Статуя Зевса в Олимпии

037.638 0002 1.63 Координаты : 37 ? 38ь16 .3 "с. ш. 21 ? 37ь48 "вост. д. / 37.637861 ? с. ш. 21.63 ? в. д. (G) 37.637861 , 21.63

Статуя Зевса Олимпийского, салонная гравюра 19 века

Статуя Зевса Олимпийского - по преданию, один из Семи чудес света - древнегреческий статуя Зевса работы Фидия, установлена ​​в центре Храма Зевса в Олимпии на полуострове Пелопоннес.


1. История создания

Первоначально сама Олимпия представляла собой территорию, принадлежавшей храму перед воротами древней Писы. После разрушения Писы в 641 до н.е., элейцы не позволили возникнуть здесь новому городу и, таким образом, навсегда удержали за собой право заведование святилищем. Этой цветущей местности был подарен вечный мир, вооруженное войско не могло перейти его границ, потому что вся Элида стала посвященной верховному олимпийском богу Зевсу.

По преданию, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроносом, который пожирал своих детей, поскольку оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс, победил и заставил Кроноса отрыгнуть своих братьев и сестер. В честь этой победы были установлены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 до н.е.

С тех пор прошло более двух веков, и в 456 до н.е. в Олимпии элидским архитектор Либон начал строить Храм Зевса, который стал главной святыней города. 440 до н.е. над созданием центральной статуи Зевса начал работать Фидий. Годом ранее он разработал и подготовил технику, чтобы получить достаточное количество золота и слоновой кости. Он ваял и резал части статуи, прежде чем они могли быть собраны в единое целое в самом храме.

Величие и красота скульптуры настолько поражали современников, она была признана новым чудом света. Как показывает Павсаний [1], с первого взгляда казалось невероятным, что храм мог вместить эту статую. Географ Страбон писал:

"... Хотя сам храм - очень большой, скульптор критикуется за то, что не учел реальное соотношение пропорций статуи к храму. Он показал Зевса сидя на троне, но с головой, почти упирающейся в потолок, чтобы у нас складывалось впечатление, что если Зевс встанет, то упрется головой в крышу храма ".

Однако в целом потомки высоко ценили произведение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (1 век до н. н.э.) назвал Зевса Олимпийского - воплощением красоты. Римский писатель и ученый Плиний Старший (1 век н. н.э.) считал скульптуру несравненным шедевром. На протяжении многих лет Храм Зевса привлек посетителей и поклонников со всего мира. В первом столетии римский император Калигула даже попытался переместить статую в Рим. Однако его попытка потерпела неудачу.

После того, как на 10-м году своего правления император Феодосий Великий в 394 году нашей эры запретил Олимпийские игры, храм был закрыт. 406 года император Феодосий II приказал разрушить все храмы и сооружения в Олимпии как свидетельство языческой традиции. Уничтожение уцелевших остатков храма довершили мощные землетрясения 522 и 551 лет [2].

Хотя статую несколько раньше усилиями состоятельных греков было перевезено во дворец в Константинополе. Там она сохранялась, пока не была уничтожена пожаром 462 года. Среди копий статуи, включая большой прототип в Курени ( Ливия), ни одна не сохранилась до сегодняшнего дня. Ранние реконструкции, например, Эрлаха, теперь считают неточными.


2. Описание скульптуры

Статуя Зевса не сохранилась до наших дней, однако многочисленные описания в сочинениях древних историков, археологические находки (небольшие копии, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества.

Хрисоэлефантинной статуя бога высотой достигала 12 м 40 см. Массивный пьедестал статуи около 3,5 метров высотой украшали позолоченные фигуры, изображавшие олимпийских богов. На этом пьедестале, который представлял подобие Олимпа, находился трон, созданный золота и драгоценных камней со множеством различных украшений из слоновой кости и черного дерева.

Статуя Зевса является выражением свитоправлячои могущества и вместе родительской нежности, представлена ​​сидя на троне. Оливковый венок украшал голову Громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча спадал плащ, прикрывавший часть ног. В левой руке бог держал скипетр, увенчанный орлом, а на вытянутой правой руке стояла богиня Ника из золота и слоновой кости. Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота - такая техника и называется хрисоэлефантинной. Лицо, руки и другие обнаженные части тела выполнены из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии - из золота, глаза - из драгоценных камней.

Трон изготовили, по одним источникам, с кедра, по другим - из черного дерева и покрыли золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники - богини Победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты - богини красоты, дочери Зевса и Геры.

Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым Элевсинских камнем и белым мрамором. По словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. н.э.), он служил для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую (масло сохраняло слоновую кость от рассыхания). Свет, что проникал сквозь двери темного храма, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его голову. Путешественникам, входили в храм, казалось, что сияние исходит от самого лика божества.


Примечания

  1. Павсаний 5, 11, 1
  2. Hellenic Ministry of Culture - odysseus.culture.gr/h/3/eh351.jsp? obj_id = 2358

Источники

п ? в ? р Семь чудес света
Пирамида Хеопса Рельеф из Вавилона