Тенгрианство

Структура Вселенной за тенгрианством на шаманском бубне [1]. Мировое дерево находится в центре и соединяет три мира: подземный, земной и небесный. [2]

Тенгрианство - совокупность языческих верований народов Степи: скифов, монголов, тюрков и славян и др.., основанных на вере в единого Творца мира (тюрк. Тенгри), в том или ином образе и под теми или иными именами, неотъемлемая часть тюркской мифологии. Вероятно возникла в конце 2 - начале 1 тысячелетия до Р.Х., но не позднее 5 - 3 века до Р.Х. Упоминается в маньчжурских требниках, китайских летописях, арабских и иранских источниках, фрагментах сохранившихся давньтюркських рунических и согдомовних памятниках 6 - 10 веков. На каменных плитах в районе Верхнего Енисея сохранились высеченные изображения священнослужителей в длинных одеждах с жезлами в руках. Рисунки алтаря с чашей, стоящей на нем, очень похожей на потир, изображают элементы религиозного обряда.

В рамках основных монотеистических вероучений (христианство, ислам, иудаизм) тенгрианство может рассматриваться как вера в единого Бога, которую получили первые люди, но искажена позднейшими человеческими (языческими) домыслами.


1. Структура Вселенной

Выразительной особенностью тенгрианства было выделение трех зон Вселенной : небесной, земной и подземной, каждая из которых, в свою очередь, воспринималась как видимая и невидимая. [1]

  • Небесный мир (верхний)
  • Невидимое Небо, дальний, состояло из трех, девяти и более горизонтальных ярусов, каждый из которых был обителью того или иного божества. На самом ярусе жил Великий Дух Неба - Тенгри. К небесной зоны относили светлых и доброжелательных человеку божеств и духов. Они перемещались на конях, поэтому в жертву им приносили лошадей.
  • Видимое Небо, ближний, было куполообразным. В нем располагались солнце и месяц, звезды и радуга.
  • Средний мир
  • Невидимый мир был заселен божествами и духами природы: хозяевами гор, лесов, вод, перевалов, источников, других объектов, а также духами умерших камнями. Они управляли видимым миром и были наиболее близки к людям. Постоянное местонахождение духов-хозяев - приграничной человеческого и природного миров, зона вторжения человека, которая обусловлена ​​его хозяйственной деятельностью. Если равнинная часть ландшафта - степь, горная долина принадлежала людям, то места, расположенные выше или ниже, были заселены духами-хозяевами, и человек, будучи там гостем, проникала за эту границу после "кормления" духов, или простого жертвоприношения. Отношения между людьми и духами - хозяевами местности понимались как отношения партнерства, а если их и почитали, то как старших родственников, или предков, которыми они часто и мыслились. Наиболее значимым хозяевам гор, лесов и вод тюрки устраивали совместные жертвоприношения. Считалось, что именно от них зависело хозяйственное благополучие общества.
  • Видимый мир воспринимался древними тюрками как живой и неживой. Для человека это был мир доступный для освоения, познания, особенно в тех местах, где он родился и жил.
  • Подземный мир (нижний)
  • Невидимый мир был сосредоточением злых сил во главе с могущественным божеством Эрлик. Этот мир также был многослойный. Здесь селились люди, срок жизни которых в среднем мире закончился. Особенности подземного мира - его зеркальная перевернутость и запахи, отличные от земных.
  • У нижнего мира существовала видимая структура со своими границами: любая впадина и отверстие могли оказаться входом в подземного царства. Все живое, что обитает в земле, под землей, в воде, считалось принадлежностью нижнего мира. Производительные характеристики нижней части человеческого тела переносились на "низ" во всех его проявлениях.

В целом в традиционном древнетюркском мировоззрении мир не столько вычислялся в уровнях и ярусах, сколько переживался эмоционально и не как набор символов, а как действие, изменение, в постоянной динамике. Основная функция мира - непрерывность жизни, ее постоянное обновление, и человек как часть мира была кровно заинтересована в том же. В продолжение существования было направлено - прямо или косвенно - все ритуалы, обряды, праздники, которые были согласованы с природными ритмами (времени, последовательной смены времен года и перемещения небесных тел) на основе трудовой деятельности, связанной с животноводством, поклонения божественным силам природы и культа предков. [2].


2. Пантеон богов

Древние тюрки считали, что Вселенной правят: Тенгри-хан - верховное божество, а также божества - Йер-суб, Умай, Ерлик, Земля, Вода, Огонь, Солнце, Месяц, Звезды, Воздух, Облака, Ветер, Смерч, Гром и Молния, Дождь, Радуга. [3] Тенгри-хан, иногда вместе с Йер (Землей) и другими духами (Йорт йясе, су Анас и др.), вершил земные дела и, прежде всего, "распределял сроки жизни?, однако рождением ?сынов человеческих" ведала Умай - олицетворение женского земного начала, а их смертью - Ерлик, "дух подземного мира". Земля и Тенгри воспринимались как две стороны одного начала, не борющиеся друг с другом, а взаемодопомагають.

Человек рождался и жил на земле. Земля - ​​его среда обитания, после смерти она поглощала человека. Но Земля даровала человеку только материальную оболочку, а чтобы он творил и этим отличался от других земных существ, Тенгри посылал на Землю к женщине, будущей матери, "угол", "сюр". Дыхание - "плетень" как признак рождения ребенка, было началом периода пребывания человека на "лунно-солнечной земли" до самой смерти, пока оно не обрывалось - "плетень Бетти". Если "плетень" был признаком всех живых существ, то с "углом", самой сутью жизни божественного происхождения, приходящего из космоса, связывали жизненную силу человека от его зарождения до самой смерти. Вместе с "углом" Тенгри даровал человеку "сагиш" ("мин", "Бегер") и этим отличал ее от всех живых существ. "Сюр" также дарился человеку вместе с углом. Считалось, что в "сюр" помещен ее внутренний психологический мир, который взрослел вместе с ней. Кроме того, Тенгри даровал человеку "кунел", благодаря которому человек был способен предчувствовать многие события - "кунелем сизые". После смерти, при сжигании физического тела умершего, "угол", "плетень", "сюр" - все одновременно испарялись в огне, и умерший "улетал", переселяясь на Небо вместе с дымом погребального костра, где становился духом (духом предков) . Древние тюрки верили, что смерти нет, есть устойчивый и последовательный круговорот жизни человека во Вселенной: рождаясь и умирая не по своей воле, люди приходили на Землю не зря и не временно. Смерти физического тела не боялись, понимая ее как естественное продолжение жизни, но в другом существовании. Благополучие в том мире определяли тем, как родственники исполняли обряды захоронения и жертвоприношения. Если они были исправны, дух предка покровительствовал рода. [4].


3. Сыны Неба

Глубоко почитаемым древними тюрками был культ предков-героев (культ сыновей Неба), "прославившихся своими подвигами на ратных полях". [5] Тюрки верили, что кроме физического кормления тела, необходимо кормить и душу. Одним из источников энергии души дух предков. Считалось, где жил и творил герой, там и после смерти его дух мог оказывать постоянную защиту и помощь своим родственникам и народа.

4. Тенгрианська символика

Символы Тенгри активно используются некоторыми тюркоязычными народами. В частности казахский, крымскотатарский, неофициальный гагаузский и др.. флаги имеют голубой цвет - цвет неба - Тенгри.

  • Неофициальный флаг гагаузов

  • Голубой флаг ("Kokbayraq") уйгуров. Используется как символ Схиднотуркестанського освободительного движения.


Примечания

  1. Безертинов Г. Н. Тенгрианство - религия тюрков и монголов. - Набережние Челны: Аяз. - 2000. С. 45.
  2. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири / / АН СССР Сибирское отделение. - Новосибирск, 1988. - С. 26.
  3. Безертинов Г. Н. Тенгрианство - религия тюрков и монголов. - Набережние Челны: Аяз. - 2000. С. 71.
  4. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. - Л., 1991. - C. 29.
  5. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавший в Средней Азии в древние времена. - М.-Л. - 1950. - Т. 1. - С. 144.

Источники

Литература

  • Безертинов Г. Н. Тенгрианство - религия тюрков и монголов. - Набережные Челны: Аяз. - 2000.
  • Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавший в Средней Азии в древние времена. - М.-Л. - 1950. - Т. 1.
  • Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. - Баку, 1991.
  • Делорман А. Бозкурт / / Хазар. - 1990. - № 1.
  • Кляшторный С. Г. Мифологические сюжеты в древнетюркского памятниках / / Тюркологический сборник.
  • Лависса Э., Рамбо А. Всеобщая история. - М., 1897. - Т. II.
  • Малявкин А. Г. Уйгурские государства в IX-XII вв. - М., 1983.
  • Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / / Гл. ред. С. А. Токарев. - М.: НИ Большая Российская энциклопедия, 2000. - Т. 2.
  • Попов А. А. Тавщийцы. - М.-Л., 1936.
  • Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. - Л., 1991.
  • Религии мира. Энциклопедия. - М., 1996. - Т. 6. - Ч. 1.
  • Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири / / АН СССР Сибирское отделение. - Новосибирск, 1988.
  • Bruno J. Richtsfeld: Rezente ostmongolische Sch?pfungs-, Ursprungs-und Weltkatastrophenerz?hlungen und ihre innerasiatischen Motiv-und Sujetparallelen; in: M?nchner Beitr?ge zur V?lkerkunde. Jahrbuch des Staatlichen Museums f?r V?lkerkunde M?nchen 9 (2004), S. 225-274.