Надо Знать

добавить знаний



Театр



План:


Введение

Символы театра

Театр (от греч. θέατρον - Место зрелища) - вид сценического искусства, отражающий жизнь в сценическом действии, которую выполняют актеры перед зрителями, а также учреждение, осуществляющее сценические представления определенным коллективом артистов и помещения, дом, в котором проходят спектакли. Театр как искусство называют также театральным искусством, а науку, которая изучает теорию и практику театрального искусства изучает театроведение.

Законодательство Украины определяет театр как

"Учреждение культуры (предприятие, учреждение или организация) или коллектив, деятельность которого направлена ​​на создание, публичное исполнение и публичный показ произведений театрального искусства" [1].

а театральное искусство, как

"Вид искусства, особенностью которого является художественное отображение жизни с помощью сценического действия актеров перед зрителями" [1].

1. Специфика театрального искусства

Театральное искусство является синтетическим по своей природе. Его произведения включают в себя практически все другие искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, хореографию и др.., а также используют многочисленные достижения самых различных наук и областей техники. Так, например, научные разработки психологии легли в основу актерской и режиссерской творчества, так же, как и исследования в области семиотики, истории, социологии, физиологии.

Eltham Little Theatre.jpg

Основой театрального представления является Драма (жанр), который определяет художественные возможности и идейное направление театра. При этом литературное произведение театр переводит в область сценического действия и специфической театральной образности - характеры, конфликты драмы воплощаются в живых лицах, поступках. Важнейший художественный прием, который театр берет от драмы - слово, подчиняется законам драматического действия. В одних случаях речь может выступать как средство бытовой характеристики персонажа, в других - раскрывать через словесную ткань роли сложные конфликты сознания и психологии героя. Речь на сцене может иметь форму большого высказывания (монолог), протекать как разговор с партнером (диалог), адресоваться зрителю или звучать как размышление героя, его "внутренний монолог" и т. д. (см. также драматургия)

See how they run.jpg

Театр - искусство коллективное. Спектакль - произведение, обладающее художественным единством, гармонией всех элементов. Он создается под руководством режиссера и согласно режиссерскому замыслу совместными усилиями актеров, художника-сценографа, композитора, хореографа и многих других работников театра (осветителей, костюмеров, гримеров и т. д.). В основе спектакля лежит режиссерская интерпретация пьесы, ее жанровое, стилистическое решение. Действие организовано во времени (темп, ритм, нарастания и спады эмоционального напряжения) и в пространстве (разработка сценической площадки, принцип ее использования, мизансцены, декорации, движение и др.).. Зрительный образ спектакля создается художником-декоратором средствами живописи, театральной конструкции, костюмов, освещения, театральной техники. Декорация может нести как изобразительные, так и выразительные функции, воссоздавать обстановку действия или метафорически раскрывать в зрительном образе замысел режиссера, быть реальной или условной зависимости от художественных задач постановки, направления, стиля (см. Театрально-сценическое искусство).

Главным носителем театрального действия является актер, в творчестве которого воплощена суть театра: способность захватывать зрителей художественным зрелищем непосредственно, протекающей у них на глазах жизни, творческим процессом ее воплощения. Актерский образ создается на основе пьесы и ее толкования режиссером - постановщиком спектакля. Однако актер остается самостоятельным художником, способным лишь ему одному доступными средствами воссоздать на сцене живой человеческий образ, передать сложность и богатство человеческой психологии. (См. актерское искусство).

Comic History of Rome p 212 Light Comedy Man of the Period.jpg

Характерной особенностью театрального искусства является его неповторимость во времени: каждый спектакль существует только в момент воспроизведения. Если исполнительское искусство с развитием техники аудиозаписи получило возможность фиксации и дальнейшего многократного воспроизведения, идентичного первоначальному, то адекватный видеозапись театрального спектакля в принципе невозможен: действие нередко разворачивается одномоментно в разных частях сцены, дает объем действия, что происходит и формирует гамму тонов и полутонов сценической атмосферы. При крупных планах съемки нюансы общего сценической жизни остаются за кадром, общие же планы слишком мелкие и не могут передать всех деталей.


2. Структура театра (сооружения)

2.1. Сцена

Самые виды театральных сцен встречаются в античном древнегреческом театре и они сочетали в себе оба типа сцены: круглую (ею была орхестра) и квадратную, что стала модификацией орхестры, есть ее окончания - прямоугольная площадка перед проскением (так называлась стена с тремя дверями, которая перекрывала пространство скины). Сначала она была немного приподнятой над уровнем орхестры, имела небольшую глубину и служила для появления из дверей персонажей. Потом она расширилась до 5 метров глубины, а в эпоху эллинизма (3 - 1 века до нашей эры) поднялась на один уровень и возвышалась над орхестрой на 2,5 - 3 метра, являясь первым ярусом скины. В древнеримском театре площадка для игры уже полностью заменил орхестру (на которой теперь находились кресла для знатных зрителей), и она была поднята на 1,5 метра, имела глубину 6 метров и называлась словом "Сцена".

В эпоху Ренессанса сцена окончательно приобрела прямоугольной формы. Елизаветинская модель театра (в котором играли пьесы Шекспира) отдаленно напоминала древнегреческую, только существенно трансформированную: открытый прямоугольный сценическую площадку занимал половину орхестры (на второй половине стояла часть зрителей, другая же их часть располагалась на ярусах галерей, окружавших актеров с трех сторон) и еще использовались верхняя сцена в глубине (своего рода аналог античной скины) и была еще скрыта от публики нижняя сцена. Такая трьохступинчаста конструкция была отражением вертикальной модели мироздания (основная, площадка - "Земля", верхняя - "Небо", нижняя - "Ад"), которая несла в себе тогдашнее ренессансное понимание и воплощала шекспировский образ: "весь мир - театр".

Итальянский театр барокко, еще более видоизменил сцену, сделав ее динамической, она уже была предназначена для изображения картин конкретных мест действия - с помощью декораций и в обрамлении "рамы" театрального портике. Ради выполнения этой художественного замысла она оснащалась разнообразным техническим оборудованием и постоянно модернизировалась.


2.2. Зрительный зал

Все театры предоставляют пространство для их зала. Зрительный зал, как правило, отделено от исполнителей аркой авансцены. Зрительный зал может включать все из перечисленных или некоторые из следующих частей зала:

Лавки или арена - это нижний ярус равнинной плоскости зала или площадки, как правило, расположен ниже, или на том же уровне, как сама сцена. Балкон или галереи - один ряд (или более) сидений подняты на платформы с задней части зала. В крупных театрах, несколько уровней балконов заключены вертикально над или под кабинками. Первый уровень галерей, как правило, называют бельэтаж или Грандколо. Следующий уровень по французской версии - лоджия. Второй ярус, встроенный, под основными балконами получил название мезонин. Основные платформа, или верхний ярус иногда называют галерка, характерна в крупных оперных театрах, где она находится слишком высоко и далеко от сцены. Кабинки или ложи: обычно помещаются непосредственно перед галереями - по бокам зала и немного выше уровня сцены. Они часто представляют отдельные комнаты с открытой площадью обзора, которая рассчитана, как правило, на сиденье пять или менее человек. Эти места, как правило, считаются самыми престижными в театре и предоставляются для высокопоставленных лиц.

Кроме того, многие театры имеют зоны, специально предназначенные для удобства зрителей. К ним относятся фойе, кассы, туалеты и другие места, где зрители могут подготовиться или расслабиться перед, между и после выступлениями артистов.


3. Эволюция театра (сооружения)

Древнейшие ритуально-обрядовые, а затем фольклорные действа были предтечами театра, они всегда проводились в соответствующих местах, выбранных общиной - поляны, холмы, горы, дороги, улицы, крестьянские дворы, сами здания и их внутренние помещения выступали одновременно и местом лицедейства, и зрительным залом. И вот, настоящим прообразом настоящего классического театра стали амфитеатры Элины.

3.1. Театры Древней Греции

Греческие здания театра назывались театрон ("видя место"). Театры были большие, располагались на открытом воздухе, то есть построены на склонах холмов. Они состояли из трех основных элементов: орхестра, скена и театрон.

Центральным местом в театре была "Орхестра", или "танцевальную площадку", - большие круглые или прямоугольные площадки внизу самого сооружения. Орхестра использовалась для хорового исполнения, религиозных обрядов, и возможных действ. Кроме того, зчаста, в середине орхестры был расположен алтарь (в Афинах - алтарь Диониса).

По орхестрой было большое прямоугольное помещение, названное "Скена" (что означало "палатка" или "домик"). Ее использовали актеры, чтобы менять свои костюмы и маски. Как правило, было два или три двери в скины, которые выходили на орхестру, из которых участники действа могли входить и выходить. Сначала скены были палатками или временными сооружениями, выставленными на религиозный праздник, и их снимали, когда праздник заканчивалось. Позже, скена стала постоянной строением из камня и тогда эти сооружения, иногда с росписью, служили фоном для представлений и праздничных торжеств (нынешние декорации). В передней части скены была размещена приподнятый небольшой участок проскением, которую называли логейон, которая впоследствии стала родоначальником современной авансцены. Вполне возможно, что в некоторых представлениях, актеры (в отличие от хора) действовали исключительно на проскения.

Сразу же по кругу (в меньшем числе случаев, прямоугольником) орхестры размещался "Театрон". Зрители сидели на ступенчатых лавках, построенных на склоне холма. Греческий театр всегда строили только на холмах, которые были правильной формы, или их выравнивали до необходимой формы. Типичные театры были величественными, способными разместить от 7 000 до 15 000 зрителей.


3.2. Театры Древнего Рима

Эти театры не принесли существенных изменений относительно древнегреческих театров, но их определяющим явлением стало, именно, популяризация театра, как искусства и культурного события по большинству тогдашнего мира. Характеристики римских театров схожие с ранее греческими театрами, поскольку значительную часть архитектурного воздействия римляне переняли от греков. Однако, римские театры имели таки одну, определяющую, различие, так как строились гранитными или бетонными сооружениями на отдельных участках, в отличие от земляных или известняковых пагорбових эллинским сооружений. Кроме того, они были полностью закрытыми зданиями со всех сторон и имели, в основном, овальную форму.


3.3. Времена аутодафе

3.4. Елизаветинская эпоха

Это время новой структурной реформы театра. Спустя время Религиозного фанатизма и гонения лицедеев, началось небольшое послабление в общинах стран. Теперь ключевым местом собраний людей, кроме церкви, вновь выступили театры, правда, они уже не имели силы и влияния собирать большие массы зрителей, поэтому стали использоваться здания сановных и влиятельных горожан, которые впоследствии дарили свои дома этим театрам, или оставляли себе опеку над театральными труппами (зчаста сами королевские семьи выступали в лице таких меценатов, даря своим общинам такие здания).

В елизаветинской эпохи в Англии, театры были построены из деревянных материалов, или были глинобитные и крытые соломой (так довольно часто там занимались пожара). Они состояли из нескольких этажей крытых галерей. Поскольку владельцы и режиссеры тогдашних театров черпали свое вдохновение из произведений эллинской культуры, то они почерпнули основные элементы строения эллинским театров для своих построек, только усовершенствовав их уже на свой манер. Теперь открыт прямоугольный сценическую площадку занимал половину орхестры (на второй половине стояла часть зрителей, другая же их часть располагалась на ярусах галерей, окружавших актеров с трех сторон). Кроме того была существеннее перестроена скина (которую уже тогда называли сценой), поскольку для лицедейства уже использовалась также верхняя сцена в глубине и была еще скрыта от публики нижняя сцена, где и переодевались и готовились актеры до выступления перед зрителями. Большинство зрителей стояла во дворе, богаче публика находилась на галереях.


4. Историко-географический очерк

Возникновение театра на всех континентах происходило одинаково - в связи с первоначальными ритуальными действами. Далее в своем развитии театры разных стран шли по разным путям.

4.1. Театры Востока

Китайский театр

Для традиционного театра Востока преемственность обрядово-ритуальных действ свойственна в наибольшей степени. До сегодняшнего там бережно сохраняются многочисленные формы архаичных традиционных театров - драматического, кукольного, музыкального, как живое художественное течение, имеющее своих многочисленных поклонников.

При всем разнообразии форм и видов театра Востока все они имеют некоторые общие черты. В первую очередь это высокая степень семантической насыщенности всех его элементов, а следовательно - условности изобразительных средств. В определенном смысле этот театр всегда был адресован искушенному, "посвященном" зрителю, способному считывать сложный символический код пластики, жестикуляции, мимики. В этом сохраняются традиции ритуальных действ - диалога с богами. Такому пути развития театра и сохранения его традиционных форм способствовал традиционно высокий общественный статус: занятия театром на Востоке всегда были уважаемым и серьезным делом. Сакральность театрального действия помогала сохранять его близость к религиозным ритуалам. Во многом эти особенности театра Востока определялись его развитием под эгидой и в рамках буддизма (театр юго-восточных цивилизаций - и под влиянием индуизма).

Указанное одинаково справедливо для традиционного театра Индии (как его народной, так и придворно-аристократической линий) театра Японии (особенно Но, Кабуки, театра кукол дзерури) театра Китай (в котором сильные музыкальная, вокальная и танцевальная линии) тибетского театра Цам; балийского мимико-пластического театра; вьетнамского театра Туонг. К театров этого типа примыкают все формы индонезийского культового театра Ваянг: ваянг-кулит (театр теней), ваянг-Голек (театр объемных кукол), ваянг-топенг (театр масок), ваянг-оранг (театр живого актера).


4.2. Театры Африки

По сходному пути шло развитие традиционного театрального искусства в Африке. Сохранившиеся в незыблемости старинные религиозные верования и древние анимистические культы обусловили и сохранение традиционных ритуальных представлений, насыщенных танцами, пластическими действами, песнями, барабанными ритмами маримбы и тамтамов. Эти традиционные представления проходят на открытом воздухе, и посвященные различных знаковых событий - сбора урожая, окончанию полевых работ, удачном охоте, примирению племен, рождению ребенка и т.д. В африканских народностей, исповедующих мусульманство широко развит театр марионеток, что наряду с уличными представлениями импровизаторов-масхарабозив, искусством пантомимы и представлениями масок, является традиционным для многих мусульманских стран.


4.3. Театры Европы

Древний театр на острове Делос

Огромное влияние на развитие европейского театрального искусства имел древнегреческий театр, который появился в древнегреческих городах-государствах уже в 5 в. до н. е. Театральные представления Древней Греции были всенародным праздником, на гигантских амфитеатрах, под открытым небом собирались десятки тысяч зрителей. Помимо профессиональных актеров, представление разыгрывалось самими гражданами - участниками хора. В трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида создавались образы легендарных героев и богов, утверждались нормы морали, отстаивались те или иные социально-политические идеалы. В комедиях Аристофана остро высмеивались пороки, отражалась социальная и политическая борьба в античном обществе. Комические сценки из жизни низших слоев города и деревни изображал мим, который, возникнув в 5 в. до н. е. как народный театр импровизации, позднее распространился в странах Ближнего Востока и Риме, создал свою литературную драматургию.

Theatre Aspendos.jpg

В древнеримском театре (драматурги Плавт, Теренций, Сенека и др.). развилась постановочная сторона спектаклей, театральная техника, изменился тип сцены, возникли новые виды представлений, в том числе музыкально-танцевальное зрелище на мифологические сюжеты - пантомим, что, достигнув расцвета в эпоху империи , оставался вплоть до 5 ст. преимущественным театральным жанром. В то же время статус театрального искусства постепенно снижался. Основной акцент в них переносился на зрелищность. Театральные представления заменялись гладиаторскими боями, которые проходили в Колизее и других театральных зданиях. Здесь же устраивались и более кровавые зрелища - массовая охота, единоборства со зверем, публичное растерзание дикими зверями безоружных людей (главным образом, осужденных преступников). Активно развивались цирковые игры - состязания колесниц, кулачные бои и др.. Театр теряет свой сакральный характер, и актеры представляют низшие слои общества.

В Средневековой Европе борьба христианства с пережитками язычества и его ритуалов коснулась и театрального искусства. Светские театры были закрыты, актеры подвергались жестоким преследованиям, отлучались от церкви и подпадали под санкции инквизиции. Несмотря на давление церкви, театральное искусство развивалось в творчестве бродячих актеров - западноевропейских гистрионив, жонглеров, и Русских шутов и скоморохов. Характерным для ранних форм театра был принцип обобщенного показа человека, искалось не индивидуально-различное, а общее, что вело к появлению постоянных типов-масок. Особый интерес представляли ваганты - певцы-сказители из среды недоучившись семинаристов и разжалованных священников. В творчестве бродячих актеров, и особенно вагантов, развивалась преимущественно сатирическая линия, оппозиционная официальной идеологии.

Культура Ренессанс в возродила традиции античного театра, соединив их с национальными традициями. Театральное искусство приобретает признаки профессионального - возникают постоянные актерские товарищества (например Шекспировский "глобус") и частные антрепризы. В Италии в XVI веке рождается комедия дель арте с постоянными ролями-масками, наследующий традиции римской эпохи, параллельно развивается жанр трагедии (Триссино, Грот), первые создатели которой ориентировались на трагедии Софокла и Еврипида. Выдающихся высот искусство театра достигло в Англии ( Уильям Шекспир) и Испании ( Лопе де Вега, Мигель де Сервантес). На рубеже 16-17 веков как отдельный вид театра выделяется опера.

С распространением классицизма, общественной почвой которого стало укрепление абсолютистских режимов в ряде европейских стран 17 ст., задачей театра стало создание образа героя, который оказывается в противоречии между собственным чувством и долгом, который решается в пользу долга. Принципы классицизма нашли яркое воплощение в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина и Вольтера, комедиях Ж. Б. Мольера, сатире Н. Буало.


5. Стили театра

Существуют различные театральные стили, которые используются в театре. К ним относятся:

  • Абсурдизм - этот стиль представляет зрителю, что все человеческие попытки и проявления имеют нелогичную форму. Абсолютная правда вперемешку с хаосом, цинизмом, сущность и потребности, которые управляют человечеством, поэтому все попытки человека познать цель жизни напрасны ввиду того, что такого смысла не существует (по крайней мере для человечества).
  • Экспрессионизм - анти-реалистический в своих видениях стиль, держится на искаженные истинных человеческих проявлений. Внешний вид человека или обстоятельств на сцене может быть искажен и таким образом, переносит зрителя в нереальность, и побуждая наблюдать вечную истину через свои образы. Это отражение обостренного субъективного мировоззрения через гипертрофированное авторское "Я", напряжение его переживаний и эмоций, бурную реакцию на дегуманизации общества, обезличивание в нем человека, на распад духовности, заверенный катаклизмами мирового масштаба начала ХХ в.
  • Мелодрама - сентиментальная драма с музыкальным сопровождением, с частыми эпизодами страданий хорошего героя от руки злодеев, но заканчивается счастливо где герой торжествует над обстоятельствами человеческими или естественными.
  • Модернизм - это широкая концепция, видение искусства, включая театр, основанный на концепции доминирования формы в противовес содержания. В изобразительном искусстве прямыми представителями являются абстракционисты; в литературе - писатели, которые экспериментируют с альтернативными формами повествования; в музыке - традиционное понятие ключа было заменено на атональность.
  • Натурализм - изображается жизнь на сцене с большим вниманием к деталям, стиль основан на наблюдении за реальной жизнью. Характерной была направленность на фотографически точное и беспристрастное изображение действительности, под которой прежде понималось материально-бытовое среды, а также человеческого характера, что виделся везде через призму фатальной предопределенности физиологической природой и средой. Натуралисты пытались сделать свои произведения "клинически точными документами" действительности, ее точной фотографией. Они призвали не избегать рисования неприятных деталей окружающего мира, охотно показывать жизни социального дня, воспроизводить болезненную психику человека, его сексуальные привычки.
  • Постмодернизм - имеет несколько направлений, и в театр перешел из-за чрезмерной популяризации средствами массовой информации и нарушает общепринятые жанровые нормы и практики в некогда заведенных театральных концепциях. Это мировоззренческо-художественное направление, что в последние десятилетия 20 века приходит на смену модернизму. Это направление - продукт постиндустриальной эпохи, эпохи распада целостного взгляда на мир, разрушение систем - мировоззренчески-философских, экономических, политических.
  • Марионетки - древняя форма, где исполнители (кукловоды) пытаются манипулировать объектами. Марионеточный стиль имеет много вариаций и форм.
  • Реализм - изображают персонажей на сцене, которые близки к реальной жизни, с реалистичной режиссурой и постановкой. Реалистичные доктрины были развиты еще античными греками и средневековьем, главная их философская суть, или учение - предметы видимого мира существуют независимо от человеческого ощущения и познания. Наибольший расцвет этого стиля приходится на 19 и 20 веках, в искусстве и литературе реализм стремится к подробного описания наблюдаемых явлений, без идеализации.

6. Жанры театра

Существуют различные жанры, которые писатели, продюсеры и режиссеры могут используют в театре согласно их вкусам:

Черная комедия
Комедия дель арте
Комедия нравов
Комедия ситуации
Фарс
Романтическая комедия
  • Eпичний театр
  • Экспериментальный театр
  • Фэнтези
  • Grand Guignol
  • Исторический театр
  • Импровизационный театр
  • Мейнстрим театр
  • Мета-театр
  • Музыкальный театр
  • Натья

7. Структура театра

7.1. Творческие кадры


7.2. Технические службы и работники

См.. также

Братский проект Посмотрите театр в Викисловарь, свободном словаре.

Источники

  1. а б Закон Украины о театрах и театральном деле

9. Библиография

  • Christopher Balme: "Einfhrung in die Theaterwissenschaft", Berlin, Erich Schmidt, 1999
  • Manfred Brauneck: Klassiker der Schauspielregie. Positionen und Kommentare zum Theater im 20. Jahrhundert, Rowohlt, Reinbek 1988, (Rowohlts Enzyklopdie; Bd.; 477), ISBN 3-499-55477-1
  • Peter Brook: Der leere Raum, Alexander-Verlag, Berlin 2004, ISBN 3-923854-90-0
  • Joachim Fiebach (Hrsg.): Manifeste europischen Theaters. Grotowski bis Schleef, Verl. Theater der Zeit, Berlin 2003, ISBN 3-934344-17-8
  • Joachim Fiebach: Die Toten als die Macht der Lebenden. Zur Theorie und Geschichte von Theater in Afrika, Heinrichshofen, Wilhelmshaven 1986, ISBN 3-7959-0503-6
  • Georg Hensel: Spielplan. Der Schauspielfhrer von der Antike bis zur Gegenwart, Econ-List Taschenbuchverl., Mnchen 2001, ISBN 3-612-26645-4
  • Georg Hensel: Spielplan. Der Schauspielfhrer von der Antike bis zur Gegenwart auf CD-ROM, Directmedia Publishing, Berlin 2007, ISBN 978-3-89853-565-6
  • Ulf Heuner: Wer herrscht im Theater und Fernsehen? Parodos, Berlin 2008, ISBN 978-3-938880-22-7
  • Katharina Keim, Peter M. Boenisch, Robert Braunmller (Hrsg.): Theater ohne Grenzen. Herbert Utz Verlag, Mnchen 2003, ISBN 3-8316-0237-9
  • Klaus Lazarowicz, Christopher Balme (Hrsg.): Texte zur Theorie des Theaters, Reclam, Stuttgart 2003, ISBN 3-15-008736-8
  • Henri Schoenmakers et al. (Hrsg.): Theater und Medien / Theatre and the Media. Grundlagen - Analysen - Perspektiven. Eine Bestandsaufnahme, transcript, Bielefeld 2008, ISBN 978-3-8376-1064-2
  • Silvio D'Amico: Storia del Teatro drammatico (Garzanti, Milano 1960)
  • Silvio D'Amico: Enciclopedia dello spettacolo, diretta da S. D'AMICO, Roma, Sadea / Le Maschere, 1954-1962, 9 voll.
  • Silvio D'Amico: Enciclopedia del teatro del Novecento, a cura di A. ATTISANI, Milano, Feltrinelli, 1980.
  • Silvio D'Amico: Storia del teatro moderno e contemporaneo, diretta da R. ALONGE e G. DAVICO BONINO, Torino, Einaudi, 2000-2001, 3 voll.
  • Antonin Artaud, Il teatro e il suo doppio, Torino, Einaudi, 2000.
  • Eugenio Barba, La canoa di carta. Trattato di antropologia teatrale, Bologna, Il Mulino, 1993.
  • Jacques Copeau, Il luogo del teatro. Antologia degli scritti, a cura di MI Aliverti, Firenze, La casa Usher, 1988.
  • Kostantin Sergeevič Stanislavskij, Il lavoro dell'attore sul personaggio, a cura di F. Malcovati, Roma-Bari, Laterza, 1988.
  • Bertold Brecht, Scritti teatrali, introduzione di E. Castellani, Torino, Einaudi, 1975, 2 voll.
  • Jerzy Grotowski, Per un teatro povero, prefazione di P. Brook, Roma, Bulzoni, 1970.
  • Michel Corvin (dir.), Dictionnaire encyclopdique du thtre, Paris, Bordas, 1995, 2 vol. (ISBN 2-04-027132-5) - (ISBN 2-04-027134-1).
  • Andr Degaine, Histoire du thtre dessine, De la prhistoire nos jours tous les temps et tous les pays, Paris, Nizet, 1992 (ISBN 2-7078-1161-0).
  • Jean Duvignaud, Sociologie du thtre, Paris, PUF, 1965 [rd. Quadrige, 1999 (ISBN 2-13-050244-X)].
  • Jacqueline de Jomaron, Le thtre en France, Paris, Armand Colin, 1992 [rd. Le Livre de Poche, 1998 (ISBN 2-253-06396-7)].

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам