебных заведений. В XII-XIII вв. возникают университеты (от латинского "универсум" - всеобщность, совокупность). Во многом типична организация Парижского университета. Он получил королевскую грамоту в 1200 г. В его состав входили преподаватели, учащиеся, а также книготоргивци, посыльные, аптекари, даже трактирщики. Преподаватели объединялись в особые организации - факультеты (от латинского "способность", способность излагать какой-либо предмет). В Парижском университете их было четыре: один младший, на котором обучали чтению, письму и изучали семь свободных искусств", и три "старших" - медицинский, юридический и богословский. Преподаватели избирали главу факультета - декан (от латинского - десятник). Учащиеся - студенты (от латинского "Студер" - усердно заниматься) - слушали и записывали лекции, участвовали в диспутах. К XV в. в Европе было уже 60 университетов.

Оживление интеллектуальной жизни в XI-XIII вв. оказалось в развертывании философских споров. Хотя господствующей был тезис философия - служанка богословия", но надо учитывать, что для людей той эпохи она несла иное значение, чем для нас. Ведь только в Боге видели выше значение всего земного. По сравнению с многовековой практическим отсутствием философской мысли это был безусловный шаг вперед. Средневековая философия получила обобщенное обозначение - схоластика (от латинского "школа"). В схоластике складываются и борются несколько направлений. Одной из первых была дискуссия об универсалиях между номиналистами и реалистами. Номиналисты считали, что в действительности существуют лишь единичные вещи, доступные чувствам, а общие понятия - " универсалии" - только их обозначение, имена (лат. nomina), "знаки языка". Реалисты отстаивали обратное.

Выдающимся представителем официальной церковной схоластики был Фома Аквинский (1225-1274). Он существенно развил католическое богословие, выработал общие принципы его отношение к природе и обществу, фактически сохранились доныне. Он, в частности, активно использовал наследие Аристотеля. Учение Фомы Аквинского охватило буквально все стороны жизни. Высказывал он и экономические идеи, например о "разумной цене", которая должна соответствовать количеству затраченного труда. Все чаще звучали "свободные мысли"; чтобы их отстаивать, требовалась большая личное мужество. Тезисе Августина, царившей веками, "верую, чтобы понимать", Пьер Абеляр (1079-1142) противопоставил тезис понимаю, чтобы верить", утверждая приоритет разума. Его учение было объявлено ересью. Профессор Оксфордского университета, францисканский монах Роджер Бэкон (1214 - 11 июня 1294) отстаивал важность опыта в получении знаний: "умение производить опыты стоит выше все знания и искусства". По обвинениям в колдовстве и общении с дьяволом он был подвергнут церковному суду и провел в заключении 14 лет.

Из литературных жанров с городской культурой связан расцвет латиноязычный литературы. Ее яркое явление - лирика вагантов (так называли бедных бродяг - студентов, школьников), она отличалась свободомыслием, презрением к всевозможным, в том числе церковных, авторитетов. Популярными были произведения сатирических жанров народными языками.


6. Светские праздники средневековья и культурные влияния

Три шуты карнавала, гравюра 1542

Средневековье - это не только молитвы, строительство соборов или крестовые походы. Это также светские, нецерковные праздники. Границы мира в представлении людей средневековья постепенно расширяли паломники к святым местам (паломничество к гробнице Якова Компостельского, паломничества в Палестину), купцы, дипломаты, шпионы, побывавшие в дальних странах (Марко Поло, Афанасий Никитин, послы папы римского, среди которых и Вильгельм де Рубрук), бригады странствующих строителей, ремесленников.

Наиболее привлекательной страной средневековья для европейцев долгое время оставалась Византийская империя. Географическое расположение на перекрестке торговых путей, на перекрестке идей, Востока и Запада, красочная собственная культура делали ее по-за конкуренцией в течение одного тысячелетия. Копии образцов византийской архитектуры появились в разных углах средневековой Европы (часовня в Фульде и часовня в Аахене, Германия, собор в Чефалу, Сицилия, собор Св. Софии в Киеве). Известны Константинопольского мозаичисты создают ценные мозаики как в самой Греции ( монастырь Дафни), так и в Италии (церковь Марторана в Палермо, церковь Сан Витале, город Равенна, в далекой Руси-Украине). Слава ремесленников-мозаичистами из Византии была такой большой, что их пригласили на работу даже в очаг мусульманства в тогдашней Западной Европе - в мусульманскую Испанию (мозаичные произведения соборной мечети Кордовы).

А на Константинопольского ипподроми выступали тогдашние актеры из всех усуд - акробаты из Египта, маги из Индии, танцоры из стран Скандинавии в звериных шкурах.

  • Три волхва, мозаика в Сан Аполлинарий Нуово, Равенна

  • Ахен. План копия-часовни из Равенны в Германии, с поздними готическими пристройками

  • Катедраль в Ахене, алтарь.

  • Кожаные маски скоморохов, найденные в Великом Новгороде, 12-13 вв, Государственный исторический музей, Москва.

В Северной Италии близ города Тревизо придумали новую забаву. Выстроили небольшой игрушечный замок. Его защищали девушки. Захватить замок пытались молодые парни, бросая у девушек - фиалки, лилии, розы, иногда фрукты. Чтобы покорить сердца защитниц, бросали даже корзины с цветами. Затем эта игра перешла в литературу, песни, стала известна под названием "Штурм замка Любви". Веселое завоевания замка, захищялы девушки, стало сюжетом для рельефов на слоновой кости, украсивших ножи, ларцы (ковчежец из Парижа 14 в, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, фрагмент рельефа - в Великом Новгороде, Россия).

The joker.jpg

Стихия языческого праздника урожая и почитания бога урожая Сатурна перешло в венецианский карнавал. Исследователи спорят, когда именно состоялся первый карнавал. Называют разные даты - 988 год, когда венецианским воинам удалось освободить из плена у сомалийских своих невест, как тогда и состоялся первый карнавал. Другие ведут происхождение карнавала с 1094 г., Когда венецианцы праздновали удачную сделку с Византией, которая позволила венецианцам со значительными льготами торговать в империи.

Даже могущественная католическая церковь не смогла за века сделать карнавал вполне своим. Обязательным признаком карнавала стали маски. Они менялись со временем, но были и постоянные, традиционные.

  • Баута - белая маска, наиболее известна. Она прикрывала лицо и рот, что позволяло менять даже голос.
  • Маттачино - ее одевали канатоходцы, которых тоже приглашали на праздник. Маттачино - одна из древнейших масок венецианского карнавала.
  • Моретта - женская маска, обычно черного цвета. Позже ее дополним треуголкой или перьями.
  • Врач чумы - специфическая венецианская маска. Она олицетворяла врача, который помогал больным чумой, потому морская столица Адриатики сильно страдала от Болезнь в средневековье. Маска врача чумы напоминает голову птицы, но с очками. В длинный клюв маскы вкладывали пряности или ароматические травы, чтобы врач мог работать в чумных бараках и монастырских больницах, несмотря на вонь.
  • С распространением итальянского театра масок, приобрели популярность маски театральных персонажей - Арлекин, Коломбина, Пьеро, Панталоне, Пульчинелла подобное.
  • Арлекин

  • Venezia carnevale 7.jpg
  • Маска врача чумы

  • Джованни Доменико Феретти.Коломбина и Арлекин

  • Куклы персонажи венецианского карнавала

  • Маски венецианского карнавала 2007 года.


7. Искусство средневековья

, Ювелир

, Архитектор

, (Или Мастер Герхард) первый архитектор Кельнского собора

, Мастер витражей

План аббатства в Клюни 13 в

Искусство раннего средневековья несет отпечаток переходности, в нем смешаны языческие и христианские мотивы. С утратой античных достижений главную роль получил декоративно-прикладное искусство, а позднее - архитектура.

О формировании определенного художественного стиля можно говорить примерно с 10 в. Тогда уже отчетливо проступала особенность средневекового искусства - ведущая роль в нем принадлежит архитектуре. Именно она отражает основные эстетические идеи, диктует вид живописи, скульптуры, является основой синтеза искусств.

Стиль западноевропейского искусства Х - XII вв. получил название " романский" . Он возник в монументальной каменной архитектуре, а в то время все каменные сооружения назывались римскими (Roma - Рим), в отличие от варварских - деревянных. На формирование нового стиля повлияли и уровень строительной техники того времени ( значительный практический опыт был накоплен, но сложные инженерные приемы не использовались), и реалии политической жизни (ведущая роль церкви, укрепление земельных владений феодалов, непрерывные войны).

Распятие, фреска, Штеермарк. Австрия

Характерные для романского искусства типы сооружений - замок (укрепленное жилище феодала) и храм, также очень прочный извне. Образцом планирования романского храма стала римская базилика (в переводе - "царский дом") - величественное прямоугольное помещение, разделенное поперечными опорами-колоннами на несколько зал - нефов. Стены были массивными, тяжелыми, узкие окна располагались высоко над землей. Крыши сначала создавали из дерева, но частые пожары заставили перейти к строительству каменных сводов. Перекрывать большие площади научились не сразу, поэтому возводили дополнительные опорные столбы. Характерная деталь - во внешнем виде здания четко просматривается его конструкция и внутреннее устройство. Помещение украшали скульптурами и фресками. Для романского живописи характерны очень яркие, контрастные цвета. В Европе в 11 в. наибольшей считалась церковь Клюнийского аббатства - резиденция ордена бенедиктинцев на юге Франции. До наших дней она не сохранилась, поскольку была разрушена в наполеоновские времена, когда романские сооружения совсем не ценились. Но поземных план церкви Клюнийского аббатства стал образцом для сооружений соборов во Франции, Испании, Германии.

  • Эли кафедральный собор, западная башня, Англия.

  • Базилика ди Сан Гавин, Сардиния, Италия, интерьер

  • Сан Миньято аль Монте, Флоренция, Италия

  • Аббатство Мария Лаах, Нимеччна, романский стиль

Замок Дарем, Англия

Всей Западной Европой живым отголоском средневековья остаются рыцарские замки, от одних сохранились только живописные руины, но многие выстоял и остался почти нетронутыми. Первоначально замок был деревянным башней ( донжон), разделенной на несколько этажей-ярусов, окруженной земляным валом, оградой и рвом. Выбирали стратегически важные места, которые господствовали бы в ландшафте - гору, скалу, край обрыва, остров. Когда перешли к каменному строительству, замки постепенно превратились в сложные оборонительные комплексы. Главный принцип их устройства - ряда препятствий для нападающих. Через ров, часто заполненный водой, к замку можно было добраться только через разводной мост. Главным укреплением были несколько рядов зубчатых стен с башнями. Обязательно наподвирьи замка был колодец или создавался большой запас воды на случай осады. На отдельном дворе строили дом для владельца, церковь или часовню, хозяйственные помещения, арсенал.

В XII-XV вв. рост городов, комплекс новых явлений духовной жизни, бытового уклада, технический прогресс привели в художественной сфере к возникновению нового стиля - готики. Готический стиль формируется, как и романский, в архитектуре. Термин "готика" введен в эпоху Возрождение, вложив в него несколько негативное отношение к варварской, как считали, архитектуры средних веков (готы - название одного из варварских племен).

  • Монастырь Сан Бенито электронной Реал, Вальядолид, Испания

  • Собор в Тюрне

  • Кафедральный собор города Лан (Ена), Франция

  • Любек, план собора Мариенкирхе суток готики

  • Замок Бивер, Англия

  • Ц-ва Сан Витале, Равенна, план

  • Готическая крепость города Каркассон, Франция

  • Мученики за веру христианскую, мозаика в Сант Аполлинарий Нуово, Равенна

  • Остатки аббатства Малельон Куланж, Франция

  • Великобритания, Уэльс, готический Катедраль

  • Витраж-роза собора Парижской Богоматери.

Собор в Альби, алтарь. Франция

Яркие готические памятники - городские сооружения: ратуши и, главное, соборы. В ратуше концентрировалась деловая, практическая часть управления городом. Средоточием же всей общественной жизни, безусловно, был собор. Кроме основного назначения - проведения богослужения - здесь читались лекции, проходили мистерии - театрализованные представления на библейские сюжеты, заключались особенно важны договоры. Соборы строились по заказу городских коммун, которые, как правило, не жалели на их возведение денег, поскольку собор был своего рода символом города, олицетворением христианских добродетелей жителей. Собор бывал настолько большим, что его не могло заполнить и все население города. Готический собор Парижской Богоматери царит даже над современной столицей Франции, превосходя величием все построенное позже. Строительство могло продолжаться десятилетиями, а то и столетиями. Знаменитый долгострой - Кельнский собор, который заложили в XII в., Заканчивали по старинным чертежам уже в XIX в.

Сомерсет, собор, Англия.

Главная визуальная особенность готической архитектуры - направленность здания вверх. Готические соборы производят ощущение легкости - при своей головокружительной высоте. Как достигается подобный эффект? Основной технический прием готики - стрельчатые своды. В романских постройках каменный свод крыши было полукруглым и опиралось на стены. Чтобы выдержать нагрузки, стены должны были быть массивными. В готическом сооружении конструируется сложный каркас с опорой прямо на фундамент и выносные опоры. Таким образом, стены несколько лишаются несущего нагрузки, отсюда - возможность сделать их тонкими, насыщать украшениями, делать большие и высокие окна. В готических соборах множество окон со сложными конструкциями, огромные витражи, галереи, переходы, башни, скульптуры. По внешнему виду совершенно невозможно догадаться, какой внутренний строй здания. Каждый из фасадов непохожий на другие. Например, по фотографиям Собора Парижской Богоматери, сделанных с разных сторон, можно и не догадаться, что это одна и та же здание.

Каждый из соборов посвящался какой-либо основной теме: Парижский - Богоматери, Шартрский - истории французского королевского рода. Украшения соборов - рельефы, скульптуры, фрески, витражи - настоящая энциклопедия средневекового мировоззрения и средневековой жизни. Например, Шартрский собор украшают 9 000 скульптур. Причудливо переплетаются здесь библейские сюжеты, античные образы, бытовые сцены, языческие мотивы, фантастические фигуры. Можно встретить своеобразные карикатуры в камне (один из рельефов собора в городе Парма (Италия) - изображает осла в одежде монаха, читающего проповедь волкам). Бывали неожиданные решения. На башнях собора в городе Лан (Ена), Франция - стоят большие статуи быков - так горожане увековечили труд животных (перевозка стройматериалов в строительстве). Виктор Гюго писал: "Книга архитектуры не принадлежала больше духовенству, религии, Рима, но - воображении, поэзии, народа ... В эту эпоху существует для мысли, выраженной в камне, привилегия, совершенно подобный нашей свободе печати: это свобода архитектуры".


8. Литература Средневековья

Основная статья: Средневековая литература

ForutuneWheel.jpg

Яркой страницей рыцарской литературы есть поэзия трубадуров (от прованс. Trobar - находить, создавать). Существовала на юге Франции в Провансе с конца XI до начала XIII в. Лирика трубадуров возникла воплощением рыцарского мировоззрения. Поэзия трубадуров была первой в Европе светской поэзией народным языком. В каждой стране их называли по-разному: в Англии - менестрели, в Германии - шпильманы. Лирику трубадуров питали разные источники: фольклорные песни и обряды, античная и восточная поэзия. Они оспiвувалы рыцарское любовь и героiчнi подвиги. В творчестве трубадурiв выделяют 3 основных тем: война, служение сюзерену и поклниння Прекрасной Даме, а также 3 жанры:

  • Канцона - лирическое стихотворение о рыцарское любви (позднее сборник стихов Петрарки называться "Канцоньере");
  • Сирвента - стихотворение о подвигах на ратном поле;
  • Пасторелли - лирическое стихотворение, который рассказывает о любви рыцаря к пастушки.

Известным трубадуром считают Бертарна де Борна.

Ваганты - бродячие монахи, школьники, безработные выпускники первых университетов (Болонский, Оксфордский итд. Итп.). Их стихи были чаще веселые и життелюбнi; в отличие от представникв духовенства, воспевали не аскетизм и смирение, а радости жизни ( анакреонтической поэзия), однако не редко встречались жалобы на жестокую судьбу и несправедливость. Писали на латыни, также вiдрiзняло iх от трубадуров. Одна из самых известных достопримечательностей - цикл " Carmina Burana ". Поэзия вагантов была преимущественно анонимная, поэтому нет ни одного известного писателя в области поэзии вагантов.


9. Художественные сокровища средневековья Украине

Св. Лаврентий, мозаика собора Св. Софии, Киев, 11 века.



Источники

  • Егоров Д. Н. "Культурная история Средний веков", М, 1918
  • "История европейского искусствознания. Вот античности ло 18 века", М, 1963
  • "Культура Византии, вторая половина 7-12 вв.", М, "Наука", 1989
  • Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э.. История Средний веков. - 2-е изд .. - М.: МБА, 2008. - 320 с. - (Humanitas). - ISBN 978-5-902445-19-7
  • Егер О. Всемирная история. Средние века. / 3-е изд. испр. и доп. - М.: АСТ, 2006. - 607 с. - ISBN 5-17-029373-9
  • Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М., 2002.
  • Литературоведческий словарь-справочник под редакцией Р. Т. Громьяк, Ю. И. Кузнецова, В. И. Теремка. - К.: ВЦ "Академия", 2007
  • Даркевич В. П. "Произведения западного художественного ремесла в Восточной европе (10-14 века)", М, 1966
  • "Труды отдела Востока Ермитажа", т 3, Л, 1940
  • "Книга Марко Поло", М, 1955
  • * История средних веков. М., 2003

См.. также


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам