Надо Знать

добавить знаний



Стравинский Игорь Федорович



План:


Введение

Игорь Стравинский, 1921

Игорь Федорович Стравинский (* 5 июня ( 17 июня) 1882, Ораниенбаум, ныне город Ломоносов Ленинградской области, Россия - ? 6 апреля 1971, Нью-Йорк, похоронен в Венеции на острове Сан-Микеле) - русский композитор и дирижер украинского происхождения [1] [2]. Сын певца Федора Игнатьевича Стравинского.


1. Биография

Род Стравинских происходит с Волыни. [1]. Отец композитора, Федор Стравинский родом из Черниговской губернии, учился в Нежинском лицее, дебютировал в Киеве 1873 года, а с 1876 пел в Мариинском театре.

1.1. В Российской империи

Stravinskyi.jpg

Игорь Стравинский родился в Ораниенбауме близ Санкт-Петербург. С детских лет учился игре на фортепиано у А. П. Снетковой и Л. А. Кашперовой. В 1900-05 учился на юридическом факультете Петербургского университета. В 1903-08 брал уроки композиции у Николая Римского-Корсакова, которого называл своим духовным отцом. 1905 женился на своей двоюродной сестре Екатерине Носенко, с которой имел двух сыновей (1907, 1910) и двух дочерей (1908, 1913).

1909 на премьере "Фейерверка" познакомился с импресарио Сергеем Дягилевым. Позже по его заказу написал ряд балетов, поставленных в "Русских сезонах" в Париже, в частности "Жар-птица" ( 1910), "Петрушка" ( 1911), "Весна священная" ( 1913), принесшие композитору мировую славу.


1.2. За пределами Российской империи

С 1910 подолгу жил за границей. Из-за болезни жены с 1914 поселился в Швейцарии, а после начала первой мировой войны уже не возвращался на родину в течение более 50 лет. В Швейцарии значительной премьерой Стравинского стала "История солдата", поставленная под руководством Эрнста Ансерме.

С 1920 года жил в Франции, где сотрудничал с производителем механических пианино Pleyel, сделал для этого инструмента ряд переложений собственных произведений. 1934 принял французское гражданство.

С 1939 - в США1945 - американское гражданство). Вел широкую концертную деятельность (дирижировал преимущественно собственными сочинениями, выступал и как пианист). В 1962 состоялись авторские концерты в Москве и Ленинграде.


2. Стиль

Творчество Стравинского отличается образно-стилистической разнообразием, однако подчиненной в каждый творческий период своей стержневой тенденции.

В т. н. Русский период (1908 - начало 20-х гг), лучшими произведениями которого являются балеты ?Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная", хореографические сцены ?Свадьба? (1917, окончательный вариант 1923) , Стравинский проявлял особый интерес к древнейшему и современному ему русскому фольклору, к ритуальным и обрядовым образам, к балагана, лубка. В эти годы формируются принципы музыкальной эстетики Стравинского, связанные с "театром представления?, закладываются основные элементы музыкального языка - "попевочный" тематизм, свободный метроритм, остинатность, вариантное развитие и т.д.

В следующий, т. н. Неокласицистською период (до начала 1950-х гг) на смену русской тематике пришла античная мифология, существенное место заняли библейские тексты. Стравинский обращался к различным стилевым моделям, осваивая приемы и средства европейской музыки барокко (опера-оратория "Царь Эдип", 1927), технику старинного полифонического искусства ("Симфония псалмов" для хора и оркестра, 1930) и др.. Названные сочинения, а также балет с пением "Пульчинелла" (на темы Дж. Б. Перголези, 1920), балеты ?Поцелуй феи" ( 1928), "Орфей" ( 1947), 2-я и 3-я симфонии ( 1940, 1945), опера "Похождения повесы" ( 1951) - не столько высокие образцы стилизации, сколько яркие оригинальные произведения (используя различные историко-стилистические модели, композитор в соответствии со своими индивидуальными качествами создает современные по звучанию произведения).

Поздний период творчества (с середины 1950-х гг) характеризуется преобладанием религиозной тематики (?Священное песнопение", 1956; "Заупокойные песнопения", 1966, и др.)., Усилением роли вокального элемента (слова), свободным использованием додекафонии техники (однако в рамках присущего Стравинскому тонального мышления). При всей стилистической контрастности творчество Стравинского отличается единством, обусловленным его русскими корнями и наличием устойчивых элементов, проявляющихся в произведениях разных лет. Стравинский принадлежит к числу ведущих новаторов 20 века. Он одним из первых открыл новые музыкально-структурные элементы в фольклоре, ассимилировал некоторые современные интонации (например, джазовые), внес много нового в метроритмическую организацию, оркестровое письмо, трактовку жанров. Лучшие сочинения Стравинского существенно обогатили мировую культуру и оказали воздействие на развитие музыки 20 в.

За свою творческую жизнь Игорь Стравинский отдал дань увлечению неоклассицизмом, авангардной музыкой, но в конце концов пришел к духовной. Переломным для него стал "Месса" (1948). 1956 завершены "Священные песнопения", 1966 - "Заупокойные песнопения".


3. Стравинский и Украина

почтовая марка Украины с изображением И. Ф. Стравинского

Для современной украинской музыкальной общественности актуальными являются исследования духовных связей Игоря Стравинского с украинской культурой. Значительную часть своих произведений Стравинский писал на украинской земле, а их источники находил в украинском фольклоре. Райским уголком своего творчества Стравинский называл городок Устилуг поблизости Владимира-Волынского. Он приезжал сюда к семье. Здесь встретил свою любовь, женщину, с которой соединил свою судьбу, - Екатерину Носенко. После женитьбы 1906 года Игорь Стравинский разработал проект, по которому на окраине Устилуг был построен его дом. Вместе с братом Гурием он заложил липовую аллею, которая и сегодня радует глаз посетителей музея композитора и воспитанников музыкальной школы, которая находится в его доме.

Каждое лето с 1907 к началу Первой мировой войны композитор писал свои произведения Устилузи. В Устилуге Стравинский написал первое произведение - фантазию для оркестра "Фейерверк", которому посвятил полтора месяца напряженной работы. Всего же в Устилуге работал над 17 произведениями, среди которых "Жар-птица", "Петрушка" и широко известная "Весна священная".

В 1994 году в Луцке впервые был проведен международный фестиваль "Стравинский и Украина", в программе которого были концерты, а также научная конференция, на которой едва ли не впервые в Украине рассматривался вопрос духовной связи Игоря Стравинского с украинской культурой. В 2005 был проведен второй, а в 2006 - третий международный фестиваль. В июне 2010 года в Луцке и Устилуге проходил уже VII музыкальный фестиваль "Стравинский и Украина". В 2011 году этот фестиваль состоялся восьмой раз.

В 1990 году в г. Устилуг Волынской области открыт первый в мире музей выдающегося композитора.


4. Список произведений

4.1. Балеты

Жар-Птица для симфонического оркестра 1910
Петрушка для симфонического оркестра 1911
Весна священная для симфонического оркестра 1913
Соловей для голоса-соло, хора и оркестра 1914
Байка про Петуха,
Лису, Кота да Барана
для 4 солистов и камерного оркестра 1916
История солдата для камерного оркестра и три рассказчика 1918
Пульчинела для камерного оркестра и солистов 1920
Свадебка для 4 фортепиано, ударных, хора и солистов 1923
Аполлон Мусагет для струнного оркестра 1928
Поцелуй Феи для симфонического оркестра 1928
Персефона для симфонического оркестра 1933
Игра в карты для симфонического оркестра 1936
Балетные сцены для симфонического оркестра 1944
Орфей для камерного оркестра 1947
Агон для камерного оркестра 1957

4.2. Оперы

Соловей 1914
Байка (см. Балеты) 1916
Мавра 1922
Царь Эдип 1927
Персефона для чтецов, солистов, камерного оркестра 1933
Babel 1944
Приключения повеса ( рус. Похождения повесы ) 1951
Всемирный потоп 1962

4.3. Оркестровые произведения

Симфония ми-бемоль мажор для симф. оркестра 1907
Фантастическое скерцо для симф. оркестра 1908
Фейерверк для симф. оркестра 1908
Песня соловья для симф. оркестра 1917
4 этюда для симф. оркестра 1918
Симфония для духовых 1920
Сюита из балета "Пульчинела" для симф. оркестра 1920
Сюита № 1 для камерного оркестра 1921
Сюита № 2 для камерного оркестра 1925
Концерт для фортепиано и духовых 1923 -24 / 1950
Капричио для фортепиано с оркестром 1929 / 1949
Концерт для скрипки с оркестром in D 1931
Сюита из балета "Поцелуй Феи", для симф. оркестра 1934
Прелюдия для джаз-бенда 1937
Концерт in Es "Dumbarton Oaks" для камерного оркестра 1938
Симфония in C для симф. оркестра 1940
Полька для циркового слона для симф. оркестра 1942
Danses Concertantes для камерного оркестра 1942
4 норвежских настроения для симф. оркестра 1942
Ода для симф. оркестра 1943
Scherzo ? la Russe для оркестра версия для Paul Whiteman's band) 1944,
Симфония в трех частях для симф. оркестра 1945
"Эбонитовый" концерт для кларнета и джаз-бенда 1945
Концерт in D для струнного оркестра 1946
Танго для камерного оркестра 1940 / 1953
Greeting Prelude для симф. оркестра 1955
"Movements" для фортепиано с оркестром 1958 / 1959
8 инструментальных миниатюр для 15 исполнителей 1963, оркестровка Les Cinq Doigts)
Вариации памяти Aldous Huxley для симф. оркестра 1963 / 1964

4.4. Фортепианные произведения

Тарантелла 1898
Скерцо 1902
Соната фа-диез минор 1903 -4
4 этюда Op.7 1908
Весна священная, перевод для двух ф-но 1913
Вальс цветов, для двух ф-но 1914
Trois pi?ces faciles для двух ф-но 1915
Souvenir d'une Marche Boche for piano 1915
Cinq pi?ces faciles для двух ф-но 1917
Вальс для детей 1917
Piano-Rag-Music (Регтайм) 1919
Хорал 1920
Les Cinq Doigts 1921
Соната 1924
Серенада 1925
Концерт для двух ф-но 1935
Танго 1940
Соната для двух ф-но 1943
2 эскизы для сонаты 1967

4.5. Камерные произведения

Три пьесы для струнного квартета 1914
Pour Pablo Picasso, для кларнета 1917
Канон для двух вальторн 1917
Дуэт для двух фаготов 1918
Сюита из Истории солдата для скрипки, кларнета и ф-но 1919
Три пьесы для кларнета 1919
Концертино для струнного квартета 1920
Октет для духовых 1923
Duo Concertant для скрипки и фортепиано 1932
Пастораль для скрипки и фортепиано 1933
Итальянская сюита (с Пульчинелы) для скрипки, виолончели и ф-но 1933 / 1934
Элегия для альта соло 1944
Септет 1953
Эпитафия для флейты, кларнета и арфы 1959
Двойной канон для струнного квартета памяти Raoul Dufy 1959
Monumentum Pro Gesualdo Di Venosa (arrangement) для камерного ансамбля 1960
Fanfare for a New Theatre для двух труб 1964

4.6. Хоровые произведения

( рус. "Звездоликий" ) для мужского хора и оркестра 1912
Pater Noster 1926
Симфония псалмов для хора и оркестра 1930
Месса 1948
Кантата для сопрано, тенора, женского хора, 2 флейт, гобоя, англ.рижка, виолончели 1953 - 1954
Canticum Sacrum 1955
Threni 1958
A Sermon, a Narrative and a Prayer 1961
Anthem (The dove descending breaks the air) для хора a capella 1962
Авраам и Исаак 1963
Introitus 1965
Requiem Canticles 1966

4.7. Вокальные произведения

  • Фавн и пастушка для меццо-сопрано и оркестра Op. 2 (1907)
  • Пастораль сопрано без слов и фортепиано (1907)
  • Две мелодии для меццо-сопрано и фортепиано Романс "Маргаритки" Op.6 (1908)
  • Две поэмы Поля Верлена для баритона и фортепиано или оркестра Op.9 (1910/1951)
  • Две поэмы К. Бальмонта для голоса и фортепиано или маленького оркестра (1911/1954)
  • Три поэзии с японской лирики для голоса, фортепиано и камерного оркестра (1913)
  • Три маленьких песни для голоса и фортепиано (или маленького оркестра) (1913/1930)
  • Небылицы для голоса, флейты, гобоя, кларнета, фагота, скрипки, альта, виолончели и контрабаса (1914)
  • Berceuses du Chat для контральто и трех кларнетов (1916)
  • Три сказки для детей для голоса и фортепиано (1917)
  • Четыре российских крестьянские песни для женского голоса без аккомпанемента (1917)
  • Berceuse для голоса и фортепиано (1918)
  • Четыре русские песни для голоса и фортепиано (1918/1919)
  • Petit ramusianum harmonique single voice or voices (1938)
  • Три песни из Вильяма Шекспира для меццо-сопрано, флейты, кларнета и альта (1953)
  • Четыре русские песни для меццо-сопрано, флейты, арфы и гитары (1954, версия Quatre chants russes и Три сказки для детей)
  • In Memoriam Dylan Thomas (Dirge Canons and Song) (1954)
  • Elegy for JFK для баритона и трех кларнетов (1964)
  • Сова и кот для сопрано и ф-но (1966)

Литература

  • Стравинский И. Ф. Хроника моей жизни. Л., 1963
  • Стравинский И. Ф. Диалоги. Воспоминания ... Л., 1971
  • Стравинский И. Ф. Переписка с русскими корреспондентами: Материалы к биографии, т.1: 1882-1912. М., 1998
  • Детские годы Игоря описаны в книге для детей "Лариса Денисенко о Анжелину Исидору Дункан, Максима Рыльского, Игоря Стравинского, Астрид Линдгрен, Джонни Христофер Деппа II" / Л. Денисенко. - К.: Грани-Т, 2008. - 128 с.: Ил. - (Серия "Жизнь выдающихся детей"). - ISBN 978-966-2923-77-3. - ISBN 978-966-465-188-9

Источники

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Стравинский Игорь Федорович
  1. а б Виталий Аблицов "Галактика" Украина ". Украинская диаспора: выдающиеся фигуры "- К.: КИТ, 2007. - C.50-51.
  2. VIP-Стравинский, газета "День"


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам