Страсть

Страсть - это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека, владеет ею и оказываются в ориентации всех стремлений личности в одном направлении, в сосредоточении их на одной цели. Страсть - это существенная сила человека, который энергично стремится к своему предмета. Она порождает неослабное энергию в стремлении к цели. Страсть проявляется в самых разных сферах человеческой жизни и деятельности - в труде, учебе, науке, спорте, искусстве. Она имеет избирательный характер и проявляется не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в настойчивости.

Страсти бывают положительные и отрицательные. Даже положительная страсть, если она мешает деятельности, учебе, становится отрицательной. Когда ученик, увлекаясь чтением или спортом, пропускает уроки, недосыпает, то само по себе чтение книг с положительной превращается в отрицательное.

Положительные страсти - увлечение работой, учебой - является той силой личности, порождает большую энергию в деятельности, способствует производительности труда. И.П. Павлов призвал молодежь быть страстной в работе и научных исканиях. "Помните, - писал он, - что наука требует от человека большого напряжения и великой страсти".


Понятие страсти в христианстве

В христианстве в понимании страсти указывается на другой ее аспект: она ведет к несвободе личности: "Ничто не должно обладать мною", говорит Апостол Павел. Христиане понимают это так, что энергичность в стремлении к добру связана с терпением, а страсть касается направленности личности на то, что является следствием повреждения человеческой природы вследствие греха. Страсть (слав. "страсть") является однокоренных со словом "страдательные", "страдать" и т. п. Поэтому страсть является определенной зависимостью или неволей человеку, от которого следует очищаться. От страсти как зависимости от поврежденности природы (и направленности к углублению этой поврежденности) следует отличать вдохновения в работе, поскольку последнее может быть (а часто и есть, особенно, если это Богодухновенно) направленным на добро, на очистку, на святость, на сочетание со Святым Богом. Страсть несет отрицательное значение, а бесстрастие (т.е. отсутствие направленности ко греху) является признаком святости. Так, Святой Ефрем Сирин в сочинении О добродетели и страсти выделяет такие душевные и телесные страсти:

  • Страсти душевные

Душевные страсти такие: забвение, леность и неведение.

Этими тремя страстями омрачается душевное око и ум овладевают другие страсти, а именно:

беззаконие неправовирья, есть всевозможные ереси, хула, раздражительность, гнев, досада, ожесточенность, человеконенавистничество, злопамятность, клевета, осуждение, безосновательная тоска, страх, робость, раздор, ревность, зависть, тщеславие, гордость, лицемерие, ложь, неверие, безрассудство, неразборчивость, недальновидность, ненасытность, жадность, лень, требовательность, страстность, привязанность к земному, скука, малодушие, неблагодарность, ропот, восхваления, высокомерие, вспыльчивость, тщеславие, любовь к власти, человекоугодие, коварство, бесстыдство, нечувствительность, лесть, скрытность, насмешливость, двоедушие, готовность к греха под влиянием страсти, постоянное мечтания о греховном, рассеянность мыслей, самолюбие - мать всего злого, сребролюбие - корень всех пороков и страстей, зла характер и лукавство. (С Руководства Св. Ефрема Сирина)

  • Страсти телесные

Телесные страсти такие: чревоугодие, ненасытность, роскошь, пьянство, когда будут есть украдкой, разнообразные сладострастия, прелюбодеяние, разврат, нечистота, кровосмешение, растление детей, скотоложство, злые вожделения и всевозможные противоестественные и постыдные страсти; кражи, святотатство, разбой, убийство из зависти или глупый гнев, всякое телесное успокоение, угодничество плотским похотям, прежде когда тело здорово, ложь, гадание, колдовство, гадания, щегольство, легкомыслие, ласки, страсть к впитыванию, помазания лица, блуд, игра в кости, страстная преданность мирским утехам, жизнь для угождения плоти, которое ослабляет разум, заземляющего его и делает скотоподобного, никак не позволяя поднять глаза к Богу и добродетели. Корнем и первопричиной всего злого является сластолюбие, любовь к славе и денег, из которых возникает все плохое. (С Руководства Св. Ефрема Сирина)