Текст

Текст (от лат. Textus - ткань, соединение) - в общем связана i полностью последовательная совокупность знаков. Наука, изучающая тексты называется герменевтикой.


1. Определение текста

Текст

Речь как вид человеческой деятельности всегда сориентировано на выполнение определенного коммуникативного задания. Выражая мысли и чувства, человек ставит конкретную цель - что-то сообщить, о чем-то убедить т.п.. Существует много определений текста. Приведем некоторые из них.

"Текст - это произведение речевого процесса, отмечается завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработан в соответствии с типом документа, произведение, состоящее из заголовка и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической , логического, стилистического связи, и имеет определенную целенаправленность и прагматическую определенность ?[ ] (И. Р. Гальперин).

"Текст - уверена, с функционально-смыслового взгляда благоустроена, группа предложений или их аналогов, которые представляют собой, благодаря семантическим и функциональным взаимоотношением элементов, завершенную смысловую единство" [ Источник? ] (В.В. Одинцов).

Существенными текстовыми признаками являются (А.П. Загнитко):

  • целостность;
  • связность;
  • структурная организованность;
  • завершенность.

Текст - средний элемент схемы коммуникации, которую можно представить в виде триелементнои структуры: автор (адресант) → текст → читатель (адресат). Как срединный (промежуточный) элемент коммуникативного акта текст обнаруживает свою специфику в кодировании и декодировании. Относительно говорящего (адресанта) текст является кодированной величине, поскольку говорящий кодирует определенную информацию. Для восприятия содержащейся в тексте информации читатель должен ее декодировать (А.П. Загнитко).

Текст порождается говорящим, тем, кто пишет, согласно его замыслу, с необходимостью лучшего передачи содержания. Текст редактируется на этапе внутренней, мислинневои подготовки, а в письменном виде - также в процессе саморедактирования, согласно стилистических норм языка, коммуникативной целесообразности в каждой отдельной ситуации.

В современном языкознании выделились два подхода в лингвистических исследованиях текстов:

  • функциональная типология (социальные функции и цель использования текстов) и
  • структурная типология (внутренняя организация текстов) (М. Р. Львов) [ Источник? ].

Первое направление значительно воспроизводит традиционную для риторики классификацию, сближает типы речи (текста) с жанрами: это рассказ, описание, рассуждение. Другой, структурный, подход ("лингвистика текста") связан с выявлением, изучением и моделированием внутритекстовых связей, причем вводится понятие "компонента текста" (абзаца, надфразной единства, сложного синтаксического целого и т.п.).


2. Основные категории текста

Текст, особенно художественный, по мнению А. П. Загнитков, сложный и многоплановый, поскольку задачей его интерпретации проявление максимума заложенных в нем мыслей и чувств художника (автора). И поэтому здесь уместно будет подать основные текстовые категории и растолковать их.

Целостность текста познается через его взаимосвязаны категории - категорию членованости и категорию связности. Каждый компонент текста характеризуется относительной смысловой завершенностью.

Формальное связность текста называют когезией (В.Дреслер), внешней слитностью (К.Кожевникова) содержательную связность - когерентностью (В.Дреслер), внутренней слитностью (К.Кожевникова), интеграция (И. Р. Гальперин).

Неразрывная единство центростремительных и центробежных сил в тексте оказывается в проспекцию и ретроспекции (А.П. Загнитко). Ретроспектива насыщена такими компонентами, как тематические слова (память, воспоминание), грамматическое время - настоящий исторический, наречия места и времени ("время", "там", "когда" и т.д.).

Художественный текст не существует без сформулированной идеи произведения (концепта), который является определяющим его категорией. Еще одна категория - модальность текста - является обязательной в художественном произведении. Вне ее текст как коммуникативный элемент - не существует. "Модальность текста начинается еще до его создания: с первого акта авторского выбора - темы и проблемы произведения" (А.П. Загнитко).

Если рассматривать текст как структурированную единицу, необходимо отметить о наличии текстовых парадигм: 1) жанровая (жанр определяет структурные особенности произведения) 2) функционально-стилевая (объединяет тексты по функциональному направлению), 3) индивидуально-авторская (объединяет все произведения одного автора).

Информативность текста - способность текста быть носителем завершенного сообщения передавать информацию. Информативность как важное свойство текста характеризует количество информации, содержащейся в нем, ее важность и новизну.


3. Средства связи в тексте

Средствами связи в тексте могут быть такие элементы, обеспечивающие единство стиля:

  • Смысловое, логические и психологические связи: а) единство места, времени, действующих лиц, б) связь с прошлым и будущим (единство сюжета).
  • Литературные, риторические средства связи: а) приемы композиции литературного произведения (сюжетные линии, обрамление и т.д.) б) соблюдение законов жанра (басни, сонета, интервью и т.п..) В) построение компонента текста как риторической фигуры (анафоры и т.д.).
  • Лексические средства связи: а) выбор удачного, уместного слова, использование синонимов б) ассоциативный выбор слов в) местоименные замены существительных г) употребление антонимов, профессиональной, иноязычной лексики г) употребление фразеологизмов д) слова-обобщения.
  • Грамматические связи. Морфология и синтаксис: а) союзы, их повтор б) соотносятся с союзами местоимения, наречия в) вопросительные предложения и ответы на них г) построение текста с однородными членами предложения г) цепной или параллельный связь предложений д) вставные единицы и т.д..
  • Стилистические связи: а) весь текст выдержан в одном стиле, б) происходит целесообразное изменение стилей.
  • Интонационные средства (устная речь): а) интонация начала и конца абзаца, соответствующие паузы б) эмоциональные интонации, тембр голоса в) логические, фразовые ударения, психологические паузы и т.п..

См.. также

Литература

Посмотрите текст в Викисловаре, свободном словаре.
  • Основы речевой деятельности. Авторы - А.П. Загнитко, И. Г. Домрачева. Учебное пособие для студентов дневной, безотрывной и очно-заочной ускоренной формы обучения специальности 2001. - Донецк, Украинский культурологический центр, 2001. - 56 с. ISBN 966-7517-14-4.
  • Технология набора и верстки [Текст]: учеб. пособие. / Д. В. Василишин, А. Н. Василишин, за ред. А. В. Мельникова; рец.: А. М. Величко, Н. С. Антоник, Ю. Ц. Жидецкий. - М.: Укр.акад.книгопечатания 2011. - 272 с. - 300 пр. - ISBN 978-966-322-190-8.