Надо Знать

добавить знаний



Стельмах Михаил Афанасьевич


Стельмах М.jpg

План:


Введение

Михаил Афанасьевич Стельмах (* 11 (24) мая 1912, с. Дьяковцы (теперь Литинского района Винницкой области) - 27 сентября 1983, Киев) - украинский писатель, драматург, фольклорист, творил в жанре соцреализма. Писал стихи, но начиная 1940-х - в прозаическом жанре. Автор поэтических книг для детей. Член Союза писателей Украины. Одним из первых в послевоенной художественной литературе поднял проблему Голода 1932-33 и борьбы ОУН - УПА против СССР.


1. Биография

Родился в с. Дьяковцы Литинского района Винницкой области в семье крестьянина, ветерана Русско-Японской войны Афанасия Стельмаха. Мать - белоруска. 1933 окончил литературный факультет Винницкого педагогического института (первым в селе получил высшее образование) и до 1939 преподавал в селах Киевщины; 1939 мобилизован в сталинского войска, участник Второй Мировой войны. Как солдат-артиллерист воевал в Белоруссии, дважды ранен. С 1944 работал в редакции газеты 1-го Украинского фронта "За честь Родины". Во время войны в Воронеже ( Российская Федерация) и Уфе ( Республика Башкортостан) вышли под редакцией М. Рыльского два сборника фронтовых стихов С. "Провесинь", "За ясные зори" ( 1942), 1943 - напечатана в Уфе книжка рассказов "Березовый сок" под редакцией Ю. Яновского.

После войны, по приглашению поэта Максима Рыльского, стал сотрудником Института фольклора, этнографии и искусства АН УССР (1945 - 53). Депутат Верховной Рады СССР, зам. гл. Совета Национальностей.


2. Творчество

Как поэт печатается с 1936. В 1941 появилась первая поэтическая книга "Доброе утро". В годы войны вышли сборники "За ясные зори", "Провесинь". Поэзию Стельмаха отмечает глубокий лиризм, напевность, эмоциональность, влияние фольклора, многогранность тематики.

Проза С. - типичный образец литературы соцреализма, с присущим ему всякое приспособлением к партийной линии (например, роман "Большая родня", проникнутый духом глорификации Сталина и отмечен сталинской наградой 1951, Стельмах переделал согласно критики "культа личности" и 1957 переиздал под названием "Кровь людская - не водица") и так называемого "украшательства" советской действительности, от которого свободные произведения Стельмаха посталинськои суток.

Однако попытка написать сочинение о послевоенной Галичину, войну ОУН-УПА на родном Подолье, наталкивается на сопротивление цензуры. Доктор истор. наук В. Сергейчук пишет:

" Михаил Стельмах написал правдиво об ОУН-УПА. Он даже пробовал сделать это в свое время, хотя и в жестких рамках идеологического задания партии. Но ему не дали возможности сказать хоть частицу правды об ОУН-УПА. В этом может убедиться ... , Когда ознакомится с докладной начальника Главлита УССР К. пленников секретарю ЦК КП (б) И. Назаренко от 2.10.1952 г.:

"Докладываю, что Главлит УССР не позволил к изданию и вернул издательству" Советский писатель "на переработку повесть Михаила Стельмаха" Над Черемошем ".

Поставив своей целью показать процесс коллективизации в деревнях Станиславский Верховины в 1948-1950 г.г., который проходил в условиях кулацкого сопротивления, Мих. Стельмах не сумел придать этому сопротивлению ярко выраженного классового характера. Вместо обреченных кулаков, у Стельмаха действуют вооруженные новейшей автоматическим оружием буржуазные националисты, т. н. бандеровцы, которые имеют свою разветвленную организацию, свой руководящий центр, свою "украинскую главную военную совет", которая даже чеканит и награждает своих головорезов, которые отличились, орденами и медалями - вроде медали "3а борьбу в особенно трудных условиях".

Сам этого, возможно, не желая, автор предоставил националистическом подполье характер большой и грозной силы, способной держать в страхе население и представителей советской власти на значительной территории, политически нам не только не желательно, но и очень вредно "(Центральный государственный архив общественных об 'объединений Украины - ЦДАГОУ: Ф. 1. Оп, 24. Спр. 1566. Арк. 144).

"

Роман "Правда и кривда вызвал первую политическую дискуссию в украинском среде после погромов 1930-х годов. В частности, там есть такие дерзкие слова: "Мы страшного врага - фашизм - уже закапываем в могилу, а этот враг еще среди нас ходит". Не зря критик Иван Светличный отметил, что С. впервые:

" прямо и откровенно, без всякого обычного в таких случаях словесного тумана, пишет и о сиротские драмы, и о запущенности или вовсе отсутствие демократии в колхозах, и о налоговых притеснениях и о величайшее зло нашего времени - бюрократию, и о многих других досадных, но, к сожалению, реальных вещей, о которых другие говорят шепотом и с оглядки "

(Ж-л "Отечество". - 1961. - № 12).

Еще одна заслуга С. - первая публичная беседа о факте "непонятного" голода 1932-33 в Украине в глухие брежневские времена. В сочинении "Четыре брода (1978) С. заставляет украинской общество вспомнить о жертвах Голодомора, указывает на откровенных коллаборационистов (Магазник), которые принимали участие в организации искусственного голода на селе. Вместе с романом "Правда и кривда", творчество С. в 1960-70-х гг охарактеризована критиками как "политическая"! ( Леонид Новиченко, 1988). А еще С. был фронтовиком и лично смелым человеком. Видимо только он мог написать 1973 некролог в киевской прессе памяти украинского поэта, заключенного ГУЛАГ СССР Олеся Печаль.

Мемориальная доска М. Стельмаха на доме писателей Ролит в Киеве

Исключительно богата народной лексикой, специфическим юмором, проза Стельмаха стилевом родственная лиризованою прозой Михаила Коцюбинского, Юрия Яновского, с особенно отчетливо видны воздействиями Александра Довженко. Однако, упомянутые уже негативные приметы, определяемые жанровым террором, применяемым по подневольных украинских литераторов. Однако выразительный склонность к сентиментализма (тоже свойственного методе), правда, обеспечивают С. одно из ведущих мест в литературной иерархии СССР. По мнению де каких-либо современных критиков, вообще творчество С. органично фальшивая и тем самым лишена подлинной художественной ценности. Тем не менее, произведения С. и дальше находятся в школьных программах по лит-ры в общеобразовательных школах Украины, а на Подолье С. относят к ключевым литературных фигур края ХХ ст.

Сын М. Стельмаха - детский писатель, драматург Ярослав Стельмах ( 1949 - 2001, автор спектакля "Синий автомобиль").

Премии: Ленинская, Государственная СССР (обе - 1961), Гос. пр. СССР им. Т. Г. Шевченко (1981).

В 1946 -1952 и 1965 -1983 годах жил в доме писателей Ролит, где ему установлен памятную доску. Умер в Киеве, похоронен на Байковом кладбище. В честь Михаила Стельмаха назван улицу.


3. Произведения

  • Сказка о правде и несправедливости
  • Между березами девочка идет
  • Родня
  • Только волны, и небо голубое
  • Четыре брода (1978)

3.1. Поэтические сборники

  • "Доброе утро" (1941)
  • "За ясные зори" (1942)
  • "Провесинь" (1942)
  • "Пути рассвета" (1948)
  • "Рожь силы набирается" (1954)
  • "Поэзии" (1958)
  • "Мак цветет" (1968)

3.2. Прозаические произведения

  • "Березовый сок" (сборник новелл, 1944)
  • "Большая родня", роман (кн. 1 "На нашей земле", 1949, кн. 2 "Большие залежи", 1951)
  • "Хлеб и соль" (роман, 1959)
  • "Правда и кривда" (роман, 1961)
  • "Дума про тебя" (роман, 1969)
  • "Над Черемошем. Гуцульские мотивы" (повесть, 1952)
  • "Гуси-лебеди летят" (повесть, 1964)
  • "Щедрый вечер" (повесть, 1967)
  • "На Ивана Купала" (пьеса, 1966)
  • "Очарованный ветряк" (пьеса, 1967)
  • "Кум королю" (пьеса, 1968)
  • "Живи, Украина!" (Сценарий документального фильма, 1958).
  • "Сочинения", тт. 1 - 6 (1972 - 73)

3.3. Книги для детей

  • "Жатва" (1951)
  • "Колосок до колоска" (1951)
  • "Живые огни" (1954)
  • "Весна-весняночка" (1955)
  • "В сестрички две косички" (1955)
  • "В ежовых мельнице", "Как журавль собирал щавель" (1957)
  • "Бурундуков семья" (1963)
  • "Цапков урожай" (1967)
  • "Лето-Лило" (1969)

4. Библиография

Михаил Стельмах. Избранные произведения. Изд-во "Сакцент плюс". К, 2005. 2010

Литература

  • Виктор Жадько. Некрополь на Байковой гори.-К., 2008.-с.207, 268.
  • Виктор Жадько. В памяти Киева: столичный некрополь письменникив.-К., 2007.-С.27, 89,122,379.
  • Виктор Жадько.Украинський некрополь.-К., 2005.-С.298.
  • Виктор Жадько. Байковое некрополь.-К., 2004.-С.1181.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам