Супрун Степан Павлович

Супрун Степан Павлович ( 2 августа 1907 - 4 июля 1941) - советский летчик -испытатель, военный летчик-истребитель, первый дважды Герой Советского Союза.


1. Биография

1.1. Детство и юность

Семья Супруна в Канаде. 1918. Степан во втором ряду слева

Степан Супрун родился 2 августа 1907 года в с. Реки, ныне Белопольское района Сумской области, в семье украинского крестьянина. В 1913 году Степан вместе с матерью уехал из Российской Империи в Канады, в город Виннипег, где 1911 года жил его отец [1]. В Виннипеге он окончил неполную среднюю школу.

В 1922 году Степан вместе со своими братьями, Григорием и Федором, вступил в Лигу Молодых Коммунистов. В 1924 году семья вернулась в СССР. Сначала семья жила в Алтае, а потом переехали в Алма-Аты. Осенью 1925 года они вернулись в Белополье [2].

Степан начал работать столяром в Суммах, а позже устроился на Сумской машиностроительный завод.

Свой первый подвиг Супрун совершил, когда работал пионервожатым. Он чуть не утонул в реке, спасая двух детей [2].

В 1929 году Супруна призвали в ряды Красной армии [3].


1.2. Авиация

С. П. Супрун после окончания летного училища ( 1933)

В 1929 году Супруна было направлено в школу младших авиационных специалистов в Смоленске, которую он закончил в 1930 году. А в 1931 году Степан Супрун окончил военную авиационную школу пилотов. Служил командиром авиазвена в Бобруйске и Брянске.

С 1933 года работал в НИИ ВВС, где начальником Супруна был Василий Степанчонок. Позже молодого Степана заметил командир бомбардировщика ТБ-3 Стефановский и принял его в группу "Звено" ( рус. "Звено"), которой командовал Вахмистрова. Супрун участвовал в полетах "звено" в 1938 года [1]. Став летчиком-испытателем, Супрун летал более чем на 140 видах самолетов [4].

В 1935 году Степан Супрун в составе пилотажной пятерки участвует в воздушном параде над Красной площади Москвы в честь майских праздников. За участие в параде он награждается золотым именными часами [5].

26 мая 1936 года Степан Павлович награждается орденом Ленина за испытание новых моделей самолетов [5].

В декабре 1937 года он был избран в ВС СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.

В том же году Супрун был исключен из партии по делу с Яном Гамарником. Но уже через два дня ЦК ВКП (б) возобновила его в рядах коммунистов.

15 декабря 1938 года во время полета погиб друг и учитель Степана Супруна Валерий Чкалов. На Супруна эта смерть произвела большое впечатление. Вскоре его начали не допускать к полетам из-за того, что он мог тоже погибнуть. Но летчик Супрун написал жалобу на имя Ворошилова, чтобы ему разрешили пробный полет на второй по счету модели самолета И-180 (на первом экземпляре И-180 разбился Чкалов) [5].

Вскоре Супруну было разрешено снова летать и он испытал на обновленном И-180 все известные тогда пилотажные фигуры. Самолет очень ему понравился.

Однако Степан Супрун пытался найти в самолете технические недостатки, из-за которых погиб Чкалов. И вот однажды во время одного вылета в самолете сломалось шасси. На большой скорости машина врезалась в землю.

К счастью, на этот раз Супрун остался жив. Его нашли под обломками самолета и отвезли в Боткинскую больницу [5].

Позже завершить испытания на И-180 поручили комбригу Сузи, но он трагически погиб. После этого самолет был списан с эксплуатации [5].

После того как Супруна был выписан из больницы, его перевели в Кремлевской больнице. Там ему сообщили, что в ближайшем будущем он будет принимать участие в военном конфликте между Японией и Китаем, на стороне последнего.

Степан Супрун перед показательным полетом на самолете "Хейнкель". Аэродром в г. Росток ( Германии). Март 1940

С Июнь 1939 по Январь 1940 Степан Супрун участвовал в национально-освободительной войне Китая. За это время Супрун уничтожил 6 японских самолетов. Также он предложил такую ​​техническую новинку, как установление на китайских и советских самолетах крупнокалиберных пулеметов. Благодаря этому огневая мощь авиации союзников выросла вдвое [5].

Перед самым началом немецко-советской войны Степан Супрун бывал в Германии, в составе советской делегации.

20 мая 1940 года ему была вручена "Золотая Звезда" (№ 461) [5] [2].

В начале немецко-советской войны Степан Супрун сформировал 401-й истребительный авиационный полк. Вскоре 30 июня Супрун вступил в бой над селом Зубово. Во время этого вылета Степан Павлович сбил одного немецкого самолета-шпиона. Вечером того же дня он сбил еще один самолет [2].

2 и 3 июля 1941 летчики полка под командованием Супруна уничтожили еще 8 фашистских самолетов и разбомбили вражеский аэродром, а с ним и 17 самолетов [2].


2. Гибель

2.1. Первая версия гибели

4 июля 1941 года Степан Павлович Супрун на самолете МиГ-3 в паре с лейтенантом Остапа вылить в разведку. Следует добавить, что это был уже четвертый вылет Супруна за день [2] [5] [1].

Вдруг Остапов заметил вражеский самолет и полетел за ним, но был подбит (через два дня ранен Остапов, который спасся благодаря парашюту, вернулся в полк). Супрун остался один [2] [5].

Когда ас возвращался на аэродром, над городом Толочин Витебской области ему случились 6 немецких самолетов. Он остался один на один с ними и принял бой. Вскоре он подвел один "Мессершмитт", но 5 других обстреляли самолет советского летчика [2] [1].

Раненому Супруну удалось посадить сломанный самолет, однако выбраться из кабины он уже не успел. Самолет сразу же разразился [2] [5].

Это описали и местные жители, которые видели бой. После этой трагедии они тайно похоронили тело известного летчика [2] [5] [1].


2.2. Вторая версия

По другой версии, описанной в книге "Истребитель" МиГ-3 "", говорится:

" При возвращении группы бомбардировщиков, сопровождаемых МиГ-3, десятым шел подполковник Супрун. Отделившись от группы и желая провести разведку по дороге Борисов-Орша, он снизился до малой высоты и, вероятно, был сбит огнем с земли. В районе Толочина были найдены сгоревший самолет и труп летчика. Среди обломков найдена Золотая Звезда "

Однако большинство исследователей считают, что Супрун был сбит в бою с шестью вражескими винищувачама.

22 июня 1941 С. П. Супруну было посмертно присвоена вторая звание Героя Советского Союза.

Степана Павловича было перезахоронен только в 1960 году, на Новодевичьем кладбище Москвы.


3. Память потомков

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Супрун Степан Павлович

См.. также

Примечания

  1. а б в г д http://www.testpilot.ru/memo/40/suprun.htm - www.testpilot.ru/memo/40/suprun.htm
  2. а б в г д е ж и к л http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=408 - www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=408
  3. Страница о Степана Супруна на сайте с. Реки - richky.narod.ru / suprun.html
  4. Супрун Степан Павлович. МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ УКРАИНЫ - www.mil.gov.ua/index.php?lang=ua&part=heroic_feat&sub=suprun
  5. а б в г д е ж и к л м Степан Супрун. Рeoples.ru - www.peoples.ru/military/hero/stepan_suprun/