Надо Знать

добавить знаний



Терракота



План:


Введение

Афродита, античная терракота 2 ст. до н.э. Найденная в Малой Азии. Старый музей, Берлин.

Терракота (от итал. terra - Земля, глина и cotta - обожженная) - керамические однородные неглазированные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. С терракоты изготавливают посуда, вазы, скульптуры, игрушки, облицовочную плитку и архитектурные детали.

Терракота изготавливается по особым малоусадочних сортов глины, которые имеют равномерную окраску и относительно высокую температуру плавления (около 1000 ? С), а после обжига приобретают характерную фактуру (от крупнозернистой до тонкозернистых, со сплошным или частичным полировкой) и цвет (от черного и красно-коричневого до светлого кремового). Изделия формуют способом пластического формования, преимущественно набивкой в гипсовые формы.

Если терракотовый изделие изготовлено из качественных глин без примесей крупных частиц, то такое изделие можно причисляты к тонкокерамических изделий.


1. Терракота в истории

Глиняная табличка с Шуруппака,
ок. 2600 г. до н.э.

Мелкие терракотовые изделия, были распространены практически во всех неолитических культурах. До изобретения бумаги именно терракота была материалом для письма (прославленные клинописные таблички Месопотамии, среди которых древнейшая из известных в мире азбука из 30 клинописных букв). С терракоты изготавливали скульптурные фигурки, саркофаги, статуи и группы Древней Греции, Этрусков, Древнего Китая, Древней Индии и Америки, архитектурные детали архаичных древнегреческих, этрусских и древнеримских храмов. Ярким примером древней терракотовой скульптуры является известная терракотовая армия китайского династии Цинь.

В средние века разная терракота применялась в строительстве Средней Азии, в итальянских орнаментально -рельефных архитектурных деталях и портретных бюстах эпохи Возрождения.
На территории Украины, а именно, в античных городах Причерноморья найдено терракоты, изготовленные местными мастерами для прикладных (игрушки) и сакральных (идолы, маски) целей. Находки экспедиции КФИА НАНУ 2007 [1] вблизи горы Митридат (Керчь) могут свидетельствовать о существовании здесь театра, старейшего в нашей стране, где использовались как актерские терракотовые маски, так и марионетки. Производство архитектурной терракоты было известно и со времен Киевской Руси. С XV в. терракота применялась в декоративном оформлении фасадов зданий, с XVIII в. - В скульптурных эскизах, бюстах т.д..

Декоративная облицовочная терракота нашла широкое применение в советском строительстве 1950-х годов.


2. Античные терракоты

  • Античная терракота "Рождение Афродиты", Старый музей, Берлин

  • Два актера в комических масках.

  • "Девушка с веером", терракота с Танагры.

  • Терракоты из собрания Старого музея, Берлин.


3. Терракота скульпторов Западной Европы

Терракоты находят еще на стобищах неолитических культур. Материал, широко розповсюджний, шел на изготовление посуды, игрушек, скульптур, даже саркофагов.

Широкое использование имели терракоты в скульптури.Збериглися терракотовые бюст работы Андреа Веррокио (1435-1488) и Бенедетто да Майано (1442-149), масть эпохи Возрождения. Попытки делать терракоты имел и Леонардо да Винчи.

Если мрамор шел на изготовление конечных вариантов найденного образа, то терракоты были незаменимыми на этапах замысла, поиска удачного варианта. Именно в такой роли она долго служила мастерам. Но постепенно отделилась и обрела самостоятельность, особенно в сутки барокко. Мастера барокко любили терракоты и оставили первые значительные образцы высокохудожественных терракот. Мастерами терракот были Лоренцо Бернини, Алессандро Альгарди (1598-1654), Стефано Мадерно, Паоло Нальдины. Необходимость сделать неповторимый образ требовала рисовать варианты и лепить их в текракотах. Последние были крайне необходимы для изучения светотени на будущий скульптуре (рисунок здесь был бессилен). После смерти Бернини в его мастерской нашли много терракот, в том числе и автопортрет выдающегося мастера ( Эрмитаж, Петербург).

Терракоты использовали скульпторы Испании (Педро Мильян, "Оплакивание Христа"), Фландрии (Артус Квеллинус Старший "Самсон и Далила"), Австро-Венгрии ( Матьяш Бернард Браун "Евангелист Матфей и ангел" Прага, Национальный музей) и др..

Чудом сохранились терракоты выдающегося скульптора 18 века, работал на Западной Украине, Иоанна Георга Пинзеля ( Мюнхен, Германия). Терракоты Пинзеля имеют двойную стоимость из-за малой сохранность скульптур мастера. Они позволяют увидеть как замыслы создателя, так и представить произведения, были уничтожены.


4. Современное применение

В 20 веке терракоты стали предметоы коллекционирования музеев. Прошло несколько выставок, посвященных только терракотовые эпохи барокко или отдельным мастерам. В современной скульптуре терракота особенно часто используется как материал для пластики малых форм, что позволяет сохранить в завершенном изделии выразительный лаконизм и живую непосредственность этюда.

5. Галерея


Источники

  • Филиппов А. В., Филиппова С. В., Брик Ф. Г., Архитектурная терракот., М., 1941.
  • Сообщения Гос.Ермитажа, 44, Л, "Аврора", 1979 (рус)
  • Сообщения Гос.Ермитажа, 45, Л, "Аврора", 1980 (рус)

Примечания

  1. Федосеев Н.Ф., Ермолин А.Л., Куликов А.В. Керамический комплекс из района рыбконсервного завода в Керчи / / Древности Боспора. 12/II. Москва, 2008. С. 483-505.

См.. также

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам