Надо Знать

добавить знаний



Театральный музей имени Бахрушина


Moscow, Bakhrushin Museum of Theater.jpg

План:


Введение

055.732 0037 .638 Координаты : 55 ? 43ь54 .6 "с. ш. 37 ? 38ь16 .53 "вост. д. / 55.731833 ? с. ш. 37.637925 ? в. д. (G) 55.731833 , 37.637925

Театральный музей имени Бахрушина (Государственный центральный театральный музей имени Алексея Бахрушина) - крупнейший в мире театральный музей.

Основан в 1894 в Москве коллекционером-меценатом Алексеем Александровичем Бахрушина ( 1865 - ? 1929), который в 1913 передал его Петербургской АН.


1. Основатель Алексей Бахрушин

Сцена из балета "Лебединое озеро", фото 1901

Происходит из семьи московских купцив.Родина была богатой и освитченою.Його отец владел иностранными языками, родственники занимались благотворительностью и коллекционированием, восхищались театральными представлениями.

Коллекционерских деятельность Алексей Бахрушин начал под влиянием двоюродного брата - Алексея Петровича Бахрушина, страстный коллекционера. Первой темой сборников были произведения восточного искусства. Потом было увлечение Наполеоном Бонапартом.

Сначала театральное искусство интересовало Бахрушина вообще и стало темой коллекционирования немного неожиданно. Он поспорил с купцом Куприяновым Н.А., чтобы узнать, кто соберет больше театральных артефактов за один год. Срок был долгим, Бахрушин собирал страстно и целеустремленно - и выиграл. Победа не остыла коллекционера, потому открыла в нем исследователя и ценителя театральной истории. К тому же, это была довольно новая тема, и Бахрушин долго не имел серьезная конкурентов.


2. Два больших раздела коллекции

Уже на первом этапе коллекционирования размежевались два больших раздела коллекции:

  • древности западноевропейского театра
  • древности театров Российской империи.

Сам Бахрушин распределял коллекцию на три части:

  • Музыкальную
  • Драматическую
  • Литературный.
  • Моцарт. Либретто оперы "Фигаро", 1786

  • Фантасмагория 18 века, гравюра

  • Афиша оперы-комик "Фра Дьявол", 1829


3. Древности западноевропейского театра

Афиша для балерины Анны Павловой, 1909 г.

К концу 19 века Западная Европа имела большую театральную историю, но не имела никакого театрального музея.Цим и скорисався Бахрушин.Перебуваючы в иностранных государствах, он целенаправленно посещал антикваров и покупал театральные раритеты, среди которых были


4. Театральные древности Российской империи

Серов Валентин. Портрет оперного певца Ф.Шаляпина.

Коллекцию обогащали частые посещения московского рынка у Сухарьовськои башни и так называемые "Бахрушинском субботы", когда богатой приглашал к себе актеров и режиссеров московских театров. Многие из них дарил коллекционеру автографы, театральные программки, афиши, фото актеров в жизни и в сценических костюмах. Посещение Петербурга позволили приобрести вполне коллекцию и архив актера и коллекционера Горбунова.

Накопление разнообразных вещей побудило Бахрушина отразить в коллекции весь период отечественной театральной истории - от начала 18 века до начала 20-го.Вже при жизни Бахрушина в коллекцию приобрели произведения театральных художников Константина Коровина и Головина Александра Яковлевича.

Особое место в коллекции заняли театральные вещи суток крепостничества, не собирал почти никто.

Даже Бахрушина не удалось перехватить архивные и театральные вещи, которые касались театра в Кусково суток крепостничества. Управляющий усадьбы без разрешения обладателя С. Шереметева сжег несколько сундуков с театральным реквизитом, перечнями ролей и нотными сборниками 18 века. Без вмешательства Бахрушина исторический потери в истории театра могли быть значительно больше.


5. Участие в выставках

Коллекция была такой богатой, что уже через 2 года после основания началась участие экспонатов в различных выставках:

  • в 1896 году к юбилею актера Мочалова
  • в 1899 году в Ярославле в честь 150-летия возникновения 1-го российского театра в провинции
  • В 1900 году на Всемирной выставке в Париже
  • в 1908 году на 1-й театральной выставке в Петербурге и т.д.

6. Морока с подарком коллекции

О.Головин.ескиз декорации к драме М. Лермонтова "Маскарад". Музей имени Бахрушина.

Коллекционер задумался над судьбой коллекции и предложил ее в подарок Москве. Но чиновники не хотели об этом и чути.Им было достаточно хлопот с галереей купца Третьякова Павла и собранием Солдатенкова, что уже были подарены Москве.

Только в 1909 году судьбой уникального собрания Алексея Бахрушина заинтересовалась Петербургская Академия научный 25 ноября 1913 обладатель сборника передал ее академии при оставлении фонда в Москви.Посадовци академии создали Правления театрального музея.


7. Стро музея

Обладатель разместил коллекцию в подвальных помещениях своего особняка. Но коллекция быстро росла и постепенно заняла жилые помещения, каретный сарай и конюшню. Семья перебралась в другое помещение. Внешне украшения и детали строения напоминают Формы псевдоготики усадьбы Царицыно, построенная в конце 18 столитття аритектором Василием Баженовым.

Здание Музея давно не отвечает требованиям к музейной сооружения и експонвання вещей. Тиснива позволяет показываемых посетителям чрезвычайно малое количество экспонатов фондов.



8. Театральный музей после большевистского переворота

По указанию Ленина, 1918 музею присвоено имя его основателя. Очень ценные фонды музея, в которых хранятся иконографические и рукописные материалы по истории русского, украинского и других национальных театров.

9. Нетеатральна война с театральным музеем

Но отношение к основателю музея А. Бахрушина было подозрительным даже со стороны В.И.Ленина, что ждал момента, когда этот бывший фабрикант или эмигрирует, либо перейдет в какую-нибудь контрреволюционную компанию. Расстрелы как эффектный способ решения проблем "профессиональные революционеры" освоили хорошо. (Бахрушин - не эмигрировал).

Подозрительное отноститесь в музей выливалось в настоящую войну с музейным учреждением. Уже осенью 1924 г. в музей прибыла Замоскворецкий контрольная комиссия (на русском - "в составе товарищей Казакова, Полторак, Серёгиной"). Музей тщательно обследовали, признав в акте обследования - (на русском) "На всем лежит печать Бахрушина, политическая физиономии которого, как бывшего фабриканта, не требует характеристики". Акт признавал необходимость конфискаций и притеснений "против злейшего классового врага" А. Бахрушина. На защиту театрального музея и его многочисленных сборников стал даже еще влиятельный нарком Луначарский Анатолий Васильевич (1875-1933) и деятели московских театров. Но музея оставили лишь небольшую по площади главную сооружение, саму бывшую усадьбу и сад - конфисковали. Вскоре бывший каретный сарай Бахрушина стал гаражом для заведующего советской "Главнауки товарища Петрова". Зазихння на музейное помещение не прекратили и в дальнейшем - его пытались отобрать неоднократно в 1920-е, в 1930-е, в 1940-е. После смерти Бахрушина началась череда изменений ведомственной принадлежности музея - он принадлежал то

  • Головнауци,
  • то Головмистецтву,
  • то комитета по делам искусства,
  • то Управлению научных подразделений Министерства культуры СССР,
  • то Управлению советских театров,
  • то Министерству культуры Российской Федерации.

Смена "владельцев" не привела ни толком, ни к настоящей заинтересованности в существовании культурно-исторического заведения. Дошло до размещения в усадьбе лекарственного закдаду и производства сухих супов в пакетиках. Наиболее разрушительным был план расширения площади, недостаточно широкой для кремлевских чинов в образцовом коммунистическом городе, который предусматривал полное уничтожение исторического здания Бахрушинском музее. Но план не успели реализовать и сдали в архив.


10. На захисти театральной истории

В 1928 - 1939 Мемориальная доска Мейерхольду на "Доме артистов" в Москве, (Брюсов переулок, д.. 7.) В квартире создан мемориальный музей

Театральный музей неоднократно становился на защиту театральной истории. Руководство Музея сделало все зависящее, чтобы сохранить и отреставрировать дом, где родился драматург А. Островский. Была музеефикована вся территория бывшей усадьбы, ведь было куда разместить коллекцию мемориальных вещей Островского, собирать которую начал еще сам Бахрушин.

Музей сделал так, что собрал и сохранил ряд материалов по театрального режиссера В. Мейерхольда. Музейщики (после сталинских репрессий и гибели Мейерхольда) спрятали и сохранили не только материалы по режиссера, но и архив ГосТИМу. Новое поколение музейщиков года спустя деятельно способствовало реабилитации безвинно замученного режиссера. По реабилитации - руководство музея возглавило усилия по музеефикации дома Мейерхольда, ставшей филиалом театрального музея.

Но трагические события для музея не прекращались в 20 веке и в дальнейшем. Ведь заведения не давали новых помещений и тот имел возможности демонстрировать лишь 0,07 процентов собственных экспонатов.


11. Подарки музею

Среди новых поступлений - подарок от Александра Ляпина, внука российского художника Поленова Василия Дмитриевича. В декорационном депо московского Малого театра, где хранили декорации к спектаклям, в 1914 г. произошел пожар. Она уничтожила творибагатьох театральных художников. Были среди них и декорации Константина Коровина к спектаклю "Золотой петушок". Коровин восстановил декорации в 1918 г. В надежде на новые постановки. Они состоялись во Франции в 1937 г., Где жил Коровин последние годы жизни и где остались и сами декорации. В 1986 г. Их и приобрел на аукционе меценат Александр Ляпин, что передал их в Театральный музей имени Бахрушина. Среди переданных вещей - театральные костюмы, старые ноты, большие по размерам театральные декорации.


Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам