Надо Знать

добавить знаний



Суверенитет



План:


Введение

Суверенитет - исключительное право осуществлять Верховный Власть в определенной государству (реже - на отдельной территории, над отдельной группой лиц) независимо от любого (соответственно суверенитет частично объясняется как "полная независимость" ).

Проявляется в свойстве государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, определяя и обеспечивая единый правопорядок, права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных, партийных, общественных организаций и органов.

Разделяют три вида суверенитета:

  • государственный;
  • народный;
  • национальный.

Существует полный, формальный и частично ограниченный суверенитет. Формальный суверенитет юридически и политически провозглашен, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частично ограниченный суверенитет может быть добровольным и принудительным. Вынужденное ограничение может иметь место по побежденных в войне государств со стороны державы-победительницы. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимному согласию с другими государствами для достижения определенных целей. Наряду с суверенитетом государства существует суверенитет народа и нации. Первый означает верховенство народа в решении коренных вопросов организации своей жизни. Второй определяет полновластие нации, ее возможности и пригодность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Чаще суверенитет рассматривается отношении государств как основной принцип международных правоотношений и существенная признак современного государства в международном праве и определяется как "полнота власти", независимость государства от других государств или международных объединений, проявляющаяся в праве свободно решать свои внутренние и внешние дела без постороннего вмешательства.

Источником и носителем суверенных прав - сувереном - может быть абсолютный монарх или диктатор (например, абсолютизма), а в демократических странах - народ (так называемый народный суверенитет). В тоталитарных государствах суверенитет права осуществляет управляющая партия. Вассалитет, протекторат или вход одного государства в тесные объединения с другими приводят к ограничению суверенитета или его полной потери.


1. Суверенитет Украины

1.1. Казацкая эпоха истории Украины

Украинскому казацкое государство 17-18 вв., существовавшая уже во времена, когда доктрина суверенитета была известна (сформулирована в Франции в 16 в. Ж. Боденом), пользовалась лишь частичным суверенитетом. Новые государства в 19-20 вв. получили суверенитет, ссылаясь на право самоопределения.

1.2. Период Украинской Народной Республики

Украинская Центральная Рада, действуя суверенно, провозгласила III Универсалом Украинскую Народную Республику ( 20 ноября 1917 г.), а затем IV Универсалом ( 22 января 1918 г.) ее полный суверенитет. ("Отныне УНР становится самостоятельным, ни от кого независимым, свободным суверенным государством украинского народа"). Согласно этому полнота суверенной власти должна принадлежать украинскому народу. Односторонне провозглашен суверенитет создал для украинского государства правоспособность вступать в международные отношения, вследствие которых Суверенитет Украины был признан рядом иностранных государств: Центральными державами во время Брестского мира, Советской Россией (гл. акт признания в Берестейском договоре 3 марта 1918 г. и в российско-украинском соглашении о перемирии 12 июня 1918 г.), а затем Польшей в Варшавском договоре в апреле 1920 г.


1.3. Советская Украина

Также государственные органы УССР посылались на суверенитет, начиная с Декларации прав народов России 15 ноября 1917 г., которая провозглашала "равенство и суверенность народов России" и их право на самоопределение, вплоть до так называемого союзного договора между СССР и РСФСР 28 декабря 1920 г.. Договоры СССР с Польшей, прибалтийскими странами и другими в 1920 - 1922 гг выходят из этого же принципа. На самом деле, СССР пользовалась лишь номинальным суверенитетом, находясь под контролем Советской России и орудием его политики. С формальной стороны она продолжала отдельное существование как государство и суверенная фикция: полнота власти была в руках иностранного суперординатного государства (РСФСР) и ее руководящей силы - российской коммунистической партии.

Декларация и договор об образовании СССР далее подчеркивают суверенность союзных республик, однако он еще большей фикцией, как это было до 1923 года, содержание прерогатив власти, которые остались в ведении республик, минимальный, а все внешнеполитические дела, которые делали УССР хоть частично субъектом международного права, принял СССР. Единственным атрибутом республик мог бы теоретически поддерживать тезис о потенциальность суверенитета, является право сецессии, зафиксировано во всех позднейших конституционных актах СССР и республик. Советские юристы подтверждают наличие суверенности республик еще такими доводами: их "добровольный" вход в СССР и невозможность изменить территорию республики без его согласия, а с 1 февраля 1944 г. частично восстановлены внешнеполитические компетенции: право заключать международные соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями с другими государствами считается советской доктриной важнейшими суверенными правами РСФСР. Вследствие конституционных изменений, которые состоялись в конце существования СССР, республики, а в частности СССР и Белорусская ССР, получили частичную международно-законным пидметнисть, но не суверенитет, ибо СССР и далее устанавливал общий порядок во взаимоотношениях союзных республик с другими государствами.

Факт членства СССР и Белорусской ССР, наряду с СССР, в ООН и других международных организациях, которые в принципе квалифицируют их как суверенные государства, заставлял некоторых признавать СССР статус квази-или относительно суверенного государства. Украинский международный юрист Р. Якемчук утверждает, что суверенитет РСФСР оказывалась больше наружу (зовнишньоправний С.), чем в самом СССР. Большинство украинских и неукраинских юристов считают, что некоторые формальные атрибуты суверенитета СССР придавали международно-законным пидметнисть ( Б. Галайчук, В. Маркусь, В. Голубничий, П. де Вишер, Ч. Фенвик, Дж. Кунц, А. фон Федросс). Хартия ООН вносит в международные отношения принцип суверенного равенства государств-членов (артикул 1, параграф 2), который является скорее морально-правовое и максимой, чем нормой позитивного права.

Советская доктрина суверенитета сложная и диалектическая. Наружу государственный суверенитет считается твердым и незыблемым принципом международных отношений и включает невмешательства во внутренние дела, равенство, территориальную нерушимость и т.д. СССР и стран советского блока. С другой стороны, антиколониализм и национально-освободительные движения интерпретируются как проявление т.н. народного суверенитета. Ограничение государственных прерогатив союзных республик советские авторы толковали как совместное осуществление суверенитета прав Союзом и республиками. Здесь суверенитет выступает как "единое целое", а единство обеих суверенитетов (Союза и республик) вытекает из политической, экономической и идеологической природы советского государства, и поэтому между ними не может быть противоречий. Теория "единства суверенитетов" заменила отстаиваемая тому доктрину "двойного суверенитета". В отношении к других социалистических государств, членов советского блока, СССР сформулировал модифицированную версию "единства суверенитетов", а именно - солидарности и взаимопомощи в здийснюванни суверенитета прав против внешних держав. Сам же СССР оставлял себе право вмешательства в дела стран блока, если основные общие интересы партнеров предстанут перед угрозой. Это т. н. доктрина ограниченного суверенитета, высказанная Л. Брежневым после 1968 года, которая легализовала советскую интервенцию в Чехословакии.

Таким образом, суверенитет стал в СССР относительным понятием, политически использовалось.


1.4. Украина независимая

Юридическое оформление суверенитета Украины проходило в несколько этапов:

  1. 16 июля 1990 года Верховной Радой УССР был принят Декларацию о государственном суверенитете Украины;
  2. 24 августа 1991 года Верховной Радой УССР была провозглашена Акт провозглашения независимости Украины;
  3. 1 декабря 1991 года было проведено референдум, который утвердил акт от 24 августа 1991 г.;

Затем начался период признания независимости другими государствами:

  • сначала - Польшей ( 2 декабря 1991 г.);
  • практически одновременно - Канадой ( 2 декабря 1991 г.), еще в сентябре 1991-го подписала "Декларацию об отношениях между Украиной и Канадой" - документ, который существенно повлиял на позицию других западных политиков и дипломатов;

Конечное юридическое оформление вопросов суверенитета в Украине совершено в Коституции Украины (включая определению, кто является источником власти, то есть "носителем суверенитета" - статья 5 Конституции).


2. Источники информации

См.. также

Литература


Политика Это незавершенная статья политики.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам