Надо Знать

добавить знаний



Стеценко Кирилл Григорьевич



План:


Введение

Кирилл Стеценко

Кирилл Григорьевич Стеценко (* 12 мая ( 24 мая по новому стилю) 1882, Цветки - ? 29 апреля 1922) - Украинским композитор, хоровое дирижер и музыкально-общественный деятель.

Дед скрипача Кирилла Вадимовича Стеценко.


1. Биография

Родился в селе Цветки на Киевщине в многодетной семье маляра -самоучки. От отца будущему композитору передались способности художника, а от матери и сестер - любовь к музыке. Так народная песня и рисования с детства вошли в его жизнь, и до последних дней он остался верен этому выбору. С 1892 учился в рисовальной школе Н. Мурашко и Софийской духовной бурсе в Киеве. С 1899 пел в хоре Николая Лысенко, в котором позже был помощником дирижера. 1903 окончил Киевскую духовную семинарию и в 1907 учился в Музыкально-драматической школе Николая Лысенко. 1907 арестован за участие в общественной деятельности и выслан в Донецкую область. С 1908 вернулся из ссылки и учил пения в Белой Церкви и Тыврове. 1911 рукополагал в священники и получил приход на Подолье. С 1917 работал в Киеве в муз. отделе Министерства Образования; в июне 1919 правительством УНР предназначен головноуповноваженим по организации народных хоров и капелл. Организовал Первый киевский народный хор, две бродячие капеллы, на основе которых впоследствии возникла капелла "Думка", с которой путешествовал по Украине.

В октябре 1921 принимал участие в Первом Всеукраинском Церковном Соборе, который подтвердил автокефалию Украинской автокефальной православной церкви.

1921 снова на приходе в с. Веприку на Киевщине, где и умер.


2. Творчество

Поштовна марка Украiни, 2007

Своим творчеством и деятельностью Стеценко был продолжателем национального направления украинской музыки, начатого Николаем Лысенко. Его искусство, обращенное к простому народу, всегда было связано со словом: он предпочитал хоровым, вокально-инструментальным, оперным жанрам, музыке к театральным спектаклям и обработкам народных песен.

Всю свою жизнь посвятил делу музыкального образования. Человек творчески одаренная, тонкого художественного мировосприятия, Кирилл Стеценко занял особое место в истории украинской музыки как композитор, который подытожил достижения своих предшественников и открыл новые пути развития музыкального искусства Украины послеоктябрьского периода.

Своеобразная красота музыкального высказывания в сочетании с приемами и техникой, присущими композиторам нового поколения ХХ в., Заключалась в использовании народно-песенных мотивов, которые не цитатно зафиксировано, а оригинально-авторские вплетались в канву его произведений. В первых обработках народных песен, изданных в репертуарной збирочци для семьи и школы "Луна" вместе с высокохудожественными обработками Лысенко, О. Кошица и М. Леонтовича, уже ощутимо наметились особенности индивидуального стиля К. Стеценко.

Работы композитора при различных периодов его жизни пополнялся произведениями патриотически-возвышенного характера с опорой на интонации революционных песен (хоры "Завет" на слова Т. Шевченко, "Сон" на стихи П. Грабовского), он стремился к воспроизведению в кантатах и ​​хоровых поэмах важных событий из народной жизни (кантата "Соединяемся" на стихи И. Франко, поэма "Рано утром новобранцы" на стихи Т. Шевченко)

В его творчестве важное место занимают романсы (свыше 30) на слова Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинская, Александра Олеся и др.. Многогранная хоровая музыка Стеценко: церковные произведения (две литургии, панихида), кантаты, хоры а капелла и с фортепианным сопровождением, обработки укр. народных песен. Музыка к пьесам ("Сватовство на Гончаровке? Григория Квитки-Основьяненко, "О чем опилки шелестела" Спиридона Черкасенко, "Быль" А. Велисовського), оперы (не закончены "Пленница", "Кармелюк"), драматическая сцена "Ифигения в Тавриде" по драме Леси Украинская, музыка к поэме Т. Шевченко "Гайдамаки", детские оперы ("Ивасик-Телесик", "Лисичка, котик и петушок"). Стеценко - автор школьных спиваника.

Особенно нежно красота его музыки раскрывается в поэтических и лирических произведениях, связанных с воспеванием природы и изображением внутренних чувств человека. К. Стеценко был мастером прозрачных красок, светлого и легкого вроде "акварельной" звукописи (хоры "Все жили", "Веснонько-весна" и "Это была тихая ночь" на текст Леси Украинская).

Высокое общественное признание композитор получил как автор церковной музыки. Высокими его достижениями считаются "Литургия Св. Иоанна Златоуста", "Всенощное" и "Панихида", посвященная памяти Н. Лысенко. Кирилл Стеценко прошел путь от учителя гимназии и регента хора духовной семинарии к священнику. Но какую бы должность он ни занимал, всегда нес к людям понимание красоты и добра - того, что дает настоящее искусство.


3. Памяти

На родине композитора в селе Цветки и в селе Веприк, где он похоронен, действуют мемориальные музеи (см. Мемориальный музей К. Г. Стеценко в Квитках). В Киеве и Львове его именем названы улицы.

Литература

  • Пархоменко Л.А. Кирилл Стеценко. 2011.

4.1. Литература

  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Козицкий П. Кирилл Стеценко (попытка критически биографической характеристики) в ж. Музыка, ч. 2 - 5. К. 1923;
  • Гринченко М. Кирилл Стеценко - композитор (критически биографические очерк). X. - М. 1930;
  • Пархоменко Л.А. Кирилл Григорьевич Стеценко. К. 1963;
  • Лисецкий С. Черты стиля творчества К. Стеценко. К. 1977;
  • Федотов Е. Кирилл Григорьевич Стеценко-педагог. К. 1977.

5. Интернет-ссылки


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам