Надо Знать

добавить знаний



Термы Каракаллы



Термы Каракаллы

Термы Каракаллы ( лат. Thermae Antoniniana ) - Термы императора Каракаллы в Риме, официально именуемые Антониновимы. Они находились около Аппиевой дороги, за Капенськимы воротами, между Авентин и Целием. Строительство началось в 212 году н. н.э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 м на 400 м, центральный комплекс - 150 на 200 м. Уже в V века | V ст. н. е. термы Каракаллы считались одним из чудес Рима. Они занимали площадь в 11 га. Главное здание, "банный корпус" лежит в парке, который окружен сплошной линией разных помещений. В бронзовые переплеты огромных полукруглых окон главного зала вставлены тонкие пластинки из полупрозрачного камня цвета слоновой кости. Поэтому зал освещен ровным золотистым светом. Стены из полированного мрамора будто растворялись в высоте, где парили невиданной величины свод. Внешне термы Каракаллы 6ыли облицованы мраморными плитами, под мрамором - многометровой толщей местного камня и бетона - смеси извести с галькой и песком. Из кирпича или камня тесаного римляне выкладывали ни6ы скорлупу здания. У нее заливалась бетонная масса. Бетон становился твердым и был силен как камень. Многие здания, которые кажутся составленными из отдельных плит, на самом деле состоят из одного отвердевшего бетонного "куска". Справа и слева от главного входа устроены два больших экседры, перед каждой из них палестрам. В задней части сада (напротив главного входа), в правом и в левом углах две просторные залы; судя по их внутреннего оборудования, их следует считать библиотеками, с трех сторон вдоль стен шли низенькие повышение, по которым поднимались до ниш, где хранились свитки. В центре между этими залами расположены ряда сидений амфитеатра. Эти ряды закругляются к обоим концам. Перед ними - стадион, смотреть на который можно было и из самых терм (из задних комнат), и с этого амфитеатра. Над ним выше находились цистерны с водой для терм: 64 сводчатых помещения, шедших в два ряда и в два этажа. Вода для этих цистерн была отведена из Аква Марция.

План реконструкции

В "банный корпус" вело четыре входа, через два центральных входили в крытые залы, находившиеся по обе стороны фригидариив. Над фригидариямы крыши не было, за ними на одной оси лежала большая зала, которую долгое время ошибочно принимали за тепидарий, хотя в ней нет никаких приспособлений для отопления, тепидарий и за ним круглый кальдарий, купол которого (35 м в диаметре) поддерживало восемь мощных пилястр, два из них до сих пор стоят на месте. Кальдарий окружали маленькие отделения, где можно было купаться в одиночку. По обе стороны от кальдария были расположены комнаты для совещаний, рецитации и т. п. Среди множества разнообразных помещений, находившихся справа и слева от этих предназначенных для мытья комнат, стоит отметить два палестры, два больших открытых двора, окруженных с трех сторон колоннадой. Палестры эти расположены симметрично: один - на северо-восточной, а другая - на северо-западной стороне здания, на каждую из них выходила абсида. В полу этих абсид находилась знаменитая мозаика с фигурами атлетов, лежавшей вероятно в до IV в. н. е. (найденная в 1824 г., хранится в Латеранском музее). Императоры не только стремились к художественной обработке своих терм, не только облицовывают стены мрамором, покрывали мозаиками пола и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства. В термах Каракаллы стояли когда-то Фарнезський бык, статуи Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского (не считая множества других менее значительных статуй). Сюда приходили не только смыть грязь, здесь и отдыхали. Особое значение имели термы для бедняков. Недаром один из современных ученых назвал термы лучшим подарком, который императоры сделали римскому населению. Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, садились поговорить с друзьями, шли посмотреть на борьбу и гимнастические упражнения и самим заняться ими, другие бродили по парку, любовались статуями, сидели в библиотеке. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и морально.

Фрагмент мозаики

См.. также

Термы Диоклетиана


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам