Надо Знать

добавить знаний



Театр кукол



План:


Введение

Фрагмент спектакля областного театра кукол города Донецкая "Сестрица Аленушка и брат Ваня"

Театр кукол или кукольный театр - особый вид театра, где задействованы куклы.


1. Содержание понятия и виды кукольного театра

Кукольный театр - это театральное зрелище, в котором действуют куклы (могут варьироваться по размерам и формам, напр., быть объемными или плоскими), движущиеся с помощью актеров. В основном актеры, которые управляют куклами, скрытые или замаскированные от зрителя, однако в последнее время получил распространение театр кукол "вживую" - когда зрители способны увидеть, как происходит процесс управления куклами.

Основной идеей кукольного театра, в независимости от его вида и формы, является способность с помощью кукол создать спектакль, который может быть развлечением (почти всегда), культурным событием с дидактическим, информационным или Ишим акцентом (функциональная сторона кукольного театра, театра и вообще искусства) . С помощью кукол актеры кукольного театра (называются кукольники) способны создать якрави образы, передать характерные черты человеческого характера и / или формы поведения, актеры вкладывают в "уста" кукол (а иногда и без слов, а только игрой) поучительное содержание, важную информацию или также социальные манифесты.

Кроме игры кукол в кукольном спектакле, как правило, существует голосовое сопровождение - это зачастую "озвучивания" кукол (ихни роли, которые, опять же, чаще всего читают кукольники, иногда другие лица или одно лицо), также в кукольном спектакле может быть рассказ (роль рассказчика), который может быть как на виду зрителей, так и вне их глазами. Очень часто, особенно в национальных кукольных театрах, спектакли проходят под аккомпанемент музыкальных инструментов, с использованием других видов традиционного искусства и т.д..

Оригинальное кукла - "пальцевая"

Театры кукол различают по конструкциям кукол и средствами их управления на следующие виды:

  • театры верхних кукол - перчаточные, тростью, демонстрации спектаклей с куклами часто происходит над ширмой, закрывающей актеров. Во всех указанных случаях актер, что движет куклой внизу нее, а кукла - соответственно наверху;
  • театры нижних кукол или марионеточные театры - использование марионеток, т.е. куклы двигаются с помощью ниток или проволоки, а актеры, которые ими управляют, в большинстве случаев над ними;
  • театры, где куклы не вверху, и не внизу актеров, которые ими управляют - к этой группе относятся огромное число разновидностей кукольного театра, в частности, знаменитый театр теней (со всеми его национальными подвидами, как скажем, яванский ваянг, турецкий карагьоз или его греческий адаптация карагиозис), а также театральные зрелища вертепного плана ( украинские вертеп, белорусский Батлейка т.д.), а также различные виды синтетического кукольного театра (можно выделить в отдельный вид) - от марионеток, управляемых не вверху, а на уровне актеров (с национальными подвидами, как японский бунраку) до переодетых в куклы актеров (довольно популярный ныне вид костюмированных представлений можно рассматривать и как вид кукольного театра).

Многообразие форм и характера представлений кукольных театров обусловлено чаще национальными традициями (так, в некоторых странах кукольный театр был первым и долгое время даже единственным) видом театрального искусства), а также спецификой постановочно-драматургических задач, стоящих перед актерами, условиями, в которых происходят представления и взаимосвязью с другими видами искусства (графика, народная игрушка, скульптура, театр масок и т.д.) [1].

Ярко проявляются методы создания кукольного театра в зависимости от его функциональности - иногда с помощью кукольного театра произносилась едкая сатира против существующих порядков и имущих (повсеместно в Европе за Средневековье, когда кукла позволяла себе сказать то, чего не могла произнести человек), а в целом ряде стран Востока благодаря исключительной мастерства средством только традиционного театра теней достигалась постановка масштабных героико-эпических сказаний, любовных историй со значительным количеством актеров и событий, или реинисценций на тему национальной истории. А например, украинские вертеп - это своеобразный рождественская рассказ о Христа и библейские события.

Главной же непременной чертой любой кукольного спектакля является умение развлечь зрителей, а время не только побудить посмеяться, но и подумать.


2. Из истории кукольного театра

Кукольник-индонезиец

Сведения о театре кукол встречаются еще в античной литературе, известно также, что в и Древнем Египте были театрализованные представления религиозного содержания с использованием кукол богов.

С даних времен кукольные представления известны также в странах Востока - в Китае, Японии, Индии, Индонезии и т.д..

Любимым героем кукольных театров в Европе (от Средневековье) всегда был умный, остроумный представитель народа:

Изготовление кукол, в частности большого размера, например с папье-маше, практиковалось и встречается в наше время для участия в праздничном шествии, скажем во время карнавалов в Испании, Франции и Германии.

В Турции (от суток Османской империи) и в прилегающих народов (напр., в армян) распространение получил театр теней карагьоз.

До начала XIX века народный кукольный театр уступил полупрофессиональном - в период расцвета романтизма местная интеллигенция начинает ладить любительские кукольные представления, часто сочетаются с изучением и сохранением народных традиций. Очень быстро на это приходит мода - и вот уже посещение таких, часто лирических или сатирических представлений, нередко с добавлением этнографических или социальных деталей и очень часто на непритязательный сюжет о любви людей из разных слоев общества, становится очень популярным в среде образованного мещанства. Известно, что даже классики мировой литературы Жорж Санд, Анатоль Франс, Морис Метерлинк и Бернард Шоу писали для кукольного театра.

Спектакль Punch & Judy Show

В ХХ веке развитие кукольного театра в странах пошло разными путями - в англоязычном мире ( Великобритания, США) кукольники остались любителями, однако благодаря коммерциализации главного персонажа национального кукольного театра Панча, представления Punch & Judy Show, показываемых на праздники или на ярмарках пользуются неизменной популярностью. Странствующими остаются частью и трупы кукольников в романском мире, включая Латинскую Америку, где европейские традиции сочетаются с индейскими и африканскими. В ряде стран, в частности Франции, Германии, Чехии, Польши, Украины, России и кукольный театр стал одним из видов классического театрального искусства, а его проводниками стали очень часто стационарные учреждения культуры - кукольные театры.

Так, в СССР, где искусство было одним из факторов государственной пропаганды, наряду с сетью государственных драматических театров по всей стране было создано почти в каждой крупной админодиници детские, и в частности, кукольные театры (напр., по состоянию на 1970-е в СССР насчитывалось около сотни театров кукол). Подобная же ситуция сложилась после Второй мировой войны и в странах Соцлагеря, хотя без устоявшихся традиций, которые существовали до того, кукольный театр в Украине или Чехии никогда не смог достичь современного уровня профессионализма. Старейшим профессиональным кукольным театром в Европе и мире традиционно считается чешский Театр Спейбл и Гурвинка, открытый в 1930 году. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что первые стационарные театры возникли в немецкоязычных странах, и в частности первым был Мюнхенский театр марионеток, который открыл свои двери еще 1900 года, а задуман как детский стационарный театр кукол его создателем Йозефом Леонардом Шмидом (Josef Leonhard Schmid, 1822 - 1912) был еще в середине XIX века.

В целом на конец ХХ - начало XXI вв сложилось несколько мощных школ кукольников со своими, в первую очередь, типами кукол, манерой ведения спектаклей - постсоветская, в частности украинский и русский, центральноевропейская, в частности чешский и польский, западноевропейская, в частности, немецкий и французский, а также очень оригинальна китайский.

Все государства Центральной Европы, где кукольные театры были государственными учреждениями (заведениями культуры) после экономических неурядиц 1990-х не только сохранили, но и развили деятельность кукольников. Стационарные кукольные театры сейчас с успехом работают в Польши (десятки, более 30, почти в каждом более-менее крупном городе, также и частные от 1990-х годов), России и Украина (в каждом обл-, республиканском или краевом центре, иногда в других крупных городах), Чехии, Болгарии (около 10), Румынии, БеларусьМинске, Гомеле, Могилеве, Бресте, Гродно, Молодечно), странах Прибалтики, Венгрии. Например, в Чехии сейчас функционирует около 300 любительских коллективов кукольников и 12 стационарных кукольных театров со своими сценами [2].

Развитие кукольного театра на современном этапе, как и остальных видов искусства, выявляет несколько противоположных тенденций - с одной стороны этнизация, т.е. консервирования, иногда разыскивание национальных корней в кукольном театре, с другой - осовременивание кукольного театра - последнее стосуеьтся как модернизации сюжетики представлений, так и активного использования во время спектаклей достижений технического прогресса, скажем видеоряда, кинозображень, каких-то спецэффектов подобное. Очень полезной формой взаимообмена опытом и традициями является проведение разнообразных, в т.ч. уличных, как национальных, так и международных фестивалей театров кукол.


3. Украинский театр кукол

Первым кукольным театром в Украине, традиции которого уходят в Позднее Средневековье, можно считать вертеп.

Смотри основную статью: Вертеп

Героем народного кукольного театра в Украине в позднюю сутки стал Запорожец.

Первый профессиональный кукольный театр в Украине - в Киеве (теперь Киевский государственный академический театр кукол) была основана 27 октября 1927 года как филиал Театра юного зрителя по инициативе народного артиста Украины А.И.Соломарский и Деевой И.С.. Первый театральный сезон был открыт 2 спектаклями - "Старинный петрушка" и "Музыки" по Л. Етибовим в постановке П. Щербатипського.

Смотри основную статью: Киевский государственный академический театр кукол.

Развитие лялькарського искусства в городах Украины приобретал значительной динамики с образованием государственных учреждений - театров кукол, в 1950-е, 1970-е и в 1990-е (уже при независимой Украине).

Смотри также: Категория: Кукольные театры Украины.

Сейчас в Украине около тридцати государственных и коммунальных кукольных театров и несколько частных, практически в каждом облцентре и других крупнейших городах страны.

В Украине организуется и проводится ряд популярных международных фестивалей кукольников, в частности "Интерлялька" (г. Ужгород), "Подольская кукла" (г. Винница), "Золотой Телесик" (г. Львов), "Дивень" (г. Хмельницкий) и другие.

Одной из тенденций в некоторых украинских кукольных театрах является изготовление кукол по давним украинским традициям - их используют, разумеется, в спектаклях по адаптациями украинского фольклора.

Как и везде, в Украине кукольные театры наиболее посещаемыми в Новый Год, когда не только демонстрируются рождественские спектакли (в т.ч. и по библейскими историями), и готовятся специальные новогодние вечера и спектакли.


4. Сноски

5. Источники, ссылки и литература

  • Лабинский М.Г. Театр кукол / / Украинская Советская Энциклопедия. - 2-е издание. - Т. 11. - Книга 2. - Киев, 1984. С. 168
  • ст. "Театр кукол" в русскоязычной "Театральной энциклопедии"
  • Голдовский Борис Кукольный театр / / Детская энциклопедия. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. Учредитель: ЗАО "Аргументы и факты" № 4ь1999 (Рус.)
  • Шабалина Тетятна Кукольный театр / / статья на www.krugosvet.ru (он-лайн Энциклопедия "Кругосвет") (Рус.)
  • Федоров А.Я. Из истории кукольного театра, М., 1940 (Рус.)
  • Советский театр кукол. 1918-1932, М., 1963 (Рус.)
  • Театр кукол СССР. 1959-1960, М., 1962 (Рус.)
  • Соломоник И.Н. Традиционный театр кукол Востока. Основные виды театра плоских изображений. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983. - 184 С.
  • Maindrоn E. Marionettes et guignols, P., 1900 (Фр.)
  • Puppen und Puppenspiele, Bd 2, Munch., 1929 (Нем.)
  • Beaumont CW, Puppets and puppet stage, L.-NY, [1938] (Англ.)
  • The puppet theater in America ... 1524-1948, NY, 1948 (Англ.)
  • Нейков М., Н а ч е в а М. [и др.], Куклен театър, С., 1956 (Болг.)
  • Komedie a hry ceskych lidovych loutkaru, Praha, 1959 (Чес.)
  • Sztaudynger S., Jurkowski H., Ryl H., Od szopki do teatru lalek, Lodz, 1961 (Польск.)
  • Интерактивный кукольный театр "PUP.ti" (пап.ти.ай) (г. Киев, Украина)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам