Надо Знать

добавить знаний



Схоластика



Школа глазами художника XIV века
Статья является частью цикла о
схоластику
Thomas Aquinas in Stained Glass.jpg

Источники
Библия | Евангелие
Античные ученые:
Аристотель | Евклид | Птолемей | Платон
Отцы Церкви :
Августин Аврелий | Дионисий Ареопагит | Иоанн Дамаскин | Боэций

Течения
Томизм | Скотизм | Концептуализм | Номинализм | Реализм | августинианства | Аверроизм

Схоластики
Ранняя схоластика:
Рабан Мавр | Ноткер Немецкий | Гуго Сен-Викторский | Алкуин | Иоанн Скот Эриугена | Аделард из Бата | Иоанн Росцелин | Пьер Абеляр | Гильберт Порретанский | Иоанн Сольсберийский | Бернард Шартрский | Амальрик из Бена | Петр Дамиани | Ансельм Кентерберийский | Бонавентура | Беренгар Турского | Гийом из Шампо | Давид Динанский | Петр ломбардских
Средняя схоластика:
Альберт Великий | Фома Аквинский | Дунс Скот | Августин Блаженный | Аверроэс | Витело | Дитрих Фрейбергский | Ульрих Энгельберт | Винсент из Бове | Иоанн Жандунський | Роджер Бэкон | Роберт Гроссетест | Александр Гэльсский | эгидой Римский | Роберт Кильвордби | Раймунд Луллий | Марсилий Падуанский
Поздняя схоластика:
Альберт Саксонский | Уолтер Берли | Николай Кузанский | Жан Буридан | Николай Орезмский | Петр дьАльи | Уильям Оккам | Данте | Марсилий ингенський | Лере Франсуа

Проблематика
Проблема Всемогущества | Проблема существования | Спор об универсалиях | Логика | пресуществления | Проблема истины | (Учение о двойственной истине) | Проблема единства и множества (Екземпляризм) | Проблема напередвизначености | Догматическое богословие | Проблема познания (Метод Бэкона | Принцип бритвы Оккама) | Проблема мишлення

Школы
Шартрский школа | Саламанкский школа | Оксфордская школа

Дискурс
Философия Средневековья

Неосхоластика
Этот шаблон: пересмотреть ? обсудить ? редактировать

Схоластика (от школа) - господствующий в средневековой Европе философский и педагогический метод.


Общая характеристика

Еще в конце V - начале VI в. сложилась система образования Средневековья. В школах преподавание строится в соответствии с системой "Семи свободных искусств", но в ограниченном виде - тридорижжя, чотиридорижжя. Именно в этих школах зарождается система средневековой философско-теоретической мысли - схоластика. Чуть позже, в XII в., возникают первые университеты, на базе которых схоластика приобретает классического вида.

Схоластика - это тип религиозной философии, для которого характерно принципиальное господства теологии над всеми другими формами познания, знания. С другой стороны, схоластика является методом, который, в основном, состоял в просмотре и сравнении выражений предыдущих мыслителей и Библии, и выведении нового синтеза. Истоки схоластики можно найти в позднеантичной философии, прежде всего - в Прокла, который абсолютизировал дедуктивизм (искал ответы на все вопросы, исходя из текстов Платона). Значительное влияние испытала со стороны антично-греческой диалектики, а также науки и логики в понимании Аристотеля.


Периоды схоластики

Схоластику разделяют на раннюю, зрелую и позднюю. Существует также, похожий на Досократики период, досхоластичний период, который датируется VI - IX вв.

Ранняя схоластика (XI-XII вв.) Сложилась в условиях становления феодального строя в Европе и папской власти Рима, она полностью находилась под влиянием августиновского платонизма ( Ансельм Кентерберийский). В этот период схоластика часто имеет оппозиционный характер, и не только благодаря учению отдельных еретиков, но и в принципах отдельных признанных направлений можно найти идеи, которые противоречат учению поборников чистой веры (принципы схоластического рационализма противостоят учению Петра Даминиани, Ланфранка, Бернара Клервоского и др.. ).

В ранней схоластике доминирует спор о универсалии : Что больше относится к сущности - одиночные вещи или общие (универсальные) понятия? Реалисты (последователи Платона) считали, что универсальные понятия реально существуют как сущности вещей, т.е. создаются перед отдельным вещами. Номиналисты (последователи Аристотеля) считали, что подлинная суть заключается в отдельных вещах, а универсальные понятия является ничем иным как сложившиеся в голове людей (от лат. "номен"). Итак, универсалии создаются после вещей. Согласно этому учению, Божья троица должна состоять из трех человек. Стоит обратить внимание на следующую терминологическую деталь: реалисты были бы идеалистами, а номиналисты - реалистами. Синтез был предложен Абеляром ( концептуализм) - универсалии находятся в отдельных вещах как их свойства (лат. "in rebus"), а за их пределами как понятие духа (для Бога есть перед вещами, а для человека после вещей).

В период зрелой схоластики (XII-XIII вв.), Которая развивалась в средневековых университетах, ее центром признается Парижский университет, где культивировался платонизм, который постепенно вытеснялся аристотелизмом. В этот период доминируют учения Фомы Аквинского, ученика Альберта Великого, во многом строит свою систему на учении Аристотеля.

Поздняя схоластика (XIII-XIV вв.) Развивалась под влиянием обострения идейных противоречий эпохи развитого феодализма. Иоанн Дунс Скот противопоставил интеллектуализма учение Фомы Аквинского свой волюнтаризм, отказ от законченной теоретической системы в пользу индивидуализма. Развивается тезис о существовании двойственной истины, присущей аверроизму, которая разрушает "гармонию" веры и разума, утвержденную в предыдущий период развития схоластики приматом теологии. Разграничение веры и разума как отдельных вещей можно обосновать тем фактом, что образование приобретало все больше людей, не связанных с церковью.


Литература

  • Владиславлев М. И., Схоластическая логика, "Журнал Министерства народного просвещения", 1872, ч. 162, [№ 8], отд. 2;
  • Ойкен К., История и система средневекового миросозерцания, пер. с нем., СПБ, 1907;
  • Штекль А., История средневековой философии, пер. с нем., М., 1912;
  • Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957;
  • Стяжкин Н. И., Формирование математической логики, М., 1967;
  • Gilson Е., L'?sprit de la philosophic m?di?vale, 2 ?d., P., 1944;
  • Copleston F., A history of philosophy, v. 2-3, L., 1951-53;
  • Grabmann М., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1-2, В., 1957.
п ? в ? р Философия
Западная философия ? Философия
История философии
Области
Философия ...
антропологии ? войны ? географии ? юмора ? действия ? экономики ? закона ? информации ? истории ? литературы ? математики ? языка ? музыки ? обучения ? науки ? здравоохранения ? политики ? психологии ? религии ? сознания ? социальных наук ? техники ? физики ? Онтология ? Метафилософия
Школы
Аверроизм ? Аналитическая философия ? Аристотелизм ? Ашари ? Гегельянство ? Гедонизм ? Герменевтика ? Гуманизм ? Деизм ? Деконструкция ? Деонтология ? Диалектический материализм ? Досократики ? Дуализм ? Экзистенциализм ? Эмпиризм ? Эпикурейство ? Епифеноменализм ? Этика добродетели ? Идеализм ? Квиетизм ? Континентальная философия ? Концептуализм ? Либерализм ? Логический позитивизм ? Марксизм ? Материализм ? Монизм ? Мутазилиты ? Натурализм ? Неоплатонизм ? Нигилизм ? Новые философы ? Нью-эйдж ? Объективизм ? Пантеизм ? Партикуляризм ? Платонизм ? Позитивизм ? Постконструктивизм ? Постмодернизм ? Прагматизм ? Провиденциализм ? Рационализм ? Реализм ? Релятивизм ? Скептицизм ? Стоицизм ? Структурализм ? Схоластика ? Трансцендентная философия ? Утилитаризм ? Феноменология ? Физикализм ? Философия Авиценны ? Философия Канта ? Философия обыденного языка ? Франкфуртская школа ? Функционализм
Портал Философия ? Категория Философия
п ? в ? р Экономические школы
Древние
Средневековые
Схоластика ? Меркантилизм
XVIII - XIX вв.
XX ст.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам