Надо Знать

добавить знаний



Судно



План:


Введение

Судно

Океанский лайнер и военный фрегат - различные типы морских судов

Судно - обобщающий морской термин, который применяется ко всем видам плавучих средств, включая неводовитисняючи и гидросамолеты, которые используются или могут быть использованы в качестве средств передвижения по воде [1]. По классификации Регистра судоходства Украины судами считаются самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используется в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река-море) плавания, паромы, вонботы, дноуглубительные и дноочистных снаряды, плавучие краны, населенные подводные аппараты и глубоководные водолазные комплексы , плавучие буровые установки и т.п. [2].


1. Международно-правовой статус судов

Международно-правовой статус судов зависит от того, являются они военными кораблями и судами, относятся к торговым судам [3].

Авианосец Nimitz ВМС США

Военные корабли и военно-вспомогательные суда являются государственными судами, относятся военно-морским силам одной из стран и отвечают критериям, предусмотренным Конвенцией об открытом море и Конвенции ООН по морскому праву. Военные корабли и суда имеют суверенный иммунитет государства флага от иностранной юрисдикции, т.е. на них не распространяется действие уголовных, гражданско-правовых, административных законов любого государства, кроме государства флага, они и их экипаж (команда) неподсудны иностранным властям, свободные от принуждения действий со стороны иностранных властей. Государство флага несет полную международную ответственность за любой ущерб, нанесенный прибрежной стране в результате неправомерных действий военного корабля или судна. При нахождении в иностранном порту военный корабль (судно) имеет ряд льгот и привилегий по сравнению с торговыми судами - освобождается от всех видов сборов, санитарного, таможенного обзоров и т.п..

Польский балкер Maciej Rataj

Торговым судном в международно-правовом смысле является любое судно, которое не является военным. В торговых судов относятся все самоходные и несамоходные плавсредства, используемые для Кроме морского промысла, добычи полезных ископаемых, спасения, буксировки, несения специальных служб учебных и культурных целей. Вместе с тем, существует тенденция выделить из невоенных судов государственные суда, используемые для специальных целей (так называемых публичных целей: суда рыбоохраны, береговой охраны побережья и т.п.), для которых устанавливается правовой режим, близкий к статусу военных судов. Законодательство некоторых стран относит к торговым судам только суда, используемые для перевозки грузов, пассажиров и багажа, установив для научно-исследовательских судов, ледоколов тап других специальных судов особый правовой режим.


2. Классификация судов

В зависимости от назначения и технических характеристик судна и корабли делятся на классы, а в пределах классов - на подклассы с учетом дальности плавания, тоннажа или специализации. Регистровые судна классифицируют по следующим признакам [2] :

по назначению
Контейнеровозы на входе в порт Сан-Франциско
Океанское научно-исследовательское судно
Российский атомный ледокол "Ямал"
"Восход" на подводных крыльях
  • транспортные (пассажирские: морские лайнеры, круизные суда; грузовые: ролкеры, балкеры, танкеры, универсалы; грузопассажирские),
  • промышленные (рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие: сейнеры, траулеры, китобойные суда, дрифтеров)
  • научно-исследовательские (экспедиционные, гидрографические),
  • учебные и спортивные,
  • специальные (лоцманские, плавучие маяки, водолазные, пожарные),
  • судоремонтные (плавмастерской, плавучие краны, плавучие доки),
  • служебные (ледоколы, буксиры, толкачи, разъездные),
  • спасательные (базы, боты, понтоны, буксиры),
  • технические (грунтовозы, дноуглубители).
за районом плавания
  • морские (дальнего, неограниченного, прибрежного плавания, рейдовые),
  • внутреннего плавания (речные, озерные),
  • смешанного плавания (река - море).
по типу главного двигателя (энергетической установки)
по способу движения
по способу движения и типу двигателя
  • самоходные: гребные, парусные и моторные суда (винтовые, с крыльчатых, водометным или роторным двигателем),
  • несамоходные суда (например, баржи).
по материалу корпуса

Стальные, из легких

по архитектурно-конструктивному типу и количеству гребных валов

Одно-и двухкорпусные, одно-и многопалубные, с кормовым, средним и промежуточным расположением машинного отделения, одновальные, двухвальные и т. д.


3. Конструкция судна

Судно собой сложное инженерное сооружение, которое состоит из корпуса, надстроек со служебными и жилыми помещениями, технических средств, устройств, систем и оборудования.

Каждому типу судна соответствует особая форма корпуса, зависит от многих факторов: назначение судна, условий его эксплуатации, скорости хода, качества судна и др.. Корпус движущегося судна, чтобы уменьшить сопротивление воды и воздуха его движения, обычно выполняется в форме удлиненного тела обтекаемой формы. Корпуса таких судов имеют заостренные края и плавные переходы боковых поверхностей в плоскость днища. Корпуса стояночных судов, скорость движения которых не имеет большого значения, наоборот, делают прямоугольными или плоскостной формы для упрощения технологии их строительства [4].

Некоторые элементы судна: 1 - дымовая труба, 2 - корма (ют), 3 - винто-рулевая группа, 4 - борт, 5 - якорный клюз с якорем, 6 - клубней, 7 нос (бак), 8 - палуба, 9 - надстройка с хордовой рубкой

Передний, в направлении движения, край корпуса называется носовым или носом судна, противоположный ему край - кормовой или корма. Чтобы судно идет по сильно взволнованной водной поверхности, не зарывались краями в волну, борта корпуса в носовой части по высоте расширяют (разваливают). Формы обводов современных судовых корпусов сформировались в результате многолетней практики. Корма судна обычно имеет более сложную конфигурацию, чем нос. Это обусловлено тем, что в кормовой части размещаются устройства, обеспечивающие маневренность судна - гребные винты, рули и т.д., так называемая, винто-рулевая группа), которым необходимо обеспечить наилучшие условия работы. Форма корпуса всех движущихся судов в поперечном разрезе делается симметричным для того, чтобы сопротивление его движению на каждый борт корпуса взаимно уравновешивался а действия руля в каждую сторону были бы одинаковы. Поверхности, ограничивающие корпус судна сверху, с боков и снизу, соответственно называются верхней палубой, бортами и днищем.

Кромки, образующиеся при пересечении бортовых поверхностей корпуса с диаметральной плоскости в носу и корме судна (которыми соединяемые поверхности правого и левого борта), называются штевнями. Носовой штевень называется форштевнем, кормовой штевень - ахтерштевня. Форма обводов штевни определяется назначением судна.

Существуют следующие формы форштевня:

  • наклонный форштевень характеризуется прямой наклонной линии, а в подводной части плавно или под углом переходит в килевую линию. Такой форштевень предоставляет судну устремленность вперед, в сочетании с развалом бортов в носовой части увеличивает полезную площадь верхней палубы и улучшает подъемность судна на волну;
  • клиперский форштевень характеризуется плавной направленной верхним концом вперед линией. Форма заимствована у парусных судов, делается из тех же соображений, что и пожилой;
  • клубневидно форштевень имеет над водой наклонную прямую или вогнутую линию, а подводная часть имеет каплеобразную форму и опущена чуть ниже килевой линии. Такой форштевень предполагается на судах с относительно большой шириной корпуса для уменьшения сопротивления воды движению и увеличение скорости хода судна;
  • ледокольный форштевень в надводной части характеризуется наклонной прямой линией, которая не доходя немного до уровня воды, приобретает плавный наклон до 30 , наклон продолжается в подводной части к плавному переходу в килевую линию. Такой форштевень должны ледоколы и суда, плавающие в кризисе, для того, чтобы судно могло с ходу вылезать на ледяное поле и своим весом продавливать его;
  • прямой форштевень имеет вертикальную линию в подводной части, плавно переходит в килевую линию. Встречается преимущественно в речных судов, имеющих свободное место на палубе, не плавающим на относительно взволнованной поверхности, он удобен для обзора пространства перед носом судна при плавании в узкостях и при подходах к причалам.
Основные характеристики корпуса судна (Англ.)

Корма судна, как правило, бывает трех типов:

  • обычная корма имеет высокорасположенных звисання верхней части корпуса (подзоры) высоко над водой. В большинстве случаев встречается в грузовых одновинтовых судов, имеющих небольшую скорость хода;
  • крейсерская корма с подзоры утопленным в воду и плавными обводами. Такая форма корма увеличивает площадь палубы и уменьшает вихреутворення за корпусом. Применяется на быстроходных судах или на судах с несколькими гребными винтами;
  • транцевой корма имеет над водой усеченный вид, образованный вертикальной или наклонной в сторону кормы поперечной плоскостью, носит название транца. Такая корма бывает судах, где корма выполняются специальные операции, например, на рыболовецких судах или МТК военных кораблях.

Конструкции и сооружения, расположенные на верхней палубе судна (в один-два или более ярусов), называют надстройками. Надстройка предназначена для размещения служебных помещений и жилых кают. В верхней части носовой надстройки, как правило, размещаются штурманская и радиорубки. Впереди или выше них находятся ходовая рубка и ходовой мостик. В самой верхней части надстройки устанавливаются радио-и радиолокационные антенны, приборы и механизмы управления, средства зрительного наблюдения и связи. На современных крупных кораблях основу надстройки составляет башенная грот-мачта, на верхней части которой на высоте 20-30 м от воды размещаются устанавливаются антенны навигационных радиолокационных станций, автоматической идентификационной системы, спутниковой связи. Средняя надстройка на большинстве кораблей и судов образуется машинным кожухом, над которым возвышается одна-две трубы, и шлюпочный рострами.


4. Мореходные и эксплуатационные характеристики судов

4.1. Мореходные качества судна

Мореходные качества определяют надежность и конструктивное совершенство судна. К мореходным качествам относятся: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, мореходность, ходкисти, управляемость судна:

  • плавучесть - способность судна плавать в требуемом положении относительно поверхности воды при определенной нагрузке;
  • остойчивость - способность судна, отклоненного действием внешних сил от положения равновесия, возвращаться в исходное положение равновесия после прекращения действия этих сил;
  • непотопляемость - способность судна сохранять достаточную плавучесть и остойчивость после затопления одного или нескольких отсеков;
  • мореходность - способность судна противостоять воздействию морского волнения с колебаниями возможно меньшей частоты и амплитуды.
  • ходкисть - способность судна перемещаться с определенной скоростью.
  • управляемость - способность судна удерживать заданное направление движения или изменять его в соответствии с желанием судоводителя.
Штормовая погода - одна из угроз, яий приходится противостоять судам в море

4.2. Эксплуатационные качества судна

Эксплуатационные качества определяют транспортные возможности и экономические показатели судна. Эксплуатационные качества определяются грузоподъемностью, грузо-и пассажировместимости, скоростью, маневренностью, дальностью и автономностью плавания.

  • грузоподъемность - вес всех грузов, которые может перевезти судно при условии сохранения проектной осадки. Полная грузоподъемность или дедвейт это сумма всех переменных грузов судна, т.е. общий вес груза, запасов топлива, котельные воды, масла, экипажа с багажом, запасов питьевой воды и балласта.
  • водоизмещение - количество воды, вытесняемой судном. Полное водоизмещение это водоизмещение порожнего судна плюс дедвейт. В современных судов дедвейт составляет 65-75% от полного тоннажа, в танкеров - 82-85%.
  • грузовместимость - суммарный объем всех грузовых помещений в кубических метрах.
  • регистровая вместимость (или регистровый тоннаж) - стандартизированная оценка размеров судна в регистровых тоннах. Существует валовая вместимость (брутто) и чистая вместимость (нетто).
  • скорость хода - эксплуатационное качество судна, что обеспечивает экономическую эффективность транспортных операций: чем выше скорость, тем выше провозная способность судна.
  • дальность плавания - максимальное расстояние, которое судно может пройти с заданной скоростью без пополнения запасов.
  • автономность плавания - максимально допустимое время нахождения в море без пополнения запасов, не относящихся к движению корабля.
  • маневренность - способность судна выполнять заданные маневры, изменять направление и скорость движения.
  • живучесть - способность судна сохранять свои мореходные и эксплуатационные качества при получении повреждений.

5. Примечания

  1. Международные правила предупреждения столкновения судов в море. МППСС-72 (Лондон, 20.10.1972)
  2. а б Классификационное общество "Регистр судоходства Украины". Регистровая книга судов.
  3. Словарь международного морского права. - Москва: Международные отношения. 1985.
  4. Чайников К. Н. Общее устройство судов. - Ленинград: Судостроение. 1971.

6. Источники и законы

Литература

  • Словарь международного морского права. М.: Международные отношения. 1985.
  • Ашик В. Проектирование судов. Л.: Судостроение, 1985.
  • Ногид Л. М. Проектирование морских судов. Л.: Судостроение, 1969.
  • Протопопов В. Б., Свечников О. И., Егоров Н. М. Конструкция корпуса судов внутреннего и смешанного плавания. Л.: Судостроение, 1984.
  • Чайников К. Н. Общее устройство судов. Л.: Судостроение. 1971.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам