Надо Знать

добавить знаний



Стендаль


Stendhal.jpg

План:


Введение

Стендаль (Анри-Мари Бейль) ( фр. Stendhal , Настоящее имя: Анри-Мари Бейль ( фр. Henri-Marie Beyle ) * 23 января 1783, Гренобль - 23 марта 1842, Париж) - французский писатель. Автор романа "Красное и черное".


Биография

Один из выдающихся французских писателей XIX века Анри Бейль творил под псевдонимом Фредерика Стендаля ( Штендаль - название немецкого города, в котором родился известный немецкий искусствовед XVIII века Иоганн Винкельман).

Стендаль родился 23 января 1783 года в Гренобле, в семье богатого адвоката. Его дед, врач и общественный деятель, увлекался идеями Просвещения и был поклонником Вольтера. Но с началом революции в семье взгляды очень изменились, отец Стендаля вынужден был даже скрываться. Мать мальчика рано умерла, и семья надолго оделась в траур. Отец не занимался воспитанием сына, доверив его католическому аббату Ральян. Это привело к тому, что Стендаль возненавидел и церковь, и религию. Втайне от своего воспитателя он начал знакомиться с трудами философов-просветителей (Кабаниса, Дидро, Гольбаха). Чтение, а также наиболее сильные впечатления и переживания детских лет, связанные с Первой французской революцией, стали определяющими моментами в формировании мировоззрения будущего писателя. Склонность к революционным идеалам он сохранил на всю жизнь. Ни один из французских писателей XIX века не отстаивал эти идеалы с такой страстью и смелостью.

1797 Стендаль вступил в Гренобле в Центральную школу, целью которой было введение в республике государственной и светской учебы вместо религиозной и вооружения молодого поколения знаниями и идеологией вновь буржуазного государства. Здесь парень увлекался математикой. После окончания курса его отправили в Париж для поступления в Политехническую школу, куда он так и не поступил. Стендаль прибыл в Париж через несколько дней после переворота 18 брюмера, когда молодой генерал Бонапарт захватил власть и объявил себя первым консулом. Тогда же начались приготовления к походу в Италию. В 1800 году семнадцатилетний Стендаль вступил в армию Наполеона. Он прослужил в ней более двух лет, а затем подал в отставку и 1802 году вернулся в Париж со скрытым намерением стать писателем.

Стендаль был сторонником идеализации Наполеона, что отразилось и в его творчестве. Но его отношение к Наполеону, особенно после захвата последнее престола Франции и превращения в императора, было, однако, весьма критичным. Некоторые замечания Стендаля свидетельствуют о том, как хорошо он понимал деспотические и узурпаторская стремление Наполеона и какую угрозу он видел в нем для подлинного духа революции.

Стендаль принимал участие в походе Наполеона в Россию в 1812 году, был в Москве, Смоленске, Могилеве, получил ужасы зимнего отступления французской армии из России. Впечатления о России были очень сильны. Он видел героизм русского народа, который защищал свою родину, видел также и жестокую произвол самодержавия.

После падения Наполеона и возвращение Бурбонов во Францию ​​Стендаль едет в Италию, лишь наездами бывая на родине. Стендаль полюбил Италию; эта страна сыграла немалую роль в формировании взглядов писателя. Его привлекало насыщенная общественная жизнь Италии. В 1821 году происходят восстания карбонариев в ряде городов ( Неаполь, Турин). Сочувствие Стендаля этому движению дало основание правительству обвинить его в принадлежности к восставшим и предложить срочно покинуть австрийские владения северной Италии.

Пребывание в Италии оставило глубокий след в творчестве Стендаля. Он с увлечением изучал итальянское искусство, живопись, музыку. Эта страна вдохновила его на целый ряд произведений. Это работа по истории искусства "История живописи в Италии", "Прогулки по Риму", новеллы "Итальянские хроники". Наконец, Италия дала ему сюжет одного из крупнейших его романов "Пармский монастырь".

Пребывание во Франции, где правили ненавистные Стендалю Бурбоны, становится для него непереносимым. Это отношение писателя к реакции и режима Реставрации нашло свое выражение в его лучших романах. В 1830 году Стендаль получил от короля Луи Филиппа назначения в Триест консулом, но его не утвердили, как "неблагонадежного", в Триесте. Стендаль становится консулом в папских владениях в Чивитавеккия. Его смелая, независимая мысль, сочувствие революции и якобинцам, атеизм, его полны боевого протеста произведения делали одинаково тяжелым его пребывания как в Италии, так и у себя на родине.

Стендаль чувствовал себя больным, но довольно часто ездил с Чивитавеккии к Рим. В 1841 году с ним случился первый апоплексический удар. Ему дали отпуск, и осенью он снова приехал в Париж, намереваясь пробыть там всего несколько дней. И неожиданно его свалил второй удар.

После смерти писателя вокруг его имени критики создали "заговор молчания". Первым, кто заговорил о нем и заставил обратить внимание на Стендаля, был Бальзак. Называя Стендаль замечательным художником, Бальзак утверждал, что понять его могут только самые возвышенные умы общества.

Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героические традиции недавней революции. Связь его с просветителями можно наблюдать как в творчестве, так и в его философии и эстетике.

В понимании искусства и роли художника Стендаль идет дальше просветителей и утверждает, что искусство по своей природе социальное, оно служит общественным целям. Это положение Стендаль превращает в боевое оружие против искусства своего времени, прежде всего против классицизма. Его искусствоведческие работы были остро публицистические. Одной из главных его работ по литературе является "Расин и Шекспир" (1825).

