Надо Знать

добавить знаний



Суриков Василий Иванович



План:


Введение

Суриков. "Автопортрет".
Дочь Елена, Василий Суриков, брат Александр

Василий Иванович Суриков (24 января 1848 - 19 марта 1916 по н. ст. ) - русский художник, автор нескольких монументальных полотен с истории России и портретов.


1. Жизнеописание. Ранние годы

Происходит из семьи казаков Сибири. Мать происходила из старинной семьи Торгошин, известной с конца 17 века. Молодой Василий вспоминал о собственных предков, добавляя, что он казацкого рода с 200 - летней историей.

Художественные способности мальчика заметил учитель рисования Красноярского уиздного училища. Он и давал подростку для копирования гравюры с картин старых мастеров - звтна практика обучения в 19 веке. После смерти отца, скончавшегося от туберкулеза, Василий уже юношей зарабатывал деньги, работая писарем в канцелярии. Семье не хватало денег и иметь сдавала в аренду второй этаж собственного деревянного дома. Но Василий в досуга не покидал рисования. Рисунки Сурикова видели сотрудники. Впоследствии они попали на глаза губернатору края - П.Н. Замятину. Тот, играя роль мецената, распорядился подать ходатайство к руководству Императорской академии художеств в Петербурге о приеме туда Сурикова учеником. Из Академии пришел ответ, что они согласны взять того учеником, но без выплаты стипендии. К делу подключили местного богача, золотопромышленника Кузнецова П.И. Тот согласился уплатить денежный взнос за обучение юноши. И вместе с обозом золотопромышленника Кузнецова, следовавший в Петербург, отправил в столицу Российской империи и парня.


2. Обучение

Провинциальная образование молодого оказалась недостаточной, чтобы попасть в Императорской академии. Но настойчивый Суриков не отступил и ушел в рисовальной школе Общества поощрения художников. Он с успехом окончил рисовальную школу Общества за три месяца и все-таки стал студентом академии 28 августа 1869 года.

Среди наставников Сурикова - Павел Чистяков, второстепенный, малоодаренные художник и неплохой преподаватель. Среди его учеников - Серов Валентин Александрович, Врубель т.д.. В годы учебы Суриков получил за собственные учебные произведения - четыре серебряные медали и несколько денежных премий, которые не были лишними для небогатого ученика.

Дипломным сочинением Сурикова была вполне академическая композиция на библейскую тему - " Апостол Павел, объясняющий догматы христианства Ирод Агриппа, его сестре Беренике и римского проконсула Феста "(1875). Уже в дипломном сочинении просмотрели драматических столкновений сильных исторических личностей, носителей противоположных идейных установок, которые привлекали Сурикова и найдут отражение в большинстве его будущих картин.

Картина не вызвала положительных отзывов в консервативно настроенного руководства. И Сурикову не дали Золотой медали, которая давала право на заграничное путешествие за государственные средства. Он вышел из учебного заведения только художником 1 ступень. Вместо заграничного путешествия художник взялся создать стенописи в московском храме Христа Спасителя. Работа растянулась на два года, Суриков создал композиции четырех Вселенских соборов.


3. Благодарность меценатам

Суриков не забыл своих благотворителей. Среди первых произведений художника - портрет губернатора П.Н. Замятина. Золотопромышленника Кузнецова П.И. художник подарил картину библейской тематики - "Милосердый самаритянин", а Петр Иванович приобрел первый вариант полотна "Сенатская площадь с монументом Петру I".

4. Московский период. Брак

В 1877 году художник окончательно перебрался на жизнь в Москву. Через год (в 1878 году) он узв брак с Елизаветой Шаре, которая была анучкою декабриста П.Н. Свистунова. К мастера пришел небольшое состояние, что позволило не работать по направл. Суриков получил возможность быть свободным художником. И добропорядочно и ответственно использовал этот статус свободного художника.

Эскиз Сурикова

Среди первых самостоятельных произведений Сурикова - "Утро стрелецкой казни", 1878-1881. Суриков осмелился обратиться к историческим событиям конца 17 века. Разгневанный молодой царь Петр спешно вернулся в Москву через весть о восстании дежавних стрелковых полков. Петр молодости знал о беспощадной поведение мятежников и на этот раз был крайне беспощадным к восставшим, нарушивших государственную присягу. (Взбешенный Петр сам рубить головы восставших солдат. Он требовал немедленной покорности и преданности себе и от боярского окружения, и от новых вельмож, набранных из талантливых слуг. Деятельно демонстрировал свою преданность поступкам царя и молодой Меншиков Александр Данилович, тоже упорно рубил чужие головы). Суриков не хотел пугать зрителей сценами самой жестокой казни, а остановился в самом ее начале, на ранку. На наказаний ведут лишь первого стрелка.

В картине на вполне исторический сюжет не выведены на первый план царя, что было довольно необычно для тогдашнего исторчного живописи. Петр на картине - далеко сбоку справа, и лишь искаженное гневом лицо выделяет последнего из толпы сторонников.

Удивляет и роскошно выписанными подробностями толпа стрельцов и их семей, которых вытащили на наказание вместе с семьями и детьми. Именно эта толпа разнохарактерных лиц и подал художник главным "героем" собственного сочинения. При создании картины Суриков жил в небольшой квартире на Зубовский бульваре. Полотно было настолько большим, что художник был вынужден размещать ее по диагонали комнаты. Доброй мастерской Сурикрв не имел годами.

Именно в эту комнату и наведывался купец Третьяков Павел, который собирал картины русских художников и планировал приобрести для собственной галереи и это произведение. Картина станет впоследствии его приобретением. Значительные денежные суммы, полученные от Павла Третьякова, станут базой финансовой независимости Сурикова от работы на заказы.


"Утро стрелецкой казни", 1878-1881, Третьяковская галерея.

5. Суриков пейзажист

"Минусинск", акварель.

Девятнадцатый век - век переоценки жанра пейзажа, его подъем и в моде, и в коммерческой стоимости, и в возвращены ему художественного престижа. К созданию пейзажей брались даже художники, в творчестве которых пейзаж не занял значительного места ( Репин Илья Ефимович, Врубель Михаил Александрович). Собственные попытки в пейзажном жанре сделал и Суриков, среди первых - два варианта "Сенатской площади с монументом Петру I". Мощный городской пейзаж Москвы подал художник и в картине "Утро стрелецкой казни", позволив себе лишь подать более тесно реальные архитектурные сооружения.

В дальнейшем пейзаж будто исчезает в мастера как самостоятельный жанр, но остается в его предыдущих эскизах к эпических исторических полотен. В 20 веке, когда эскизы мастеров прошлого приобрело самостоятельное эстетической ценности, пейзажные зарисовки Сурикова интересны не только как штудии, необходимы как среду его исторических композиций, но и как самостоятельные произведения (эскиз деревьев в "Боярыня Морозова", "Крыши под снегом", акварель "Санта Мария дель Фьоре. Флоренция", "Собор Сан Марко. Венеция", "Минусинск").


6. Видение Меншикова

Творческий процесс догонял художника в неожиданных местах. Влику 1881 года, в дождливые дни пребывания с семьей в деревушке Перерыв возле станции Люблино Суриков наткнулся на новый для себя сюжет - ссылки князя Меншикова. Тесное крестьянская изба, глухотинь, скука и невозможность работать и даже свободно дышать - вернули воображение художника к чужой биографии, к сильной личности, метко использовала счастливый случай, поднялась к вершинам власти и все потеряла. Суриков вспоминал (на русском):

... я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скушно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг ... Меншиков ... Сразу все пришло - всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу.

Княжну, что окуталась в ценную шубу, он напишет позже собственной жены. И болела и мерзла, села у печки, не снимая шубы. Лицо было грустное, в глазах такая тоска, будто собственную гибель предусматривать начала. Художник так и нарисовал ее сначала акварелью, а затем перенес эту трагическую фигуру в картину. Это один из лучших женских образов в картинах художника, родственных с черникой в ​​"Боярыня Морозова" или даже с самой Морозовой.


7. Замысел и осуществление

Морозова Ф.П. - Центральная фигура картины

Замысел создать полотно о боярыню Морозову возник даже раньше, чем замысел о "Меншикова", что обратил творческую энергию Сурикова не до лет могущества и триумфа Баловное безродного, а к убийственной поражения его последних дней. Но художник дал себе отдых и создал сначала "Меншикова в ссылке в Березове".

Работа над "Морозовой" - растянулась на годы. Картина писалась кусками, после обретения и нужных натурщиков, и нужного речевого инвентаря. Так, резной деревянный посох художник увидел в незнакомой богомолки (в картине - то в руках паломника). Юродивого - писал по рыночному алкоголика, которого просил садиться в снег. Как-то в пылу Суриков сказал, чтобы он писал сцену аду, то и натурщиков сажал бы в пламени - и сам бы в то пламя садился. Художник взывал правды, а не виртуозной фантастики в исторических картинах.


8. Эскизы к картине "Боярыня Морозова"

  • Wassilij Iwanowitsch Surikow 003.jpg
  • Wassilij Iwanowitsch Surikow 005.jpg
  • Wassilij Iwanowitsch Surikow 001.jpg
  • Wassilij Iwanowitsch Surikow 002.jpg

9. Портреты кисти Сурикова

  • Мать художника в последние годы, 1894 г.

  • Наталья Матвеева, 1909 г.

  • П. Щербатова, 1910 г.

  • Портрет Крачковского.


10. Последние годы

В 1910 году Суриков вместе с зятем художником П. П. Кончаловского (мужем Ольги, дочери) путешествовал по Испании. В Красноярске в том же 1910 году по его инициативе была открыта художественная школа. Суриков из Петербурга передал для красноярской школы необходимое оборудование.

Летом 1914 Г. Василий Иванович снова наведался в Красноярск, где писал ряд пейзажей: "Красноярск в районе Благовещенской церкви", "плашкоутов на реке Енисей" и др.. Была начата картина на религиозную тематику - "Благовещение", но художник оставил ее незаконченной (ныне - экспонат Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова).

В 1915 году Василий Иванович отбыл на лечение в Крым. Суриков момер в Москве 19 марта 1916 от болезни сердца. Похоронили художника - рядом с его женой на Ваганьковском кладбище.


11. Избранные произведения

"Апостол Павел, объясняющий догматы христианства Ироду Анриппи, его сестре Беренике и римского проконсула Феста", 1875, Третьяковская галерея
  • "Портрет губернатора П.Н. Замятина"
  • "Сенатская площадь с монументом Петру I", 1870, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства Ироду Анриппи, его сестре Беренике и римского проконсула Феста", 1875, Третьяковская галерея
  • "Автопортрет"
  • "Ксения Годунова скорбит по умершему жениху", 1881, Третьяковская галерея
  • "Маскарад в Москве времен Петра I", акварель
  • "Утро стрелецкой казни", 1878-1881, Третьяковская галерея
  • "Захват снежного городка"
  • "Б ояриня Морозова"
  • "Портрет Крачковского", 1884, Донецкий областной художественный музей
  • "Дочь Ольга Сурикова ребенком", 1888, Третьяковская галерея
  • "Леонид Чернышов", 1889, Красноярский краеведческий музей
  • "Покорение Сибири Ермаком"
  • "Меншиков в ссылке в Березове"
  • "Портрет матери", 1894, Красноярский краеведческий музей
  • "Переход Суворова через Альпы", 1899
  • "Степан Разин", 1906, Государственный Русский музей,
  • "Наталья Федоровна Матвеева", 1909
  • "Княгиня Полина Ивановна Щербатова", 1910
  • "Благовещение" (не окончена)

Источники

  • Суриков В. И. "Альбом". Вступление. ст. Н. Г. Машковцева. М.: 1960
  • Суриков В. И. "Альбом". Вступление. ст. Д. Сарабьянова. М.: 1963
  • Безрукова Д.Я. "Третьяков и история создания его галереи", М, "Просвещение", 1970
  • "Пятьдесят биографий мастеров русского искусства", Л, "Аврора", 1971
  • Суриков В. И. "Письма. Воспоминания о художнике". Л.: 1977
  • Г. Васильева-Шляпина "Сибирские красавицы В. Сурикова. Портрет в творчестве художника" / / "Иван Федоров". Санкт-Петербург. 2002
  • В. Ануфриев "Отрада суриковская". / / "Сибирские промыслы". Красноярск. 2007
  • Аференко В. А. "Суриков в Сухобузимском" / / г. Железногорск, 1999
  • Кеменов В. С. "Историческая живопись Сурикова. 1870-1880-е гг." М.: 1963
  • Машковцев Н. Г. "В. И. Суриков" М.: 1994
  • Евдокимов И. В. "Суриков В.И.", 1933. - 164 с. (Жизнь замечательных людей)
  • Шанин В. Я. "Суриков, или Трилогия страданий", 2010.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам