Надо Знать

добавить знаний



Таджикский музыка



План:


Введение

Таджикский музыка, музыкальная культура таджиков, зародилась в глубокой древности.


1. Истоки

Древнейшие памятники музыкальной культуры Таджикистана - это гимны из литературного сборника "Авесты" (7-5 ​​ст. До н. Э.), Настенные росписи Пенджикента (7-8 вв.) И терракотовые фигурки музыкантов из Самарканда, а также изображения на серебряных тарелках и чашах, свидетельствующие о музыкальности народов древнего Согда, Бактрии, Уструшаны. Самые ранние из них относятся к 3-2 вв. до н. э. На каменном фризе с Айртама (близ Термеза, 1-2 ст. Н. Е.). Изображен инструмент. ансамбль. О муз. инструментах и ​​место музыки в жизни СР-век. общества дают представление миниатюры из старинных рукописей 14-16 вв. На одной из иллюстраций к "Шах-наме" воспроизведен эпизод игры придворного музыканта Барбада перед Хосрова и Ширин. На миниатюре из списка "Искандернаме" Ахмади (1522-23) показан ансамбль флейтиста и дойриста, сопровождающая танец девушки с кастаньетами.


2. Народная музыка

Народная таджикский музыка единогласное. Она развивалась как искусство устной традиции в двух руслах - народном и профессиональном. Ходят сольное вокальное исполнительство и исполнительство с аккомпанементом одного инструмента или инструментального ансамбля (главным образом унисоне звучания).

2.1. Интонационные и ритмические особенности

Для таджикской музыки характерны диатонических лады, звукоряды рых совпадают с звукорядом натуральных ладов. Порядок с увеличенной секундой между II и III ступенями особенно распространен на Памире и в Кулябской области. Опорным остовом мелодии I - IV - V степени, неопорни звуки подвергаются альтерации. Широко применяются различные мелизмы - форшлаги, глиссандо, а также прием нолб, заключающийся в воспевании одного звука другими, не имеют точной высоты. Мелодика народной песни охватывает диапазон от терции до октавы. Увеличение диапазона происходит за счет воспевание крайних звуков и сцепление тетра-, пента-и гексахордив.

Наибольшим диапазоном и развернутой мелодией обладают песни Северного Таджикистана, близкие по характеру и ладоинтонацийним строем к народной классической песенности. Распространение получили песни со структурой типа abcb. В песнях с развернутой мелодикой, относящихся к лирических жанров, схема принимает вид: abcbdb. Каждое построение имеет свое название: а - даромад (начало или завязка мелодии), b - бозгуй (повторение), с - миенаавдж (срединная кульминация), d - Авджа (собственно кульминация). При этом мелодии в построениях b, с и d - варианты напева в построении а; варьирования заключается в изменении регистра, строя, в увеличении или уменьшении диапазона.

Богатая и разнообразная метроритмика народной музыки, во многом определяет интонационную выразительность напева. Распространенный музыкальный размер - 6/8, используются также размеры 7/8, 2/4, 3/8. Характерны небольшие 2-частные циклы, в которых 1-я часть - песенная, 2-а (уфар) - песенно-танцевальная. Оба раздела объединяются интонационной общностью мелодии при метроритмическая различиях. Встречаются и песни, состоящие из 3 контрастных разделов: медленный импровизационный вступление, напевная основная часть и уфар, причем песенные разделы имеют размеры 2/4, 3/4, 3/8, 4/4, а уфар - 6/8, 7 / 8.


2.2. Жанровое и стилевое разнообразие

Народную музыку условно делят на три стиля - северный ( Согдийский вилоят), центральный ( Гиссар, Куляб, Гарм) и памирский ( Горно-Бадахшанская автономная область).

Народная музыка включает эпические, трудовые, обрядовые (календарные, свадебные, похоронные и др.), лирические песни, а также инструментальные пьесы.

Народный эпос представлен героическими песнями "Гуруглы". Они выполняются в специфической горловой манере сжатым звуком. Напевные печальные песни "Майда" состоит из отдельных, иногда тематически не связанных эпизодов и выполняется приемом "нола".

Среди календарно-обрядовых песен выделяются песни, сопровождающие обряд призывания весны. В частности сохранился напев бойчечак - декламационную состав, основанный на секундово поспивци, закинчуваний возгласом на слово "бойчечак". В северных районах Таджикистана еще недавно существовал обряд сайра шишки лола ("праздник тюльпанов"), во время которого мужчинами выполнялись хоровые унисоне песни антифонного состава (Накши). Отголоском древнего представления об умирающем и воскресает божество поля песни ман дог ("Я горюю") и "Аллохи дарвоз".

Другой тип обрядовых песен - семейно-обрядовые, выполнялись на свадьбу, по случаю рождения ребенка и обычно вплетались в сценарии обрядов (например песня "устои Ланги сартарош" - "Хромой мастер-парикмахер"). Значительное место занимают и погребальные песни - Садр, овозандози и другие.

Лирические песни является самым распространенным вокальным жанром. Распространенным лирическим жанром является байт. Его музыкальная структура связана с поэтическим - метроритм напева импульсивно-импровизационного состава, отсутствие развернутой мелодической линии "компенсируется" большим количеством мелизматического нюансов. Завершается каждый байт характерной концовкой с криками "ОЯ" или "Ой". Родственными к этому жанру есть песни рубоийот, фалаки (Кулябской обл., Памир). Заметное место занимают песни женщин (на Памире даргилак и булбулик), в том числе колыбельные (алла, на Памире - лалаик). Популярные лапаро (Бадеха) - песни-диалоги юношей и девушек с любовной, шутливой или сатирической тематике. В начале 20 века возникают песни Гариби (чужбине), связанные с уходом в города на заработки.


2.3. Народные инструменты

Среди народных инструментов:

  • плекторни - кашгарський рубаб, танбур;
  • смычковые - гиджак;
  • щипковые - дутор, думбрак;
  • духовые - самые, Карнаи, сурнай, кушнай;
  • ударные - таблак, нагора, дойра, кайрок (каменные кастаньеты), Занг (бубенчики)

На Памире - сетор, панчтор, бланзиком (струнные щипковые), даф (Ударный), тутык (духовой).

3. Профессиональное искусство

Таджикский профессиональная музыка устной традиции выросла на основе народного творчества в постоянном взаимодействии с городской культурой. В городах существовали различные Музыкантский цеха, в которых объединялись мавригихоны, макомисты, а также музыканты-женщины - созанды, чье синкретическое искусство объединяло мелодичное пение и танец.

Хотя традиционное искусство развивалось преимущественно как устная традиция, сохранились и рукописные источники, свидетельствующие о существовании на Востоке нотной письменности (адвор), в частности в 10-13 веках использовалась табулатура для записи инструментальной музыки.

Вершиной классического музыкального искусства таджикского и узбекского народов считается шашмаком - цикл из 6 маком, распространенный в 11-18 веках. Макомы включают вокальные а также инструментальные разделы. Макомы используют стихи таких поэтов как Рудаки, Хафиза, Хилолы, Джами, Зебуниссо, Мушфикы, Бедиля, а также узбекских поэтов - Навои, Фузули, Машраба, иногда используют и народные тексты. При выполнении маком обычно используются танбур и дойра, а иногда и ансамбли народных инструментов.

Сохранились сведения о музыкантов-исполнителей прошлого - Абдуллаббас Бахтийор (9-10 вв.), Флейтист Зилзилы Розы (10-11 вв.), Певица Ситты Заррин (11 в.), Инструменталисты Куль-Мухаммад Уди (15 в.), Хасане балабонами (15 в.), Ахмади Гиджаки (15 в.), Али Кучак танбур (15 в.), Хасан наи (15 в.), макомист Борух Калхоти Самарканде (19 в.) и другие. Сведения о музыке таджиков содержатся и в работах среднеазиатских философов, среди древнейших - "Большой трактат о музыке" ("китобои-ул-Мусик-ал-кабир") Аль-Фараби (9-10 вв.), "Трактат о музыке" Ибн Сины (10-11 вв.).


3.1. По российского господства

Новый этап в развитии музыкальной культуры Таджикистана начался с вхождением Таджикистана в Российской империи (1860-х ГОДЫ), а позже - СССР (1920-е годы). К музыкальной культуры Таджикистана проникают европейские многоголосные жанры, в частности музыкальная драма, опера, балет, жанры симфонической и камерной музыки. Среди авиторив первых опер и балетов на таджикские сюжеты - композиторы А. С. Ленский и С. А. Баласанян.

В 1920-е - 1930-е годы была создана сеть музыкальных учебных заведений, театров и концертных коллективов, по образцу оркестра русских народных инструментов создан оркестр таджикских народных инструментов. Широкое распространение как в песенных жанрах так и в жанрах академической музыки получила советская тематика.


4. Современность

По состоянию на 1980 в Таджикистане функционировали:

  • Театры:

Таджикский театр оперы и балета (Душанбе), Театр музыкальной комедии имени Камоли Худжанде, Областной театр музыкальной комедии им. А. Рудаки (Хорог, Горно-Бадахшанская АО), музыкально-драматические театры (Куляб, Канибадам), Узбекский музыкально-драматический театр (Hay)

  • Исполнительские коллективы и учреждения:

филармония, при ней - симфонический оркестр (1965), ансамбль рубабисток (1940), три ансамбля песни и танца; струнный квартет (1978), при Комитете радио и телевидения - оркестр народных инструментов, ансамбль шашмакомистов (1964), эстрадный ансамбль "Гульшан" (1966) и др.;

  • Научные и образовательные учреждения:

сектор истории искусств Института истории им. А. Дониш АН Таджикистана (1953); кабинет музыки при Доме народного творчества; Союз композиторов Таджикистана; Ин-т искусств им. М. Турсун-заде, музыкальное отделение педагогического училища, 2 муз. училища (Душанбе, Худжанд), 2 специальные музыкальные школы (Душанбе), 58 музыкальных школ, в том числе детская хоровая студия (1977, Душанбе), 4 вечерние.


Источники

Литература

  • Миронов Н., Музыка таджиков, Сталинабад, 1932;
  • Ленский A., Таджикская ССР, М., 1954 (в серии: Музыкальная культура союзных республик);
  • Беляев В., Музыкальная культура Таджикистана, в его кн.: Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 1, М., 1962;
  • Данскер О. Л., Музыкальная культура таджиков Каратегина и Дарваза, в сб.: Искусство Таджикский народа, вып. 3, Душанбе, 1965;
  • Кароматов Ф., Раджабов И., Шашмаком (вступ. ст.), В кн.: Шашмаком, (запись Ю. Раджаб), т. 1, Бузрук, Таш., 1966;
  • Вызго-Иванова И., О сравнительно-историческом изучении музыкального фольклора Средней Азии и Казахстана, в сб.: Музыка и музыканты братских народов Советского Союза, Л., 1972;
  • Ее же, Симфоническое творчество композиторов Средней Азии и Казахстана, Л. - М., 1974;
  • Таджикова С., Свадебные песни таджиков, в кн.: История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана, М., 1972;
  • Музыкальная жизнь Советского Таджикистана, вып. 1-2, Душ., 1974-75;
  • Кароматов P., Hурджанов Н., Музыкальное искусство Памир, М., 1978.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам