Талмуд

Талмуд (староевр. учение, наука) - это большой кодекс религиозно-юридических правил жизни евреев. Талмуд сформировался на протяжении многих веков - с IV в. до н.э. к IV в. н.э. Веками первоначальное содержание Талмуда передавался устно из поколения в поколение. Поэтому в отличие от Торы ("Закона", "писаного Закона") его называют "устным законом" или "комментированием закона". Письменное оформление накопленного материала началось еще в III в.н.э., а закончилось в V в., Когда появился "Иерусалимский талмуд". "Вавилонский талмуд" было завершено в VI в. н.э.

Первая страница "Иерусалимского талмуда"
Страница с "Виленского талмуда"

В основу Талмуда положено Пятикнижие, Закон Моисея, или Тора. Основной целью составителей Талмуда было сохранение Устной Закона, а также приспособление его к изменяющимся условиям реальной жизни. Правила, которые они разрабатывали, были, собственно, рецептами для практического выполнения "теоретических" заповедей, которые получил Моисей на горе Синай.

Первые законоположения Талмуда относятся к периоду, когда Иудея была включена в империю Александра Македонского (322 г. до н.э.) и эллинизм ворвался в замкнутый мир древних иудеев. На протяжении трех веков (с IV по II в. До н.э.) Иудея находилась под значительным влиянием греческой культуры. В III в. до н.э. книжники-хасидеи восстали против эллинского засилья и встали на защиту "веры отцов". Чтобы сохранить Закон Моисея в новых условиях хасидеи занялись записью толкований Торы, которые передавались из поколения в поколение в устной форме, в результате чего появилась сборка Мишна "Первое повторение Торы". Часть Талмуда, собственно, является распространенным толкованием Торы, сделанным на основе Мишна. Мишна цитируют за трактатами, главами и параграфами.

В 141 г. до н.э. в Иудеи установилась власть Маковеев, которые соединили и духовную, и светскую власть. Против них восстала древняя першосвященницька династия Саддокидив (славянский перевод - " саддукеи "), которые были сторонниками компромисса между Моисеевым законом и греческой философией. Гасмонея в борьбе против Саддокидив опирались на прушим (защитников Закона, славянский перевод - " фарисеи "), защитников веры праотцов и Закона (Торы), выступали против чужеземных греческой философии и обычно происходили из средних слоев населения.

Вавилонский Талмуд содержит 2711 листов.

Первое издание Талмуда на территории Российской империи был сделан братьями Шапиро в городе Славута. Большая работа по редакции Талмуда проделана до их знаменитого Виленского издания Талмуда (1880), она была осуществлена ​​коллективом раввинов литовских ешиве и издательством "Вдова и сыновья Ромм?. Это издание положено в основу почти всех последующих. Единственным текстом кириллицей в этом издании есть строка "Разрешено цензурой".


1. Язык Талмуда

Талмуд написан, главным образом, на различных наречиях арамейского языка, которая была разговорным того времени. Однако наблюдается четкое разграничение: части, которые описывают бытовые сцены, разговоры, разнообразные истории, написанные на арамейском, а части, которые передают ученые дискуссии мудрецов, галахические постановления - древнееврейском (Лашон акойдеш, святой языке). Также на Лашон акойдеш переданы цитаты из ТаНаХу. В Талмуде встречается у 2'500 слов и даже фраз с классической греческого языка и еще больше греческих слов из разных дальневосточных диалектов.


2. Разделы и трактаты Талмуда

Гемара содержит такие трактаты на разделы Мишны:

Раздел Мишны Трактаты Гемара
I. Зера Берахот
II. Моэд Шаббат, Ейрувин, Песах, Шекалим, Йома, Сукко, Бейца, Рош-Ашана, Таанит, Мегилла, Моэд-Катан, Хагига
III. Нашим Евамот, Кетубот, напрасно, Назир, Сота, Гиттин, Киддушин
IV. Незикин Баба Камма, Баба-Мекке, Баба-Батра, Сангедрин, Маккот, Шевуот, Авода-Зара, Орайот
V. Кадашах Зару Менахот, Хулин, Бехорот, Эрахин, Темура, Керитут, Меила, Тамид
VI. Таарот Нида


  • Зраим (ивр. זרעים , Сева) - с Вавилонского Талмуда сохранился лишь один трактат, соответствующий этому разделу Мишны, - трактат Брахот ("благословение"), который включает галахические дискуссии относительно молитвы Шма, Амида, а также многих благословений. Существует мнение, что в Вавилонии не был составлен Талмуд к этому разделу, поскольку его тематика (обсуждения законов о земледельческие работы и урожай злаковых культур в пределах Эрец-Исраэль) не была там актуальной. Также возможно, что Талмуд к трактатам раздела Зраим существовал, но был утрачен.
  • Моэд (ивр. מועד , Срок) - посвящен законам Шаббат и праздники. В нем выписаны законы, общие для всех праздников и специфические законы для некоторых из них.
  • Нашим (ивр. נשים , Женщины) - посвящен законам вступления в брак и его расторжения, родительским обязанностям, воспитанию детей и обучению их ремесел. Два трактата этого раздела - недаром и Назир - не имеют прямого отношения к этой тематике.
  • Незикин (ивр. נזיקין , Убытки) - посвящен обсуждению законов о нанесении материального ущерба, системе наказан и взысканий. Также приведены основные принципы Еврейского права. Трактат Авода Зара обсуждает проблеме идолопоклонства. Пиркей Авот - трактат, содержащий главным образом этическое учение еврейского народа. Много выражений из этого раздела сделались известными пословицами еврейского народа, например "Если не я себе - кто мне. Но если я только себе - что я. И если не сейчас - когда.".
  • Теорот (ивр. טהרות , Ритуально чистые) - целиком посвящен теме ритуальной чистоты иа нечистоты. В Вавилонском Талмуде есть только трактат Нида из этого раздела.

3. Переносное значение

Через свой ​​объем слово талмуд часто используется как общее - сборник догматических положений; толстая скучную книгу. [1]

Примечания

Источники