Надо Знать

добавить знаний



Стус Василь Семенович


Stus vasyl.JPG

План:


Введение

Василий Семенович Стус (* 6 января 1938, село Рахновка Гайсинского района Винницкой области - ? 4 сентября 1985, лагерь ВС-389/36-1 у села Кучино, Пермской области) - украинский поэт, переводчик, прозаик, литературовед, правозащитник. Один из активнейших представителей украинского культурного движения шестидесятников. Герой Украины.

За свои убеждения в необходимости украинской культурной автономии творчество Василия Стуса была запрещена советской властью, а сам поэт был на 12 лет лишен свободы.


1. Биография

Родился в крестьянской семье, был четвертым ребенком в семье. В 1939 году родители - Семен Демьянович и Ирина Яковлевна - переселились в город Сталино (ныне Донецк), чтобы избежать принудительной коллективизации. Отец завербовался на один из химических заводов. Еще через год (1940) родители забрали туда своих детей.

Василий Стутс молодости

В 1944-54 Василий учился в донецкой городской средней школе № 265 и закончил ее с серебряной медалью. Василий поступил на историко-литературный факультет педагогического института города Сталино. В студенческие годы Стус постоянно и упорно работал в библиотеке. В студенческие годы Стус вместе с Олегом пахарем, Владимиром Мищенко, Анатолием Лазаренко, Василием Захарченко, Василием Голобородько был членом литературного объединения "Горизонт".

Закончив 1959 учебу с красным дипломом, три месяца работал учителем украинского языка и литературы в селе Таужное Кировоградской области, после чего два года служил в армии на Урале. Во время учебы и службы стал писать стихи. Тогда же открыл для себя немецких поэтов Гете и Рильке; перевел около сотни их стихов. Эти переводы были впоследствии конфискованы и потеряны. 1959 в "Литературной Украины" опубликовал свои первые стихи с напутственным словом Андрея Малышко.

Работал учителем украинского языка и литературы в средней школе № 23 г. Горловки. Впоследствии был подземным плитовым на шахте "Октябрьская" в Донецке [1].

С марта по октябрь 1963 - литературный редактор газеты "Социалистический Донбасс". В частности, работал в украиноязычной части редакции этой газеты (украинская было подготовлено и вышло несколько чисел этой газеты). Вступил в аспирантуру Института литературы Академии наук УССР им. Т. Шевченко в Киеве по специальности "Теория литературы". За время пребывания в аспирантуре подготовил и сдал в издательство первый сборник произведений "Круговерть", написал ряд литературно-критических статей, напечатал несколько переводов с Гете, Рильке, Лорки. Принадлежал к Клуба творческой молодежи, который возглавлял Лесь Танюк.

В сентябре 1965 во время премьеры фильма Сергея Параджанова "Тени забытых предков" в кинотеатре "Украина" в Киеве принял участие в акции протеста. Стус вместе с Иваном Дзюбой, Вячеславом Чорновилом, Юрием Бадзьо призвал партийных руководителей и населения столицы осудить аресты украинской интеллигенции, что стало первым общественным политическим протестом на массовые политические репрессии в Советском Союзе в послевоенное время. За участие в этой акции его отчислили из аспирантуры.

Годы временных работ (1965 - 1972) стали самыми счастливыми годами его жизни. Хотя с момента выступления в кинотеатре за ним и следили агенты КГБ, он часто ездил с друзьями в путешествия, в эти годы он и нашел свою любимую.

Нельзя также и обойти того большого значения, который приобрела для него работа в архиве. Зарабатывал на жизнь, работая в Центральном государственном историческом архиве, затем - на шахте, железной дороги, на строительстве, в котельной, в метро. С 1966-72 - старший инженер в конструкторском бюро Министерства промышленности стройматериалов УССР.

1965 женился на Валентине Васильевне Попелюх. 15 ноября 1966 у них родился сын - ныне литературовед, исследователь творчества отца Дмитрий Стус.

Предложение Стуса опубликовать 1965 свой ​​первый сборник стихов "Круговерть" отклонило издательство. Несмотря на положительные отзывы рецензентов, были отклонены и его второй сборник - "Зимние деревья". Однако ее опубликовали в самиздате. В 1970 книга стихов поэта "Веселое кладбище" попала в Бельгии и была издана в Брюсселе.

В открытых письмах к Союзу писателей, Центрального Комитета Компартии, Верховной Рады Стус критиковал господствующую систему, что после оттепели стала возвращаться к тоталитаризму, восстановление культа личности и нарушения прав человека, протестовал против арестов в среде своих коллег. В начале 1970-х присоединился к группе защиты прав человека. Литературная деятельность поэта, его обращение в высшие партийные инстанции с протестами против нарушения прав человека и критическими оценками тогдашнего режима повлекли арест в январе 1972.

12 января 1972 - первый арест; течение почти 9 месяцев поэт находился в следственном изоляторе. Именно тогда было создано сборник "Время творчества". В начале сентября 1972 Киевский областной суд обвинил его в "антисоветской агитации и пропаганде" и приговорил к 5 годам лишения свободы и 3 годам ссылки. Наказание отбывал в мордовских и магаданских лагерях. Весь срок заключения находился в лагерях Мордовии. Большинство стихотворений, что Стус писал в лагере, изымалась и уничтожалась, лишь некоторые попали на волю через письма к жене. По окончании срока, Стуса 1977 выслан в Матросово Магаданской области, где работал до 1979 на золотых приисках. Из заключения обратился с заявлением в Верховный Совет СССР с отказом от гражданства: "... иметь советское гражданство невозможна для меня вещью. Быть советским гражданином - значит быть рабом ...".

Мемориальная доска на первом корпусе Донецкого университета, в котором учился поэт (1954 - 1959)
Надгробие Василия Стуса на Байковом кладбище в Киеве.

1978 поэта принято в PEN-клуба.

Вернувшись осенью 1979 в Киев, присоединился к Хельсинской группы защиты прав человека. Несмотря на то, что его здоровье было подорвано, Стус зарабатывал на жизнь, работая рабочим на заводе: сначала, с октября 1979 до января 1980, формовщиком II-го разряда литейного цеха на заводе им. Парижской коммуны, после этого и до ареста - работал в цехе № 5 украинского промышленного объединения "Укрвзуттепром" фабрики обуви "Спорт" намажчиком затяжной кромки на конвейере. В мае 1980 был вновь арестован, признан особо опасным рецидивистом и в сентябре осужден на 10 лет принудительных работ и 5 лет ссылки. Отказался от назначенного ему адвоката Виктора Медведчука, пытаясь самому осуществить свою защиту. За это Стуса вывели из зала суда и приговор ему зачитали без него. В одном из писем, адресованном мировой общественности (октябрь 1980), известный российский правозащитник А. Сахаров расценил приговор стихи как позор советской репрессивной системы.

Адвокатом Виктора Медведчука утвердили, несмотря на многочисленные протесты обвиняемого. Суд проходил за закрытыми дверями. Известный писатель, правозащитник, общественный деятель и друг Василия Стуса Евгений Сверстюк вспоминает: "Когда Стус встретился с назначенным ему адвокатом, то сразу почувствовал, что Медведчук является человеком комсомольского агрессивного типа, который он не защищает, не хочет его понимать и, собственно, не интересуется его делом. И Василий Стус отказался от этого адвоката ". [2] Сам Медведчук настаивает, что роль адвоката в таких процессах была минимальной: "Если кто-то думает, что я мог бы спасти Василия Стуса, то он либо лжец, либо никогда не жил в Советском Союзе и не знает, что это следующее. Решение по таким делам принимались не в суде, а в партийных инстанциях и КГБ. Суд только официально утверждал объявлен приговор "(цит. по официальным интернет-сайтом Медведчука).

О методах защиты, которые использовал Медведчук, свидетельствует "Хроника текущих событий": "Адвокат в своей речи сказал, что все преступления Стуса заслуживают наказания, но он просит обратить внимание на то, что Стус, работая в 1979 - 1980 гг на предприятиях Киева, выполнял норму, кроме того , он перенес тяжелую операцию желудка. После речи адвоката заседание суда было прервано. 2 октября заседание началось прямо с чтения приговора (таким образом, у Стуса было украдено принадлежащее ему по закону "последнее слово") ". [3]

Стихи, что с ноября 1980 находился в лагере ВС-389/36-1 в Кучино (теперь Чусовского района Пермского края, Россия), запретили видеться с семьей, последнее свидание было весной 1981. Однако его записи 1983 удалось переправить на Запад.


1.1. Гибель

Лагерными надзирателями уничтожено сборник из примерно 300 стихотворений Стуса. В знак протеста против жестокого обращения лагерной администрации с политзаключенными он несколько раз объявлял голодовку. В январе 1983 года за передачу на волю тетради со стихами в год был брошен в камеру-одиночку. 28 августа 1985 Стуса отправили в карцера за то, что читая книгу в камере, он облокотился на нары. В знак протеста он объявил бессрочную сухую голодовку. Умер в ночь с 3 на 4 сентября, возможно, от переохлаждения. По официальным данным он умер именно "от охлаждения", "от голода", но исходя из достоверных источников, а именно со слов его однотюремця, почти сокамерники [ ], Известно, что он умер трагической смертью (в лагере, где находился Василий Семенович Стус, запобигалися средства для содержания заключенных: нары в камере имели конструкцию сходную с полочками в современных поездах - на ночь поднимались и содержались на острых штырях, которые выдвигались со стен, с утра задвигались снова в стены автоматически. Поэтому кто не вставал рано - падал на пол.) в ночь с 3 на 4 сентября без предупреждения (в специальное окошко для заключенных предупреждали о видвигання штырей) наблюдатели выдвинули штыри в камере Василия Семеновича, которые и стали причиной его смерти [ Источник? ] (его пронзил один из штырей). Этот факт был скрыт советской властью. Так умер Василий Семенович Стус - выдающийся поэт современной Украины. Это трагический день для украинской культуры, для нашего народа. Трагический тем более, что Стус умер не естественной смертью, а вследствие медленного, садистского убийства, растянут на долгие годы утонченных и неизящной пыток.

Был похоронен на лагерном кладбище в с. Борисово. Просьба семьи перевезти тело домой отклонили на том основании, что не вышел срок заключения.


2. Посмертное признание

Памятник Василию Стусу в Виннице, на площади Василия Стуса перед облгосадминистрацией

В ноябре 1989 поэта вместе с побратимами Юрием Литвином и Олексой Тихим, также погибли в лагере ВС-389/36 поселка Кучино, перезахоронили в Киеве на Байковом кладбище.

1991 Стуса посмертно отмечено Государственной премией им.Т. Шевченко за сборник стихов "Дорога боли" (1990).

Поэзия Василия Стуса характеризуется лиричностью, мелодичностью, ее основу составляет осознание внутренней свободы, готовности к борьбе за лучшую долю народа и Украины. Однако постепенно доминирующими в произведениях поэта стали пессимистические настроения, разочарование, порожденные "социалистической" действительностью. После смерти поэта в Украине выданы сборники "Стихотворения" (1990), "Окна в внепространство" (1992), "золотоволосая красавица" (Киев, 1992), "И край меня услышит" (Киев, 1992), "Феномен суток", написано в 1970 - 1971 гг (Киев, 1993), Сочинения в шести томах [4], девяти книгах (Львов, 1994-95; ред. Д. Стус и М. Коцюбинский) и воспоминания "Не отлюбил свою тревогу раннюю ... ".

За стихами Стуса по спектакля: поэтическая композиция (1989, Львовский молодежный театр), "Птица души" (1993, киевский художественный коллектив "КиН"), "Иду за край" [5] (2006, Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинские, Киев) и другие. Памяти Стуса посвящен документальный фильм "Просвитлой дороги свеча черная" (1992, "Галичина-фильм"). В селе Рахновка открыта мемориальная доска и памятник поэту. Произведения Стуса введено в школьную программу по украинской литературе. Основано премию имени Василия Стуса.

2 июня 2004 года в Государственном центре театрального искусства им. Леся Курбаса состоялась презентация уникального компакт-диске с реставрированными записями стихов Василия Стуса в исполнении автора под названием "Живой голос Василия Стуса".

26 ноября 2005 Стусу посмертно присвоено звание Герой Украины с вручением ордена Государства.

На Донбассе работает Донбасский историко-литературный музей Василия Стуса.


3. Литературный стиль

Манера письма Василя Стуса гармонично сочетающего украинскую традицию с лучшими образцами мировой - особенно, европейского наследия. Так, в студенческие годы поэт увлекался Рыльским, Верхарном. Впоследствии, в 60-х, был Пастернак и "неосмотрительно большая любовь к нему", от которой "уволился - только где-то 1965 - 1966 гг" ("Два слова читателю"). Со временем, к поэту приходят экзистенциалисты, в философии которых Стуса частности привлекала идея "свободы жизненного пути". Василий Семенович называет Камю среди своих любимых писателей.

Приемы стихосложения варьируют от верлибра к различным "фольклорных" стилизаций - художественного подражания народного творчества. К последним отнесем, например, стихотворение "Мягко выстелил иней".

Мягко выстелил иней
Украинских рядом с,
только удлиняются тени
и укорачивается возраст.
Ночи врвала Варвара,
солнце уходит за Рождеством,
и подстерегает наказание
за соседним холмом.
На Крещение имеем
Обь, Иртыш, Енисей,
а в глазах не светает,
тьма не уходит из глаз.
Псы, надзирателей крики
и зализзя тебе же.
Пригравайте же, музыки,
за колымский рубеж!

- "Палимпсест" (1977)

Широко применяются ассонансы и аллитерации:

"

"Сколько в небе шорох снегопада!

Снегопада шорох сколько в небе!

В вышине необли-

Таллий кружит промеж ви-

ттямы единственное шамота-

ния безбрежное ?.

"

Приведенная цитата оказывает также другие характерные особенности творчества поэта - "разрывные" строки с переносами, меткая, непринужденная рифма. Мастерски используются поэтом различные диалектизмы, архаизмы, разговорная лексика, как то: Антонов огонь, басаман, Басан, фасоль, гаргоши ("На гаргошах мой сидит сынок"), комони (лошадь), кондак, персона, косматый, покотьоло, чезнуты ( "... и в ртутной жаре фиолета он несказанно долго чез ..."), горбик и др. [6]. Возможно также использование специальной лексики в поэтическом тексте, скажем, "Стигмы тел - это стигмы душ. Это - из возраста / / от олигоценовых эпох, / / пирофорных, ты, как цветок, соткался, / / став должником - уже за двоих" ( "Тайна белой бумаги!" Палимпсест). Часто сталкиваемся на авторские новообразования, часто совершенно прозрачные, иногда - не очень: всевикна, всенезустрич, всенепизнаний, стобагаття, стогоры, стомежа, сторозтриклятий, стосиний. Все эти средства предоставляют творчества поэта герметичного оттенка, самоуглубленности, бесконечно разнообразят ее. Они, по сути, делают читателя соавтором поэзии, заставляя его толковать, выстраивать ассоциации и объяснения самостоятельно.

Хотя Стус имел возможность целостной работы над сборником лишь с ранними сборками (то есть - до ареста) и над "Порой творчества", следует понимать, что каждая книга стихов поэта является целостным текстом. Так, "Время творчества / Dichtenszeit", который фиксирует дату чуть не каждого стиха, является своеобразным дневником заключенного, размышлениями над судьбой, обязанностью, любовью, религией ... Здесь стихи перекликаются и дополняют друг друга, не теряя индивидуальности. С "палимпсест" ситуация еще сложнее: поскольку единого варианта сборки нет, она существует, по сути, в нескольких различных "списках", каждый из которых находил свой собственный путь на свободу (что, кстати, вызывает параллели с летописной традиции). Поэтому для многих стихотворений есть варианты: каждый стих, следовательно, распадается на другие; варианты перегукуются между собой и с вариантами других стихов. Это дает основание утверждать, что имеем дело с постмодерным элементом в творчестве Стуса [7]. Так, контексты переплетаются и дополняют друг друга, создавая единый миф:

" А вечность вечный творит миф
плачей, хоралов, мес.
"

- "Зимы убогий маскарад", Палимпсест

Всю жизнь поэт использовал свой широкий арсенал поэтических средств исключительно разносторонне; один период не выделяет определенный инструмент как важнее. Впрочем, в письмах к родным последних лет Стус высказывал мнение о том, что ему "не подходит рифмовать" - мол, это детские игрушки. С этим в определенной мере согласуются показания очевидцев о том, что последняя, ​​потеряна сборник "Птица души" почти целиком была написана верлибром. В письмах к родным (от 1.08.1982. [8]) встречаются также жалобы на Рильке, которого поэт долгое время высоко ценил: "поздний Рильке, здесь" алмазный хмель души "сменился кристаллы размышлений - и то такие потери, такие находки. Кажется, чуть он мне уже становится надоедливый - Рильке. Уж он бесплотный, особенно - не от жизни, сказал я - грешный чистотой своей в мире по страшной войне 1914-18 г., о которой ему не ходило, кажется ". Другую литературный любовь - Гете, Стус пронес через всю жизнь.


4. Переводческая деятельность

Весомый вклад в украинскую литературу сделал Василий Стус и на территории перевода. Стоит вспомнить его блестящие переводы с Гете и Рильке (Сонеты к Орфею, Дуинских элегии).

С немецкой Стус также перевел стихи Пауля Целана, Альберта Эренштайн, Эриха Кестнера, Ганса Магнуса Энценсбергер, с английского - поэзии Киплинга, с итальянской - Джузеппе Унгаретти, с испанского - произведения Федерико Гарсиа Лорки, с французской - Ги де Мопассана, Артюра Рембо, Рене Шара. Переводил также из славянских языков.


5. Сборники стихов

  • "Круговерть" (1965)
  • "Зимние деревья" (1970)
  • "Веселое кладбище" (1971)
  • "Время творчества" (1972)
  • "Палимпсест" (1977)

6. Сборники избранное

  • "Дорога боли" (1990)
  • "Под тяжестью креста" (1991)
  • "Окна в внепространство" (1992)
а также:
  • Стус В. Избранное: Стихотворения / Сост. А. И. Лазаренко. - Донецк: Донбасс, 1998. - 203 с.
  • Стус В. Окна в внепространство: Стихи, статьи, письма, дневниковые записи. Для ст. шк. возраста. - М.: Радуга, 1992. - 262 с.
  • Стус В. Дорога боли: Стихотворения / Ред. и послесловие М. Х. Коцюбинской. - М.: Сов. писатель, 1990. - 211 с.
  • Стус В. Зимние деревья: Первый сборник стихов. - Брюссель: Литература и искусство, 1980. - 206 с.
  • Стус В. золотоволосая красавица Стихи / Упор. Д. Стус. - М., 1992. - 47 с.
  • Стус В. Письма к сыну. - I в.-Фр.: Лилея-НВ, 2001. - 192 с. Стус В. Палимпсест. Избранное / Упор. Д. Стус. - К.: Факт, 2003. - 432 с.
  • Стус В. Под тяжестью креста. - Львов: Каменщик, 1991. - 159 с.
  • Стус В. Сочинения: В 4 т., 6 кн. / НАН Украины, Ин-т литературы им. Т. Г. Шевченко. - М.: Просвещение, 1994 - 1999.

Примечания

  1. Краткие биографические сведения - www.madslinger.com/stus/lysty-do-ridnyh/
  2. АДВОКАТ ВАСИЛИЯ СТУСА - exlibris.org.ua/medv/03.html
  3. "Хроника текущих событий", № 58, Москва, Самиздат, 1980. - С.74-78
  4. Изначально это издание планировалось как четырехтомник, потому цитируется как "Сочинения в четырех томах". Два дополнительных тома, дополнили издание, являются:
    • Стус. В. Сочинения в четырех томах. Том 5 (дополнительный). Переводы. - М.: Просвещение, 1998.
    • Стус. В. Сочинения в четырех томах. Том 6 (дополнительный). Письма к родным. - М.: Просвещение, 1997.
  5. Газета по-украински - gpu.ua / index.php? & id = 131631
  6. Словарь поэтического языка Василия Стуса (употребляемых слова и индивидуально-авторские новообразования). Составитель Л. В. Олифиренко. Киев, Абрис, 2003
  7. Дмитрий Стус. "Палимпсест Василия Стуса" http://stus.kiev.ua/stusoznavstvo.files/7% 20D.Stus2.zip - stus.kiev.ua/stusoznavstvo.files/7 D.Stus2.zip
  8. http://www.madslinger.com/stus/lysty-do-ridnyh/ - www.madslinger.com/stus/lysty-do-ridnyh/

Литература

  • Виктор Жадько. Некрополь на Байковой гори.-К., 2008.-с.96 ,199,229 232, 237,238,260,278.
  • Виктор Жадько. В памяти Киева: столичный некрополь письменникив.-К., 2007.-С.27, 71,74,75,93,123,143,382.
  • Виктор Жадько. Украинских некрополь.-К., 2005.-с.302.
  • Виктор Жадько. Байковое некрополь.-К., 2004.-С.149-153.
  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • ВСЕ Универсальный словарь-энциклопедия. - 4-е издание. - 2006. - С. 1195.
  • Шевченковские лауреаты 1962 - 2001: Энциклопедический справочник. - М., 2001. - С. 530 - 533.
  • Стус Дмитрий. Василий Стус / / 100 самых украинский. - 3-е издание. - М., 2005. - С. 625 - 633.
  • Крест правды / / Мельничук Георгий. 1000 незабываемых имен Украины. - М.: Школа, 2005. - С. 173 - 174.
  • Бедрик Ю.И. Василий Стус: Проблема восприятия. - М.: ПСП "Фотосервис", 1993. - 79 с.
  • Бондаренко А. И., Бондаренко Ю. И. Время выбора: Изучение творчества Василя Стуса в школе: Пособие. - М.: Изд. центр "Академия", 2003. - 231 с.
  • Василий Стус в жизни, творчестве, воспоминаниях и оценках современников / О.Зинкевич, М. француженки (Упоряд. и ред.). - Балтимор - Торонто: Укр. изд-во "Факел" им. В. Симоненко, 1987. - 463 с.
  • Дзюба I. Резчик собственного духа / / Стус В. Под тяжестью креста. - Л.: Каменщик, 1991. - 158 с.
  • Дзюба И. Свеча в каменной тьме / / Палимпсест. - М.: Изд-во "Факт", 2003. - С. 7-32.
  • Драч I. Василий Стус - поэт трагической судьбы / / Стус Д. Дорога боли. - М.: Сов. писатель, 1990. - 214 с.
  • Жулинский М. Эта Богом послана Голгофа ... / / Стус В. Окна в внепространство. - М.: Радуга, 1992. - С. 248 - 255.
  • Коцюбинский М. Поэт / / В. Стус. Сочинения. В 6-ти томах, 9 кн. - Т. 1. - Кн. 1. - Львов: Летопись, 1994. - С. 7-38.
  • Коцюбинский М. Страсти по Отчизне: Послесловие составителя / / Стус В. Дорога боли. - М.: Сов. писатель, 1990. - С. 201 - 212.
  • Коцюбинский М. В зеркале памяти / / Украина. - 1991. - № 1. - С. 13-16.
  • Коцюбинский М. Х. Феномен Стуса / / Современность. - 1991. - № 9. - С. 26-36.
  • Нецензурное Стус: Книга в 2 ч. - М.: Учебники и пособия, 2003. - 320 с.
  • Марина Павленко о Павле Тычине, Надежда Суровцова, Василия Симоненко, Василя Стуса, Ирина Жиленко / М. Павленко. - Киев: Грани-Т, 2009. - 120 с.: Ил. - (Серия " Жизнь выдающихся детей" ). - ISBN 978-966-465-250-3
  • Стус Дмитрий. Василий Стус / / 100 самых украинский. 3-е изд. - М., 2005. - С. 625 - 633.
  • Фигуры. Очерки о выдающихся людей Донбасса. - Донецк: Восточный издательский дом, 2011. - 216 с.
  • Стус Дмитрий. Василий Стус: жизнь как творчество / / Киев. 2004. 368 с.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам