Стенопись

Семья Киевского Князя Ярослава Мудрого, фреска Софийского собора в Киеве

Стенопись - разновидность монументального и декоративного живописи, что выполнялось непосредственно на стене или на штукатурке, закрепленной на стене, в котором фигуративные образы и декоративные орнаменты подчиняются архитектурным формам. В стенописи пользуются различной малярной техникой: фреска, альсекко, енкавстика, темпера, клеевые краски, масло, за новых времен - синтетические резиновые краски и т.п.. В стенописи относят также мозаику.


История

Стенопись развился в Египте, Китае, Средней Азии, Греции, Риме, а 4 ст. к РХр. - 2 ст. по РХр. широко касался в античных городов Северного Причерноморья в отделке жилых домов, общественных зданий и гробниц (памятники в Керчи, Ольвии, Херсонесе и др..). В средние стенопись развился главным образом в церковном искусстве. С 10-13 вв. в Украине происходят мозаики и фрески соборов Киева ( Софийского, Михайловского-Златоверхого, Кирилловской церкви), Чернигова ( Успенского Елецкого монастыря, Борисоглебского), Остра (Юрию синагогах) и др.. Традиции монументального стенописи Киевской и Галицко-Волынского государства продолжали украинского мастера 14-17 вв., Используя частично знания и опыт западно-европейского искусства, главным итальянского; стенопись монастыря в с. Бакоте ( Подолье), церквей св. Онуфрия в Лаврове ( Галичина), Успенской в Лужанах ( Буковина), церкви-ротонды св. Николая в с. Горянах ( Закарпатье), в Армянской кафедре в Львове (16 в.). В 15 в. Украинский мастера расписывали костелы в Польши : колегиятський костел в Вислицу, замковая часовня св. Троицы в Люблине, кафедральный храм в Сандомире, часовню Честного Креста в кафедральном соборе в Вавеле в Шаговые. С 16 в. известные стенописи в церквях: св. Онуфрия в с. Должности Роботицький и св. Параскевы в с. Радружу (Перемищина).

Развитие деревянного строительства не способствовал стенописи, однако есть заметные темперой полихромии 17-18 вв. из деревянных церквей, главным образом Галичины и Закарпатья. Стенописи сохранены полностью или в фрагментах в церквях Галичины: св. Троицы ( 1593; разобрана 1937) и св. Духа в Потиличи, св.Юра и Воздвиженской в Дрогобыче, ев. Апостолов в Поворозник (западная Лемковщина, разобрана), Троицкой в Сыхове, в Жовкве, Судебной изгиб и др.., на Закарпатье - в Николаевской церкви в Колодный и др.., на Буковине - в Бергомети и др..

Со второй половине 17-18 вв. памятники стенописи в каменных сооружениях сохранились в Киеве (в Успенском соборе и Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской Лавры и в Андреевской церкви) и на Левобережье (в Троицком соборе Густынского монастыря, в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре, Успенском соборе Елецкого монастыря в Чернигове, в Николаевской церкви в Переяславе). В Галичине и на Волыни в монументальном живописи того времени работали преимущественно итальянские, французские, немецкие и польские художники в отделке костелов и дворцов, в стиле барокко и рококо ( Подгорцы, Олыка, Олесько, Львов).

В 18 в. в стиле классицизма были украшены многочисленные дворцы Разумовских ( Киев, Козелец, Покорщина, Яготин, Глухов, Почеп), в 19 в. дворец П. Завадовского в Ляличах. В начале 19 в. в церкви над стенописью работали еще Л. Долинский и В. Боровиковский, однако реализм не способствовал развитию декоративного искусства и преобладал шаблон: обои, рисованные на бумаге или холсте (так называемые колтрины). Немалым достижением считался роспись в построенном в псевдовизантийском стиле Владимирском соборе в Киеве ( 1885 - 1896; С. Костенко, В. Замирайло, Н. Пимоненко и другие под руководством В. Васнецова). С российских художников интересны росписи оставил еще М. Врубель ( Кирилловская церковь в Киеве).

В начале 20 в. начались попытки возрождения украинских народных и исторических традиций в декоративном живописи. Больше удачные росписи Полтавского земства ( 1903 - 1906) В. Кричевского и Музыкального института им. Н. Лысенко во Львове М. Сосенка ( 1915). В 1920-х pp. в украинских стенописи работали М. Бойчук и его школа монументалистов: И. Падалка, В. Седляр, А. Павленко, К. Гвоздик, М. Рокицкий, А. Мизин, Шехтман (стенопись Крестьянской санатории в Одессе 1928 и Червонозаводского театра в Харькове, 1933 - 1935, оба уничтожены) и Л. Крамаренко в Киеве и Харькове (роспись конференционной зале АН УССР в Киеве, 1930). После второй мировой войны в монументальном стенописи работают выпускники создана в 1946 Института монументальной живописи и Скульптуры в составе Академии Архитектуры УССР. С 1950-х pp. стенопись применяют в отделке театров ( Тернополь), дворцов культуры ( Новая Каховка), павильонов выставок, вокзалов ( Харьков, Ужгород), аэропортов (Киев), ресторанов и других сооружений. В Галичине и на Волыни стенописи оказывались почти исключительно в церковном искусстве: П. Холодный-старший ( Духовная Семинария во Львове), М. Осинчук, П. Ковжун, Ю. Магалевський, которые работали старой техникой темперы. Они модернизировали византийский стиль и дали пидбудову под новый стенопись, традиции которого далее развивали художники в эмиграции: П. Холодный-младший, С. Гординский, М. Билинский, М. Дмитренко, И. Дикий.

Наряду с стенописью, выполняемого профессиональными художниками, развивался народный стенопись - роспись стен домов снаружи и внутри. Различные области Украины выработали собственные методы и образцы стенописи. Сначала украшали дома окраской (подмазка завалинки, наружных стен разными цветами глины или мелом) со второй половины 19 в. внедрены орнамент - снаружи вокруг окон и дверей, на ставнях и как фриз под крышей. Внутри дома главным объектом росписи была печь, стена над полом, на которой рисовано ковер и, реже, потолок и балку. В росписи преобладал растительный орнамент, иногда изображаемый птиц или сказочно-фантастических зверей и рыб. Роспись выполняли просто на стене (без предварительных набросков, поэтому эффект его свежий и спонтанный), обычно несколько раз в год, поэтому он был недолог. Широко Петриковская живопись в с. Петриковка на Екатеринославщине. За последние десятилетия мотивы народной росписи имеют широкое применение в прикладном искусстве: на тканях, фарфоре и майолике, для украшений домов и т.п..


Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Широцкий К. Декоративное убранство украинского дома, ж. Искусство в Южной России. Киев 1913;
  • Ростовцев М. Античная декоративная живопись на юге России, т. 1 - 2. Петербург 1913;
  • Podlacha W. Sztuka ruska na ziemiach polskich. Historia malarstwa polsKiego, т. И. Львов 1914;
  • Голубец М. Лавров. Записки Чина св. Василия В. Жовква 1926;
  • Кржеминський К. Стенные росписи на Уманщини. Киев 1927;
  • Гегенмейстер В. Стенные росписи на Подолье. Каменец-Подольский 1927;
  • Гегенмейстер В. Крестьянские настенные росписи Каменеччины. Каменец-Подольский 1930;
  • Берченко Е. Настенное рисования украинскии домов и хозяйственных построек при них. Харьков - Киев 1930;
  • Холостенко Е. Монументальное живопись Советской Украины. Харьков 1932;
  • Добрянская И. Домашние росписи украинских Западных Карпат. Материалы по этнографии и художественного промысла, выпуск 1. Киев 1954;
  • Самойлович В. Полихромия в архитектуре народного жилья, ж. Народное творчество и этнография, кн. 3. Киев 1957;
  • Мамолат Е. Монументально-декоративное искусство. Киев 1963;
  • Нагай В. украинских декоративные росписи. Альбом. Киев 1964;
  • Каргер М. Древнерусская Монументальная живопись XI-XIV вв. Москва - Петербург 1964;
  • Лобановский В. Мозаика, Фреска. Киев 1966;
  • Логвин Г. Монументальная живопись XIV-первой половины XVII в. История укр. искусства в 6 тт., т. II. Киев 1967;
  • Миляева Л. Стенопись Потелич. Киев 1969.