Надо Знать

добавить знаний



Стефаник Василий Семенович


Стефаник В.jpg

План:


Введение

Стефаник Василий Семенович (* 14 мая 1871, Русов (теперь Снятинского района Ивано-Франковской области) - 7 декабря 1936) - украинские писатель, мастер экспрессионизма новеллы, депутат австрийского парламента от Галиции.


1. Биография

1.1. Детство

Родился 14 мая 1871 года в селе Русов (теперь Снятинского района Ивано-Франковской области) в семье зажиточного крестьянина. В 1880 г. отец отдал его во второй класс начальной школы в Снятине.

Стефаник писал в автобиографии 1926 года - "Я услышал большое пренебрежение для меня. Здесь начали меня бить". Еще острее почувствовал на себе, будучи парнем, социальный и национальный гнет, когда в 1883 г. поступил в Коломыйской польской гимназии. Затем он учился в ККТ.


1.2. Образование

Отец писателя - Семен Стефаник (1846-1920)

Учился в Снятинской городской школе, затем в польских гимназиях в Коломые и Дрогобыче. Был исключен из Коломыйской гимназии за участие в "Покутской тройке" - тайному творческом объединении духовно близких художников-земляков, в состав которой входили также Лесь Мартович и Марко Черемшина. По окончании Дрогобычской гимназии поступил на медицинский факультет Краковского Университета (1892). В Кракове Стефаник на долгие годы подружился с польским врачом и культурным деятелем В. Морачевским. Приятельство с ним, а также дружеские отношения с плеядой писателей "Молодой Польши" (в частности с С.Пшибышевского), В. Орканом и другие открыли Стефанику, по его собственному выражению, "дорогу в мир". Много работая над своей общей образованием и, знакомясь с современной ему западно-европейской литературой, Стефаник постепенно терял интерес медициной и наконец в 1900 покинул университет.У 1903 Стефаник познакомился с рядом деятелей украинской литературы из России, в том числе Михаилом Коцюбинским и Лесей Украинской. В 1904 г. женился на дочери священника Ольге Гаморак (жена умерла в феврале 1914 г.), имел троих сыновей (Семена, Кирилла, Юрия). В 1910 г. Стефанику перешел отцовское наследство в родном селе, куда он переехал и где прожил до конца жизни.


2. Литературная деятельность

Первые литературные опыты Стефаника приходится на годы учебы в гимназии; 1897 в черновицкой газете "Труд" напечатано несколько его новелл из жизни покутского села ("выводили из села", "Письмо", "Набожная", "В корчме", "Стратився", "Синяя книжечка", "Сама-одинехонька"), в 1899, тоже в Черновцах, появился первый сборник прозы Стефаника Синяя книжечка. Литературная критика восприняла эти первые публикации с большим увлечением как произведения вполне зрелого и чрезвычайно талантливого автора. Подобную высокую оценку получили и последующие сборники новелл Стефаника: "Каменный крест" (1900), "Дорога" (1901), "Мое слово" (1905).

На первые годы 20 века произведения Стефаника были уже известны в переводах польской, немецкой, русской, итальянской (переводчик Луиджи Сальвини) и другими языками. Поэтому когда 1903 Стефаник поехал в Полтаву на открытие памятника И. Котляревского и встретился там с Лесей Украинской, А. Пчилкой, М. Коцюбинского, М. Старицким, Г. Хоткевичем и другими, они приветствовали его как одного из выдающихся деятелей украинской литературы. Но с 1901 в творчестве Стефаника наступила длительная перерыв. Некоторое время он находился у своих приятелей, а брак в 1904 поселился в с. Стецив на хозяйстве своего тестя К. Гаморак, перейдя только в 1910 на отца хозяйство в Русова, где и прожил до конца жизни. На это время приходится активизация Стефаника в общественной деятельности: он основывает читальные "Просвиты", как член Радикальной партии агитирует на выборах, произносит пламенные речи на собрании, 1908 - 1918 работает послом австрийского парламента, выступает в различных делах защитником крестьян. В 1916 Стефаник возвращается к литературному творчеству (новеллы "Детская приключение" и "Мария"), которая продолжается до 1933. Всего за второй период он написал 23 новеллы и несколько автобиографических воспоминаний. Часть новелл вошла в последний сборник "Земля" (1926), а остальные его творчестве, печатного по журналам, появилась в юбилейном издании "Сочинения" (1933). Кроме того, Стефаник оставил огромную переписку, которое имеет не менее литературного значения, чем новеллы ("Моя литература, - писал он, - в моих письмах").

Стефаник тяжело пережил смерть матери. Леся Украинской, встретившись с ним в 1901 году в Черновцах, отметила болезненное настроение новеллиста.

Уже в первых сборниках новелл полнотой оказался большой литературный талант Стефаника, не потерпев в дальнейшем существенных изменений. Большинство ценителей его творчества называли его, как выразился М. Черемшина, "поэтом мужицкого отчаяния". Действительно, Стефаник, досконально зная, чем жило Покутское село, с большой художественной силой воссоздал и нищенскую его жизни, и привязанность крестьянина к земле, которой в тяжелых психических муках часто приходилось ему избавляться. Герои новелл Стефаника - крестьяне, которых нужда гонит за океан искать лучшей судьбы ("Каменный крест"), те, что с отчаяния пропивают последнее ("Лесева фамилия", "В корчме"), чтобы идти в батраки ("Синяя книжечка") , провожают, как на смерть, рекрутов ("Выводили из села), которые порой в армии и накладывали на себя руки ("Стратився") Григорий Летучий из новеллы "Новь", который в отчаянии не видит другого выхода, как утопить в реке своих детей; нуждающиеся и немощные бабы, одиноко умирает в холодном доме ("Сама-одинехонька") и т.п.. Но его творчество было много глубокое значение: черпая тематический материал с хорошо известного ему деревни, Стефаник не видел сути своего творчества в описаниях сел, быта или нарушении социальных вопросов. Для него главным в показе "мужицкого отчаяния" были не бытовые и не политические, а универсальные аспекты человеческой жизни. Лучше в тогдашней критике понял это И. Франко, когда писал:

" Но разве Стефаник рисует самую нужду крестьянскую? .. Нет, те трагедии и драмы, которые рисует Стефаник, имеют не много общего с экономической нуждой; это трагедии души, конфликты и драмы, которые могут mutatis mutandis повториться в душе каждого человека, и собственно в том лежит их большая суггестивная сила, их потрясающий воздействие на душу читателя. "

Быт покутского села и его типы послужили Стефанику только для художественной конкретизации показа человека в пограничной ситуации, трагедии которого каждый переживал сам Стефаник как свою собственную ("И все, что я писал, мне больно"). Сила этого сопереживания определяла экспрессионистический стиль произведений Стефаника, еще прежде чем где-то в начале 1910-х годов появился этот термин и вовсе позже сам экспрессионизм получил распространение в европейской литературе. Особенности стиля Стефаника происходят также с его негативного отношения к литературным искусственности, композиционных штампов, клишированных мотиваций и вообще искусственного строения сюжета и его облитературення. Отсюда совершенно новый в Украинской литературе жанр малой новеллы, свободный от народнической идеализации деревни, характеристический сведением к минимуму описательности ("образ без рамки", по словам самого Стефаника), крайним лаконизмом повествования, драматизм которой усиленный преимуществом диалога и монолога над рассказом, специфически экспрессионизма образностью, примечателен гиперболизмом, применением развернутых катахреза подобное. Тем самым негативным наставлением к "литературе" объясняется употребление покутского диалекта, который средством "учуднення" отдавал живые, как сама жизнь, образы трагической действительности, которые невозможно было бы воспроизвести литературным языком.

Особого внимания заслуживает оценка творчества Стефаника Иваном Франко. Из всех современных писателей творчество Стефаника была оценена Иваном Франком ли выше. Учитывая влияние Франко на украинскую литературу, этот факт заслуживает особого внимания.

Памятник Василию Стефанику в Львове на улице Стефаника перед входом в Национальную библиотеку имени Стефаника

С точки зрения художественных форм в творчестве Стефаника, после 14-летнего перерыва ничего не изменилось; новое по второму периоду творчества появляется лишь в тематике: тяжелые первой мировой войны ("Детская приключение", "Она - земля", "Пистунка" и др.). и в выводах ее пробуждения национального сознания ("Мария") и катастрофическое поражение борьбы украинского народа к государственной самостоятельности ("Сыновья") также заметное возвращение к лирически автобиографических картинок, с которых он начинал свое творчество.

Сила художественного образа и неповторимые своеобразия стиля обеспечили популярность Стефанику, которая неослабевающий продолжается и сейчас. Стефаник имел большое влияние на творчество многих украинских писателей. Начиная от его современников (М. Черемшины, О. Маковея) до новейших времен. Особенно заметен он в творчестве Ю. Яновского, А. Довженко, позже Я. Ступака, отчасти Е. Гуцало, В. Шевчука, Ю. Мушкетика и другие.

Понимая большие заслуги Стефаника перед украинским художественным словом, его новаторские достижения, советское правительство с пропагандистски целью назначил ему в 1928 персональную пенсию, от которой, однако, Стефаник в 1933 отказался, когда узнал о искусственно созданный голод и преследования украинской интеллигенции. В результате его в СССР до 1939 перестали вспоминать. С тех пор его выдают сфальсифицированы (полное "Полное собрание сочинений" в 3 томах, 1949 - 1954), представляя как сторонника советского строя.


2.1. Сочинения (по алфавиту)

  • MORITURI
  • Амбиции
  • Ангел
  • Басарабы
  • Вечерний час
  • Вестники
  • Волчица
  • Военные школы
  • Она - земля
  • Городчик богу рыдал
  • Грех
  • Давность
  • Древняя мелодия
  • Дед Гриша
  • Дети
  • Детское приключение
  • Дорога
  • Глупые бабы
  • По дороге из города
  • Заседание
  • Вор
  • Каменный крест
  • Катя
  • Кленовые листья
  • Лан
  • Лесева фамилия
  • Май
  • Мастер
  • Маменькин сынок
  • Мария
  • Предел
  • Мое слово
  • Нить
  • Новость
  • Озимые
  • Осень
  • Палий
  • Подпись
  • Пистунка
  • Набожная
  • Портрет
  • Похороны
  • Рано утром чесала волосы
  • Сама-одинехонька
  • Санки
  • Сыновья
  • Синяя книжечка
  • Скин
  • Славайсу
  • Сон
  • Казнился
  • Суд
  • Такой господин
  • В корчме
  • У нас все свято
  • Красный вексель
  • Школьникам
  • Жаль

3. Увековечение памяти

Памятник Василия Стефаника в Ивано-Франковске во дворе Прикарпатья на улице Шевченко

Имя Василия Стефаника носят:

Василию Стефанику построено:

  • памятник во Львове на улице Стефаника перед входом в Национальную библиотеку имени Стефаника
  • памятник в Ивано-Франковске во дворе Прикарпатья на улице Шевченко

О писателе снят фильм "Василь Стефаник" ( 1971, ведет М. Костогрыз).


См.. также

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам