Надо Знать

добавить знаний



Суннизм



План:


Введение


Суннизм (أهل السنة والجماعة) или (أهل السنة) - это основной (ортодоксальный) направление в исламе, представители которого считают, что халифом может быть только та человек, имеющий репутацию и знание богослова и правоведа высшего ранга (т.е. мудрый и физически здоровый человек).


1. Демография

Есть много проблем в демографов, которые пытаются вычислить пропорцию суннитов к шиитов. Например, нет никаких данных для стран, где шииты - существенное меньшинство, в этом случае все мусульмане регистрируются как сунниты.

Поэтому, используя различные источники, можно предположить, что шиитов примерно от 7.5% до 10% от общего числа мусульман. [1]

2. Особенности суннизма

Распространение в Мире трех крупнейших ветвей ислама : шиизма, суннизма и ибадизму.

Сунниты делают особый акцент на выполнение Сунны (поступки и высказывания Пророка, устная традиция, аналог устного Святого Предания в православии) пророка Мухаммеда, на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы - халифа. Основными признаками принадлежности к суннизма считаются: признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи) принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов ( маликитського, шафиитского, ханафитского и ханбалитской) признание законности правления первых четырех ("праведных") халифов - Абу Бакра, Омара, Империи и Али ( шииты признают только Али).

Суннизм как определенная течение сформировался в XI веке в борьбе с шиизмом и в противопоставлении ему, но до сих пор этот термин имеет гораздо менее четкое содержание, чем срок "Шиизм".

Сунна (араб. ас-сунна) - в первоначальном смысле означает "обычай, пример, путь, направление (по которому следует идти)". Под этим понятием подразумевается жизненный путь пророка Мухаммеда как пример для всех мусульман.

Еще до Мухаммеда каждое арабское племя имело свою "сунну", т.е. неписанний сбор морально-правовых предписаний, "обычное право" патриархально-общинного общества, которые унаследованы племенем от предшествующих поколений. Потребность в сунне - своде правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях - возникла после смерти пророка. После его кончины оказалось, что предписаний, содержащихся в Коране, недостаточно для решения всех государственных общественных проблем. Возникла практика поиска прецедента, т.е. если решения нельзя было найти в Коране, обращались или к действиям самого пророка (сунна), или к древним обычаям Медины (тем более, что Мухаммед не отвергал родо-племенных законов). В крайнем случае, прибегали к мнению (рай) судьи, который должен был решать по справедливости. Таким образом, уже на раннем этапе формирования мусульманской общины возникли две тенденции. Первая предлагала пользоваться предписаниями Корана, исходивших от пророка, есть, основываясь на документально зафиксированных нормах, вторая допускала независимое мнение факих, который должен был брать на себя ответственность за принятие решения.

Первичное использование раю (личного мнения факих) не получило широкого распространения. Мусульмане предпочитали опереться на высказывания и действия пророка, которые, будучи зафиксированы, стали вторым, после Корана, источником ответов на возникающие вопросы. Таким образом, соблюдать сунны означало последовать примеру Мухаммеда, подражать ему. В Коране встречаются выражения "сунна предков" (Коран, 8:39, 15:13, 18:53, 35:41) и "сунна Аллаха" (Коран, 17:79, 33:62, 48:23), что означает практику, которой придерживались предыдущие поколения, или сам Аллах. Вне Кораном под словом "сунна" подразумевается широкое понятие. Со временем сунна приобрела черты, позволяющие отождествлять ее с понятием "правоверие" в христианстве

Слежение правилам, изложенным в сунне, считается обязательным для членов мусульманской общины. Отсюда возникло название "сунниты" - те, кто следует путем. После смерти Мухаммеда на основе сунны решались многие практические вопросы жизни общины и даже халифата. Пропагандистами сунны изначально выступали сподвижники пророка и члены его семьи, которые сохранили в памяти высказывания пророка, его поступки или даже молчание в некоторых ситуациях. Впоследствии в сунну стали включать примеры из жизни четырех праведных халифов - Абу Бакра, Умара, Усмана, Али.

Проблема соотношения сунны и Корана занимает важное место в трактатах по основам религии (усуль ад-Дин). В работах по основам фикха в 9-10 вв. обсуждался вопрос допустимости иных источников решения правовых казусов кроме Корана и сунны.

Исламская сунна включает нормы государственного, уголовного, имущественного, семейного права, а также предлагает стереотипы поведения мусульманина в быту. Как было сказано выше, сначала за основу была взята сунна Мухаммада, включающая поступки (фиал) и высказывания (каула) пророка, зафиксированные его последователями в виде хадисов (хадис, множество ахадис - сообщение, рассказ). Появление и дальнейшее использование хадисов было обусловлено тем, что "божественных установлений", изложенных в Коране, оказалось недостаточно для решения множества вопросов, вставали перед новыми поколениями мусульман. Важным источником стали предания о поступках, речи, советы и рекомендации Мухаммеда его современникам. Идеальный образ пророка, вождя, основателя государства, сначала бедного и гонимого, но такой, что не побоялась выступить против заблуждений своих соплеменников, человека, который выбрал для своих посланий Аллах, вызывал уважение и восхищение мусульман. Это был образ, по которому каждый мог сверять свои поступки. Поэтому учение о пророке Мухаммеде, его слова и дела, стало важной составной частью ислама, вошло в символ веры, в право, в богословие, историографию и литературу.

Информация о высказываниях и поступках пророка, об обстоятельствах, сопровождавших ту или иную ситуацию, составили самостоятельный раздел арабской литературы. Каждое сообщение сопровождалось иснадом - ссылкой на непрерывную цепь людей, передаваших эту информацию. Как правило, это были люди из ближайшего окружения Мухаммада - Абу Бакр, Умар, Айша, Али, Абу Хурайра и др.. Согласно установившейся традиции, чем более достойным был передатчик, особенно последний в цепи иснад (т.е. ранний), тем более бесспорным считалась достоверность текста (мотни), следовавший по иснадом. Наиболее достовреними хадисами были те, которые можно было проследить по нескольким цепочкам передатчиков.

Примерно за два с лишним столетия число хадисов достигло астрономических цифр: более миллиона.

В начале 8 в. в "науке о хадисы" (ильм аль-хадис) сложилось три школы: Мединский, иракская и сирийская. Тогда же началась письменная фиксация хадисов. От первоначально этапа ничего не сохранилось, но во второй половине 9 в. существовало уже шесть сборников хадисов, которые надолго и прочно завоевали авторитет и переписывались в большом количестве экземпляров. Среди сунитив крупнейший авторитет имели шесть сборников: Аль-Джами ас-Сахих аль-Бухари (810-870) ас-Сахих Муслима ан-Нишапуре (817-875). Меньшую известность имеют Суннан Ибн Мажди (умер 886); Суннан Абу Дауда ас-Сиджистани (умер 888); Аль-Джами аль-Кабир Мухаммада ат-Тирмизи (ум. 892); Суннан ан-Нисаи (помер. 915).

Однако наиболее авторитетным сборником хадисов считается Аль-Джами ас-Сахих, составителем которого был Мухаммад аль-Бухари. Он отобрал 7400 хадисов. Ас-Сахих признан мусульманами выдающимся руководством по фикху (комплекс правил поведения мусульманина). В других сборниках интерес составителей был сосредоточен вокруг тех или иных правил и норм быта. Подробно рассматривается что дозволено (мандуб) и запретное (макрух), как относиться к ритуалу, пище, одежде, взаимоотношений между людьми, к заключению договоров о купле-продаже и т.п..

В целом на базе хадисов была разработана система стереотипов поведения мусульманина, где все поступки человека рассматривались через призму пяти понятий: ваджиб или фард - обязательные, мандуб - что "рекомендуемые", мубах или джаиз - "разрешенные" (но Не предполагая одобрения или награды), макрух - "не одобряемые (но не запрещаются) и махзур - "запрещены". Впоследствии на основе хадисов была создана сэра - биография (жизни) пророка Мухаммада, так же прокламирует его жизненные принципы.

В 9-10 вв. исламские богословы обсуждали вопрос о допустимости использования в качестве "усуль ад-Дин" (основ религии) других источников, однако большинство их отвергла такую ​​возможность. Сунна является составной частью исламского богословского образования. При подготовке имамов и факихов (богословов-законоведов) знание сунны пророка является одним из необходимых условий авторитета религиозного деятеля. В богословии существует ряд дисциплин, которые непосредственно основаны на сунне, по ней сверяются все нововведения, иначе они объявляются бидьа (ненужным новшеством).


Примечания

  1. "" How Many Shia Are in the World? "" - islamicweb.com /? folder = beliefs / cults & file = shia_population. IslamicWeb.com . http://islamicweb.com/?folder=beliefs/cults&file=shia_population - islamicweb.com /? folder = beliefs / cults & file = shia_population . Проверено 2006-10-18 .

Источники


Религия Это незавершенная статья религии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам