Надо Знать

добавить знаний



Стиль



Стиль в общем, культурологическом смысле - устоявшаяся форма художественного самоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творческой группы или отдельной личности. Понятие стиля является центральным в истории литературы и искусства, однако распространяется и на другие виды человеческой деятельности, превращаясь в одну из важнейших категорий культуры в целом, в динамично меняющуюся сумму ее конкретных исторических проявлений.


Стиль в истории культуры

Стилевое разнообразие по-разному проявлялось в разные исторические эпохи.

В древнюю эпоху, информация о которой черпается из археологических находок, стилевое разнообразие проявляется в сопоставлении образцов памятников древней культуры, обнаруживают не только хронологические цепи, но и ощутимые линии расцвета и упадка культур. Древним стилям присуща тесная связь с присущим данному региону ландшафтом, типами расселения, бытового уклада. Они четко выражают различные ремесленные навыки (напр. "красно-фигурный" или "чернофигурным" стиле древнегреческой вазописи). Зарождается и иконографический определение стиля (тесно сопряжено с каноном): решающим оказывается какой-нибудь символ, основополагающий для верований данного региона или периода (напр. "звериный" стиль искусства евразийской степи, изначально связанный с тотемизмом).

Сам термин "стиль" формируется и сутки классической и поздней античности. Стиль отделяется от вещи или верований, превращаясь в мерило творческой выразительности как таковой. В античной риторике и поэтике возникает понимание необходимости многообразие стилей, которыми необходимо владеть поэту или оратору для эффективного воздействия на сприймача; выделяются три стиля: "серьезный" (gravis), "средний" (mediocris) и "упрощенный" (attenuatus). Региональн6и стиле выходят за пределы своего географического происхождения: например "аттический" или "азиатский" уже не обязательно касаются созданного в Аттике или Малой Азии, но обозначают "строже" или "больше разноцветную и пышное" в своей манере.

В средние века преобладают географический и религиозный факторы. Параллельно возникновению и распространению мировых религий, ключевым фактором стилеутворюючоои родства становится иконография. В Европе отличительные черты получают романский и византийский стили, каждый из которых базируется на особой системе символических иерархий. Стилевое родство присуща локальным центрам раннехристианской художественной культуры Европы, Передней Азии и Северной Африки. Подобные процессы свойственны и мусульманской культуре, где вероисповедной фактор становится ведущим в процессах стилеутворення, и отчасти унифицирует местные традиции.

В эпоху возрождение категория стиля окончательно обособляется. Примечательно, что и сам термин ренессанс определяет не только определенную историческую эпоху, но и стилевое категорию. Культурные феномены, тяготели друг к другу в силу региональной или религиозной общности в эпоху Возрождения получают оценочные суждения, намечают стилевым явлениям определенное место в историческом процессе. Понятие исторической времени начинает отделяться от образа этого времени, выраженного в ретроспекции. С этого момента стиль начинает претендовать на нормативную всеобщность, а с другой - индивидуализируется. Выдвигаются такие художники, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, творчество которых рассматривается в контексте понятие стиля определенной личности.

В 17-18 веке происходит дальнейшая психологизация понятие стиля. Известные высказывания Р. Бертона "Стиль проявляет (arguиt) человека" и Бюффона "Стиль - это человек" предшествовали появлению психоанализа, показывая, что речь идет не только об обобщении, но о выявлении сути. Амбивалентность личного и нормативного обостряется стилистическим антагонизмом, при котором любой стиль предполагал наличие определенного противоположного стиля. В дальнейшем подобная стилистическая диалектика становится двигателем постоянной борьбы традиционализма и авангарда, а характерно для исторически значимых произведений становится их монолитная целостность.

В пространстве просветительской культуры эпохальные стиле постепенно вытесняются направлениям, часто сменяют друг друга и определяют динамику художественной моды. Ряд исследователей рассматривают стиль как главное направление историко-художественного исследования, выявляющего мировосприятия эпохи, строение и ритм ее бытия, в частности Шпенглер называет стиль "пульсом самоосуществления культуры".


Понятие стиля на современном этапе

Идеализация понятие стиля вносит ряд проблем в культурологию. В частности иногда стиль оказывается абстрагированной философской программой, накладывается извне на историко-культурную действительность и, в результате, вместо определенных культурных феноменов предметом исследуется их соответствие тем или иным абстрактным стилистическим нормам.

Постмодернистская эпоха превращает стиль на определенный инструмент выражения в творчестве художника. Современная практика показывает, что разные стили уже не столько рождаются спонтанно, будучи подсуммированными постфактум, сколько сознательно моделируются, ориентируясь на исторические стили. Например, художник-стилист не столько изобретает, сколько комбинирует исторический опыт; дизайнерское понятие "стайлинга" (т.е. создание визуального имиджа фирмы) тоже отличаются комбинаторикой и эклектикой. В то же время современная видимость всей мировой историко-стилистической панорамы позволяет не только плодотворно изучать ее багатоманниття, но и творчески ее использовать для поисков индивидуального выражения.


Литература

  • Энциклопедия "Культурология XX век" Энциклопедия. Т.1. - СПб.: Университетская книга; 000 "Алетейя", 1998. 447 с. ISBN 5-7914-0027-6 ISBN 5-7914-0028-4
  • Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968;
  • Лосев А.Ф. Понимание стиля от Бюффона до Шлегеля / / Лит. учеба. 1988. № 1; Шапиро М. Стиль / / Советское искусствознание. Вып. 24. 1988;
  • Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994;
  • Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Т. 1. СПб., 1995.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам