Надо Знать

добавить знаний



Театр абсурда



Театр абсурда, или драма абсурда - абсурдистский направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в середине XX века. В абсурдистских пьесах мир показан как бессмысленные, лишены логики накопления фактов, поступков, слов и судеб. Наиболее полно принципы абсурдизма были воплощены в драмах "Лысая певица" (The Bald Soprano, 1950) французского драматурга Эжена Ионеско и "В ожидании Годо" (Waiting for Godot, 1953) ирландского писателя Сэмюэля Беккета, или пьеса "Празднование в саду" написана Вацлав Гавел, чешский драматург, в 1963 году.


Особенности жанра

Театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приемы. Время и место неопределенны и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, диалоги, повторяющиеся и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, все имеет одну цель - создание сказочного, а возможно и ужасного, настроения.

История

В начале 1950-х гг во французском театральном искусстве заявил о себе новое направление, получивший широкую известность как "драма абсурда". Его учредителями стали Эжен Ионеско и Сэмюэл Беккет.

Ионеску называл его "парадоксальным театром", а точнее - "театром парадоксов". Главной, для этого направления является мнение о том, что мир, жизнь, действительность парадоксальные и абсурдные, потому, что человека не могут понять другие, человек не в состоянии понять сам себя. Условиями, которые способствовали возникновению театра абсурда, стали, с одной стороны, мироощущение человека после второй мировой войны (мир абсурден, ведь люди убивают себе подобных). С другой стороны для человека 50-х гг ясно обозначились черты современной цивилизации (развитие радио, телевидение). Вместе с тем, усилились возможности манипулировать человеком, человек знеособлювалась, унификувалась. И как реакция на все это, возникает искусство абсурда, полное пессимистического отношения к жизни, растерянности, отчужденности. Однако, литературное корни этого искусства находится еще в фольклоре, в жанре несенитници, песни-оборотня.

Термин "Театр абсурда" впервые использован театральным критиком Мартином Эшлин (Martin Esslin), написавший 1962 -го года книгу с таким названием. Эшлин увидел в этих произведениях художественное воплощение философии Альберта Камю о бессмысленности жизни в своей основе, и проиллюстрировал в своей книге "Миф о Сизифе" . Считается, что "Театр абсурда" уходит корнями в философию Дадаизма, поэзию из несуществующих слов и авангардистское искусство 1910 -20-х. Несмотря на острую критику, жанр получил известность после Второй Мировой войны, что указала на значительную неопределенность человеческой жизни. Введен термин также подвергался критике, появились попытки его замены на "Анти-театр" и "Новый театр".

Искусство абсурда зародилось на русской почве в 30-е гг в творчестве Д. Хармс, К. Вапнов, А. Введенский и др.., Которые активно использовали чушь. Чушь создавалась за счет сочетания несовместимых элементов, с позиций здравого смысла выходил абсурд. Философским основанием искусства абсурда стал сюрреализм. Их объединяет "погружение в себя", отрицание логических связей. Но если сюрреалисты стремились создать вымышленный мир, "новой реальности", то абсурдиста считали, что созданный средствами их искусства мир и является реальным, потому что воспроизводит реальность. Глубокие связи искусство абсурда имеет с экзистенциализмом: мир человека - мир одиночества, и эти миры не соприкасаются, не контактируют между собой.

Итак, мир абсурден, потому абсурдные и средства художественного изображения, воспроизведение этого мира. Достигается это драматурги искусства абсурда, решая жизненно целостные элементы театрального представления и нарушая их реальное взаимосвязь. Действие их произведений происходит неизвестно где и когда. Невозможно даже приблизительно определить, когда разыгрывается действие той или иной пьесы. Безликим есть и место действия. Действие незначительной части пьес происходит в небольших помещениях, комнатах, квартирах совсем изолированных от внешнего мира. Нарушается и временная последовательность событий. В пьесе "Лысая певица" Э. Ионеско часы, по словам автора, отражает 17, а возможно отражает сколько угодно. Два акта пьесы "В ожидании Годо" С. Беккета разделяет ночь, "а возможно - 50 лет". Этого не знают и сами персонажи. Нарушается логика в диалогах. Грамматически фразы построены правильно, но содержательное сочетание приводит к алогизма. На этом же средстве строится чушь, нелепость, которая становится элементом поэтики театра абсурда. Циклически замкнуто построены эпизоды и внутри пьесы: высказана одним из героев мысль повторяется в конце диалога другим героем, как бы замыкая круг.

Жизнь в пьесах театра абсурда идет и даже возникает под знаком смерти. Герои делают попытки покончить жизнь самоубийством, или умирают. Примером черного юмора может служить название пьесы американского абсурдиста Артура копите "Папа, папа, бедный папа, ты не вылезешь из шкафа, ты повешен нашей мамой между платьем и пижамой". Почти все герои пьес искусства абсурда имеют черты физических недостатков; герои лишены индивидуальности. Прием нивелирования героев, личности создаются путем предоставления всем персонажам пьесы одного и того же имени (как в пьесе Беккета "Неназиваемий" или в "Лысой певице" Ионеско, где у покойного Бобби Уотсона, вдова - Бобби Уотсон, дети - Бобби Уотсон и двоюродный брат, за которого хочет выйти вдова, тоже Бобби Уотсон). Ионеско считал, что герои его ранних пьес просто "механизмы", потому что живут в "безликом мире", в "мире коллективизма". Под "миром коллективизма" писатель понимал все современное общество. Пессимистическое отношение к жиггя, попытки покончить с ним, наличия физических недостатков у героев объясняются одиночеством человека. На первый план выходит тема некоммуникабельности человека, органической неспособности человека понять друг друга и договориться.

По Эшлин, абсурдистской-театральное движение базировалось на постановках четырех драматургов - Эжена Ионеско (Eugene Ionesco), Сэмюэля Беккета (Samuel Beckett), Жана Жене (Jean Genet) и и Артюра Адамова (Arthur Adamov), однако он подчеркивал, что каждый из этих постановщиков имел свою уникальную технику, выходящее за рамки термина "абсурд". Часто выделяют следующую группу писателей - Том Стопард (Tom Stoppard), Фридрих Дюрренматт (Friedrich Durrenmatt), Фернандо Аррабаль (Fernando Arrabal), Гарольд Пинтер (Harold Pinter), Эдвард Олби (Edward Albee) и Жан Тардье (Jean Tardieu). Вдохновителями движения считают Альфреда Жарри (Alfred Jarry), Луиджи Пиранделло (Luigi Pirandello), Станислава Виткевича (Stanislaw Witkiewicz), Гийома Аполлинера (Guillaume Apollinaire), сюрреалистов и многих других.


Театральное настоящее

Нью-йоркская театральная компания без названия № 61 (Untitled Theater Company # 61) заявила о создании "современного театра абсурда", состоящий из новых постановок в этом жанре и переложений классических сюжетов новыми режиссерами. Среди других начинаний можно выделить проведение Фестиваля работ Эжена Ионеско.


Вышивка Это незавершенная статья по культуры.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам