Тележинский Михаил

Тележинский Михаил Теодорович (* 26 января 1886 - ? 1939) - композитор, хоровой дирижер, публицист, духовный и политический деятель.

Родился 26 января 1886 в селе Булаи Бердичевского уезда. 1905 году окончил Киево-Подольское духовное училище и был зачислен в Киевскую духовную семинарию. 1913 года Тележинский был посвящен в духовный сан, но отказался от левитской, полностью отдал себя искусству. Последующие годы он посвятил самосовершенствованию в профессиональной музыкальной сфере одновременно удовлетворяя свой яркий общественный темперамент участием в политической жизни Киева. В 1917 году Тележинский становится уже весьма заметной фигурой столицы: он - член Центральной Рады, государственный инспектор войск УНР, дирижер основанного К. Стеценко первого украинского Национального хора.

Случайная встреча с К. Стеценко в 1918 году на станции Броды во время вынужденных "путешествий" положила начало нескольких тесном личном и творческом общению двух музыкантов. Дальнейшая судьба Тележинского была тесно связана с Волынью, куда он переехал летом 1919 года. Сначала Каменец-Подольский, затем Владимир-Волынский становятся центрами его разносторонней деятельности. Занимая сначала скромную должность псаломщика одной из владимирских церквей, Тележинский быстро оказался в водовороте общественной и художественной жизни, когда вошел в состав местной "Просвиты". 1922 года он организовал хор "Замочек", один из лучших на Волыни. Тогда же он познакомился с Арсеном Ричинским, главным врачом местной больницы, в лице которого нашел единомышленника и близкого друга. Оба стали поборниками возрождения автокефалии и украинизации церковной службы.

В том же 1922 году начинается композиторская деятельность Тележинского: сначала он создает Литургию, затем в Станиславе в издательстве "Лира" вышла его "Сборник песен и забав для детей". С 1927 года разворачивается критически публицистическая деятельность Тележинского. Начиная с первой своей статье, посвященной 100-летнему юбилею со дня выхода сборника украинских народных песен М. Максимовича, Тележинский целенаправленно изучал историю, теорию, эстетику и практику бытования украинского музыкального фольклора и стал одним из ведущих отечественных специалистов по этой проблеме.

Долгие годы композитор, как публицист, сотрудничал с газетой "Украинская нива", выходившей на украинском языке сначала в Варшаве, позже в Луцке. Так, 1928 года в газете были напечатаны два биографические очерки Тележинского - о К.Стеценко и Леонтовича.

Композитор часто выступал с лекциями и вступительными речами в концертах с участием своего хора. 1929 года после серии концертов хора в Луцке, Тележинский принял предложение занять должность регента хора местного Чеснокрестного братства. В 1930 году Тележинского назначили инспектором украинских народных хоров при Школьной куратории. Это дало толчок к тому, чтобы разработать теорию хорового дела в серии газетных публикаций, начать регулярные диригентски курсы, а позже - и разработать уникальный документ - Устав украинских народных хоров.

Не покидает он своей политической деятельности - так, 1931 года Тележинский был избран послом в Сейм, где вместе с журналистом П.Певним, главным редактором "Украинской поля", они начали новую политическую организацию "Волынское украинское объединение". Тележинский стал его генеральным секретарем.

В 30-е годы появляется много произведений композитора: 4 десятка хоровых обработок, сборник из 160 украинских народных песен, романсы, среди которых цикл "Астры" на слова Олеся, детская опера "Дед Мороз", "Вечерняя и утренняя службы ". Музыка Тележинского обозначена благородными чертами его личности. Ее отличают поэтичность, эмоциональность, глубина. Хоровые обработки волынских народных песен в отдельных чертах напоминают стиль Леонтовича, хотя и выглядят скромнее форме. Детские песни пронизаны тонким чувством мировосприятия ребенка и демонстрируют бережное и трогательно осторожное отношение к оригиналу. Духовным произведениям композитора присуща сдержанная манера выражения и аскетическая гармонический язык, что свидетельствует о сознательных поиски таких средств выразительности, соответствующих древним национальным традициям знаменного распева - традициям "правдивой церковности и религиозного настроения".

1936 года Тележинский снова принял духовный сан и стал священником Васильевской церкви во Владимире. Очевидно, это и стало формальным поводом к его аресту, тогда как истинная причина - политическая националистическая деятельность Тележинского. Композитор трагически погиб в 1939 году во время конвоирования в лагерь "при попытке к бегству".


Источники

  • Шиманский П. Музыкальная культура Волыни первой половины ХХ в. - М.: Башня, 2005.