Надо Знать

добавить знаний



Сумма теологии



План:


Введение

Сумма теологии, лат. Summa Theologi? (В упрощенном написании Summa Theologica) - один из самых известных трактатов Фомы Аквинского. Начавшийся в 1265 году, к моменту смерти автора (1274) он остался не завершенным, и, однако, входит в число классических философских и богословских трудов, будучи одним из образцов средневековой европейской мысли. [1] Называние этой работы только за первым словом, " Summa ", не вполне корректно: среди работ Аквината - и" Summa Contra Gentiles "(" Сумма против язычников "или" Сумма философии ", в определенном смысле послужила прологом к" Summa Theologi? "). Однако чаще речь идет именно о opus magnum - главный труд одного из 33 учителей католической церкви, чей вклад в теологию папа Бенедикт XV охарактеризовал словами: "Церковь провозгласила доктрину Фомы Аквинского своей доктриной". [2]

"Сумма теологии" известна также изложенными там пятью доказательствами существования Бога ( лат. viae Quinquae ). По первоначальному своему замыслу Фома Аквинский думал составить лишь "руководство для начинающих", в котором под одной обложкой были бы сосредоточены изложение и рассмотрение всех основных богословских учений своего времени. Фактически, ученый составил фундаментальный свод практически всех проблем христианского богословия на Западе, подверг скрупулезному схоластическому анализа. На протяжении всей книги Аквинат неоднократно цитирует Августина Блаженного, Аристотеля и многих других христианских, еврейских, арабских и языческих мыслителей.


1. История написания и публикаций

Трактат стал очень популярен уже из его первых изданий. Благодаря его "целевой направленности" на широкую аудиторию студентов-богословов, количество сделанных в средние века "рукописных копий ... вряд ли поддается учету".

Первый книжный отпечаток появился в 1467 году, в городе Майнце. Правда, издатель Петер Шефер отпечатал не весь манускрипт, а лишь его часть, именуемую по традиции "Secunda secundae" (см. ниже раздел "Структура"). Первое полное издание увидело свет в 1485 году в Базеле.

Еще в 1324 году папа Римский Иоанн XXII в Авиньоне засчитал Фому Аквинского к лику святых. [3] Участие Святого Престола в издании академически выверенных трудов философа, которые могут быть использованы в качестве единственной отправной точки для ссылок, начинается со второй половины XVI века, а точнее, с того момента, как в новом издании Бревиария на 1568 год папа Пий V впервые включил в число святых учителей Церкви Фому Аквинского - вместе с Иоанном Крестителем, Василием Великим, Григорием Богословом, Афанасием Великим и святым Бонавентурой [4]. Двумя годами позже, в 1570 году в Риме, в рамках полного собрания сочинений Аквината, вышло первое такое издание, именуемое "Piana". В 1882 году по велению Льва XIII было напечатано новое издание, называемое в библиографии по имени папы - "Leonina". В это издание "Суммы теологии" были включены и сопроводительные комментарии Тома де Вио (тж. Каетан, 1469-1534), что сами в то время стали классическими. [5]


2. Структура

Сумма состоит из трех основных частей, каждая из которых имеет дело с основными подразделениями христианского богословия.

  • Первая часть (по латыни, Prima Pars): существование Бога и природа, которая является Вечным Законом; сотворении мира; ангелы; природа человека
  • Вторая часть:
  • Первая часть второй части (Prima Secundae, часто сокращенно Часть I-II (Part I-II)): общие принципы морали (в том числе теория закона). Это - естественный закон.
  • Вторая часть второй части (Secunda Secundae, или Часть II-II (Part II-II)): мораль подробно, в том числе индивидуальные достоинства и недостатки
  • Третья часть (Tertia Pars): лицо и деятельность Христа, который является человеческим законом; таинства; конец света. Аквинский не завершил эту часть. [6]

Каждая часть содержит несколько вопросов, каждый из которых касается конкретной подтемы: например, одно такое вопрос: "Образ жизни Христа." [7] Каждый вопрос содержит несколько статей, которые сформулированы как вопросительные предложения, касающиеся конкретных вопросов, таких как "ли Христос должен был провести жизнь в нищете в этом мире? " [8] Сумма имеет стандартный формат для каждой статьи.

  • Дается ряд возражений против (пока не указанного) заключения; одним из таких возражений, например, является то, что "Христос должен взять приемлемую форму жизни ..., которая является средней между богатством и бедностью." [8]
  • Затем дается краткое отрицательного предложения, начиная с фразы "sed contra" ("наоборот"), это предложение почти всегда ссылается на авторитетное литературу, такую ​​как Библия или Аристотель. [9] В данном случае, Аквинат начинает так: "Это написано (в Матфея 8:20): "Сын Человеческий не имеет, где приклонить ..." ". [8]
  • Затем дается фактический аргумент, это, как правило, уточнения вопроса. Например, Фома Аквинский утверждает, что "это было приемлемо для Христа - провести жизнь в нищете в этом мире" из четырех различных причин, каждая из которых изложена достаточно подробно. [8]
  • Затем даются отдельные ответы на предварительные возражения, если это необходимо. Эти ответы имеют объем от одного предложения до нескольких абзацев. Ответ Фомы Аквинского на выше указанное возражение такая, что "тем, кто желает жить добродетельно надо избегать излишне богатства и нищеты, но ... добровольная бедность не является открытой для этой опасности: и такие бедняки были выбраны Христом". [8]

Этот метод изложения является производным от Аверроэса, [10] на которого Фома Аквинский ссылается с уважением, как на "Комментатор" с большой буквы.


3. Обзор всей Summa Theologica

Сумма теологии предназначена для обобщения истории Вселенной и предоставление схемы для самого смысла жизни.

Эта схема имеет циклический характер. Она начинается от Бога и его существование в вопросе 2. Вся первая часть Summa посвящена Богу и Его творению, которое достигает своего апогея в человеке. Поэтому первая часть заканчивается трактатом о человеке.

Вторая часть Сумы посвящена целью человека (смысла жизни) - счастью. Нормы поведения, описанные в этой части, обобщают нормы поведения (аристотелевский по природе), которым человек должен следовать, чтобы достичь своей предназначенной судьбы.

Так как ни один человек сам не может по-настоящему жить совершенным этическим жизнью (и, следовательно, прийти к Богу), необходимо было, чтобы совершенный человек ликвидировала разрыв между Богом и человеком. Таким образом, Бог стал человеком. В Третьей части Сумы, следовательно, речь идет о жизни Христа.

Для того, чтобы идти путем, предусмотренным этой совершенным человеком, чтобы жить благодати Бога (что необходимо для спасения человека), были предоставлены таинства; финальная часть Сумы рассматривает Таинства.

Последовательность разделов "Сумы" диалектически замкнута: от существования Бога до сотворения человека, о назначении человека, о Христе, о таинствах и снова к вопросу о Боге.

Вся Сумма может быть кратко подытожена в такой диаграмме:

Aquinas summa cycle uk.svg


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам