Субъекты культурного творчества

Субъекты культурного творчества.


1. Дефиниция

В философии субъектом называется носитель предметно-практической деятельности и познания, то есть источник активных социокультурных действий.

Для культуроведения существенным является то, что субъект культуры - будь то общество, коллектив или индивид - не задан природой в готовом виде, как продукт биологической эволюции.

Субъекты культурного творчества являются продуктами исторического процесса, активными агентами которого они становятся по мере овладения орудиями труда, развития речи, общения посредством символов и знаков.


2. Ведущий субъект культуры - человечество

Учитывая это, можно утверждать, что ведущим субъектом культуры является все человечество, народная масса прошлого, настоящего и будущего, как создатель культурных универсалий. Трудно представить себе существование эпохи человеческих сообществ, которые без труда обходились без, речевого общения, тех или иных форм социальной организации и культурных норм.

3. Нации и народности

Вследствие влияния этнических различий можно говорить о нации и народности, как субъекты национальной культуры. Их специфика выражается с помощью понятия национального характера, национального менталитета. Наглядным воплощением особенностей народной культуры является фольклор, типичные для данного народа жилье, костюм, хозяйственные и художественные промыслы.

4. Государство, политические и религиозные факторы

Чтобы подчеркнуть активную роль некоторых культурных институтов, их также наделяют чертами субъекта культуры: в частности, говоря о культуре Украины, России или Франции, подразумевают деятельность государства. Если же речь идет о мусульманской, католической или православной культуре, субъектом здесь нужно считать религиозное сообщество верующих, церковь.

Вместе с тем, известно, что этнические, политические и религиозные факторы культуры далеко не всегда согласуются между собой. Например, в многонациональном государстве, будь то Индия, Россия или США, на межэтническое разнообразие в поведении людей накладываются различия, связанные с их религиозной принадлежностью или политической ориентацией. Если государство не обеспечивает равноправия всех субъектов культуры, это может приводить к серьезным общественных конфликтов.


5. Социальные и социо-демографические группы

Наибольшая степень культурных противоречий проявляется тогда, когда субъектами культуры выступают социальные и социо-демографические группы, классы. Очевидно, что творческие возможности крестьянства или пролетариата, феодалов или буржуазии не совпадают. Здесь важны место и роль группы в общественном производстве, отношении к собственности, уровень доходов. Возрастные или гендерные (по половому признаку) особенности, ограничения или преимущества культурной активности заставляют говорить, например, о молодежной субкультуре или о культурные различия между мужчинами и женщинами.


6. Профессиональные группы и семья

Важную роль в культуре играют профессиональные группы и семья, обеспечивающих устойчивые механизмы передачи культурной информации общего и специального назначения. В семейном воспитании благодаря связи поколений ребенок усваивает родной язык и другие важнейшие ценности. В этом творческом процессе усилия семейного коллектива обеспечивают основу всей дальнейшей жизни человека в обществе. Став взрослым, каждый из нас подчиняется общественной разделения труда. Через существующую номенклатуру профессий мы видим определенное распределение культурных обязанностей между группами людей. Специализация не только экономит силы общества, но и повышает эффективность культурных установлений.


7. Автономный субъект культурного творчества - отдельная личность. Особые социокультурные группы - элиты

Непосредственным, хотя и не автономным субъектом культурного творчества есть отдельная личность, а также особые социокультурные группы, которые называются элитой. Индивидуальные творческие возможности людей не одинаковы, хотя и присущи всем. Высшая степень их проявления связывают с одаренностью, гениальностью человека. В современном мире личный творческий вклад связывают с авторством, что подразумевает оригинальность, новизну и неповторимость культурного продукта. Элита призвана сохранять преемственность, традиции культурного творчества и осуществлять отбор ее наиболее значимых образцов. Элиты, как правило, занимают привилегированное место в структуре общества. Различают элиту политическую, научную, деловую, художественную, религиозно-духовную, спортивную и т.д.. Уничтожение элиты, как учит нас опыт, ведет к трагическим последствиям, вызывая упадок и деградацию общества. Однако и в таких условиях социальная необходимость в управлении культурными процессами сохраняется, а, следовательно, постепенно воспроизводится и элита.


Источники