Надо Знать

добавить знаний



Тарковский Андрей Арсеньевич


Tarkovsky.jpg

План:


Введение

Андрей Арсеньевич Тарковский (* 4 апреля 1932 - ? 29 декабря 1986) - советский кинорежиссер. Сын поэта Арсения Тарковского.


1. Биография

1.1. Семья

Родился Андрей Арсеньевич 4 апреля в 1932 году в селе Завражье под городом Юрьевец Ивановской области, отец - известный советский поэт Арсений Тарковский, родившийся в Кировограде, Украина, исходил из древнего шляхетского польского рода. Мать - Мария Ивановна Вишнякова - тоже писала стихи и познакомилась с будущим мужем в Москве на Высших литературных курсах. Брак быстро распался, поскольку Арсений Тарковский ушел из семьи. Мать пошла работать в типографию, где работала всю свою жизнь. Андрей рос в тяжелой ситуации безотцовщины, умноженной на голод и бремя войны. Это в некоторой степени вызвало у него комплекс сиротства, который ощущается в автобиографическом фильме "Зеркало" (1974).


1.2. Поиски себя и обучение

Андрей долго искал себя, свое призвание. Мать отдала мальчика в художественную школу, затем в музыкальную, так планировала видеть Андрея музыкантом. Поиски себя привели Андрея в Институт восточных языков. Через год он бросил учебу, уехал в тайгу, геологом. Потом вдруг поступил в престижный режиссерский факультет московского ВГИКа, выдержав огромный конкурс в мастерскую Михаила Ромма. Его однокурсниками были В. Шукшин, А. Митта.

Во время учебы в институте он создал несколько короткометражных фильмов: "Убийцы" (1957, по одноименному оповидинням Э. Хемингуэя), "Сегодня отпуска не будет" (1958, по оригинальному сценарию).

В 1960 году Тарковский окончил ВГИК на отлично.


1.3. Первые киноработы

Его дебют ошеломил тогдашний киномир. Дипломная работа начинающего режиссера, короткометражка "Каток и скрипка", на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз. Затем он работал на киностудии "Мосфильм". Андрей Тарковский был автором и соавтором сценариев "Антарктида - далекая страна", "Один шанс из тысячи", "Гофманиана", "Берегись! Змей!", Он также снялся в фильмах "Мне 20 лет", "Сергей Лазо".


1.4. Этапный произведение - "Иваново детство".

Мировую известность принесла 29-летнему Андрею Тарковскому уже первая его полнометражная работа - "Иваново детство", поставленная по мотивам военного рассказа В. Богомолова "Иван". Пронзительно-трагическая история о подростке, который попал на фронт с ее контрастным сопоставлением теплого мира детства и трагических реалий войны, произвела настоящую сенсацию в мировом кино. Этот фильм был удостоен многих престижных кинематографических премий, в частности "Золотого льва" XXIII Венецианского фестиваля, золотой приз в Акапулько, золото в Сан-Франциско. Взялся снимать свой первый шедевр "Иваново детство" Тарковский на остатки сметы и за пять месяцев, изменив весь актерский состав, оператора и композитора, оставшиеся сэкономил дополнительно 24 тысячи рублей. 11 августа фильм был завершен. Сам великий метр радикальной культуры Жан-Поль Сартр дает дебютанту хорошую рецензию, а министр культуры Екатерина Фурцева поздравляет студию с победой.

Натурные съемки фильма сделаны в Украина.

Тарковский в кресле

1.5. Николай Гринько и Андрей Тарковский

Среди актеров, приглашенных к созданию фильма "Иваново детство" - Николай Гринько (1920-1989) из города Киев. Тарковский был особенность - если считал актера талантливым и близким к своим художественных позиций, приглашал к созданию и новых своих кинокартин. Подобную честь получил и Николай Гринько, которого мало и неохотно снимали на студии имени Довженко. Гринько сыграл также в фильмах Тарковского "Солярис", "Сталкер", "Андрей Рублев".


1.6. "Андрей Рублев"

Жизнь и произведения великого иконописца стали толчком для размышлений Тарковского о судьбе личности в России. Созданию фильма предшествовала долгая и кропотливая работа изучение документов и реалий далекого начала XV века. Тарковскому хватило смелости в пределах притеснений тогдашней цензуры обратиться к жизнеописанию церковного художника и утвердить на главную роль неизвестного провинциального актера - Анатолия Солоницына.

Документальных свидетельств о жизни Рублевая сохранено очень мало. Поэтому полного и логического воспроизведения биографии монаха-иконописца в фильме нет. Кинолента составлена ​​из нескольких эпизодов биографии художника с ярким воспроизведением тогдашних событий и возможных столкновений Рублева с различными слоями населения. Главный герой взрослеет и мужает в своем стремлении услужить народу и сохранить талантливых потомков, мало нужных и власти, и подавленным невеждам - ​​современникам.

Официальные учреждения восприняли фильм неодобрительно, забрасывая кинорежиссеру обвинение в клевете на русскую историю, которая, якобы, никак не могла быть жестокой и настоянной на изменах и преступлениях. Исторические документы, положенные Тарковским в воссоздание событий ленты, игнорировались (разграбление города Владимир, пытки эконом, сотрудничество русских князей в монголо-татарами и т.д.). Фильм Тарковского спасали слишком отдаленные события, непрестижный для власти иконописец и незнание собственной истории в СССР широкими слоями власти и населения, лишенного исторического знания.

В дальнейшем все картины Тарковского становились заметными событиями культурной жизни страны, оказывая влияние на духовное развитие общества. Картина "Страсти по Андрею" с Анатолием Солоницыным в главной роли, вышла в прокат в 1971 году с сокращениями под названием "Андрей Рублев". Позже признана среди 10 лучших фильмов в истории кино.


1.7. Новый этап творчества

Особое место в творчестве режиссера занимают ленты, поставленные им по книгам выдающихся современных фантастов - Станислава Лема и братьев Стругацких : "Солярис" и "Сталкер". Положив эти произведения в основу своих фильмов, Андрей Тарковский философски переосмыслил их, придав им новое звучание. А между этими фильмами он снял автобиографическую картину "Зеркало".

Тарковский осуществил две театральные постановки: в 1972 году - спектакль по пьесе Шекспира "Гамлет" в московском театре имени Ленинского Комсомола, и в 1983 году - пушкинский "Борис Годунов" в Лондоне на сцене "Ковент Гарден".


1.8. Кинолента "Ностальгия"

В 1982 году режиссер уехал в Италии, где поставил ленту "Ностальгия" с Олегом Янковским в главной роли русского поэта, умершего в Италии от тоски по родине. В переживаниях главного героя, оторванного от родных корней, практически "зеркально" отразилось его собственное состояние душевной горечи и отчаяния. Перед этим Тарковский создал документальный фильм "Время путешествий", который отражает впечатления режиссера от Италии.

В одном из интервью режиссер объяснял свой замысел так: "Я хотел рассказать о русской форму ностальгии - о том типичном для нашей нации состоянии души, которое охватывает нас, русских, когда мы находимся вдали родины. В этом я видел - если хотите - свой патриотический долг, так, как я его сам ощущаю и понимаю. Я хотел рассказать о похожем на долю связь россиян со своими национальными корнями, со своим прошлым и своей культурой, своей землей, друзьями и родными, о том глубинный н "Связь, от которого они не могут отказаться всю свою жизнь - куда бы ни забросила их судьба ...?


1.9. В Италии

С 1982 года он уехал за границу работать, а с 1984 года самовольно эмигрировал из СССР.

Стремясь душевного покоя и уюта в Италии, Тарковский купил маленький двухэтажный дом из трех комнат в маленьком городке Сан-Грегорио, расположенном в гористой местности в сорока километрах от Рима. Здание эта отделена от городка парком, стояла на краю глубокого оврага и была полностью оставлена: выбиты окна и двери, на полу следы от костра, в пустых комнатах шаркал ветер прошлогодней листвой ... Тарковский сам сделал чертежи для перестройки дома, обнаружив талант архитектора, потом начались большие трудности. Кроме денег, которых всегда было в обрез, требовалось разрешение архитектурного управления на перестройку. После долгих усилий разрешение было получено, но ... К тому времени Тарковский уже начал съемки "Жертвоприношение". Когда фильм был снят, у режиссера нашли неизлечимую болезнь ( рак легких).

Финансовое состояние семьи Тарковских в Италии был далеко не блестящим. Кинокритик Эмма Нери вспоминает, как однажды была в гостях у Тарковских вместе с Софи Лорен и продюсером Карло Понти. В Тарковских протекала крыша и по всей квартире были расставлены кастрюли и банки - под струйки воды, гости сидеть на коврах из-за отсутствия мебели в только полученной квартире. Позже актриса и продюсер рассказывали всем, что Андрей вел богемный образ жизни, что он хиппи. Другой раз, когда Тарковского посетил Марчелло Мастрояни, в квартире не было мебели - гости сидели прямо на полу, на подушках. "После этого Мастрояни говорил всем в Италии о моей эксцентричности", - с юмором вспоминал Андрей об этом случае.

Тарковский был философ, человек космического масштаба. "Я раб, а не пуп Земли", - утверждал Тарковский. И если свободный человек говорит о себе: "Я раб,-значит он себя обязал служению. Служить другому человеку, служить Добру служить Человечеству - без этого невозможно быть человеком. Тарковский писал:" У меня страсть - рассматривать героев в момент их кризиса , душевного перелома. Но в итоге видеть человека - победителя или хотя несломленные! Несмотря на кризис ". Тарковский болезненно страдал, видя человеческое несовершенство и вместе с тем не соглашался признать человека побежденной, бессильной. Он верил в человека как истинно русский художник, верил в возрождение и умел собирать для него человеческие силы.


1.10. "Жертвоприношение"

Тема личной жертвы наибольшее развитие получила в фильме "Жертвоприношение", но это был его последний фильм. - Все началось в Берлине, куда нас пригласила немецкая академия, - говорит о болезни Андрея Лариса Тарковская. - Он стал сильно кашлять; в детстве у него был туберкулез, он все время кашлял и потому не обращал на это внимания. Но когда в сентябре 1985-го он приехал во Флоренцию работать над монтажом "Жертвоприношения", у него постоянно держалась небольшая температура, и это его уже беспокоило. Такое ощущение, как при затяжной простуде ... Вот в этот момент он и заболел. Но мы еще не догадывались ...

Когда пришло известие о страшном диагнозе, Тарковские находились в сложном финансовом положении. Деньги за "Жертвоприношение", еще не были получены; медицинской страховки не было, а курс лечения требовал значительных средств - 40 тысяч франков. Только одно обследование стоило 16 тысяч. Деньги на это дала актриса, русская по отцу, Марина Влади. В дальнейшем муж Марины Влади профессор Леон Шварценберг стал врачом Андрея.


1.11. Книга "Запечатленное время"

Андрей работал до последнего дня, сохраняя абсолютно ясный ум. Заключительный раздел книги "Запечатленное время" он закончил за девять дней до смерти! Последние дни он принимал для обезболивания морфий ("Я плыву", - говорил он), но сознание не омрачалась; какая-то внутренняя энергия помогала ему всегда быть собранным. И до последнего часа он был в полном сознании ...

1.12. Смерть

Умер 29 декабря 1986 года, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. На его могиле надпись: "Человеку, который увидел Ангела", - и памятник в виде семи ступеней, идущих вверх ( скульптор Эрнст Неизвестный).

1.13. Мистические события

Однажды еще в московской компании Тарковский участвовал в такой игре: участникам раздали небольшие листочки, расчерченные на четыре части. Отвечая на вопрос, кто такой гений, участник должен зачеркнуть определенную часть на листочке. Тарковский перевернул свой листок на чистую сторону и наметил крест.

На спиритическом сеансе Тарковский обращался к духу Пастернака с вопросом, сколько фильмов он снимет. Ответ был: "Семь". Семь фильмов он и снял.


2. Фильмы Тарковского


3. Печатные произведения

  • "О кинообразе", 1979, (рус)
  • "Запечатлённое время", 1986 (рус)

4. Разное

Могила А. Тарковского в Сент Женевьев дю Буа
  • О больном Тарковского женщина-режиссер Донателла баллов сняла документальную киноленту.
  • Местом захоронения кинорежиссера стал давний кладбище Сент Женевьев дю Буа. Небольшой городок вблизи Парижа известно лишь великим православным русским кладбищем. Именно здесь похоронены сотни эмигрантов России первой и второй волн эмиграции из страны в 20 веке (среди них писатели Бунин, Мережковский, художники Константин Коровин, Мстислав Добужинский, Константин Сомов, балетмейстер Серж Лифарь, русские княжеские семьи Юсуповых (также и Феликс Юсупов), Гагариных, Голицыных, Оболенских, Зубовых, Татищева, Вырубова т.д..
  • В провинциальном городе Юрьивець оборудован музей в доме, где провел детство Андрей Тарковский.
  • В малом городе Таруса, которое иногда называют русским Барбизон за чрезвычайное количество талантливых художников, наведывались сюда, Тарковский построил дом, чтобы жить здесь коммуной с близкими ему людьми. Коммуны не получилось и сам Тарковский жил здесь нечасто. Но он даже высказал пожелание быть похороненным в Тарусе после смерти.
  • В 1989 году, в период значительного ослабления цензуры в СССР, основан Фонд Андрея Тарковского.
  • С 1993 года Московский международный кинофестиваль учредил Премию имени А. Тарковского.
  • Существует музей кинорежиссера А. Тарковского в городе Флоренция.
  • Малой планете № 3345, открытая астроном Людмила Карачкина, присвоено имя Андрея Тарковского.
  • С 2007 года существует Международный кинофестиваль "Зеркало" имени Андрея Тарковского в российском городе Иваново.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам