Скамья для присяжных в суде США

Суд присяжных - форма осуществления государственной власти, в частности судебной, непосредственно гражданами путем их участия в отправлении правосудия. Как самостоятельный социально-политической институт состоит из отдельной коллегии присяжных заседателей и профессионального судьи или судей. Коллегия присяжных заседателей выделена и наделена полномочиями принимать решения без участия профессионального судьи (судей), защищающего народ от произвола государства. Суд присяжных, как социально - политический институт существует в Англии, США, Канаде, Швеции, Бельгии, Дании, Норвегии, Австрии. Как институт судебной системы термин "Суд присяжных" с объединением в 1924 в Германии присяжных заседателей с профессиональными судьями в единую коллегию результате реформы Эммингера начал применяться также в суды с участием присяжных заседателей, которые не наделены правами судьи.


1. Этимология

Современное значение слова "жюри" ("суд присяжных") образовалось в английском языке как лексико-семантический вариант заимствованного старо-французского слова "Фр. jur?e "(Пер." присяга "). Собственно, под понятием" жюри "следует понимать группу людей, связанных клятвой, которым поручено выполнять определенные задачи. В наиболее общеупотребительном значении" жюри "означает коллегиальный орган, который используется в качестве судьи, члены которой не являются профессиональными судьями. Также термин "жюри" используется при определении группы людей, определяет победителя. Использование этого термина дало толчок классификации современных, существующих в разных странах судов, национальным законодательством определяются как суды присяжных. Так, суды присяжных предлагается квалифицировать: с раздельными коллегиями - Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Гонконг, Швеция, Испания, Россия; со смешанной коллегией, когда после вынесения присяжными вердикта окончательное решение принимается совместно с профессиональными судьями - Бельгия, Дания, Австрия, Норвегия. Из общей с профессиональными судьями коллегией - Германия (с 1924 г.), Италия (с 1941 г.), Франция (с 1941 г.), Греция (с 1968 г.), Украина. Последние, собственно, судами присяжных можно считать лишь условно.


2. История возникновения

Предпосылками возникновения Суда присяжных можно считать историческую тенденцию ограничения абсолютной власти путем ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также использование членов общины для участия в осуществлении правосудия в некоторых древних культурах. В частности, у германских племен существовал древний обычай использования уважаемых людей для расследования правонарушения и суда над обвиняемыми.

Судебный контроль впервые начало в Древней Греции, в частности, в городе-государстве Афины, где решения специальных судебных коллегиальных органов восходят к 500 году до н. н.э. Они результате тайного голосования, в конце концов, имели право отменять даже законы. В 4 веке до н. е. идеи, которые были положены в основу современного принципа разделения властей, были выдвинуты Аристотелем. Позже ограничения произвола власти обеспечивалось судом равных. Так в 683 году XIII Толедском соборе было принято решение о недопущении в будущем любого королевского произвола и возможности лишения высших должностных двора и церкви их достоинства, жизни, здоровья и имущества не иначе как по приговору суда, состоящий из равных ему людей .

Существуют сведения об использовании термина "жюри" в деятельности образованного при короле Этельред (ок. 968, ? 23 апреля 1016) англо-саксонского королевства Ексекс в Англии коллегиального судебного органа, которое принимало решение по гражданским делам по просьбе сторон. Сведения об жюри дворян с целью решения земельных споров, где, в частности, стороной мог быть крупнейший землевладелец - герцог, отслеживаются из решений герцога нормандского Вильгельма II еще до завоевания им Англии и получения в 1066 году титула ее короля. После завоевания суд присяжных формировался в Англии в течение двух столетий. Сначала он рассматривал исключительно земельные и другие имущественные споры, а затем его компетенция, вследствие поражения короля в борьбе с восстанием баронов была распространена на политические дела. По статье 39 Великой Харт Вольностей 1225 король был ограничен в праве подвергать свободного человека репрессии, которая могла быть осуждена "не иначе как по законному приговору равных ему лиц".

В современном понимании он был окончательно сформирован в XIII веке, но как любой социальный институт продолжает совершенствоваться и сегодня.



3. Распространение суда присяжных

Сначала образования суда присяжных шло одновременно с расширением колониальных владений Британской короны. В других странах Европы этот суд основывался под влиянием либеральных идей в периоды бурных социальных потрясений и политической перестройки. Впервые в континентальной Европе этот суд был основан в революционной Франции в 1791 году. Его появление связывается с теоретическим открытием Монтескье в политической системе тогдашней Англии принципа "разделения властей". "Когда вводился институт присяжных во Франции, в конце прошлого века, уверяли, что этот институт" призван противодействовать порабощению и тирании. Введение суда присяжных в других европейских странах относится преимущественно до 1848 и 1889 годов, когда правительства под влиянием тогдашнего настроения народов уступали им, соглашаясь допустить их представителей к участию в законодательной деятельности и в осуществлении правосудия "-1.


3.1. Суд присяжных во Франции

Суд присяжных во Франции была введена с принятием Конституции 1791 года. "Не имея возможности отменить суд присяжных во Франции вообще, Наполеон предоставил ему уголовно-процессуальным кодексом 1808 года" односторонне инквизиторского характера "- 18, отлучив его от политических процессов, для которых он по сути и был создан и даже ограничил его компетенцию по общим преступлениях . Во Франции суд присяжных просуществовал 150 лет, фашистской оккупации. В 1941 году нацистским режимом были отменены самостоятельные коллегии присяжных и профессиональных судей. Приговоры выносились судами в составе шести заседателей и трех судей. После освобождения Франции правительство Ордонансом от 25 февраля 1945 узаконил фактическую ликвидацию суда присяжных, оставив лишь его название, и увеличив количество заседателей с шести до семи. Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1958 года подтвердил ликвидацию этого суда, вновь увеличив до девяти количество заседателей.


3.2. Суд присяжных в Германии

В Германии суды присяжных были созданы в 1848 году. Закон о судоустройстве 1877 года закрепил деятельность суда в составе трех судей и 12 присяжных, объединенных в две самостоятельные коллегии, с раздельным решением вопросов о виновности и назначении наказания. Попытка ликвидации суда присяжных была сделана в 1873 году, "когда немецкое правительство, задумав судебную реформу, намеревался заменить суд присяжных большим судом шеффенов. Особенно бурное сопротивление проявился в южной Германии, именно там, где суда присяжных были еще подведомственны дела по преступлениям о печати "- 1. В южных государствах Германского союза населением организован сбор средств на содержание присяжных, поскольку централизованное финансирование было прекращено. В тех же местностях, где дела о печати и политические преступлении были выведены из компетенции этого суда, населения к реформированию суда присяжных и вообще к его ликвидации относилось безразлично.

Первые серьезные изменения уголовно-процессуального законодательства были проведены в Веймарской республике. В результате реформы Эммингера 1924 года были ликвидированы суды присяжных. Они были заменены новыми судами, организованными по принципу судов шеффенов, без разделения на самостоятельные коллегии коронных судей и присяжных, с единым составом суда (три судьи и шесть заседателей), но с сохранением старого названия "суд присяжных". В период фашизма в области уголовного процесса и судоустройства снова были проведены реакционные меры. Постановлением от 1 сентября 1939 юстиция была переведена на режим работы в условиях военного времени. Этим постановлением был ликвидирован суды шеффенов и так называемые суды присяжных. И хотя в 1950 году на территории ФРГ был восстановлен в действии уголовно-процессуальный кодекс 1877 года, в новой редакции суд состоял из трех судей и шести "присяжных", объединенных в единую коллегию.


3.3. Суды присяжных на украинских землях

3.3.1. Российская Империя

Суды присяжных на украинских землях под Россией были введены судебной реформой 1864. Они были обязательны в тяжелых уголовных преступлениях, в частности, за которые грозила казнь более 10 лет заключения или кара смерти, и в политических и религиозных преступлениях. В начале 20 в. возникли сомнения относительно целесообразности суда присяжных, из чего появилась тенденция ограничивать их компетенции. В частности были попытки изъять из-под компетенции суда присяжных политические преступления. Одним из самых горячих защитников учреждения суда присяжных был украинский юрист А. Кистяковский.


3.3.2. Австро-Венгрия

Во Австрией суды присяжных были введены в 1873 году. Они рассматривали дела преступлений и проступков политических, совершенных печатным словом, и подсудимых, которым угрожала казнь смерти, пожизненное заключение или тюрьма более 10 pокив (исключительно также дела подсудимых, которым грозило лишение свободы менее 10 pокив).

На украинских землях под Польшей действовали сначала суды присяжных, предусмотренные конституцией 1921 и австрийским уголовно-процессуальным правом, которое далее было действующее в Галичине. Польский уголовно-процессуальный кодекс 1928 также предусматривал суд присяжных, но этот институт несколько pокив спустя было отменено, а новая конституция ее уже не предусматривала. На украинских землях под Румынией, где сначала действовали суды присяжных еще с австрийских времен, они упразднены 1936. Также в Чехословакии суд присяжных утратил значение в 1930-х pоках. Эта тенденция была следствием теоретических аргументов, что решение вопроса о вину подсудимого присяжными судьями, которые не ознакомлены с основами права, не оправдалось на практике. Разные государства стали склоняться к новой форме участия общественного фактора в уголовном процессе, лавочников (заседателей), которые принимают активное участие в расправе вместе с профессиональными судьями.


3.3.3. СССР

Считая суд присяжных "буржуазным судом", СССР не включил их в судебную систему, ограничив позорную участие общественных кругов в судопроизводстве заседателями, которые участвовали вместе с профессиональными судьями во всех судах, гражданских и уголовных, первой инстанции, их избирали на публичных собраниях на 2 ? p. из граждан в возрасте от 25 pокив. Они выполняли судебные силу не дольше 2 недель в год. Заседателей объявляли одной из форм "непосредственного участия трудящихся в осуществлении социального правосудия". У дійсності вони, як професійні судді, були повністю залежні від пануючої влади і зобов'язані здійснювати політику партії.


3.3.4. Современная Украина

Правовой фундамент создания суда присяжных заложены в Конституции Украины, как в самом по юридической силе и значению нормативно-правовом акте. Так как нормы Конституции подлежат дальнейшей конкретизации в национальном законодательстве, то Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" от 7 июля 2010 года, как специальный закон, определяющий порядок судопроизводства должен был определить порядок создания и рассмотрения дел судом присяжных. Однако, указанный закон не содержит конкретных положений о деятельности института присяжных, зато детально регламентирует деятельность народных заседателей, привлекаемых к осуществлению правосудия. Интересно, что народные заседатели имеют ту же правовую природу и процессуальный характер как и присяжные, поэтому совершенно непонятно по какому критерию законодатель разграничивает эти два института. Поэтому на сегодня сложилась такая ситуация, что присяжные не могут быть участниками правосудия, поскольку их статус не определен законом. На основании этого, действующий Уголовно-процессуальный кодекс не предусматривает непосредственного участия народа в здйсненни правосудия путем привлечения присяжных или даже народных заседателей. На сегодняшний день в рамках реформирования криминальной юстиции, существуют проекты нового уголовно-процессуального кодекса, в которых предусмотрено участие присяжных в судебном разбирательстве. Однако, они содержат много противоречивых положений, которые не являются обоснованными. Оптимальной будет и модель, сочетающая в себе мировую практику деятельности суда присяжных, гармонизированной с национальным законодательством. Согласно проекту Уголовно-процессуального кодекса Украины № 9700 внесенного Президентом Украины в Верховную Раду Украины, обвиняемый в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы, во время подготовительного судебного заседания имеет право заявить ходатайство о рассмотрении уголовного производства в отношении него судом присяжных. То есть, привлечение суда присяжных к правосудию является исключительным правом подсудимого и не предоставляется иным уголовного процесса. Необоснованным с позиции законодателя является допуск присяжных только к рассмотрению в тех делах, где обвиняемому грозит пожизненное заключение. Конечно, вполне уместным является привлечение присяжных для всех категорий уголовных дел, поэтому можно несколько расширить случаи допуска, например, для рассмотрения дел о тяжких и особо тяжкие преступления. Количественный состав присяжных должен составлять семь человек, согласно статья 379 проекта Уголовно-процессуального кодекса Украины № 9700, которые определяются автоматизированной системой документооборота суда из числа лиц, которые внесены в список присяжных.


4. Принципы привлечения присяжных

Стоит отметить, что количественный состав присяжных в других странах зависит от категории рассматриваемого дела, или определяется по соглашению сторон. Например, в Великобритании и США количество присяжных, обычно, составляет 12 человек, однако может колебаться как в сторону увеличения так и в сторону уменьшения. Интересен опыт Франции, где в уголовном судопроизводстве действует специальная коллегия, состоящая из 7 присяжных и 3 профессиональных судей, совместно выносят решение Прежде всего, для участия в правосудии в качестве присяжного, лицо должно отвечать следующим критериям:

1) Гражданство. Списки присяжных формируются исключительно из граждан той страны, в которой осуществляется правосудие. Не допускается участие иностранцев и лиц без гражданства, исходя из принципа государственного суверенитета и невмешательства в деятельность иностранных государств [6, c. 1119]. Поскольку в деятельность и их граждан в деятельность других государств полного захитсту прав и интересов подсудимого, иностранцы и лица без гражданства не допускаются к осуществлению правосудия как присяжные. В мировой практике, без исключения, присяжными есть только граждане страны, в которой осуществляется судебное разбирательство. При этом, не принимается во внимание гражданство самого подсудимого. С целью обеспечения доверия к суду в ФРГ допускается участие иностранных граждан в качестве присяжных лиц, которые на законных основаниях проживали на территории страны более 10 лет.
2) Возраст. Вопрос возраста, с которого лицо могут привлекать к обязанностей присяжного и соответственно освобождать от них является дискуссионным. Например, в США, присяжным может быть гражданин, достигший 21 года, а во Франции вообще установлен возрастной ценз от 23 до 70 лет [4, с. 75]. Законодатель исходит из различных соображений при определении возраста. вопросе следует учитывать, что присяжные не являются профессиональными судьями и при вынесении решения руководствуются внутренними убеждениями, которые формируются на основе собственного жизненного опыта. Проект Уголовного процессуального кодекса Украины № 9700 предусматривает внесение изменений в некоторые нормативные акты, в частности в Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей", где термин "народный заседатель" заменят термином "присяжный", следовательно соответствии со статьей 59 вышеупомянутого закона, присяжным будет лицо , в возрасте от 30 до 65 лет [2, c. 4]. Такая норма будет довольно спорный характер, ведь судьей в соответствии со статьей 64 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей", может быть лицо не моложе 25 лет и поэтому вполне справедливо применения такого возрастного ценза для присяжных.
3) Владение языком которой судопроизводство ведется. Этот критерий имеет важное практическое значение, поскольку достаточно распространены случаи, когда гражданин не обладает, или в недостаточной степени владеет языком судопроизводства. В таком случае он не может быть привлечен к рассмотрению дела в качестве присяжного, потому что не сможет понять позицию обвинения, защиты, самого подсудимого, показания свидетелей, заключения эксперта, правильно оценить предоставленные доказательства. Конечно, в таком случае можно привлечь переводчика присяжного, но это усложнит сам процесс, и не гарантирует полного понимания таким присяжным сути дела и, что самое главное, не будет отвечать интересам подсудимого. Если гражданин, не владеющий языком судопроизводства привлекается к участию в рассмотрении дела в качестве присяжного, он подлежит замене еще до начала судебного разбирательства.
4) Правосубъектность. Присяжный должен обладать полной дееспособностью и деликтоспособность. Лица с частичной дееспособностью, или недееспособные лица не должны допускаться к правосудию в качестве присяжного.
5) Профессиональная деятельность. Значение профессии при допуске к институту присяжных не является дискриминационным положением. Тут мова йде про те, щоб посадові, службові та інші особи, що здійснюють публічну діяльність та функції делеговані їм державою, не допускалися до судочинства як присяжні в силу виконуваних ними повноважень. Наприклад, у Франції, існує вичерпний перелік посад, несумісних з обо'язками присяжного засідателя, серед яких: член уряду, парламенту, Конституційної ради тощо [4, с. 76]. У пункті 4 статті 59 Закону України "Про судоустрій і статус суддів" сформовано виключний перелік таких посад: народні депутати України, члени Кабінету Міністрів України, судді, прокурори, працівники органів внутрішніх справ та інших правоохоронних органів, військовослужбовці, працівники апаратів судів, інші державні службовці, адвокати, нотаріуси [3, c. 204]. Що характерно, законодавець у цьому випадку залишає не висвітленим перелік посад, який відноситься до категорії "інші державні службовці".

Усі присяжні повинні прийняти присягу, перед тим як розпочнуть розгляд справи. У ній вони присягають виконувати свої обов'язки чесно і неупереджено, брати до уваги лише досліджені в суді докази, при вирішенні питань керуватись законом, своїм внутрішнім переконанням. Хоча присяга має, переважно, етичний характер, її порушення може значною мірою повпливати на об'єктивність та неупередженість судового розгляду і в подальшому винесення рішення. В такому випадку присяжний повинен понести відповідальність, що нам власне демонструє іноземний досвід. Українське законодавство та законопроекти, на сьогодні, не передбачають санкцій за порушення присяжним присяги. Світова практика йде шляхом накладення штрафу та відсторонення від справи такого присяжного.

Звичайно, є багато аргументів проти суду присяжних, які базуються на тому, що присяжні не мають відповідної кваліфікації для винесенні рішень і не обізнані в юриспруденції, можуть легко піддаватися емоціям та суб'єктивним факторам, не завжди здатні правильно оцінити докази, які надаються сторонами тощо [7, c. 72]. Однак, лише на практиці можна буде оцінити позитивні та негативні сторони суду присяжних в кримінальних справах. У світі, суд присяжних розглядає досить невеликий відсоток справ із загального числа (у США близько 10 %)


Право Это незавершенная статья по права.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

Литература

1. Закревский И.Н. О настоящем и будущем суда присяжных: Сб.статей / И.Н 3акревский. - С-Пб., 1897. - 201 с.

2. Бентам И. О судоустройстве СПб. 1860.

3. Брауэр Э. Суд присяжных Германии и других государств СПб. 1865.

4. Гейнц Р. Очерк английского судопроизводства и суда присяжных СПб. 1866.

5. Миттермайер К. Законодательство и развитие уголовного судопроизводства - СПб. 1864.

6. Палаузов В. Н. Вопрос о миссии присяжных. Одесса.. 1899.

7. Сергиевский Н.Д. О суде присяжных Ярославль. 1875.

8. Тимофеев Н. Суд присяжных в России М. 1881.

9. Уолкер Р. Английская судебная система М. 1980.

10. Уолшир А.М. Уголовный процесс М. Ин. лит-ра - 1947.

11. Филиппов С. В. Судебная система США М. 1980.

12. Хрулев С. Суд присяжных СПб. 1886.

13. Филимонов Б.А. Уголовный процесс ФРГ М., Изд-во МГУ-1974.

14. Карлен Д. Американские суды: система и персонал М. "Прогресс"., 1962.

15. Арчер П. Английская судебная система М., Ин. лит-ра, 1959.

16. Стифен Уголовное право Англии СПб., 1865., С.286.

17. Миттермайер К. Суд присяжных в Европе и Америке СПб. 1866.

18. Утин Б. Русскій Вестник № 5 1860.