Тешинской Силезия

Польская карта Тешинской Силезии. Твердая черная линия - историческая граница региона, и разбита черная линия - международная предел.
карта Тешинской Силезии i международная граница 1918-1945

Тешинской Силезия или Цешинська Силезия ( польский : Аудио Śląsk Cieszyński описание файла, чешский : Аудио Tě??nsk? Slezsko описание файла или Аудио Tě??nsko описание файла, немецкий : Teschener Schlesien) - исторический регион в юго-восточной Силезии, вокруг города Цешин который разрезается пополам рекой Ольге. Начиная с 1920 разделена между Польшей и Чехией (прежде Чехословакия). Имеет площадь 2280 км ? и около 800,000 жителей.

Исторические пределы региона идентичны были когда-то у независимого Тешинскую княжества. Сейчас, Тешинской Силезия является одним из еврорегионов - Еврорегион Тешинской Силезия.


1. Административное деление

С административной точки зрения, польская часть Тешинской Силезии является Силезского воеводства и охватывает Цешинський уезд, западную часть Бельского уезда, и западную часть города Бельско-Бяла.

Чешская часть является Моравскосилезский край и охватывает Карвинський очерк, восточную часть Фридек-Мистек очерк, восточную часть Острава городской очерк и город Острава.


2. История

Башня Пястов в Цешин

Тешинской Силезия занимает область бывшего Тешинскую княжества, которое существовало с 1290 до 1918. С 1290 до 1653 им руководила местная ветвь Пястов. В 1327 Казимир И князь Тешинскую, принял оммаж под присягой Богемского короля Иоанну Люксембургском, и герцогство стало автономным княжеством под руководством Богемской короны.

Правления Пястов продолжалось до 1653 и после смерти последнего потомка Пястов, Елизавета Лукреция, герцегиня Тешинской, после которой княжество отошло к Габсбургов. С 1722, князьями Тешинскую были Лоррианци, с 1767 до 1822 князья Веттинов, и с 1822 до 1918 Габсбург-Лоррианци.

Тешинской Силезия образовалась как историческая, геополитическая, социокультурная и экономическое единство течение периода правления Габсбургов. Отделение от остальной части Силезии произошло, после Первой Силезийськои войны между Австрийской империей и Пруссией этой край остался частью Австрии, тогда как большинство Силезии стала частью Пруссии.

После конца Первой мировой войны, обе из двух вновь независимых государств - Польша и Чехословакия претендовали на область. Область была важна для Чехии так содержала железную дорогу, соединявшую Чешский Силезию с Словакией (Кошице-Богуминська железная дорога была одной из двух железных дорог, которые связали чешские провинции со Словакией в то время). Область - богата каменный уголь. Многие важные угольных шахт, и металлургических заводов было расположено там. Польская сторона базировала свое заявление на этнических критериях: большинство населения области были поляками согласно последним австрийским переписи (1910). [1].


3. География

река олжа в Градек (Gr?dek)

Край отделяется от другой Силезии (и в частности Верхней Силезии) рекой Висла (часть, начинающаяся со струей) и от Малопольши рекой Белой и бараньи Горой, самый высокий пик польской части края (1220 м). Самый высокий пик чешской части является Лысая Гора (1324 м). Край также граничит с Словакией, вдоль горного массива Полом по ЯБЛУНОВСКАЯ перевала у Мосты в Яблункови, и чешском Моравией через реки Остравицю и Одер. Географически, Тешинской Силезия имеет разделение:

  • Силезское нагорье (Pog?rze Śląskie)
  • Силезские Бескиды (Beskid Śląski, Slezsk? Beskydy), и область Щирке
  • Моравско-Силезские Бескиды (восточная часть; Moravskoslezsk? Beskydy, Beskid Morawsko-Śląski)
  • Моравские Гаты (северная часть; Moravsk? br?na, Brama morawska)
  • Освенцимское долина (западная часть; Kotlina oświęcimska, Osvětimsk? kotlina)

4. Культура, язык и вероисповедание

Гуральский мужской хор из Яблункова (Jabłonk?w)
Лютеранская церковь в Устроне
Деревянная церковь в Конжице Велке

Тешинской Силезия стала исторической, геополитической, социокультурной и экономической единством под властью Габсбургов. Это объединение помогло сформировать четкую местную идентичность, основанную на языке, религиозном и этническом многообразии, и разницы от других частей Силезии.

Край был населен несколькими этническими группами. Многочисленный были поляки, чехи (преимущественно в западной части края), немцы и евреи. Северная часть, постоянно промышленно развивалось и более урбанизированная, имеет плотнее заселения, чем южная часть, гористиша. Плотность населения Тешинской Силезии - около 360/км ? ​​Южная, гористая часть края является родиной Гуралей (буквально, горцев), местных людей края. Они имеют свою собственную четкую культуру, которая повлияла на культуру целого региона.

Тешинской Силезия известна религиозным многообразием. Распространенные религии является Римско-католическая церковь и Лютеранство. Край отличается от соседних областей в большой степени через протестантство, решающее влияние на целый регион. Жиглова и Висла, единственные города в Польше с протестантской большинством. Протестантское влияние отражается в пословице: "Dzierży sie twardo jak lutersko wiara kole Cieszyna." [2] несколько городов, например, Цешин и Фриштат, в прошлом имели большую еврейскую общину, но местных евреев почти полностью уничтожили нацисты течение Второй мировой войны.

Тешинской Силезия также имеет собственный диалект - Диалект Тешинской Силезии. Это - диалект в основном с польским, чешским и немецким влиянием. Важно отметить, что этот диалект отличается от силезской языка, что у потребления в Верхней Силезии. Эти две говоры не являются взаимно понятными. Жители Тешинской Силезии имеют сильную местную (Силезийську) самосознание - местные жители указывают, что они есть - stela (местные) - но большинство определяет себя или поляком или чехом соответственно, в национальных переписях. Это частично отлично от ситуации в Верхней Силезии, где сильны автономные тенденции все еще существуют. В Тешинской Силезии таких тенденций нет.

Также важно отметить, что местные люди тепло вспоминают эру Габсбургов. Время Марии Терезии и Франца Иосифа I рассматривается ностальгически, как время правосудия, развития, согласия и мира. Это также относится к либерального и плюралистического отношения к национальным и этническим группам, либеральный в сравнении с других империй того времени, особенно Пруссии и Российской империи. Даже в 2006, были все еще ​​портреты правителей Габсбургов на стене в комнате собрания Тешинской совета. [3]



См.. также