Надо Знать

добавить знаний



Станислав Монюшко



План:


Введение

Станислав Монюшко

Станислав Монюшко ( пол. Stanisław Moniuszko , лит. Stanislovas Moniu?ka , бел. Станислаў Манюшко ; 5 мая 1819, убелить под Минском - 4 июня 1872, Варшава) - польско - белорусский композитор; автор песен, оперетт, балетов, опер; творец польской и белорусской национальных опер.


1. Биография

Родом из поместья убелить (Червенский район, Беларусь). Музыке учился сначала у матери. В семье Монюшко культивировались патриотические и культурные ценности (семья принадлежала к обедневшей шляхты), что повлияло на формирование эстетического и общественного мировоззрения будущего композитора [1]. В 1827 году семья Монюшко переехала в Варшаву, где восьмилетний Станислав начинает свое обучение в Августа Фреера (ученика Юзефа Эльснера) в классе игры на фортепиано и органе. Впоследствии, в 1830 году семья переехала в Минск. Здесь Монюшко учился в гимназии, где практиковал композицию под руководством Д. Стефановича. В годах 1837 - 1840 учится в Берлине у Ф. Рунгенгагена (композиция, хоровое дирижирование).

В 1838 были изданы "Три песни" на слова Адама Мицкевича. В 1839 с музыкой Монюшко во Львове была поставлена ​​пьеса "Ночь в Апеннинах" Александра Фредра. В том же году в Свободные дирижирует своей мессой. К раннему творческому периоду относятся также два струне квартета.

В 1840 - 1858 жил в Вильне. Служил в Костеле Св. Иоанна, давал уроки фортепиано и композиции (среди учеников - Ц. Кюи). К этому периоду относится его самое известное произведение - опера "Галька", впервые в концертном исполнении в Вильне ( 1848) постановка ( 1854). В новой редакции в 4 актах поставлена ​​в Варшаве ( 1858). К вильнюсского творческого периода также относятся большинство песен композитора, которые стали весомыми для польской музыкальной культуры того времени, поскольку в него основным пепертуаром как профессиональных польских певцов так и любителей были арии и песни французских и итальянских композиторов (песни Кароля Курпинського, Юзефа Эльснера, Марии Шимановской и проч. еще не могли их вытеснить).

С 1850 дирижировал в виленском городском театре на оперных спектаклях. С 1858 года живет в Варшаве (год постановки второй, 4-актнои, редакции "Гальки"), дирижер Большого театра ( пол. Teatr Wielki ), В 1864 - 1874 профессор Музыкального института. Монюшко неоднократно дирижировал своими произведениями в Петербурге, поддерживал дружеские связи с российскими музыкантами (посвятил А. С. Даргомыжского фантастическую увертюру ?Сказка?, 1848). В 1856 А. Н. Серов в рецензии на авторский концерт Монюшко в Петербурге отметил мелодическую свежесть, прозрачную оркестровку и оригинальность музыки.


2. Творчество

Первым изданным произведением Монюшко есть "Три песни" на слова Адама Мицкевича ( 1838). С 1842 писал песни (всего около 400), изданные в сборниках "Домашние песенники" (сборник 1-6, 1844-1859; посмертно сборники 7-12 издал польский фольклорист, музыковед и филолог Ян Карлович). Песни Монюшко заложили основы польской национальной вокальной музыки. Главная заслуга композитора - создание национальной оперы.

Произведениям Монюшко свойственны мелодичность, лиризм, опора на национальный песенный и танцевальный фольклор, доступность музыкального языка, а в музыкально-сценических произведениях - мастерство в создании индивидуальных характеристик (особенно комических), в построении массовых, ансамблевых и сольных сцен. Глубоко проникнув в народно-песенную культуру, Монюшко создавал оригинальные мелодии, многие из которых стали считаться народными.

Главные черты композиторского таланта Монюшко ярко воплощены в опере "Галька", которая отражает социальные конфликты и имеет демократическое спрамування. Патриотические и демократические взгляды нашли выражение также в 12 "домашних песенниках", опере "Страшный двор" ("Очарованный замок"), запрещенной царскими властями после нескольких спектаклей в 1865, опере "Пария" (1869) и др.. Монюшко был знаком с Берджихом Сметаной, который поставил "Гальку" в Праге (1868), Ференцем Листом, который выдал полонезы Монюшко, и др..


3. Монюшко и Беларусь

Создание первых водевилей, музыкальных комедий и комических опер Монюшко связано с Беларусью. В 1834 минскими любителями поставлен один из первых его музыкальных произведений "Канторския служачыя"; в 1841 в Гродно, а в 1843 - в Минске поставлены одноактные комедии "Лотерея" (либретто Корвин-Милевского). На либретто В.Дунина-Марцинкевича композитором написаны "рекрутский набор" (по К. Кижижановським; поставлена ​​в 1841 в Минске), "Борьба музыкантов", "Великолепная вода" (спектакль в Минске относился 21 раз), "Идилия" ("Сялянка "с К. Кжижановським; поставлена ​​в 1852 в Минске, у 1853-1855 ставилась в Бабруйську, Слуцке, Нясьвижы, Глуск и др.).. Премьера комической оперы "Идилия" состоялась 9 февраля 1852 в Минском городском театре.

Благодаря использованию в либретто белорусского языка (наряду с польским) и опоре на белорусский фольклор, это событие стало значительной вехой в истории белорусской музыкальной культуры. Впервые с белорусской театральной сцены звучали национальные мелодии, заговорах и поговорки, было не просто творческой смелостью автора в условиях пренебрежения к белорусской культуре времен Николая I, но и свидетельством творческого, идейного и общественной позиции композитора. Однако взгляды С. Монюшко подвергались критике даже со стороны друзей. Так, например, В. Сиракомля, который одобрял Дунина-Марцинкевича за то, что он "первым решился создать великое произведение на нашей народной речи", считал произведения Монюшко "слишком острыми", а известный варшавский музыкальный критик Ю. Сикорский неоднократно упрекал Монюшко за социально заостренные сюжеты, которые придавали музыке "нежелательный характер".

Мировоззрение Монюшко свормувався уже в юношеские годы, прошедшие в Беларуси. С малых лет будущий композитор почувствовал богатство и привлекательность белорусского фольклора, особенно песенного. Поэтому белорусский колорит ярко прослеживается в его произведениях, особенно ранних. В предисловии к 1-го выпуска "Хатняга сьпеўника" (1844) Монюшко сообщал, что поместил в нем

песенки сел расположенных при Немане ... в этих поэтических произведениях ярко проявился национальный характер и местный колорит [...], а то, что есть в ней народного, национального, местного, который появляется отголоском наших детских воспоминаний, никогда не перастае нравиться жителям той земли, на которой они родились и выросли

Позже С.Монюшко щедро черпал из колодца белорусской народного творчества. Так, в опере "сплавщиков леса" ("Плытагоны", 1858) Р. Ширма отметил

такое богатство песенных и танцевальных народных интонаций, порой создается впечатление присутствия где-то под Луцком или Минском на народном празднике

4. Память

Похоронен на Повонзкивському кладбище. В Минске на здании гимназии, в которой учился Станислав Монюшко, установлена ​​памятная таблица, в Вильнюсе на ул. Немецкой (Вокечю) на доме, в котором жил композитор, установлена ​​памятная таблица. Имя Монюшко носит улица в Жверинаси. В сквере в костела Св. Екатерины в 1922 установлен памятник композитору (бюст скульптора Болеслава Балзукевича на постаменте, оставшемся от памятника А. Пушкину после эвакуации бюста русского поэта из Вильны в 1915).


5. Наследие

Памятник С. Монюшко в Ченстохове
Памятник С. Монюшко в Вильнюсе
Памятник С. Монюшко в Лодзи
Памятник С. Монюшко в Катовицах

5.1. Оперы

  • Идеал (Ideal, 1841),
  • Карманьола (Karmaniol, 1840),
  • Желтый чепец (Zolta szlafmyca, круг 1842),
  • Отличная вода (Woda cudowna, 1840-е годы),
  • Сельская идиллия (Sielanka, 1843: выполнена 1852),
  • Галька (1-я редакция, 1848, Вильнюс, 2-я редакция, 1858, Варшава),
  • Бетлий (комическая опера, 1852),
  • Сплавщиков леса (Flis, комическая опера, 1858),
  • Графиня (Hrabina, комическая опера, 1860),
  • Честное слово (Verbum nobile, 1861),
  • Очарованный замок (Страшный двор; Straszny dwor, 1865),
  • Пария (Paria, 1869);

5.2. Оперетты

  • Лотерея (Loteria, 1843, Минск; 1846, Варшава),
  • Рекрутский набор (Pobor rekrutow, 1842),
  • Борьба музыкантов (Walka muzykow, 1840-е годы),
  • Явнута, или Цыгане (1-я редакция под названием Цыгане - Cyganie, 1850, поставлена ​​1852, Вильнюс, 2-я редакция под названием Явнута, 1860, Варшава),
  • Беата (мелодрама, 1872, Варшава);

5.3. Балеты

  • "Монте Кристо" (1866),
  • "На постое? (Na kwaterunku, 1868),
  • "Выходки сатаны" (Figle szatana, 1870):
  • балетная музыка к операм А. Николай "Виндзорский проказницы" и Д. Обера "Бронзовый конь";

5.4. Кантаты

  • "Льдь" (Milda, 1848, слова Ю. И. Крашевского)
  • "Нийоле" (Nijoła, 1852, слова Ю. И. Крашевского)
  • "Крумин" (1852, слова Ю. И. Крашевского)
  • "Призраки" (Widma, 1859, слова А. Мицкевича)
  • "Крымские сонеты" (Sonety krymskie, 1867, слова А. Мицкевича)

5.5. Духовная музыка

  • "Остробрамской литании" (Litanie Ostrobramskie)
  • 6 мес, в частности "Петровинська"

5.6. для оркестра

увертюры:

  • "Сказка" (Зимняя сказка; Bajka, Conte d'hiver, 1848),
  • "Каина, или Смерть Авеля" (1856),
  • "Военная увертюра, или Любовница гетмана" (Uwertura wojenna albo Kochanka hetmanska, 1857), * "Концертный полонез" (Polonez koncertowy)

5.7. камерно-инструментальная музыка

  • 2 струнных квартета (до 1840);

для фортепиано (около 50 пьес) -

  • "Безделушка" (Fraszki, 2 тетради пьес, 1843),
  • 6 полонезов, вальсы, мазурки;

для органа -

  • "Песни нашего костела" (Piesni naszego kosciola)

5.8. для голоса с фортепиано

  • более 400 песен;
  • хоры, вокальные ансамбли;

5.9. музыка к спектаклям драматического театра

до водевилей:

  • А. Фредро "Ночлег в Апеннинах" (1839),
  • "Новый Дон Кихот, или Сто безумств" (1842, поставлен 1923),

к постановкам

  • "Гамлета" и "Венецианская купца" Шекспира,
  • "Разбойников" Шиллера, "Карпатских горцев" Коженевского,
  • "Лилли Венеды" Ю.Словацкого.

6. Источники и ссылки

  1. Музыкальная энциклопедия. М. 1976.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам