Надо Знать

добавить знаний



Стефан (Яворский)



План:


Введение

Симеон (Стефан) Яворский

Стефан Яворский (в миру Симеон Иванович Яворский; 1658, Яворов - 24 (по др.. данным - 27) Ноябрь 1722, Москва) - богослов, философ, писатель, поэт, публицист, проповедник, религиозный, политический и культурный деятель, митрополит Рязанский и Муромский, президент Синода Православной русской церкви, протектор Славяно-греко-латинской академии.


1. Биография

Родился в городе Яворе (в действительности - Яворов) в Галиции (ныне - Львовская область), в небогатой дворянской православной семье. В 1667, после Андрусовского мира родители Яворского переселились из Польши в село Красиловка у Нежина.

Учился в 1673-1684 годах в Киево-Могилянской коллегии, в Иоасафа Кроковского и Варлаама Ясинского. Затем, приняв унию, продолжил образование в Польши, где изучал философию и богословие в Львове, Люблине, Познани и Свободно.

В 1689 году вернулся в Киев - и отрекся унии. Приняв монашество, назначен профессором Киево-Могилянской коллегии: преподавал в коллегии философию, богословие, поэтику и риторику. Исполнял обязанности префекта. В эти годы издал четыре стихотворных панегирики, написанных в стилистике украинского барокко и посвященных гетману Ивану Мазепе и архиепископу Варлааму Ясинскому, благодетелю автора (1685-1689). В Киеве Яворский начал проповедовать, написал учебник риторики.

В 1700 году приехал в Москвы, где в присутствии Петра произнес проповедь на смерть военачальника А. С. Шеина. Неожиданно для себя он был поставлен митрополитом Рязанским и Муромским, а после смерти патриарха Адриана в году 1700 - местоблюстителем патриаршего престола (1701) и протектором Славяно-греко-латинской академии, которую стал превращать в духе "латинских учений" за украинский образцу.

Высокий сан и связанные с ним разнообразные административные обязанности тяготили митрополита, отвлекали его от чисто литературных занятий, - и он впоследствии пытался их сложить с себя. Сначала поддерживая реформаторские начинания Петра I, Яворский со временем стал противником его церковной реформы, а в проповеди 1712 назвал царевича Алексея Петровича "единственной надеждой" России, сравнив его жизни со скитания Алексея, человека Божия. Царь сразу запретил Яворскому публичную проповедь - но снял запрет через три года. Углубившись в ученые труда, написал огромный трактат по догматическому богословию, антипротестантський по характеру "Камень веры" (1713-1715, вид 1728), но Петр запретил его издания, а митрополита постепенно устранял от ведения церковных дел: пользуясь большим авторитетом, архиерей оставался главой московской церкви лишь номинально, а реальная власть все более сосредоточивалась в руках Феофана Прокоповича, несмотря на то, что после образования Синода (1721) Яворский же стал его президентом.

Наследие митрополита Яворского как оратора - огромная: насчитывает более 300 проповедей, выданных частично в XIX в. Его ораторское искусство признавали даже противники: автор памфлета "Молоток на Камень веры" писал, что митрополит мог заставить слушателей то плакать, то смеяться. Тяжело ученый стиль его проповедей, усеянных изысканными аллегориями и сложными метафорами, поражал слушателей, однако по своей теме его "слова" зачастую были далеки от современности.

Поэзия занимает довольно незначительное место в его наследии: после панегириков киевского периода он писал преимущественно в малых жанрах, редко предназначенных для широкой огласки, как "Стихи на измену Мазепы" (1709). Но в его лирической творчества были замечательные находки: дружеская эпитафия Дмитрию Ростовскому (1709) стала популярным духовным стихом ("Взирай с прилежание, смертный человече, како век твой проходит, а смерть недалече"), а его замечательная элегия в библиотеку, написанная латинском, только в XVIII в. четыре раза переводилась русском ("Книги, мною многажды носимые, гряда, свет очию моею, вот меня идите")

Философские взгляды митрополита Яворского обнаруживают в нем типичного представителя барочной схоластики, которая характеризовала первый этап развития Киево-Могилянской школы. Его философский курс является примером синтезирования, в пределах этого типа схоластики, комплекса филоських идей, становилилы основу духовного наследия домогилянськои суток, с философскими достижениями европейского Запада. В ней значительное место занимала логика как метод исследования истины, преподавалось учение о трех логические операции: понятие, суждение и умозаключения.

Процесс познания истины Яворский разделяет на чувственное и интеллектуальное. Признавая важность и подробно рассматривая чувственное познание, выше и совершеннее считает интеллектуальное, которое связывает с деятельностью рациональной души,, обеспечивая выход человеческого мышления на контакт с высшим бытием, делает познания истины. Самопознание понимает не только как самосовершенствование (что характерно для мыслителей домогилянського периода), но и как изучение анатомии, физиологии и психики человека. В курсе натурофилософии он рассматривает проблемы материи и формы, пространства, времени, движения. Не воспринимая гелиоцентрической системы Коперника, подробно излагает ее в своем философском курсе. В понимании истории придерживался принципа провиденциализма, считая, что исторические события предопределено Богом. Основываясь на украинских духовных и политических традициях, митрополит Яворский выступал убежденным сторонником разграничения светской и духовной власти, отстаивал автономию церкви, незыблемость ее перевода, традиций и обрядов.

Умер 24 ноября (по другим данным 27-го) 1722 - в г. Москве. Похоронен в Архангельском соборе Рязани.


2. Труда

  • Agonium philosophicum ... - ИР НБУВ; знамение пришествия антихристова и кончины века. - М., 1703
  • Кам ѣ нь веры. - M., 1728; риторическая рука. - СПб. 1878
  • Проповеди. - М., 1804-1805. - Ч. 1-3
  • Русская силлабическая поэзия XVII-XVIII вв. - Л., 1970. - С. 255-264
  • Русская литература - век XVIII. Лирика. - М., 1990. - С. 38-40
  • Философские произведения: В 3 т. - К., 1992. - Т. 1
  • Творения преосвященного Стефан Яворский. - М., 1999

3. Библиография

  • Смирнов С. История Моск. славяно-греко-латинской академии. - M., 1855;
  • Терновский Ф. А. Митрополит Стефан Яворский (биогр. очерк) / / ТКДА. - 1864. - № 1;
  • Самарин Ю. Т. Стефан Яворский и Феофан Прокопович / / Соч. - Т. 5. - М., 1880;
  • Тихонравов HC Московские вольнодумцы начала XVIII в. и Стефан Явогхжий / / Соч - М., 1898. - Т. 2;
  • Морев И. "Камень веры" митрополита Стефан Яворский, его место среды Отечественных противосектантских соч. и характеристические особенности его догматических воззрений. - СПб., 1904;
  • Маслов С. И. Библиотека Стефана Яворского. - М., 1914;
  • Serech J. Stefan Javorski and the conflict of the ideologies in the age of Peter I / / Slavonic and East Europ. rev. - 1951. - Vol. 30. - № 74;
  • Морозов А. А. Метафора и аллегории в Стефан Яворский / / Поэтика и стилистика русск. лит-ры. - Л., 1971;
  • Ничик В. М. Из истории отечественной философии конца XVII - нач. XVIII в. - М., 1978;
  • Захара И. С. Борьба идей в филос. мысли на Украине на рубеже XVII - XVIII вв. (Стефан Яворский). - М., 1982;
  • Захара И. С. Стефан Яворский. - Львов, 1991.
  • Brogi Bercoff G. Stefana Jaworskiego poezja polskojęzyczna / / Contrubuti italiani al XII Congresso Internazionale degli Slavisti (Cracovia 26 Agosto - 3 Settembre 1998). - Napoli, 1998. - P. 347-371.
  • Brogi Bercoff G. Z zagadnień r?żnic kulturowych na ziemiach wschodniosłowiańskich na przykładzie tr?jjęzycznych dzieł Stefana Jaworskiego / / Barok w Polsce iw Europie Środkowo-Wschodniej. Drogi przemian i osmozy kultur. - Warszawa, 2000. - S. 69-84.
  • Brogi Bercoff G. Mazepa, lo zar e il diavolo. Un inedito di Stefan Javorskij / / Russica Romana. - 2000. - Vol. VII. - P. 167-188.
  • Vakulenko S. Semiotica del linguaggio nel corso di Logica (1691-93) di Stefan Javors'kyj / / Nel mondo degli Slavi. Incontri e dialoghi tra culture: Studi in onore di Giovanna Brogi Bercoff. - Firenze, 2008. - Vol. II. - P. 627-635.

Литература

  • Малый словарь истории Украины / Ответственный редактор Валерий Смолий. - М.: Просвещение, 1997.
  • Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович / / Соч. - М., 1880. - Т. 5
  • Маслов С. И. Библиотека Стефан Яворский. - Киев, 1914
  • Морозов А. А. Метафора и аллегории в Стефан Яворский / / Поэтика и стилистика русской литературы. - Л., 1971. - С. 35-44
  • Лужный Р. Издания на польском языке в литературе эпохи Петра I XVIII век. - Л., 1974. - Сб. 9. - С. 304-312
  • Захара И. С. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже XVII-XVIII вв. (Стефан Яворский). - Киев, 1982
  • Захара И.С. Стефан Яворский. - Львов, 1991.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам