Надо Знать

добавить знаний



Суфизм


Islam

План:


Введение

Суфизм (также суфийский ислам или тасаввуф ( араб. صوفية ), Предположительно от арабского суф ( араб. صوف ) - Шерсть, суфий - тот носящий шерстяной плащ) - мистико-аскетическое течение в исламе. Считается, что первые суфии появились на рубеже VIII и IX веков в Ираке и Сирии. Вероятно под этим термином объединяются различные мистические учения возникшие в мусульманском культурной среде с древних времен и по настоящее время. Признавая реальным лишь существование Бога ( Аллаха), а окружающие вещи и явления - его эманацией, последователи суфизма объявляют высшей целью жизни мистическое соединение души человека с Богом, тем самым суфизм имеет сходство с мировоззрением дгармичних религий. Суфии пытаются понять сокровенный смысл коранических откровений, для чего строго придерживаются предписаний Корана и Сунь, участвующих в бдениях, принимают обеты, придерживаются дополнительных постов. Вместе они проповедуют мистическую некорыстная любовь к Аллаха, желая слиться с ним. Конечной целью суфизма считается уничтожение своих качеств как личности, что должно повлечь полное сочетание, слияние с божественной истиной.

"Соединение с божеством", по учению суфизма происходит в экстазе, к которому должны доводить себя верующие. В арабо-исламской терминологии суфий - это влюбленный в Истину, тот, кто движется к Совершенству. Движение к некоей абстрактной истины посредством любви и преданности к Богу суфии называют тарикатом (путем).

Для раннего суфизма характерен пантеизм с отдельными материалистическими элементами. Впоследствии под влиянием неоплатонизма, индийской философии и некоторых идей христианства центральное место в суфизме занимают аскетизм и скрайний мистицизм. В теософской традиции суфизм отождествляется с эзотерическим исламом.

Суфизм - неоднородная течение: к нему присоединялись представители различных богословских школ и направлений ислама. Он неоднократно играл значительную роль в политической жизни мусульманских стран как идеология повстанческих движений, а также антиколониальной борьбы.


1. Суфизм

С точки зрения суфиев, суфизм - это путь очищения души от дурных качеств (нафс) и привитие похвальных качеств духу (движение). Этот путь мюриды ("искатель", "жаждущий") проходит под руководством мюршида ("духовного наставника") дошедший до конца пути и получил от своего мюршида разрешение (иджаза) на наставничество, или самостоятельно при наличии развитой природной интуиции (внутреннего учителя) .

Суфийские шейхи являются частью цепочки преемственности обучения, согласно канонам восходит к Пророку. Тот, у которого нет иджаза ("печати сердца") от своего шейха на наставление мюриды, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизма (тассаввуфу, тарикат).

Согласно канонической традиции, суфием может быть исключительно мусульманин, все такое, что противоречит Шариату не может быть суфизмом, об этом писал выдающийся суфийский шейх Имам Раббани (Ахмад Сирхинди, Ахмад Фарук) в "Мактубат" ("Письмена"). При этом подразумевается Шариат как исламская дисциплина и традиции является составной частью пути.

Богослов аль-Газали ( 1058 - 1111) считал, что суфизм - это сама суть ислама.

Богослов Ибн Тайм ( 1263 - 1328), неоднозначно относился к суфизма, но полностью в отличие от Ибн Абд аль-Ваххаба его не отрицал.

Стоит отметить, что среди мусульман наблюдается довольно не однозначное отношение к суфизма, от полного отрицания данного явления, к фактическому замещения исламских религиозных чувств в контексте либерального ислама.


1.1. Течения

Суфийской храм в Китае. Даосская архитектура переплетена с традиционной исламской
  • Классический суфизм - суфизм, связан исключительно с суннизмом и культивируемый в тюркском и арабском средах. Арабы и тюрки построили систему суфийских орденов, разработали философскую и поэтическую составляющую суфизма. Знаменитый танец дервишей начал впервые практиковаться в тюрков. При этом танец танец дервишей и зикры - это разные практики.
  • Кавказский суфизм - традиционный иман, что передается в виде народных обычаев у кавказских мусульманских народов. Отличительной особенностью является групповой зикры и фанатичная преданность народным обычаям, переплетенным с исламом.
  • Индуистский суфизм - суфизм, возникший в ведическом Индостане со времени проникновения ислама в Индию. Отличительной чертой его является переплетение ислама с индуизмом и йогой. Когда европеец называет себя суфием, подразумевается именно индуистский суфизм.

1.2. Культурологические особенности

В странах Европы суфизм отождествляется с либеральным или образованным исламом, в котором акцент делается прежде всего на внутреннее мировоззрение, а не на внешние ритуалы, такие как строгое выполнение намазов и т.д., которые отходят на второй план или вообще не приветствуются. В связи с чем в среде мусульманских "ортодоксов" суфизм не признается как таковой и считается чуть ли не внутриисламских ересью, а сами суфии - фасикамы (неверными). С другой стороны быть суфием в просвещенном мире вполне естественно, о чем не раз говорили ученые и другие общественные деятели современных исламских стран. Стоит отметить, что суфизм который культивируется в Европе это совсем другой суфизм чем суфизм который существует на Западе или в странах Ближнего Востока.


2. Отличительные особенности

  • Проповедь бедности - ФАКРО.
  • Утверждение призрачности (аш-шабах) окружающего мира.
  • Отказ от мирского, отшельничество - зухд.
  • Безмолвная молитва - таффакур (многие суфиев считают таффакур эффективной молитвой чем традиционное исполнение намаза).
  • Возложение на волю Аллаха - таввакуль.

2.1. Эзотеризм в суфизме

Суфийская мечеть в Индии. Видно как исламские традиции переплетаются с индуизмом.
  • Основной чертой проявления мистицизма в суфизме есть аллегорическое толкование Корана - таьвиль, и религии вообще. Более того суфии признают писания Ветхого и Нового заветов считая Коран их логическим продолжением. Подобно другим религиям, ислам учит, что Бог создал человека не для того, чтобы он однажды умер - через Коран проходит мысль о возрождении и обновлении. Известный стих из писания говорит: "Он - тот, кто дал вам жизнь, и Он пошлет вам смерть, а затем снова дарит вам жизнь". Та же идея встречается в Коране как предостережение идолопоклонникам: ?Господь создал вас, заботился о вас, затем вы умрете по воле, затем Он вновь даст вам жизнь. Могут идолы (которых вы зовете богами) сделать для вас все это? Слава Господу!". В традиции ислама, однако, эти и другие аналогичные отрывки из Корана, возможно связанные с реинкарнацией, обычно трактуются как обещание воскресения. Частые упоминания в Коране о воскресении, по мнению некоторых исследователей, могут с равной долей вероятности относиться и к реинкарнации. [1] [2] Например, в Суре 20:55 / 57 приводятся слова Бога, обращенные к Моисея : "Мы создали тебя из земли, и мы снова обратим тебя в землю, а потом снова создадим тебя". Некоторые исследователи трактуют смысл этого стиха как тела, постоянно создается и разрушается, и души, которая после смерти тела рождается вновь, но уже в другом теле. [1] [2])
  • В начале 20-го века суфийские идеи сливаются с материалистическими тенденциями научно-технической революции и образования, на Востоке, в отличие от Запада, происходили с неразрывной связью с магометанством как общей общественно-политической надстройкой. Быть суфием в Турции времен Ататюрка могло означать быть материалистом в контексте ислама. Подобно тому быть "суфием" в современной Европе, означает не более чем либеральное отношение к исламу и уже потом определенную эзотерическую увлеченность.

    Если ты не суфий, то ваххобит, если же совсем суфий, то не верен


3. Путь суфия

  1. шариат ( араб. شريعة ) - Неукоснительное выполнение законов мусульманской религии
  2. Сулук, тарикат ( араб. طريقة ) - Послушничество в роли мюрида при истинном суфийском Шейхе
  3. марифат ( араб. معرفة ) - Познание Бога не разумом, а сердцем
  4. Хакикат ( араб. حقيقة ) - Полное постижение истины

Источники

В. Лубський. Суфизм / / Религиеведческий словарь. Киев: Четвертая волна, 1996, с. 325. Отрывок суфийского толкования Корана (перевод М. Якубовича): http://uk.wikipedia.org/wiki/Тафсір_аль-Кушайрі

Примечания

  1. а б Rosen 1997
  2. а б Reincarnation in Islam - www.adishakti.org / _ / reincarnation_in_islam.htm

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам