Надо Знать

добавить знаний



Стамбул



План:


Введение

Стамбул (Константинополь, старославянское Царьград, тур. İstanbul, дав.-гр. Κωνσταντινούπολις , лат. Constantinopolis ) - Крупнейший город Турции и Европы, пятый город мира по населению. Важный морской порт, крупный промышленный и культурный центр Турции (население 16 млн человек (2007)). Расположен на берегу Босфора, имеет большое международное историческое и культурное значение.


1. Название

Современная турецкая название İstanbul ([istanbul] или разговорное [ɨstanbul]) была использована для описания этого города, в разных вариантах, еще в 10-м веке, оно было общим названием для города в нормальном турецком языке еще ​​до завоевания 1453. Этимологически оно происходит от греческого выражения "Εἰς τὴν Πόλιν" [Istimbolin] или Эгейским диалектом "εἰς τὰν Πόλιν" [istambolin] (современная греческая "στην Πόλι" [stimboli]), что имеет значение в город, городом или нижний город (Сравни укр. Подол) [2]

Первая известная название города - Лигос ( дав.-гр. Λυγγος ). В 667 г. до н.э, с образованием на его месте мегарской колонии, она получит название Византий ( дав.-гр. Βυζάντιον ), В честь предводителя колонистов Бизаса. В 196 г. римский император Септимий Север в честь своего сына переименовал город в Августу Антонину, но название не прижилось. В 330 г. Константин Великий, основав на месте Византия новую столицу империи, дал ей название Новый Рим (( дав.-гр. Νέα Ῥώμη , лат. Nova Roma )). Это название до сих пор остается в титулатуре константинопольского патриарха, но в официальном употреблении ее быстро вытеснил название Константинополь ( дав.-гр. Κωνσταντινούπολις , лат. Constantinopolis ). Так город назвивалы всю византийскую и (хотя и значительно реже) османскую сутки. Турки, правда всегда именовали город Стамбулом, пусть даже и рядом с названием Константинополь. Поэтому с 1453 г. эта название стало первым. А с 1930 года - единственной. [3]


2. История

" Если Земля была бы единственным государством, Стамбул был бы ее столицей. - Наполеон [4] "

Первым человеческим поселением на месте Стамбула считают неолитическое поселок, который был расположен в районе современной станции стамбульского метро Еникапы. Оно датировано 6500 до н. е. Первый по времени памятник культуры на Анатолийском берегу Босфора - курган Фиартепе датируется 5500-3500 до н. е.

Фракийские племена, заселившие берега Босфора конце II тысячелетия до н. е., построили поселения Семистра и Лигос (последнее на Дворцовом мысе, возле современного дворца Топкапы (1100 - 1000 гг до н. э)). В 685 г. до н.э. на мысе Мода (современный Кадикьой) греки с Мегары основали поселение Калхедон.

В 667 году до нашей эры на месте фракийского Лигос мегарцам во главе с Бизасом (Бизант) был основан новый город. В честь предводителя колонистов оно получило имя Византий. В 512 - 478 году до н. е. Византий находился под властью Персии. После освобождения вошел в состав Афинской архе. В 411 - 409 и 405 - 389 гг до н. е. - временно находился под контролем Спарты, в 364 году до н.е. - Фив. В 357 году до н.е. окончательно выходит из подчинения Афинам.

В 340 году до н.е. Византий осадил Филипп II Македонский, но город выстоял. В 227 году до н.е. город атаковали кельты ( Галаты), которые впоследствии поселились на северном берегу Золотого Рога. В 74 г. до н.е. Византий вошел в состав Римской республики. В 193 году город после трехлетней осады был захвачен Септимия Севера. Он приказал разрушить городские стены и лишить Византий всех льгот и привилегий.


В 324 - 330 годах Константин Великий построил на месте Византия новую столицу Римской империи, которую впоследствии в честь императора стали именовать Константинополь. За время Константина в городе было возведено 30 дворцов и храмов, 4 тысячи крупных жилых домов, по полторы сотни бань и пекарен, 8 водопроводов, 2 театра, цирк и новый ипподром. В 395 году Римская империя окончательно распалась пополам. Константинополь становится столицей Восточной или Ромейской ( Византийской) империи. Во времена Феодосия II вокруг города строят новые стены.

Наивысшего расцвета Византия достигла при императоре Юстиниана I ( 527 - 565). Он развернул в столице неслыханное по масштабам строительство. В 532 - 537 был построен собор Святой Софии - в те времена самый большой в мире христианский храм. В 625 - 626 Константинополь осаждали персы и авары. В 670, 674 - 678, 717 - 718 гг город штурмовали арабы, 705 года у стен столицы появились болгары, 860, 874, 944, 1043 на город нападали руси. После поражения под Манцикертом в 1071 году восточная граница империи отодвигается почти до предместий Константинополя. Алексей I Комнин был вынужден обратиться за помощью к крестоносцев. Однако появление в Иерусалимского королевства и активное продвижение на восток западных конкурентов - венецианцев, генуэзцев, пизанцы нанесли удар по экономике византийской столицы. Недовольный этим Андроник I Комнин в 1183 г. отменил привилегии итальянских торговцев и изгнал их за пределы империи. Венецианцы отомстили-при четвертого крестового похода западные рыцари сначала взяли Константинополь в осаде, а 13 апреля 1204 года получили город штурмом и разграбили.

Константинополь был превращен в столицу нового государства, получившего название Латинская империя. Вернуть себе город грекам удалось лишь 15 июля 1261 года, когда жители открыли ворота перед обладателем Никейской империи Михаилом VIII Палеологом.

"Введение Мехмеда II в Константинополь в 1453 году ". Бенжамин Констант, 1876

Однако Палеолога не удалось остановить упадок Константинополя, его население сокращалось, особенно с тех пор, когда соседские султаны из династии Османов стали объединять под своей властью до того разрозненные турецкие княжества Малой Азии и постепенно захватывать византийские города и провинции. 29 мая 1453 года город был взят войсками османского султана Мехмеда Завоевателя и в 1457-58 стал столицей империи. Сами турки называли его на свой ​​лад - Стамбул ( тур. İstanbul), однако официально город не переименовывали и даже в официальных документах фигурировала и название Константинополь ( тур. قسطنطينيه Konstantiniyye).

Бесчеловечном город был быстро заселено. Большинство христианских церквей превращены в мечети. Построены дворец Эски-Сарай) и Топкапы, в центре города появился Большой базар. Во времена правления Сулеймана Великолепного в 1520 - 1566 годах город переживает новую "золотую эпоху". Главный архитектор Сулеймана Синан строит, в частности мечеть Шах-заде (окончена в 1548) и мечеть Сулеймание. Во времена Ахмеда I напротив Святой Софии строят Голубую мечеть ( 1609 - 1616).

Осман II в 1622 г. решил перенести столицу на восток - к Дамаск или Алеппо, но был убит янычарами. Во времена султана Селима III ( 1789 - 1807) делаются первые попытки реформ ("Низам-и джедит"), продлены Махмуд II и Абдул-Меджид I ( "Танзимата"). В 1845 году в Стамбуле построен первый постоянный Галатский городов, в 1850 году по Босфора пошли пароходы. После победы в Крымской войне резиденцию султана переносят во дворец Долмабахче, построенного по европейскому образцу. 1868 открывается Галатасарайський лицей. 1870 - университет. В 1871 году в Стамбуле появляется первая трамвайная линия, в 1875 году - карликовая линия метро - Тюнель. В 1889 открывается железнодорожный вокзал.


Панорамный вид города в 1870-х с Галатской башни
Панорамный вид города в 1870-х с Галатской башни

В 1908 г. вспыхнула Младотурецкой революцией. В 1914 г. "молодые турки" втянули империю в первую мировую войну на стороне Германии. После подписания Мудросского перемирия Стамбул был оккупирован английскими и французскими войсками. Власть султана ограничивалась стенами его дворца.

В стране вспыхивает новая революция, которую возглавил ( Мустафа Кемаль). Столицей вновь Турецкой Республики становится Анкара, Стамбул окончательно теряет свой ​​столичный статус. 28 марта 1930 года принят закон о почте 1930,, который запретил в официальных документах и почтовых отправлениях использовать название Константинополь. Единственным официальным названием города осталось наименование Стамбул.


Начиная с конца 1940-х и начале 1950-х годов, Стамбул претерпел большие изменения: строились новые площади (например, площадь Таксим), бульвары и проспектов, иногда за счет сноса исторических зданий. Начиная с 1970-х годов, население Стамбуле начало быстро расти, поскольку люди из Анатолии мигрировали в города, ради трудоустройства на многочисленных новых заводах, которые строились на окраине. Это внезапное резкое увеличение городского населения увеличило спрос на жилищное строительство, и много раньше отдаленных сел и лесов стали частью Великого Стамбула. Незаконное строительство привело к тому что 65% зданий в Стамбуле строятся без должного планирования. [5]


3. География

3.1. Расположение

Расположение города
Зима в Стамбуле

Стамбул расположен в пагорбний местности на северо-западе Турции на обоих берегах пролива Боспор, с юга омывается Мраморным морем. Основная часть города расположена в Европе, меньше в Азии. Европейская часть города разделяется бухтой Золотой Рог. Площадь города - 1 538, 77 км .


3.2. Климатические условия

Стамбул расположен в зоне умеренного климата. Зима холодная и влажная. Температуры весной и осенью умеренные. Летом погода очень теплая и влажная. (Средняя температура в январе - от +3 до 9 C, в августе - от 18 до 28 C). Осадков - 870 мм в год. [6] Зимы дождевые, часто выпадает снег. С ноября по апрель выпадает снег, но он держится не более 4-5 дней. Град выпадает чаще, чем снег, и наиболее часто выпадает в течение осени и весенних месяцев. Грозы обычно случаются весенних i летом.

Низкая температура (-16.1 C) была зафиксирована 15 февраля 1927 года. Высокая температура (40.5 C) была зафиксирована 12 августа 2000 года. [7]

Больше всего осадков за день выпало 9 сентября 2009 года - (342 мм).

Таблица среднемесячного распределения температур:

Климат Стамбула, Турция Турция
Показатель Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Год
Абсолютный максимум, C 18,3 24,0 26,2 32,9 33,0 40,2 40,5 38,8 33,6 34,2 27,2 21,2 40,5
Средний максимум, C 8,7 9,1 11,2 16,5 21,4 26,0 28,4 28,5 25,0 20,1 15,2 9,7 18,3
Средняя температура, C 5,8 5,9 7,6 12,1 16,7 21,0 23,4 23,6 20,2 16,0 11,9 8,2 14,3
Средний минимум, C 2,9 2,8 3,9 7,7 12,0 16,0 18,5 18,7 15,2 12,0 8,5 5,3 10,3
Абсолютный минимум, C -10,4 -16,1 -7 -0,6 3,6 8,0 10,5 8,2 5,2 1,0 -4 -9,4 -16,1
Норма осадков, мм 102.4 80.2 69.9 45.8 36.1 34.0 38.8 47.8 61.4 100.9 110.7 123.9 843.9
Источник: Всемирная метеорологическая организация ( ООН [8] Devlet Meteoroloji İşleri Genel Mdrlğ (DMI) [6] [9] и BBC Weather Centre [10]
Луна Наибольшая температура Наименьшая температура Дождливые дни Солнечные дни
Средняя Абсолютная Средняя Абсолютная
Январь 9 19 3 - 13 18 2.6
Февраль 9 24 2 - 16 15 3.3
Март 11 27 3 - 11 14 4.4
Апрель 16 33 7 - 2 9 6.6
Май 21 34 12 2 8 8.9
Июнь 26 37 16 6 5 10.8
Июль 29 39 18 11 4 11.7
Август 29 41 20 10 3 11.3
Сентябрь 25 38 15 6 6 8.5
Октябрь 21 33 12 3 10 6.2
Ноябрь 15 27 9 - 7 13 4.6
Декабрь 11 22 5 - 12 17 2.3

4. Городское управление и районы Стамбула

Городское управление осуществляет муниципалитет, избираемый на 4 года. Муниципалитет занимается вопросами местного бюджета, налогов и сборов, благоустройства и т.д. Стамбул делится на 33 административных района, названия которым часто дают от имени мечетей, находящихся в них, или от названий прилегающих к ним ворот городской стены. В свою очередь районы делятся на кварталы.

5. Районы и кварталы Стамбула

п о р Административное деление Стамбула
Европейская часть
Султанахмет Галата Бейоглу Бешикташ Вефа Фатих Таксим Лалели Еминеню Сулукуле Долмбахче Айвансарай Касимпаша Джибали Чукурджума Каракей Зейрек Кабаташ Фенер Балата Ейуп Ортакей Влахерне Бебек Левент
Азиатская часть
Ускюдар Кадыкей Харем Бостанджи Малтепе

6. Транспорт

6.1. Аэропорты

Стамбул имеет два международных аэропорта: самый это Международный аэропорт Ататюрк расположен районе в Йешилкьой (Сан Стефано) на Европейском стороне, в 24 км к западу от центра города. Когда он был построен, он расположен на западном краю столичной области, но сейчас лежит в пределах города.

Меньший - Международный аэропорт Сабиха Гьокчен расположен вблизи Курткьой на Азиатском стороне у Стамбул Парк. Расположен примерно в 20 км к востоку от Азиатских кварталов и 45 км на восток от центра на Европейском стороне.


6.2. Автомагистрали

E80 и трансъевропейская автомагистраль (Trans European Motorway) (TEM) соединяющих Европу и Турцию. Сеть автомагистралей вокруг Стамбула быстро развивается и постоянно расширяется. Автострады также ведут на восток до Анкары и на запад к Эдирне. Имеются также две скоростные окружные трассы. Старше O1, в основном используется для внутреннего городского движения; новее, шоссе TEM, преимущественно используется при для междугородного или межконтинентального движения. Первый Босфорский мост на О1 и Мост Султана Мехмета на ТЕМ связывают между собой обе стороны Стамбула.


6.3. Морской транспорт

Морской транспорт имеет жизненную важность для Стамбула, поскольку город практически со всех сторон окружает море: Мраморное море, Золотой Рог, Босфор, Черное море. Многие жители Стамбула живут в на Азиатском стороне города, но работают на европейском. Знаменитые пригородные паромы формируют основу ежедневного перемещения между двумя частями города - и транспортируют в день больше, чем оба висячие мосты через Босфор. Пригородные паромы, рядом с катамаранами большой скорости Морской автобус (Seabus, Deniz Otobs), является ведущим связи между городом и Принцовимы островами.

Круизный корабль (слева) и Морской автобус (справа)

İDO (İstanbul Deniz Otobsleri - Стамбульский морской автобус) было основано в 1987 году, действует между европейской стороной - Паромный порт Еникапи, азиатской стороной - Паромный порт Пендик и некоторыми другими пристанями в Мраморном море. Автомобильные паромы из Еникапи соединяют с Бандирмою, Измир и другими городами на Эгейском побережье Турции. С Пендику автомобильные паромы направляются в Еникапи, Ялова, Бурсы и Анталии.

Пассажирский паром

Стамбульский порт - один из главных в стране. Старый порт на Золотом Роге используется для личной навигации. Порт Каракьой в Галати используется при для круизных кораблей. Регулярные круизные рейсы Каракьой и Еминьоню осуществляется в некоторые порты на Мраморном и Черном море. Еженедельное паромное сообщение с Одессой. Главный Стамбульский грузовой порт расположен в районе Гарем на Азиатском стороне города.

Стамбул также несколько пристань для личной навигации, главные - Атакьой Марина на европейской стороне и Каламич Марина на Азиатском.


6.4. Железная

Вокзал Сиркеджы был открыт в 1890 как станция для Восточного Экспресса

В 1883, Бельгийский предприниматель, Жорж Нагельмакерс начал использование железной Париж - Константинополь, используя пассажирский паром от Варны в Константинополь. В 1889, железная дорога, от Бухарест в Константинополь, была завершена, делая возможным поездку полностью суше. Маршрут известен как Восточный Экспресс, ставший известным благодаря работам Агаты Кристи и Грэма Грина. [11]

Вокзал Хайдарпаша был открыт в 1908 году как вокзал для Багдадской и Хиджазькои железной

Сегодня, Вокзал Сиркеджы Турецких государственных железных дорог (TCDD), который был изначально открыт как конечная остановка Восточного Экспресса, - конечная остановка всех линий на Европейской стороне и главный связующий узел Турецкой железной дороги с остальной Европой. Сейчас, международное сообщение обслужено железной соединяет Стамбул и Салоники, Греция, а также Босфорский Экспресс ежедневно курсируя между между Сиркеджы и Бухарестом. Отсюда же следуют поезда на Белград, Софию, Будапешт, Кишинев.

С вокзала Хайдарпаша несколько раз в день двинутся поезда на Анкару, в другие города Анатолии также отсюда следуют поезда но не так часто. На данный между Азиатским и Европейским берегами курсирует железнодорожный паром, но по плану, в 2012 году, его заменит железнодорожный тоннель Мармарай, который будет также долей Стамбульского метро. Вокзал Хайдарпаша был открыт в 1908 году как вокзал для Багдадской и Хиджазькои железной.


6.5. Общественный транспорт

6.5.1. Городской рельсовый транспорт

Карта Стамбульского рельсового транспорта
6.5.1.1. Ностальгический трамвай
Исторический трамвай на Истикляль Авеню

В конце 1990, исторический трамвай был восстановлен на Истикляль Авеню между Таксим и Тюнель, длина линии 1.6 км.

1 ноября 2003, другая ностальгическая линия (T3) трамвая была восстановлена ​​на Анатолийском берегу Стамбула между Кадикьой и Мода. Эта линия имеет 10 остановок и длину 2.6 км. Путешествие занимает 21 минуту.


6.5.1.2. Современный трамвай
Линия Т1;

Быстрый трамвай (T1) начал перевозку пассажиров с 1992, имея европейскую ширину колеи, соединяющий Сиркеджи с Топкапи. Линия была продлена от Топкапи в Зейтинбурну в марте 1994, и от Сикерджы в Еминьоню в апреле 1996. 30 января 2005 линия была продлена от Еминьоню в Финдикли пересекая Золотой Рог по Галатской мосту впервые за 44 года. Завершающий этап линии до Кабатач будо открыто в июне 2006.

Трамвай Flexity Swift следует старым кварталом Стамбула

Линия имеет 24 станции, длину 14 км. Первоначально обслуживалась 22 поездов легкого метро, производства ABB, которые сейчас переведены на другие линии; в то время на станциях были временные высокие платформы. Эти поезда были заменены заменены 55 вагонов Flexity Swift производства Bombardier Transportation в 2003 году. Продолжительность полной поездки 42 минуты. Ежедневная способность перевозки 155 000 человек. Стоимость проекта US $ 110 млн.

Линия Т2;

В сентябре 2006 года была открыта линия трамвая Т2 направляясь на запад от Зейтинбурну в BAĞCILAR. Линия обслуживается 14 вагонов легкого метро производства ABB. Станции имеют высокие платформы на уровне пола подвижного состава.


6.5.2. Фуникулер

Фуникулер Тюнель
Фуникулер Кабатач-Таксим

В Стамбуле используются два подземных фуникулера разных по возрасту и стилю.

Старейшая из них - Тюнель, первый в континентальной Европе метрополитен, вторая в мире после Лондон (возможно третий, если считать Бруклинский Туннель Атлантического авеню). Длина 573 м, высотный перепад 60 м, без промежуточных станций между Каракьой и площадью Тюнель. Работает непрерывно с 1875. Два поезда отправляются каждые 3.5 минуты, продолжительность поездки 1.5 минуты. 15 000 человек перевозимых ежедневно.

Вторая линия фуникулера Кабатач-Таксим, открытая в июне 2006. Эта линия соединяет станцию ​​морских автобусов и остановку трамвая Кабатач со станции метро на площади Таксим. Имеет длину 600 м высотный перепад 60 м, продолжительность поездки 110 секунд.


6.5.3. Легкое метро

Стамбульский легкий метрополитен - состоит из двух линий. Первая линия (М1) начала работу 3 сентября 1989 между Аксарай и Карталтепе. Позже линию достроили до Международного Аэропорта Ататюрк. этот участок вступила в действие 20 декабря 2002. Вторая линия (T4) была открыта в 2007 между Едирнекапи и Мескида-и Салам. Лнии имеют 36 станций, из них 12 подземных, 3 эстакадные станции, длина 32 км. Линии полностью отделены от другого движения и не имеют пересечения на одном уровне с другими видами транспорта. Длина подземной части 10.2 км. обслуживается поездами построенными ABB в 1989.


6.5.4. Метро

Строительство современного подземного метрополитена в Стамбуле началось в 1992. Первая линия (M2) Taксим - 4-ый Левент и вошла в действие 16 сентября 2000 года. Длина линии 8.5 км, имеет 6 станций, выполнении однотипно, но в разных цветах. На данный работают 8 поездов, по 4 вагона в каждом. Интервал движения 5 минут, ежедневное перевозки 130 000 пассажиров. Продолжительность поездки 12 минут. Подземка способна противостоят землетрясения магнитудой 9 по шкале Рихтера.

Северная ветвь четвёртом Левент - Маслак была открыта в январе 2009. Южная ветвь от Таксим в Еникапи, пересекает Золотой Рог мостом и далее направляется под старым городом в Чичкану, в случае полностью готова и как ожидается должна быть сдана в эксплуатацию в 2009 году. Участок будет иметь длину 5.4 км и четыре станции. В Еникапи должно быть гейт между пригородными поездами, Стамбульским метрополитеном и Стамбульским легким метрополитеном в 2012.

На Азиатском стороне продолжается строительство линии от Кадикьой в Картал.


7. Образование и наука

Стамбул является научным центром Турции. В городе расположены три государственных университета - это Стамбульский университет, Стамбульский технический университет и Университет Богазичи, а также несколько частных университетов - Эдитепе, Мармара и др.. Также в Стамбуле находится Стамбульская академия экономики и торговли, Высшая техническая школа, Академия изящных искусств, Стамбульская консерватория и другие высшие учебные заведения. В городе действуют ряд научных обществ - Турецкое медицинское общество, Турецкое биологическое общество, Турецкое химическое общество. Крупнейшие библиотеки города - библиотека Стамбульского университета и библиотека Стамбульского технического университета, библиотека Сулеймание, библиотека Баязида.


8. Достопримечательности

Софийский собор

Софийский собор, также Ая-София - одна из величайших памятников византийской архитектуры, которые сохранились доныне, символ "золотого века" Византийской империи и один из символов современного Стамбула. Собор расположен в историческом центре города в районе Султанахмет и сейчас действует как музей.

Голубая мечеть

Голубая мечеть, или мечеть Султанахмет - первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула. Мечеть насчитывает шесть минаретов : четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких - на внешних углах. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Мечеть расположена на берегу Мраморного моря в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив мечети Ая-София.

Мечеть Лалели

Мечеть Лалели - памятник исламской архитектуры в европейской части современного Стамбула, возведенное по проекту архитектора Мехмеда Тахира Ага в период 1760-1763 годов.

Церковь Хора

Музей Карие, он же - церковь Хора. По Византии это был замечательный императорский собор, украшенный десятками разновидностей мрамора. Здесь короновались византийские императоры, и неленивые гид поможет отыскать камень, где когда-то устанавливали трон, и вы постоите на месте коронации византийских царей. Мраморное обрамление выполнено так, что на стенах можно видеть цветы, всадников, монахов, фигуры сокола и быка и другие причудливые узоры. Но самое важное украшение храма - мозаичные изображения XI века, которые хорошо сохранились. Надвратная изображение Иисуса выполнен так, что если идти по полукругу, то кажется, что Христос провожает вас взглядом, смотрит глаза в глаза.

Церковь Святой Ирины

Построена на месте, где у латинян стоял храм Греков, церковь святой Ирины (миролюбивая, в переводе с древнегреческого), тоже один из древнейших памятников христианства, ведет родословную с 330 года. Так же, как и Святую Софию, перестраивал и украшал храм император Юстиниан. Значение храма подчеркивает тот факт, что в 381 году в его стенах состоялся второй Вселенский Собор. До XVIII века османы использовали церковь святой Ирины как склад оружия, а уже при Турецкой Республики ее превратили в Музей археологии и оружия.


См.. также


9. Сноски

  1. Население за Турецким институтом статистики
  2. "The Names of Istanbul". Dnden bugne İstanbul ansiklopedisi. 5. Ciltli. 1994.
  3. Robinson, Richard D. The First Turkish Republic: A Case Study in National Development. - Cambridge: Cambridge University Press, 1965.
  4. "5th World Congress of the International Economic Association" (pdf) . http://www.econ.iastate.edu/department/news/newsletter/Files/IEA-WorldCongress.pdf . Проверено 2007-09-12 .
  5. Charles Correa. "Yzde 65'i imarsız" dnya şehri "(A world city with 65% illegal buildings)". Cnn Turk . http://213.243.34.6/OZEL_DOSYALAR/haber_detay.asp?pid=1069&haberid=111712 . Проверено 2005-07-18 .
  6. а б Yıllık Toplam Yağış Verileri - İstanbul (Data of the total annual precipitacion of Istanbul)
  7. Extreme Temperature Records Worldwide - Istanbul
  8. World Weather Information Service - Istanbul
  9. "llen En Dşk Sıcaklıklar (Lowest Recorded Temperatures): 30.01.2012 06:00 - 31.01.2012 06:00 (UTC) - İstanbul" . http://www.dmi.gov.tr/sondurum/en-dusuk-sicakliklar.aspx?t=t&gun=120131&ind=1&s=NM&f = .
  10. BBC - Weather Centre - World Weather - Average Conditions - Istanbul
  11. "Orient Express". Britannica Online. September 2007 . http://www.britannica.com/eb/article-9057368/Orient-Express . Проверено 2007-09-27 .

Источники


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам