Суждения

Суждение - это форма мышления, в которой утверждается связь между предметом и его признаку (приметой) или отношение между предметами и которая обладает свойством выражать либо истину, или ложь.


1. Общая характеристика суждений

Логика изучает формы мышления, абстрагируясь от заключенного в них конкретного содержания. Логику интересует не конкретное содержание данного понятия, суждения, умозаключения, а то общее, что присуще каждому виду понятия, суждения или умозаключения и, наконец, то общее, что присуще всякой форме мышления вообще.

Представители номиналистической логики рассматривают логику как науку о язык. "Логика, - говорит английский номиналистка Р. Уэтли, - имеет дело только с языком". Исходя из такого понимания предмета логики, номиналисты отождествляют суждение с предложением. Для них суждение - это сочетание слов или имен. " Предложение, - говорит номиналист Гоббс, - есть словесное выражение, состоящее из двух, связанных между собой связкой имен ". Таким образом, согласно номиналистом, то о чем мы, что-либо утверждаем (или отрицаем) в суждении, есть определенный связь этих слов. Такое истолкование природы суждения неправильно. Конечно, всякое суждение выражается в предложении. Однако предложение есть только языковая оболочка суждения, а не само суждение.


2. Виды суждений

Всю множество суждений можно разделить на два подмножества: простые и сложные суждения.

Простым называют такое суждение в котором ни одна логическая часть не является отдельным суждениям. Или простым называется суждение, не имеющее самостоятельных частей. Например, "Книга является источником информации", если вычесть любую часть этого суждения ("книга", или "источник информации"), то отдельная взята она будет суждением, а исходное суждение, как целостный объект разрушится.

Сложным называется такое суждение, которое состоит из двух или более простых суждений, связанных логическими союзами, а каждая из его правильных частей будет отдельным суждениям. Например, 1. "Разбой и грабеж - это преступления против собственности", 2. "Если в действиях подозреваемого есть состав преступления, то против него может быть возбуждено уголовное дело" и т.п.. Эти два суждения являются сложными, так как каждое из них можно разложить на два простых суждения. В 1 суждении: простые суждения "Разбой - это преступление против собственности", "Грабеж - это преступление против собственности" сочетаются логическим союзом "и". В 2 - "В действиях подозреваемого есть состав преступления", "Против подозреваемого возбуждено уголовное дело" сочетаются логическим союзом "если, то".

Остановимся на анализе простых суждений. По характеру признаки, представленная предикатом суждения, различают следующие виды суждений:

  • атрибутивные
  • суждения с отношениями, или суждения об отношении
  • суждения существования

Атрибутивным называется такое простое суждение предикат которого представляет такой признак как свойство. Можно еще и так определить атрибутивные суждения: "атрибутивный суждением называется такой вид простых суждений, в которых говорится о присущие предметам каких-то свойств, или об их отсутствии у предмета". Например, "Франция является республикой", "Ни один мой знакомый не имеет высшего образования "и т.д..

Суждением с отношениями называется такой вид простых суждений в которых предикат представляет такой признак как отношение между предметами. Например, "Киев расположен выше по Днепру чем Канев", "Мой друг не знает моего брата" и т.п.. В первом суждении утверждается, что отношение "расположен выше по Днепру" имеет место между двумя предметами "Киевом" и "Каневом". Во втором суждении отрицается, что отношение "знает" имеет место между "моим другом" и "моим братом".

Суждением существования называется вид простых суждений в которых предикат выражает наличие ( бытия) предмета. Например, "Есть люди, которые могут прогнозировать будущее", "Не существует жизнь на Луне" и т.п.. В первом суждении утверждается существование людей, способных к прогнозированию. Во втором суждении отрицается наличие живого на таком космическом объекте как Луна.

Остановимся на анализе атрибутивных суждений. Интерес к атрибутивным суждений в традиционной логике был вызван тем, что они выступили исходным материалом в построении Аристотелем первой теории логического вывода - силлогистики. В значительной степени это приводило и то, что остальные простых суждений (суждение с отношением и суждения существования) после соответствующих синтаксических реконструкций толковались как атрибутивные.

Атрибутивные суждения делятся на виды по количеству и качеству. По качеству выделяют:

  • утвердительные
  • заперечувальни

Например, "Преступление является общественно опасным поступком" - утвердительное суждение, "Ни один мой приятель не имеет водительского удостоверения" - отрицательным суждения. По количеству различают:

  • единичные
  • общие
  • частичные атрибутивные суждения

Единичным называется такое атрибутивные суждения, в котором субъектом выступает единичное понятие. Например, "Автор" Кобзаря "является известным художником".

Общим называется такое атрибутивные суждения, в котором субъектом является общее понятие. Например, "Трапеция является геометрической фигурой".

Частичным называется атрибутивные суждения, в котором субъект представляет часть класса изучаемых предметов. Например, "Некоторые книги имеют справочный характер". Эти две типологии атрибутивных суждений выделяются в методических целях.

В практике рассуждения они существуют во взаимодействии, поэтому специально выделяют типологию атрибутивных суждений по "объединенным разделением по количеству и качеству":

  • загальностверджувальни
  • частковостверджувальни
  • загальнозаперечувальни
  • частковозаперечувальни

Загальностверджувальним называется суждение, по количеству является общим, а по качеству утвердительным. Например, "Любая планета имеет естественный спутник". Схема загальностверджувального суждения такова: "Любой S есть Р". Сказывается этот вид суждений буквой "А". Это обозначение берется от первой буквы латинского слова "affirmo" (утверждаю). "А" фиксирует логический срок в структуре загальностверджувального суждения "Любой ... есть ...". "S" и "Р" - это дескриптивные термины. Итак, структуру загальностверджувального суждения можно записать так: Asp.

Частковостверджувальним суждением называется такое атрибутивные суждения, которое по количеству является частичным, а по качеству утвердительный. Например, "Некоторые преступления являются должностными". Схема частковостверджувального суждение имеет такой вид: "Некоторые S есть Р". Сказывается это суждение буквой "и". Это вторая гласная буква в слове "Affrmo". "И" выражает логический срок в структуре частковостверджувального суждения: "Некоторые ... есть ...". Итак, частковостверджувальне суждения обозначается символом: Isp.

Загальнозаперечувальним называется атрибутивные суждения, которое по количеству является общим, а по качеству - отрицательным. Например, "Ни один мой знакомый не был в числе участников семинара". Загальнозаперечувальне суждение имеет следующую схему: "Ни один S не есть Р". Это суждение обозначается первой гласной буквой в латинском слове "Nego" (отрицаю) - "Е". Символ "Е" представляет логический срок в загальнозаперечувальному суждении: "Ни один ... не ...". Записывается структура загальнозаперечувального суждения так: Esp.

Частковозаперечувальним называется атрибутивные суждения, которое по количеству является частичным, а по качеству отрицательным. Например, "Некоторые мои друзья не были приглашены на праздник". Схема частковозаперечувального суждения такова: "Некоторые S не есть Р". Сказывается это суждение второй гласной буквой в слове "Nego" - "О". Символ "О" фиксирует логический срок в частковозапере-чувального суждении: "Некоторые ... не есть ...". Структура этого суждения записывается так: Osp.

Атрибутивные суждения можно рассматривать как с точки зрения интенсионал, так и с точки зрения экстенсионалу. Предварительное рассмотрение атрибутивных суждений базировался на их Интенсиональные характеристике. То есть, во внимание принимался факт присущих либо не присущих предметам какой-то свойства.

С точки зрения экстенсионалу атрибутивные суждения можно истолковать как суждения о полном или частичном включении или невключении объема одного термина Б в объем другого термина Р. Например,

  1. "Любое дерево - есть растение".
  2. "Любой квадрат является равносторонним прямоугольником".
  3. "Некоторые поэты - лауреаты".
  4. "Некоторые книги являются учебниками".
  5. "Никакой естественный спутник не является планетой".
  6. "Некоторые преступления не являются должностными".
  7. "Юпитер является планета".
  8. "Луна не является планетой".

Включение или невключение объема одного срока к объему второго срока определяет такой важный для характеристики атрибутивных суждений отношение как "распределенность терминов".

Срок S или Р называется распределенным в данном суждении, если он взят в полном объеме.

Нераспределенной называется срок, если он взят в неполном объеме.

Это отношение можно определить еще и так: "Срок атрибутивного суждения называется распределенным, если его объем полностью включается или полностью исключается из объема второго срока. Срок распределен, если его объем частично включается или исключается из объема второго срока". Распределенный срок обозначается знаком (+), а нераспределенная - знаком (-).


3. Структура простого суждения

Суждение состоит из субъекта, предиката и связки.

Субъект - это то, о чем говорится в суждении. Субъект - не сам предмет действительности, а понятие о нем. Субъект обозначается буквой S (первая буква латинского слова subjectum).

Предикат - это то, что говорится в суждении о предмете мысли. Предикат является понятием о том, что утверждается или отрицается о предмете, выраженный субъектом. Сказывается предикат буквой Р (от латинского слова preadicatum). Субъект и предикат суждения называются терминами суждения.

Связка в суждении является отражением связи, существующего между предметом мысли и определенным свойством; связи устанавливает, принадлежит не принадлежит предмету суждения свойство, мыслима в предикате. Связка выражается такими словами, как "есть", "не является" и т.п.. Например, в суждении "Правовые отношения являются волевые отношения" субъектом является понятие "правовые отношения", предикатом - понятие "волевые отношения", связка выражена словом "есть".

Суждение как форма мышления представляет собой единое целое. Каждая из частей суждения (субъект, предикат и связка) отдельно не может составить суждение. Одну часть суждения нельзя отрывать от второй и абсолютизировать. Субъект В суждении не может быть субъектом без предиката, а предикат - без субъекта. Оба они немыслимы без связи между ними, в результате которого они и становятся субъектом и предикатом суждения. Поэтому неправильное мнение о том, что существуют суждения бессубъектные или безпредикатни. Суждение без субъекта, или без связи, или без предиката быть не может. Если есть предикат, то масс быть и субъект, если есть субъект, то должно быть и предикат. Если в суждении говорится что-то, то должен быть назван и тот предмет мысли, которому принадлежит или не принадлежит это "что-то". Если в суждении имеется субъект, то необходимо выявить и его предикат, то есть то, что утверждается или отрицается о предмете, выраженный субъектом.

Так, суждение, выраженное безличными предложениями, как, например, "Вечереет", "Светает", "Темнеет", "Дождит" и т. д., которые, па мнению некоторых логиков, является бессубъектной, на самом деле имеют и субъект объект и предикат. Предложение "Вечереет" выражает суждение "Вечер (субъект) поступает (предикат)". Предложение "Дождит" имеет суждения "Дождь (субъект) идет (предикат)".

Такие суждения, выраженные нарицательными предложениями, в которых дается ответ на любой вопрос, например, "Кафедра" (при ответе па вопрос "Что это?"), "Зима" (па вопрос "Что теперь?") И т.д., имеют не только предикат, но и субъект, хотя последний словесно и не выраженный. Так, в предложении "Кафедра", что является ответом на вопрос "Что это? **, Субъект - понятие" это ", а предикат -" кафедра "(" Это - кафедра ?), а в суждении" Зима ", что является ответом на вопрос "Что теперь?" субъектом является понятие "теперь", а предикатом "зима" ("Теперь зима"). Субъект и предикат суждения содержат знание не одинакового характера. Субъект выражает знания о предмет мысли, а предикат - о признаке, отношение, свойство, принадлежащее или не принадлежит предмету. Субъект содержит знания известно, а предикат - новое, ранее неизвестное знание. Предикат является характеристикой предмета мысли, через него мы выясняем то , что свойственно (или не свойственно) данному предмету. Предикат всегда несет новое знание об уже известном предмете. Поэтому каждое новое суждение о каком-то предмете раскрывает нам еще неизвестную, новую его сторону. И чем больше суждений мы выражаем о предмете, тем полнее охватываем этот предмет.

Суждение может состоять из одного субъекта и одного предиката или нескольких субъектов и предикатов. Поэтому структура суждений неодинакова, она различна у разных видов суждений.


См.. также

Литература

  • Челпанов Г. "Учебник логики". - 9-е издание. М., - 1918 г.
  • А. Д. Гетманова. Логика / / Изд. Книжный дом "Университет"., 1998. - 480с.
  • Таванец П.В. "Суждение и его виды". - М., 1953.
  • Введенский А.И. "Логика как часть теории познания". - Пг., 1917.
  • Копнин П.В. "О логических взгляды".