Стендаль подчеркивает, что художник только тогда выполняет свое назначение, когда он ведет за собой общество. Если художники действуют в одиночку, не связанные с массой, тогда - ничто.

Эстетические положения просветителей Стендаль развивает в новых исторических условиях - после Французской революции 1789-1794 годов, в период назревания революции 1830 года. Через все произведения проходит мысль о важности исторических сдвигов, которые неизбежно отражаются в искусстве. Все его статьи по искусству проникнуты чувством нового. С каждой новой исторической эпохой меняется понятие красоты, говорит Стендаль. То, что казалось хорошим людям XVII века, уже не может казаться хорошим тем, кто пережил революцию 1789 года. Изменяется также и историческая роль писателя. Ценность писателя, убежден Стендаль, определяется не тем, как хорошо он изучил классиков, искусство прошлого, а тем, насколько он участвовал в революционных событиях в общественной жизни своего времени. Главную ошибку классицистов Стендаль видит в том, что они хотят сохранить то искусство, которое сложилось еще задолго до революции. Новым направлением он считает романтизм - как новое искусство, ведет борьбу со всем отсталым, обреченным на видживання.

Еще одно важное положение: искусство должно быть правдивым. В романе "Красное и черное" он характеризует роман как "зеркало, которое проносят по большой дороге". Если дорога грязная, если на ней есть лужа, это неизбежно отразится в этом зеркале, и напрасно было бы обвинять зеркало в том, что оно отражает точно, надо обвинять дорогу, или, правильнее, смотрителя дороги, в том, что он плохо распоряжается на ней ".

Наконец, последняя тезис - это необходимость учиться в Шекспира. Стендаль пишет, что романтики никогда не советуют прямо подражать драмы Шекспира. Этому великому человеку необходимо следовать в манере изучать мир, среди которого мы живем, потому что он дает своим современникам именно тот жанр трагедии, что им нужен.

Таким образом, в своих эстетических взглядах Стендаль является учеником и продолжателем просветителей. их учение он развивает в новых исторических условиях, что накладывает резкий отпечаток на его взгляды и образы, придавая им новые качества. Все требования к искусству он ставит в зависимость от задач, которые выдвигает революция.

Связь Стендаля с просветителями можно проследить и в области философии, - он был учеником просветителей-материалистов Дидро, Гельвеция, Кабаниса. Особое место в философских взглядах Стендаля занимает вопрос о человека. Подобно просветителей, Стендаль утверждает, что человек должен гармонично развивать все заложенные в ней способности и силы и направлять их на благо родины, родного края, общества. Способность к большому чувству, к героизма - вот качества, которые определяют полноценную личность. Исключительное место в его философии и творчестве занимает проблема страсти. В понимании Стендаля страсть никогда не противоречит умственные, а находится под его контролем. Герои романов Стендаля нередко выступают такими же рационалистами в своей любви: Жюльен Сорель, Фабрицио, Сан-Cеверина, даже охвачены сильной страстью, всегда способны оценить свое чувство, свои поступки, подчиняя их разуму.

Так, в литературе XIX века Стендаль вносит боевой дух века и революции, веру в разум, в гармоничную личность, культ сильных страстей. Но отстаивая идеалы революции, он вынужден делать, что эти священные для него идеалы далеки от современности, в которой торжествует проза буржуазной жизни. Героическое становится ненужным в практике буржуазных отношений, там, где царит безнадежная тупость, погоня за наживой, карьеризм. В этих условиях человеку сильных страстей, жаждущей героического, нет места, и она неизбежно вступает в противоречие с буржуазной действительностью. В этом и заключается трагедия главных героев Стендаля. В 20-х годах Стендаль пишет замечательную новеллу "Ванина Ванини", вошедшей позднее в "Итальянские хроники". В ней раскрывается эпизод из истории революционно-демократического движения карбонариев в Италии.


2. Произведения

2.1. Романы

  • Арманс ( фр. Armance , 1827)
  • Красное и черное ( фр. Le Rouge et le Noir , 1830)
  • Пармская обитель ( фр. La Chartreuse de Parme , 1839)
  • Ламиель ( фр. Lamiel , Написанный в течение 1839-42, незаконченный, выданный 1889)
  • Люсьен Левен ( фр. Lucien Leuwen 1835, незаконченный, выданный 1894)
  • Жизнь Наполеона ( фр. Vie de Napolon , 1817-1818, издан в 1929)

2.2. Автобиографии

  • Жизнь Анри Бюлара ( фр. Vie de Henri Brulard , 1835-1836, издан 1890)

2.3. Новеллы

  • Розовое и зеленое ( фр. Le Rose et le Vert , 1837, закончено)
  • Mina de Vanghel
  • Виттория Аккорамбони (Vittoria Accoramboni)
  • Итальянские Хроники ( фр. Chroniques italiennes , 1837-1839)
  • ( фр. Les Cenci )
  • Герцогиня де Палиано ( фр. La Duchesse de Palliano )
  • ( фр. L'Abbesse de Castro , 1832)
  • фр. Vanina Vanini

2.4. Эссе

  • О Любви ( фр. De L'Amour , 1821)
  • Мемуары эгоиста ( фр. Souvenirs d'gotisme , Издан в 1892)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам