Надо Знать

добавить знаний



Стэнли Кубрик


KubrickForLook.jpg

План:


Введение

Стэнли Кубрик ( англ. Stanley Kubrick , * 26 июля 1928 p., Нью-Йорк - 7 марта 1999 p., Гарпендер, Англия) - американский кинорежиссер, сценарист и продюсер, один из самых влиятельных в истории кинематографа.

Фильмы Кубрика отличаются техническим новаторством и мастерством, необычными, остроумными сценариям.


1. Биография

Родился 26 июля 1928 года в нью-йоркском районе Манхэттен, в еврейско - австрийской семье. Его отец был врачом, увлекался шахматами и фотографией, чем заинтересовался и парень. Он также проявил интерес к джаза и играл на барабанах. В школе Кубрик не был способным учеником и не получил высшего образования. Когда ему исполнилось 17 лет, парень решил заняться фотографией. Его снимки были напечатаны в журнале Look, и с тех пор он работал фотокорреспондентом. Вскоре начал посещать Нью-Йоркский музей современного искусства и часто ходил в кинотеатры. В 1951 году по совету друга Кубрик начал снимать короткометражные фильмы и рекламные ролики. Позже он сфокусировался на повествовательных фильмах и снял Fear and Desire (1953), об отряде солдат в тылу врага на вымышленной войне. В 1955 г. он переехал в Голливуд, сняв фильм Killer's Kiss (1954). The Killing (1956) - о боксере конце своей карьеры, вовлеченных в организованную преступность - стал первым фильмом Кубрика с участием профессиональной съемочной бригады; не имел коммерческого успеха, но получил положительные возгласы от критиков .

Ранние фильмы Кубрика финансировались его семьей и друзьями. Вскоре молодой режиссер подружился с известным продюсером Джеймсом Б. Харрисом, с которым основал фирму Harris-Kubrick Productions, которая финансировала его последующие фильмы.

Первым фильмом Кубрика, получивший коммерческий успех и был хорошо принят критиками, стал Paths of Glory (1957), основан на повести о Первой мировой войне и снят в Германии.

Вернувшись в США, Кубрик начал работать над фильмом One-Eyed Jacks (1961), но из-за конфликта с Марлоном Брандо оставил съемки. После этого он писал сценарии и был приглашен актером-продюсером Кирком Дугласом работать режиссером в фильме Spartacus (1960). Съемки получились тяжелыми из-за разногласий между Кубриком и Дугласом, но фильм имел успех и принес Кубрику популярность.

Разочаровавшись в Голливуде, режиссер переехал в 1962 году в Англии, где снял знаменитый фильм "Лолита" по роману Владимира Набокова, который был номинирован на премию Оскар.

Следующий фильм Кубрика, черная комедия Доктор Стренджлав, или: Как я перестал волноваться и полюбил бомбу (Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb, 1964) по повести Red Alert Питера Джорджа, стал культовым.

Затем режиссер течение пяти лет работал над фильмом Космическая одиссея 2001 года по роману Артура Кларка - научно-фантастической лентой с новаторскими спецэффектами.

Другие фильмы Кубрика: A Clockwork Orange, Barry Lyndon, The Shining, Full Metal Jacket, Eyes Wide Shut, которые также отличались оригинальными сценариями и новаторством.

7 марта 1999, через четыре дня после окончания работы над монтажом фильма "С широко закрытыми глазами", Стэнли Кубрик скончался от сердечного приступа во сне. Его похоронили возле его любимого дерева в имении Чилдвик Бери, Гартфордшир, Англия.

Режиссер оставил после себя несколько нереализованных проектов. Более тридцати лет он собирал материал для фильма о Наполеона Бонапарта. После смерти режиссера осталась библиотека на 18 000 томов, посвященных Наполеону.
В 2000 году Британская киноакадемия удостоила Стэнли Кубрика премии "Приз Британской Академии человеку года" (премия "BAFTA" за большой вклад в режиссерскую содружество). В 2001 году Стивен Спилберг выпустил фильм "Искусственный интеллект", воплотив в жизнь давнюю мечту Кубрика (первые кадры картины - морские волны, разбивающиеся о берег - были сняты самим Кубриком).


2. Фильмы

2.1. Первые фильмы

В 1951 году один Кубрика, Алекс Сингер, убедил его, что ему следует начать зарабатывать на съемках короткометражных документальных фильмов для компании March of Time - поставщик кинохроники в кинотеатры. Кубрик согласился, и на собственные деньги снял короткометражный документальный фильм "День схватки" в 1951 году. В фильме, в частности, был использован необычный стиль съемки, который стал одним из ярких операторских приемов Кубрика. Хотя компания March of Time разорилась в том же году, Кубрик продал "День схватки" кинокомпании RKO Pictures за $ 100. Вдохновленный своим ранним успехом, Кубрик уволился из журнала Look и начал работать над своим вторым короткометражным документальным фильмом, "Летучий падре" ( 1951), финансируемого RKO. Третьей работой, был короткометражный фильм "Мореплаватели" ( 1953), первый цветной фильм Кубрика. Это был 30-минутный рекламный фильм создан для Международного союза моряков. Эти три фильма составляют единственные сохранившиеся документальные работы Кубрика. Однако, считается, что он был вовлечен в съемки других короткометражных фильмов, которые были утрачены. Ни одна из этих пленок никогда не была официально выпущена, хотя они широко транслировались, а их фрагменты используются в документальном фильме "Стэнли Кубрик: Жизнь в кино". Кроме того, "День схватки" и "Летучий падре" были показаны по каналу ТСМ.


2.2. "Убийство"

Алекс Зингер представил молодого Кубрика продюсеру по имени Джеймс Б. Харрис, и они стали близкими друзьями. Их бизнес-партнерство, Harris-Kubrick Productions, будет финансировать следующие три фильма Кубрика. Они вместе купили права на роман Лайонела Уайта под названием "Кофе чистку", который Кубрик превратил в сценарий к фильму "Убийство". Несмотря на восторженные рецензии и отзывы критиков, фильм не имел финансового успеха. Во многих отношениях "Убийство" следовало концепциям фильмов нуар. Хотя жанр нуар достиг рекордной популярности в 1940 году, сюжет, режиссерские приемы и кинематографичность "Убийства" вызвали возрождение этого жанра, и сейчас она считается одной из лучших картин в этом жанре.

Широкая популярность "Убийства" принесла Harris-Kubrick Productions заинтересованность компании Metro-Goldwyn-Mayer. Студия предложила им свою богатейшую коллекцию купленных прав на экранизацию рассказов, из которой Кубрик мог выбрать свой следующий проект. За это время Кубрик также сотрудничал с Колдер Уиллингтоном из экранизации австрийского романа "Жгучая тайна".


2.3. "Спартак"

После своего возвращения в США Кубрик работал в течение шести месяцев над фильмом с Марлоном Брандо под названием "Одноглазые валета" (1961). Но их представления расходились по поводу целого ряда решений, Брандо в конечном итоге освободил Кубрика и решил собственноручно закончить фильм. Кубрик работал над рядом непродюсованих киносценариев, в том числе над сценарием к фильму "Чокнутый на воле", пока Кирк Дуглас не попросил его взять на себя режиссерские обязанности по выпуску фильма, продюсованого самым Дугласом, - "Спартак" (1960). Сначала режиссерское кресло занимал Энтони Манн, который был уволен студией через две недели после начала съемок.

Исходя из реальной истории обреченного восстания рабов Римской империи, "Спартак" был трудным проектом. В результате между Кубриком и Дугласом возникли творческие разногласия, которые выливались в открытые конфликты. Столкнувшись с отсутствием полного творческого контроля, Кубрик позже отрекся от своей великой роли в производстве фильма, что еще больше разозлило Дугласа. Дружба двух кинодеятелей, возникшей во время съемок "Тропы славы", была стерта в порошок на съемках "Спартака". Спустя годы Дуглас называл Кубрика "талантливым дерьмом" (англ. a talented shit).

Несмотря на ряд разногласий, "Спартак" был коммерчески успешным и создал громкое имя Кубрика. Однако производство этого фильма убедило Кубрика найти новые способы работы с финансированием Голливуда, оставаясь независимым от голливудских продюсеров. "Спартак" получил 4 премии "Оскар".


2.4. "Лолита" и переезд в Великобританию

В 1962 году Кубрик переехал в Англию, чтобы снять свой следующий фильм "Лолита". В Англии он остался на жительство до конца своей жизни. Основной причиной для переезда было желание работать над фильмом по романом "Лолита" в стране с мягкими цензурными предписаниям, чем в США. Однако после съемок этого фильма Кубрик был вынужден остаться в Англии для съемки фильма "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу", поскольку в то время Питер Селлерс не получил разрешение на выезд из Англии в связи с судебным рассмотрением дела о его развода. Именно после съемок двух фильмов в Англии и на ранних этапах планирования "Космической одиссеи 2001 года", Кубрик решил поселиться в Англии навсегда.

В Англии Кубрик приобрел усадьбу под Лондоном. называвшейся Эббот Мид и располагалась неподалеку от киностудии в Боремвуди. Его семья поселилась в доме, обнесенном высоким забором, и почти никого не принимала. Будто подчеркивая свое двойное гражданство, режиссер сохранил свою нью-йоркскую квартиру в районе Центрального парка.

"Лолита" стала первым фильмом Кубрика, который пробудил широкую общественную дискуссию [1]. Книга Владимира Набокова рассказывает о любви зрелого мужчины по имени Гумберт и его двенадцатилетней падчерицы. Кубрик попросил Набокова адаптировать свой роман на экране. Писатель сначала подготовил 400-страничный версию сценария, который он затем сократил до 200 страниц. Окончательную версию сценария дописал сам Кубрик, а вариант Набокова вошел в фильм только на 20% [2] [3] [4]. Набоков опубликовал свой вариант сценария под названием "Лолита: сценарий".

Кубрик пытался сохранить основные мотивы романа, но избежать чрезмерной провокационности. Прежде всего это касалось изображения сексуальных отношений Гумберта и Лолиты.

После премьеры фильма оценки кинокритиков были противоречивыми: одни хвалили его смелые решения, другие были удивлены отсутствием близости между Лолитой и Гумбертом. Сью Лайон получила премию "Золотой глобус" в номинации "самая многообещающая начинающая актриса". Впоследствии картина была номинирована на семь наград.


2.5. "Доктор Стрейнджлав"

Следующий фильм Кубрика "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу" (1964), стал культовым фильмом, а сегодня считается классикой кинематографа. Роджер Эберт написал, что это лучший сатирический фильм всех времен [5]. Сценарий был написан по роману "Красная Тревога", который написал бывший капитан авиации ВВС США Питер Джордж. "Красная тревога" - роман-антиутопия, о возможности случайной атомной войны. Зато Кубрик изобразил обстоятельства, которые приводят к ядерной войне, настолько абсурдно, что эта история стала черной комедией.

Интересен тот факт, что актер Питер Селлерс, который сыграл эпизодическую, но ключевую роль в "Лолите", в "Докторе Стрейнджлава" сыграл сразу трех разных персонажей: президента США Меркина Маффли, самого доктора Стрейнджлава и капитана Лайонела Мандрейка. Кубрик позже назвал Селлерса "Невероятным", но выразил сожаление, что маниакальной энергии актеру редко хватало более чем на два или три дубля. Чтобы преодолеть эту проблему, Кубрик снимал двумя камерами одновременно, давая Селлерсу импровизировать [6].

"Доктор Стренджлав, или: Как я перестал волноваться и полюбил бомбу" стал прообразом антивоенных движений в поздних 1960-х годах (через несколько лет после выпуска фильма). В фильме было показано очень скептическое отношение к военной политики США, которая до появления фильма не подвергалась критике.


2.6. "Космическая одиссея 2001 года"

Кубрик потратил пять лет на разработку своего следующего фильма "Космическая одиссея 2001 года" (1968). Он написал сценарий с писателем-фантастом Артуром Кларком, расширив сюжетную линию рассказа Кларка "Страж".

Для съемок фильма Кубрику удалось собрать талантливую команду актеров, среди которых в частности Дуглас Трамбал, который позже стал известен благодаря участию в фильмах "Безмолвный бег" и " Бегущий по лезвию ". Фильм отличался многочисленными новаторскими визуальными эффектами. Во время съемок Кубрик широко использовал метод блуждающей маски для фиксации космических полетов, эта самая методика использовалась также через девять лет Джорджем Лукасом при создании фантастической саги Звездных войн, хотя фильм Лукаса также использовал другие эффекты, недоступные для Кубрика в середине 60-х годов. Яркой была работа легендарного британского оператора Джеффри Ансуорт, который позже снимал такие классические фильмы, как "Кабаре" и "Супермен". Производственным компаниям были даны консультации относительно того, каким будет дизайн специального оборудования и бытовых предметов в недалеком будущем. В фильме также представлен редкий случай реального изображения космических путешествий, при полном молчании в вакууме космоса и реалистичное отображение невесомости.

Фильм известен благодаря подходящем использованию классической музыки Рихарда Штрауса "Так говорил Заратустра" и вальса Иоганна Штрауса "На прекрасном голубом Дунае", которые некоторое время ассоциировались прежде всего с этим фильмом, особенно первое музыкальное произведение, до выхода фильма был неизвестен широкой публике. Кубрик также использовал музыку современного венгерского авангардиста-композитора Дьердя Лигети, хотя некоторые части его композиций были изменены без согласия Лигети [7].

Всего фильм имел огромный успех, однако первая реакция критиков была крайне негативная, критиковалась прежде всего отсутствие частых диалогов, медлительность действия, и сам сюжет фильма. Одна из немногих защитников фильма была Пенелопа Гиллиатт [8] которая в рецензии журнала New Yorker назвал его "по-своему великим фильмом" (Шаблон: Lang-ан). Фильм получал положительные отзывы молодой аудитории, особенно сторонников контркультуры 1960-х годов, из-за сцены мнимой психоделической поездки в бесконечном течении космоса - все это сделало фильм настоящим хитом. фильма "Космическая одиссея 2001" остался без наград в номинациях за лучшую режиссуру, лучшую работу сценариста, а также продюсерскую работу, а единственный Оскар Кубрик получил за визуальные эффекты. Однако сегодня преобладает мнение о том, что "Космическая одиссея 2001" является едва ли не научно-фантастическим фильмом всех времен [9] [10].

В художественном плане "Космическая одиссея 2001 года" радикально отличалась от предыдущих работ Кубрика. Фильм содержит всего 45 минут диалога, на протяжении всего хронометража фильма, продолжительностью два часа двадцать минут. Особенно запомнились зрителям слова, принадлежавшие компьютеру HAL 9000 в его диалогах с Дэйвом Боуман. Некоторые утверждают, что Кубрик противопоставляет гуманизм будущем стерильном мира машинref> 2001: A Space Odyssey [11] [12] [13]. Неоднозначный конец фильма продолжает поражать современных зрителей и критиков. После этого фильма Кубрик больше никогда так радикально не экспериментировал со спецэффектами и повествовательной форме, однако его следующие фильмы сохраняли определенный уровень неопределенности, который был заложен в "Космической одиссеи".

Интерпретации фильма многочисленны и разнообразны. Несмотря на то, что лента появилась на экранах в 1968 году, она все еще порождает дискуссии. А когда критик Джозеф Гельмис спросил Кубрика о смысле фильма, тот ответил ref name = "Gelmis1970"> Gelmis 1970. Extract: What did Kubrick say is the plot of 2001? :

Есть вопросы, которые я предпочитаю не обсуждать, потому что они слишком субъективны и ответы на них будут меняться от зрителя к зрителю. В этом смысле, фильм становится всем тем, что зритель видит в нем. Если фильм вызывает эмоции и проникает в подсознание зрителя, если он стимулирует какие-то, пусть даже зачаточные, мифологические и религиозные стремления и импульсы, то это его успех
Исходный текст (Англ.)

They are the areas I prefer not to discuss, because they are highly subjective and will differ from viewer to viewer. In this sense, the film becomes anything the viewer sees in it. If the film stirs the emotions and penetrates the subconscious of the viewer, if it stimulates, however inchoately, his mythological and religious yearnings and impulses, then it has succeeded.

"Космическая одиссея 2001 года", пожалуй, самый известный и влиятельный фильм Кубрика. Стивен Спилберг назвал его "Большим Взрывом" ( англ. Big Bang ) Поколения [14], который сосредоточил внимание на космической гонке. Он был предшественником взрыва кинорынка научной фантастики через девять лет, который начался с выпуска фильмов "Звездные войны" и "Близкие контакты третьей степени".


2.7. "Механический апельсин"

После "2001: Космическая одиссея" Кубрик сначала пытался сделать фильм о жизни Наполеона Бонапарта. Но проект не получил финансирования и Кубрик начал поиски проекта, который можно снять быстро на небольшой бюджет. В результате он остановился на сочинении "Механический апельсин" (1971). Его адаптация романа Энтони Берджесса - "темные, шокирующие исследования насилия в человеческом обществе". Фильм был выпущен с рейтингом X на территории США, что вызвало значительные споры. А постер фильма был создан легендарным дизайнером Биллом Голдом.

Действие фильма происходит в футуристической версии Великобритании, имеет авторитарный и хаотичный характер. Центральный персонаж фильма - подросток-хулиган по имени Алекс ДеЛардж (роль исполняет Малкольм Макдауэлл), который вместе со своей стаей "других" без всяких угрызений совести получает удовольствие от драк, грабежей, пыток и изнасилований. Однако жестокое избиение и убийство пожилой женщины, наконец, привело Алекса в тюрьму. Надеясь на обещанную свободу, Алекс соглашается на экспериментальное лечение по так называемой "технике Людовико", которая подавляет его стремление к агрессии, хотя "вылеченный" таким образом человек лишен свободного нравственного выбора. При публичной демонстрации успехов техники, с Алексом жестоко обращаются, но он не опирается - технология сделала свое дело. Однако техника была и побочный эффект: она выработала у Алекса отвращение к классической музыке (точнее к Девятой симфонии Бетховена), любовь к которой была одной из немногих человеческих черт. После освобождения, он встречает своих бывших друзей, которые предали его и избили. Впоследствии Алекс становится пешкой в ​​политической игре.

Кубрик снял "Механический апельсин" быстро, почти все время находясь в Лондоне и его окрестностях. Несмотря на низкий технологический характер в фильме по сравнению с "2001: Космическая Одиссея", Кубрик показал свой талант для инноваций, например, для съемок одной сцены, он бросал камеры модели "Ньюмен Синклер" с пружинным мотором с крыши, для того, чтобы достичь нужного ему эффекта [15].

Фильм был очень спорным через изображение подросткового группового изнасилования и насилия. Он был выпущен в том же году, что и фильм Сэма Пекинпа "Соломенные псы" и Дона Сигела "Грязный Гарри", эти три фильма вызвали ожесточенные дискуссии в средствах массовой информации о социальном эффект кинематографического насилия. Споры обострились, когда в Англии было совершено похожие преступления, преступники носили то же платье, что и герои "Механического апельсина". Британские читатели романа отметили, что Кубрик выпустил заключительную главу (которая также была изъята из американского издания книги), в котором Алекс находит успокоение, смирение, а к нему возвращается здравый смысл.

После угроз убийства его и его семьи, Кубрик пошел на необычный шаг - удалить фильм с показа в Великобритании. Поэтому фильм оставался недоступным в Соединенном Королевстве до своего переиздания в 2000 году, через год после смерти Кубрика, одновременно фильм был разрешен в континентальной Европе. Кинотеатры Scala [16],, в Кингс Кросс (Лондон) показали фильм в начале 1990-х годов (без разрешения режиссера), и по настоянию Кубрика, кинотеатрам был предъявлен иск, в результате которого они закрылись, а Лондон лишился нескольких из своих немногих независимых кинотеатров.

В середине 1990-х годов в Великобритании вышел документальный фильм под названием "Запретный плод", посвященный вопросам цензуры. Кубрик не смог предотвратить использование документалистами кадров из "Механического апельсина" в фильме.


2.8. "Барри Линдон"

Следующий фильм Кубрика, вышедший в 1975 году, был адаптацией романа Уильяма Теккерея "Счастье Барри Линдона" ("Счастье Бэрри Линдона"), также известного как "Барри Линдон", плутовского романа о приключениях и злоключениях ирландского игрока и авантюриста XVIII века.

Трехчасовой хронометраж фильма отпугнул многих американских критиков и зрителей, хотя и получил много положительных отзывов, в частности от Рекса Рида и Ричарда Шикель. Журнал "Время" опубликовал рецензию на фильм, а Кубрик был номинирован на три награды Академии. Фильм вообще был номинирован на 7 наград Академии, и выиграл четыре - больше, чем любой другой фильм Кубрика. Несмотря на это, "Барри Линдон" не имел большого успеха в США, однако в Европе, а особенно во Франции фильм имел вилика аудиторию.

Как и большинство фильмов Кубрика, репутация "Барри Линдона" росла на протяжении многих лет, особенно среди других режиссеров. Режиссер Мартин Скорсезе назвал его своим любимым фильмом всего творчества Кубрика.

Подобно другим фильмов Кубрика, методы освещения сцен были поистине новаторскими. Самый известный прием заключался в том, что интерьер сцен снимался с помощью специально адаптированного сверхчувственного объектива f/0.7 Zeiss и камеры, изначально разработанной для NASA. Это позволило включить в фильм сцены сняты только при свечах, создавая рассеянное освещение, в результате многочисленные сцены фильма напоминают картины XVIII века.

Музыка фильма - ирландские народные песни (в исполнении Вожди) в сочетании с произведениями, таких композиторов, как Антонио Вивальди Концерт для виолончели", Иоганн Себастьян Бах "Двойной концерт", Георг Фридрих Гендель "Сарабанда" и Франц Шуберт "Немецкий танец № 1", "Трио № 2" E ми-бемоль, "Экспромт № 1" в C минор. Музыка была отредактирована и адаптирована Леонардом Розенман, за которую тот получил "Оскар".

В 1976 году, художник Кен Адам, который работал с Кубриком над "Доктор Стрейнджлав" и "Барри Линдоном", попросил Кубрика посетить студию Пайнву, где накануне завершился этап съемок фильма из серии о агента 007, и дать рекомендации по фильму о Джеймсе Бонде "Шпион, который меня любил". Кубрик согласился проконсультировать при условии, что никто никогда не узнает о его причастности к фильму. Этот факт был раскрыт лишь после смерти Кубрика в 1999 году, когда в 2000 году он был обнародован Адамом в документальном фильме о создании фильма "Шпион, который меня любил" на специальном издании DVD из серии фильмов об агенте 007.


2.9. "Сяйво"

После "Барри Линдона" темпы работы Кубрика значительно замедлились, следующий фильм он делал на протяжении пяти лет. Картина "Сяйво", выпущенная в 1980 году, основана на одноименном бестселлере писателя Стивена Кинга. Главную роль исполнил Джек Николсон. Его персонаж - Джек Торранс - писатель, который страдает от материальных трудностей, поэтому принимает предложение стать смотрителем отеля "Оверлук" в межсезонье. Отель-курорт расположен в горах Колорадо и зимой из-за снега отрезан от остального мира. Директор гостиницы сообщил нового надзирателя, что мцнулои зимы в гостинице случилась трагедия: предыдущий смотритель зарубил топором свою семью и сам покончил жизнь самоубийством. Джеку с семьей - женой, Венди (Шелли Дюваль) и сыном, Дэнни, надо провести всю зиму в полной изоляции. Дэнни, обладающий даром видения - "сиянием", обнаруживает в гостинице "гостей" - призраков, населяющих это место, что было когда-то индейским кладбищем. Отель открывает все ужасные образы не только для Дэнни: его отец медленно теряет смысл.

Фильм был полностью снят в лондонских павильонах. Для того, чтобы передать приступы клаустрофобии, подавленности и преследования в отеле, Кубрик часто использует технологию "Стедикам", сбалансированная поддержка камеры, что позволяет воспроизведение плавных движений камеры в закрытых помещениях.

Говорят, что самому Стивену Кингу фильм не понравился. Он назвал Кубрика "человеком, который очень много думает, а слишком мало чувствует". В 1997 году Кинг решил поработать с Миком Харрис для создания телесериала по мотивам романа, который больше соответствовал оригинальному тексту.

После премьеры лента "Сияние" получила преимущественно негативные отзывы, но была коммерчески успешной. Как и с большинством фильмов Кубрика, реакция критиков со временем менялась в положительную сторону. Фильм часто появляется в верхней части различных списков лучших фильмов ужасов вместе с "Психо" (1960) и "Изгоняющий дьявола" (1973). Некоторые из сцен в фильме, как, например, призрачная образ потока крови из гостиничного лифта, является одной из самых известных сцен, созданных Стэнли Кубриком.


2.10. "Цельнометаллическая оболочка"

Прошло семь лет, прежде чем Кубрик снял следующий фильм. "Цельнометаллическая оболочка" (1987) - адаптация романа Густава Гасфорда о войне во Вьетнаме "Дембеля". В главной роли снялся Мэтью Модайн.

Фильм начинается в учебном центре корпуса морской пехоты, в штате Южная Каролина, США, где старший инструктор сержант Хартман жестко тренирует новобранцев, чтобы превратить их из ненужных "червей" в дисциплинированных убийц. Рядового Лоренса Хартман он угнетает из-за его избыточный вес и неуклюжесть, Гартман дает ему прозвище "Гомер Пайл (в некоторых вариантах перевода "Гомер Куча"). Гомер теряет веру в то, что справится с подготовкой. Накануне окончания курса он теряет смысл и убивает Гартмана, а затем стреляется и сам.

В характерном для Кубрика стиле, вторая половина фильма переносит зрителя во Вьетнам вместе с сержантом Шутником (в других переводах - Джокером). Шутник отправляется туда как корреспондент военной газеты "Звезды и полосы". Хотя он морской пехотинец, на фронте становится журналистом, и, следовательно, вынужден соблюдать этику своей профессии.

Съемки фильма полностью проходили в Англии, было довольно сложно для Кубрика и его съемочной группы. Большая часть съемок велась в Докланди, районе Лондона, а разрушенный город основном было создано художником-постановщиком Антоном Ферст. Поэтому фильм визуально очень отличается от других фильмов о войне во Вьетнаме вроде "Взвода" или "Гамбургер Хилл", большинство из которых были сняты на Дальнем Востоке. Вместо снимать фильм в тропических южно-азиатских джунглях, вторая половина фильма разворачивается в городе, освещая ведения войны в городских условиях. Бои во Вьетнаме часто изображались (и, следовательно, воспринимались) в джунглях, несмотря на большое количество боев в жилых кварталах. Рецензенты и комментаторы считали, что место действия способствовало мрачности и серьезности фильма. Во время съемок фильма Кубрику помогал и Р. Ли Эрми, который был военным консультантом и исполнил роль сержанта Хартмана.

"Цельнометаллическая оболочка" получила различные критические отзывы после выхода, но собрала и довольно большую аудиторию, несмотря на сильную конкуренцию со стороны "Взвод" Оливера Стоуна и фильма Клинта Иствуда "Перевал разбитых сердец". Как и в других фильмов Кубрика, репутация его со временем возрастала.


2.11. "С широко закрытыми глазами"

Только в 1997 году Кубрик взялся за съемки нового фильма - мрачной семейной драмы " С широко закрытыми глазами" . Этот фильм стал последним фильмом в его карьере. Главные роли в фильме сыграли Том Круз и Николь Кидман, которые в то время были супругами, они сыграли роль богатого супруга с Манхеттена. Кубрик приобрел права на экранизацию новеллы "сновидного новеллы" ( 1926), австрийского писателя Артура Шницлера еще в 1968 году. Место действия фильма было перенесено с Вены 20-х годов в Нью-Йорк 90-х. Фильм "С широко закрытыми глазами" (1999) снимался в течение почти двух лет в обстановке секретности, а два основных члены актерского состава, Харви Кейтель и Дженнифер Джейсон Ли, были заменены во время съемок. Хотя действие происходит в Нью-Йорке, фильм основном был снят в павильонах Лондон. Через секретность работ над фильмом, среди прессы ходили вообще неточные слухи о содержании сюжета и подробностей фильма.

Из-за большого количества сексуальных сцен, фильм вызвал много споров, некоторые журналисты утверждали, что это будет "самый сексуальный фильм в истории кино" [17]. "С широко закрытыми глазами", как "Лолита" и "Механический апельсин", потерпел жестких цензурных вмешательств еще до премьеры. В Соединенных Штатах и ​​Канаде, некоторые сцены фильма (в основном сцены сексуальной оргии) были обработаны с помощью компьютерного ретуширования, чтобы скрыть откровенные сцены и обеспечить рейтинг R от MPAA. В Европе и остальном мире, фильм был выпущен в режиссерский версии (в своем первоначальном виде). В октябре 2007 года на рынок вышло переиздание фильма на DVD (эта версия содержала режиссерскую версию фильма, что сделало ее доступной для североамериканских зрителей). Мнения о картине разошлись кардинально - от "совершенно непонятной драмы" до "последнего шедевра XX века".


3. Нереализованные проекты

3.1. "Искусственный разум"

"Искусственный разум" был одним из немногих проектов Кубрика, который закончил другой режиссер. В течение 80-х и начале 90-х годов Кубрик вместе с писателями начал писать сценарий к фильму, который на тот момент назывался "Пиннокио", или "Искусственный разум". Сюжет фильма основан на коротком рассказе Брайана Олдисса "Супериграшок хватает на все лето" (в другом переводе - "Супер-роботы живут все лето") ( англ. Super-Toys Last All Summer Long ), Который Кубрик превратил в длинный рассказ, состоящий из трех актов. Сюжет является сказкой про робота-андроида, который пытается понять людей, их чувства и эмоции.

Кубрик послал телеграмму Стивену Спилбергу с просьбой снять фильм, что Спилберг согласился. В 2001 году, после смерти Стэнли Кубрика, фильм вышел на экраны и получил большое количество положительных отзывов.


3.2. "Жгучая тайна" и "внебрачный ребенок"

В 1956 году, когда MGM приостановила съемки фильма "Стежки славы", Кубрик заинтересовался романом Стефана Цвейга "Жгучая тайна", написанный после Первой мировой войны. Кубрик выбрал роман для последующей экранизации. Он нанял писателя Колдера Виллингтона, для написания сценария по книге Цвейга. Но кодекс Гейса (этический кодекс производства фильмов в Голливуде) помешал экранизации этого романа [18].

Ранее Кубрик хотел экранизировать роман Кальдера Виллингтома "Внебрачный ребенок", но быстро понял, что фильм невозможно сделать через Кодекс Гейса.


3.3. "Чокнутый на свободе"

В 2006 году было объявлено, что в 1950-х годах Стэнли Кубрик собирался поставить фильм по роману "Чокнутый на свободе" писателя Джима Томпсона. Но проект не был реализован.

3.4. "Одноглазые валета"

"Одноглазые валета" - американский вестерн 1961 года. Это единственный фильм, срежиссированным Марлоном Брандо, который заменил первоначального режиссера, Стэнли Кубрика.

3.5. "Наполеон"

После успеха фильма "2001" Кубрик запланировал крупномасштабную подготовку к экранизации биографии Наполеона Бонапарта. Он провел длительные исследования, изучая книги о французском императоре, и написал предварительный сценарий. Для удобства он создал подробную карту-каталог основных посещенных мест и сделанных дел Наполеона в течение его долгой жизни.

В примечаниях для его финансовых покровителей, которые сохранились в личном архиве, Кубрик сказал, что не уверен в том, как его фильм о Наполеоне воспримет публикой, однако, он ожидал, что этот фильм станет лучшим из всех, что он делал. Наконец проект был отменен.

Сценарий Стэнли Кубрика для этого фильма был опубликован в Интернете. Значительная часть его исторических исследований была использована в фильме "Барри Линдон" (1975), события которого происходят в конце восемнадцатого века, незадолго до наполеоновских войн.

На роль Наполеона сначала был заявлен Джек Николсон, после того, как Кубрик увидел его в фильме "Беспечный всадник". Кубрик и Николсон конце работали вместе, но над другим фильмом - " Сяйво" .


3.6. "Ярмарка тщеславия"

Перед тем как снять фильм "Барри Линдон" Кубрик заинтересовался проектом экранизации другого романа Теккерея - "Ярмарка тщеславия". Но в 1967 году он отказался от проекта, когда телеканалом BBC была выпущена телевизионная версия романа.

3.7. "Арийские документы (Ложь военного времени")

Уже в 1976-м году Стэнли Кубрик хотел сделать фильм о Холокост. Он пытался убедить Исаака Башевица-Зингера помочь в работе над сценарием. В начале 1990-х годов Кубрик начал работать над фильмом. В основу сценария лег роман Луиса Бегли Военная ложь" - история мальчика и его тетушки, которые скрываются во время Холокоста. Первый проект сценария под названием "Арийские документы был написан самим Кубриком.

Спивсценарист фильма " Цельнометаллическая оболочка" Майкл Херр на кастингах рассматривал кандидатуры Джулии Робертс и Умы Турман на роль тетушки. Наконец, на эту роль была выбрана Йоханна тер Штеге, а на роль мальчика - Джозеф Маззелло. Режиссер выбрал чешский город Брно как возможное место для съемок военных действий в Варшаве.

Кубрик отказался от своего предыдущего замысла через выход фильма " Список Шиндлера" Стивена Спилберга. Кроме того, сам Кубрик был слишком подавлен тяжелым для режиссера работой. Наконец в 1995 году он покинул проект.


3.8. Сценарии, которые остались нереализованными

Осталась большое количество идей и сценариев, которые не были развиты в полноценный фильм или к которым в дальнейшем Кубрик потерял интерес. Среди них - сценарий "Немецкий лейтенант" (в соавторстве с Ричардом Адамсом), рассказывающий о группе немецких солдат, которых послали на задание в последние дни Второй мировой войны. Кубрик также планировал создать фильм под названием "Я украл 16 миллионов долларов", основанный на истории о пресловутого грабителя 1930-х годов Вилли Саттона. Саттона должен был сыграть Кирк Дуглас, но по мнению Дугласа сценарий оказался плохо проработанным. Кубрик также пытался заинтересовать ролью Кэри Гранта, однако фильм так и не был снят. Кроме того, в 50-е годы Кубрик написал сценарий к фильму о Мосби Рейнджера, известного под кличкой "серый призрак", о герое гражданской войны в Америке (на стороне южан). Но проект не пошел дальше, чем черновой набросок сценария.


3.9. Другие нереализованные проекты

  • Кубрик интересовался работой нацистского режиссера Файта Гарлана (дядя жены Кубрика). События в фильме должны были происходить вокруг фигуры Йозефа Геббельса. Хотя Кубрик работал над сценарием в течение многих лет, фильм не развился дальше, чем грубый набросок рассказа.
  • Стэнли Кубрик планировал снять фильм по роману Умберто Эко - " Маятник Фуко" , вышедший в 1988 году. Но Эко отклонил предложение, поскольку был недоволен экранизацией его первого романа " Имя розы" и тем, что Кубрик не согласился, чтобы Эко сам написал сценарий к фильму. После смерти Кубрика Эко сожалел, что отказал ему [19].
  • Перед тем, как приступить к работе над фильмом "2001", Терри Саузерн предложил Кубрику снять высокобюджетную порнографическую ленту "Голубой фильм" и таким образом создать новый жанр. Кубрик отказался от предложения, поскольку считал, что не владеет порнографическим темпераментом, он также считал, что не сможет успешно изобрести новый жанр. После отказа Кубрика Саузерн опубликовал роман "Голубой фильм", сюжет романа рассказывал о кинорежиссера Бориса Адриане, который пытался снять подобный фильм. Роман Саузерн посвятил Стэнли Кубриком. Саузерн начал писать роман, когда Кубрик был заинтересован в проекте, но роман вышел в 1970 году и вскоре Кубрик потерял интерес к этому проекту.
  • Права на экранизацию книги "Властелин колец" были проданы компании United Artists в 1968 году за 15 млн долларов. Различные планы по экранизации " Властелина Колец" ходили с конца 60-х годов. Так музыканты группы " The Beatles" хотели сниматься в главных ролях потенциального фильма, и называли Кубрика как возможного режиссера. Однако Кубриком показалось, что этот роман не подлежит экранизации. [20]
  • Стэнли Кубрик рассматривал возможность адаптировать роман " Духи ", Патрика Зюскинда, для экрана, но потом пришел к мысли, что творение Патрика Зюскинда не подлежит экранизации. Несмотря на мнение Кубрика, роман был экранизирован в 2006 году немецким режиссером Томом Тыквером.

4. Режиссерский почерк

Кубрик в большинстве своих фильмов в основу сюжета выбирал существующий роман, затем договаривался и вместе с автором редактировал сюжет для будущей экранизации. Во многих его фильмах можно услышать голос за кадром (в основном от главного героя), который комментирует некоторые сцены.

Начиная с фильма " Космическая одиссея 2001 года" , во всех его фильмах, за исключением " Цельнометаллической оболочки" используется предварительно подготовленные записи классической музыки [21]. Кроме того, он часто использует веселое звучание поп-музыки в сценах, изображающих разрушение и уничтожение, особенно в заключительных титрах или последних кадрах фильма [22].

В своем обзоре фильма "Цельнометаллическая оболочка", Роджер Эберт отметил, что многие фильмы Кубрика используют крупные планы, где используется председатель персонажа, наклонена вниз, и глаза, устремленные вверх. [23] Кубрик также активно использовал широкоугольную съемку, характер отслеживания съемки, специфическое использование крупных планов, необычное панорамирование, наплыв и использования кадров с длинными параллельными стенами. Многие из фильмов Кубрика имеют отсылки на предыдущие фильмы Кубрика. Наиболее известным примером этого является появление альбома с саундтреком фильма "2001 год: Космическая одиссея", в магазине Мелодия в фильме "Заводной апельсин". Менее очевидным является ссылка на художника с именем Людовик в "Барри Линдон" из фильма "Заводной апельсин".

Кубрик тщательно следил за выпусками своих фильмов в других странах. Режиссер не только оставлял за собой полный контроль над процессом дубляжа на иностранные языки, иногда он особенно снимал альтернативный материал для разных стран. Так, например, в "Сяйве" текст для пишущей машинки Джека был снят на разных языках, причем на каждом языке была подысканный соответствующая поговорка. В фильме "С широко закрытыми глазами" для разных стран заголовки газет и бумажные записки были таким же образом снятые разными языками. После смерти Кубрика лицензионным издателям его фильмов не разрешается создавать новые голосовые песни к фильмам, над которыми он творческий контроль; в странах, где существует авторизованных дубляжей в качестве перевода допущены только субтитры. Кроме того, Кубрик внимательно следил за качеством перевода сценария иностранными языками; как правило, он заставлял переводить иностранные версии диалогов назад английском языке для сравнения с оригиналом.


5. Личная жизнь

На съемках фильма "Стежки славы" Стенли Кубрик встретил немецкую певицу Кристину Гарлан, девушку, которая поет в одной из сцен фильма. 1958 они поженились. Стенли это была уже вторая жена после Руз Соботка. К этому времени у Кристины была маленькая дочь - Екатерина. Позже она родила еще двух дочерей: Анну и Вивиан.

5.1. Характер

Кубрик редко говорил открыто о своей личной жизни, это породило множество мифов и слухов о нем. В то время как режиссер снимал фильмы, в прессе ходили слухи о нем, как о безумного гения или о сумасшедшем. После его смерти его семья и близкие отрицали оба этих факта.

Авиаперелетов Кубрик боялся с того момента, когда в 1950-х годах Стэнли чудом избежал катастрофы во время своего первого самостоятельного полета. С тех пор он предпочитал совершать дальние путешествия на трансатлантических кораблях. После переезда в Англию он редко покидал страну в течение последних сорока лет его жизни. Кубрик в последние годы его жизни мало появлялся на публике, из-за чего у общественности не было представления о внешнем виде режиссера. Что дало авантюристу Алану Конуэй повод появляться в клубах под именем Стэнли Кубрика. Конуэй стал главным героем фильма "Быть Стэнли Кубриком".


5.2. Семейное камео

Дочь Стэнли Кубрика, Вивиан, снялась в камео-роли в "2001: Космическая Одиссея" (в роли дочери Гейвуд Флойда), в "Барри Линдон" (девочка на дне рождения молодого Брайана Линдона), "Сияние" (участник бала призраков), а также в "Цельнометаллической оболочке" ( репортер). Его падчерица Екатерина снялась в "Заводной апельсин" и "С широко закрытыми глазами". Его жена Кристиана Кубрик сыграла в фильме "Тропы славы" в роли Сюзанны Кристиан, а также гости в кафе в "С широко закрытыми глазами".


6. Фильмография


Источники

Примечания

  1. Bogdanovich 1999. Online: What They Say About Stanley Kubrick - query.nytimes.com / gst / fullpage.html? res = 9901E6DD113AF937A35754C0A96F958260 & scp = 17 & sq = stanley kubrick lolita & st = cse
  2. IMDb. Online: Lolita (1962) - Taglines - www.imdb.com/title/tt0056193/taglines
  3. Aragay 2006, p 113. Online: Google Books link - books.google.it / books? id = HqvBDYpaqsYC & hl = en.
  4. Coyle 1980, p. 46. ​​Online: Google Books link - books.google.com / books? id = omlZAAAAMAAJ & pgis = 1.
  5. Ebert 1999. Online: Dr. Strangelove (1964) - rogerebert.suntimes.com / apps / pbcs.dll / article? AID = / 19990711/REVIEWS08/907110301/1023
  6. LoBrutto 1997 p. 205.
  7. mfiles (no date). Online: 2001: A Space Odyssey - Alex North's unused Soundtrack - www.mfiles.co.uk/reviews/alex-link70
  8. Gilliatt 1968. Online: After Man [review of 2001: A Space Odyssey] - www.krusch.com/kubrick/Q22.html
  9. American Film Institute. Online: AFI's 10 Top 10 - www.afi.com/10top10/scifi.html
  10. British Film Institute. Online at: BFI Critic's Top Ten Poll - www.bfi.org.uk / sightandsound / topten / poll / critics.html
  11. Social History: The Cultural Impact of 2001: A Space Odyssey - www.centennialofflight.gov/essay/Social/2001/SH8.htm
  12. 2001: A Space Odyssey - AVRev.com - www.avrev.com/dvd-movie-disc-reviews/sci-fi-fantasy/2001-a-space-odyssey.html
  13. Moria - The science fiction, horror and fantasy movie review site - 2001: A Space Odyssey - www.moria.co.nz/index.php?option=com_content&task=view&id=3871Itemid=1
  14. Carr 2002, p. 1.
  15. Strick and Houston 1972. Online at: Interview with Stanley Kubrick regarding A Clockwork Orange - www.visual-memory.co.uk/amk/doc/0070.html
  16. Aspect Press Release. Online at: Aspect delivers passion to Scala - www.turbosound.com / newsroom / scala / index.html
  17. Tatara1999. See for example: Review: "Eyes Wide Shut '- All undressed with no place to go - www.cnn.com/SHOWBIZ/Movies/9907/15/review.eyeswideshut/
  18. Geoffrey Cocks The Wolf at the Door: Stanley Kubrick, History and the Holocaust p. 151
  19. The Armani of literature - In Depth - theage.com.au -
  20. JRR Tolkien encyclopedia by Michael DC Drout, p. 15. См.. также интервью в журнале "Show" vol. 1, Number января 1970
  21. A Clockwork Orange and The Shining. CO's Walter Carlos and Shining's Wendy Carlos are one and the same.
  22. The closing scenes or credits of Doctor Strangelove, A Clockwork Orange, The Shining, and Full Metal Jacket all employ jolly music in an ironic way in their closing credits or final scenes. However, although the closing scenes of Jacket have the soldiers singing the Mickey Mouse song, the closing credits use the Rolling Stones song Paint it Black
  23. "Full Metal Jacket :: rogerebert.com :: Reviews" - www.webcitation.org/61BIXfoEh. Rogerebert.suntimes.com. Архив оригинала - rogerebert.suntimes.com / apps / pbcs.dll / article? AID = / 19870626/REVIEWS/706260302/1023 за 2011-08-24 . http://www.webcitation.org/61BIXfoEh - www.webcitation.org/61BIXfoEh . Проверено 2008-10-25 .

Литература

  • Crone, Rainer (text) and Stanley Kubrick (photographs) Stanley Kubrick. Drama and Shadows: Photographs 1945-1950. - Phaidon Press, 2005. - ISBN 0-7148-4438-1
  • David Hughes The Complete Kubrick. - London: Virgin, 2000. - ISBN 0-7535-0452-9
  • Jacke, Andreas Stanley Kubrick: Eine Deutung der Konzepte seiner Filme. - Psychosozial-Verlag, 2009. - ISBN 978-3-89806-856-7, ISBN 3-89806-856-0
  • Lyons, V and Fitzgerald, M. (2005)'' Asperger syndrome: a gift or a curse?'' New York: Nova Science Publishers. ISBN 1-59454-387-9
  • Rasmussen, Randy Stanley Kubrick: Seven Films Analyzed. - McFarland, 2005. - ISBN 0786421525, 9780786421527
  • Deutsches Filmmuseum (Ed.): Stanley Kubrick; Kinematograph Nr. 14, Frankfurt / Main, 2004. ISBN 3-88799-069-2 (English edition)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам