Надо Знать

добавить знаний



Творчество



План:


Введение

Творчество - деятельность человека, направленная на создание качественно новых, неизвестных ранее духовных или материальных ценностей (новые произведения искусства, научные открытия, инженерно - технологические, управленческие и другие инновации и т.д.). Необходимыми компонентами творчества есть фантазия, воображение, психическое содержание которой содержится в создании образа конечного продукта (результата творчества).

Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический "механизм" протекания акта творчества как субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, по-разному относилось в разные исторические эпохи.


1. Философские концепции

Одним из первых выделяет понятие творчества древнегреческий философ Платон и это творчество имеет универсальный характер. Так, в диалоге "Пир" встречается такое определение творчества:

Всякий переход из небытия в бытие - это творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей - их создателями [1]

Фундаментальные перемены пришли с началом христианской эпохи, концепции создания ( лат. creatio ) Богом мира из ничего. "Creatio" имело иное значение чем "facere" ("делать"), это создание рассматривалось как волевой акт и уже не использовалось по отношению к человеческой деятельности.

В эпоху Ренессанса наоборот, пропитана верой в безграничные творческие возможности человека. Постепенно "творчество" все больше осознается прежде всего как художественное творчество, возникает интерес к личности художника и самого акта творчества, все отчетливее выступает и тенденция рассматривать историю как продукт человеческого творчества. Польский поэт Мачей Казимеж Сарбевський начал использовать это слово по поэзии. Однако длительное время такое понимание творчества подвергалась критике через толкование термина как акта творения из ничего.

В эпоху Просвещения творчество связывается со способностью человека к представлению и рассматривалась. Английские емпиристы (Ф.Бэкон, Гоббс, Дж. Локк, Д.Юм) трактовали творчество как комбинацию уже существующих элементов, творчество таким образом была близка изобретательству. Завершена концепция творчества в 18 века создается Канту, специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения, выступает как связующее звено между разумом и чувственным опытом. Учение Канта было продолжено Ш., который рассматривал творческую способность в единстве сознательной и бессознательной деятельности человека. Взгляд на художника как на гения, что творят по наитию достиг своей кульминации в эпоху Романтизма, творчество художника и философа считалась высшей формой человеческой жизнедеятельности, где человек сталкивается с "абсолютом".

В идеалистической философии конца 19 - 20 веков творчество рассматривается преимущественно в противоположности механически-технической деятельности. При этом, если философия жизни противопоставляет техническому рационализму творческое природное начало, то экзистенциализм подчеркивает духовно-личностную природу Творчество В философии жизни наиболее развернутая концепция творчества дана А. Бергсоном ("Творческая эволюция", 1907): творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни. Вся действительность рассматривается философом как "непрерывный рост и бесконечная творчество". [2] Наиболее адекватной формой существования считают творчество и экзистенциалисты. Н. Бердяев ("содержание творчества", 1916) рассматривает творчество как "дело богоподобной свободы человека, раскрытие в нем образа Творца" [3].

Философия прагматизма и позитивизму наоборот, рассматривает творчество как изобретательство, цель которого - решать задачу, поставленную определенной ситуацией. Марксистская философия определяет творчество как "деятельность человека, преобразует природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности" [4]. По мнению В. И. Ленина для творчества "необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии" [5]


2. Природа творчества

Природа творчества [6] может быть раскрыта через определенные показатели, а именно [7] :

  1. Существа, у которых развит поисковый механизм, являющийся краеугольным для процесса творчества, характеризуются минимальным агрессивностью относительно своего окружения и чувствительные к призывам помощи других существ [8]
  2. Творчество является основой развития эмпатических способностей, способности понимать точку зрения другого человека, формирования непрагматический ценностно-мировоззренческой ориентации личности.
  3. Творчество предполагает выход за пределы ролевых установок личности, умение дистанцироваться от ситуации, готовит условия для достижения одной из главных целей развития человека - статуса личности, поскольку творчество является выходом в сферу многозначного, многомерного, парадоксального, бисоциативного понимание реальности и ее освоения; творчество предусматривает актуализацию надситуа-ности, как способности субъекта выходить за пределы однозначных конструкций "внешней целесообразности".
  4. Творчество и альтруизм положительно взаемокорелюють и тесно связаны, что свидетельствует об открытости личности миру.
  5. Творчество является одной из целей развития личности и может быть связана с такими категориями, как самоактуализация, самовдоско-шенствование, самоосуществления, самовыражения.
  6. Творчество является целостным образованием, она не ограничивается такими аспектами функционирования психики человека, как образное, логическое, поведенческий и др.., А проявляется на всех уровнях психической активности человека.
  7. Творчества присущи синергетические черты, поэтому творческая человек проявляет феномен творческой многомерности, когда отдельный талант человека состоит из суммы его талантов.
  8. Так называемые творческие люди характеризуются предельно бифукарцийнимы, парадоксально-двойственными, ембивалентнимы, взаимоисключающими особенностями, например, они проявляют себя как одновременно экстраверты и интроверты, они скромные и гордые одновременно, они проявляют одновременно бунтарский дух и консерватизм. В целом можно сказать, что творческие люди более психопатологические, психотические.

3. Психологические исследования

В психологии Творчество изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.

Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки (описание "вдохновение", "мук творчества" и т.п.). Некоторые крупные естествоиспытатели (Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, У. Кеннон и др.). Выделили несколько стадий в процессе от зарождения замысла до момента (который нельзя предвидеть), когда в сознании возникает новая идея.

Английский ученый Г. Уоллес (1924) [9] расчленил творческий процесс на 4 фазы: подготовку, созревание (идеи), озарение ( инсайт) и проверку. Подобные стадии выделял и Анри Пуанкаре, описывая процесс осуществления им нескольких математических открытий [10]. По мнению ученого творческий процесс начинался с постановка задачи, далее проходил процесс бессознательной работы, внезапного нахождения ключа для решения и, наконец, заключительная обработка результатов.

Поскольку главные звенья процесса (созревание и озарение) не поддаются сознательному-волевому контролю, это послужило доводом в пользу концепций, отводили решающую роль в Творчество подсознательном и иррациональном факторам. Однако экспериментальная психология показала, что бессознательное и сознательном, интуитивном и умственное в процессе.

Совокупность психических свойств, характерных для творческой личности, стала объектом конкретно-научного изучения с изобретением тестов и методик их обработки и анализа. Это направление восходит к Ф. Гальтону. Положение Гальтона о наследственный характер творческих способностей была подвергнута критике в психологической науке (работы швейцарского ученого А. Декандоля и др.)., Как и сближение гениальности с психическим расстройством у Ч. Ломброзо и др.. Интерес к исследованию психологических аспектов Творчество (особенно научного) углубился в середине 20 в. под влиянием научно-технической революции. В статистических обследованиях ученых изучается соотношение между образованием и производительностью работы, возрасту и динамикой творчества, разрабатывались методики стимуляции группового творчества.


3.1. Творчество и интеллект

В психологической литературе существует дискуссия относительно того, является творчество и интеллект звеньями одного психического процесса, это разные процессы. Попытки установить взаимосвязь между интеллектом и творчеством начались в 1950-х годах в работах Джо Гилфорда, который пришел к выводу что эта взаимосвязь достаточно низкий, чтобы рассматривать эти процессы как отдельные.

Другие считают, что творчество является результатом тех же когнитивных процессов, и интеллект, и расценивается творчеством только по результатам, то есть когда этот результат воспроизводит что-то новое, Перкинс назвал это взгляд предположению "ничего специального". [11]

Популярной моделью стала "пороговая теория", предложенная П. Торренсом, который считает, что высокая степень интеллекта выглядит необходимым, но недостаточным условием для высоких творческих способностей [12]. В общем случае это означает, положительная взаимосвязь между творческими способностями и интеллектом, но эта взаимосвязь не проявляться, если будут оцениваемые только люди с высоким интеллектом. Исследование пороговой теории, однако, получили разнородные оценки от неутомимой одобрения до категорического отрицания. [13]


3.2. Творчество и эмоции

Ряд исследователей, в частности Ганс Айзенк и Фредкинсон считают, что положительные эмоции активируют как ассоциативное мышление, а также розфокусовуючы внимание, увеличивают поле для отбора фактов, касающихся обрабатываемых проблемы.

С другой стороны, ряд исследователей считают, что и негативные эмоции могут повысить креативность. Например Арнольд Людвиг, изучая деятельность 1005 личностей 20 века нашел небольшой но значимую связь между депрессиями и творческой достижениями.


4. Типы и состав творчества

Соответствии с различными подходами к определению границ творчества определяют определенные типы творчества, для наглядности обозначены как творчество "Артиста" (искусство), творчество "Мудреца" (наука и инженерия) и творчество "Шута" (юмор).

Творчество состоит из 2-х этапов:

  1. процесса мышления
  2. процесса воплощения замысла

См.. также

5. Сноски

  1. Платон. Избранные диалоги. М.: Художественная литература, 1965. С. 161; 205с.
  2. Анри Бергсон. Творческая эволюция. Глава III.
  3. http://www.vehi.net/berdyaev/tvorch/03.html Бердяев. Смысл творчества. Гл. III. Творчество и Искупление.
  4. {{Подст: Tl | БСЭ}}, статья "Творчество"
  5. (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., Т. 2, с. 351)
  6. Машталир А. М. Проблемные вопросы формирования творческой личности
  7. Альтштуллер Г. С., Вертны Н. М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994. - 479 с.
    Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1997. - 392 с.
    Аркадина Л. И. Индикатор таланта. - М.: Молодая гвардия, 1968. - 208 с.
  8. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
  9. Wallas G. The Art of Thought. NY, 1926; См.. также: Солсо Р. Когнитивная психология. 1996.
  10. Пуанкаре А. Математическое творчество / / Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Приложение III.
  11. (O'Hara & Sternberg, 1999)
  12. (Guilford, 1967)
  13. (Plucker & Renzulli, 1999)

Литература

  • Грузенберг С. О., Гений и творчество, Л., 1924;
  • Кедров Б. М., День одного великого открытия, М., 1958;
  • Научное творчество, М., 1969;
  • Проблемы научного творчества в современной психологии, М., 1971;
  • Художественное и научное творчество, Л., .1972;
  • Wertheirner М., Productive thinking, NY, 1959;
  • Creativity and its cultivation, NY, 1959;
  • Scientific creativity, NY-L., 1963;
  • Maslow AH, Psychology of science, NY-L., 1966.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам