Титов Владимир Георгиевич

Владимир Георгиевич Титов - советский космонавт, Герой Советского Союза ( 1988), летчик-космонавт СССР (№ 55), командир космических кораблей "Союз-8", "Союз-10-1", "Союз ТМ-4", "Союз ТМ-6". Совершил четыре космических полета, в том числе два - на американских многоразовых космических кораблях "Discovery" и "Atlantis".


1. Биография

Родился 1 января 1947 года в городе Сретенск Читинская область РСФСР. Русский. Детство провел в городе Борзна Черниговской области. В 1965 году окончил 11 классов Борзнянской средней школы № 2 (ныне - гимназия Пантелеймона Кулиша).

После школы, с 4 сентября 1965 года работал кочегаром Борзнянской участка Кожинськои конторы Черниговского треста розвидбуриння. Затем, с 1 декабря 1965 к 30 мая 1966 года - кочегаром Борзнянского маслоцехе Бахмача маслозавода.

В Советской Армии с 1966 года: в июне 1966 года Владимир Титов поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) имени Ленинского комсомола, которое окончил в 1970 году по командно-авиационной специальности с дипломом летчика - инженера.


1.1. Летчик-инструктор

С 20 июня 1970 служил летчиком-инструктором, а с 30 ноября 1973 года - старшим летчиком-инструктором 701-го учебного авиационного полка Черниговского ВВАУЛ, отвечал за летную подготовку курсантов училища. Позже, с 10 апреля 1974 служил командиром звена 2-й истребительной авиационной эскадрильи 70-го отдельного истребительного авиационного тренировочного полка особого назначения имени В.С. Серегина 1-го НИИ ЦПК - воинской части, в которой проходили летную практику космонавты. Летал, главным образом, на разных модификациях самолета МиГ-21. Всего освоил 10 типов самолетов и их модификаций. Имеет общий налет 1500 часов. Выполнил более 100 прыжков с парашютом. Имеет квалификацию военного летчика-инструктора 1-го класса (29.09. 1975), летчика-испытателя 3 класса (29.06. 1977).


1.2. Космическая подготовка

В 1976 году Владимир Титов был отобран в отряд космонавтов, прошел медицинское обследование и 6 апреля 1976 получил допуск Центральной врачебной летной комиссии в спецтренувань. 23 августа 1976 года приказом Главнокомандующего ВВС № 686 зачислен в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК) ВВС на должность слушателя-космонавта. С целью получения квалификации летчика-испытателя для дальнейших работ по программе "Буран" с января по июль 1977 года проходил подготовку в качестве слушателя 267-го Центра испытания авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей в Ахтубинске.

С октября 1977 по сентябрь 1978 проходил общекосмическую подготовку в ЦПК. После ее окончания получил квалификацию космонавта-испытателя, а также офицера водолаза (провел под водой в гидролаборатории ГПК более 900 часов) и инструктора парашютно-десантной подготовки. 30 января 1979 был назначен на должность космонавта ЦПК ВВС.

С сентября 1981 по апрель 1982 года проходил подготовку в качестве командира второго экипажа по программе первой основной экспедиции на орбитальной станции "Салют-7". Во время старта космического корабля "Союз Т-5" 13 мая 1982 года был дублером командира корабля.

В свой первый космический полет Владимир Георгиевич Титов отправился 20 апреля 1983 года на космическом корабле ?Союз Т-8". Участник четырех космических полетов.


1.3. Первый полет. Союз Т-8

"Салют-7" с пристыкованным "Союзом"

Продолжительность полета - 2 суток 00 часа 17 минут 48 секунд.

С сентября 1982 в начале апреля 1983 года Владимир Титов проходил подготовку в качестве командира основного экипажа "Союза Т-8" по программе второго основной экспедиции на орбитальную станцию ​​"Салют-7". Планировалась длительная работа на борту "Салюта-7". Титов и Геннадий Стрекалов специально готовились к ремонту неисправной солнечной батареи станции. Космический корабль должен состыковаться со станцией, но после выхода корабля на орбиту антенна системы сближения и стыковки "Игла" полностью не развернулась. Было совершено несколько резких маневров, но зря - мачта не разворачивался (позже послеполетное расследование показало, что антенна была оторвана при отделении обтекателя). С разрешения Центра управления полетом экипаж попытался состыковаться вручную по данным наземных станций слежения и под собственным визуальным контролем станции. Во время сближения, которое происходило в темноте, Титов решил, что скорость сближения слишком велика и сделал тормозной маневр. Но корабль и станция продолжали сближаются слишком быстро - чтобы избежать аварии он прекратил стыковку. После этого было принято решение попыток стыковки не повторять - вернуться на Землю.


1.4. Несостоявшийся полет. Союз-10-1

Авария "Союза Т-10-1". Центр управления пуском

Продолжительность полета - 5 минут 13 секунд.

С июля по сентябрь 1983 года Владимир Георгиевич вместе с Геннадием Стрекалов проходил подготовку по программе 3-й основной экспедиции на станцию ​​"Салют-7". Программа полета предусматривала стыковку корабля с "Салютом-7", замена экипажа второй основной экспедиции (В. Ляхов и А. Александров) и работу по программе 3-й основной экспедиции до февраля 1984.

26 сентября 1983 года старт "Союза Т-10-1" с Титовым и Стрекалов на борту не состоялся из-за аварии ракеты-носителя : за 90 секунд до старта не закрылся клапан в топливопровода, что за минуту до старта вызвало пожар в нижней части ракеты-носителя. Пламя быстро охватило ракету, автоматическая система спасения не сработала - перегорели электропровода. Через двенадцать секунд после вспышки стартовый персонал остановил запуск. Спусковой модуль корабля был резко отделен системой аварийного спасения, и экипаж благополучно приземлился в 4 км от ракеты, которая взорвалась через несколько секунд после отделения корабля. Нагрузка при аварийном отстреле спускаемого аппарата достигали 15-18 G.

В дальнейшем Владимир Титов готовился к первому длительного полета на станции "Мир", но за шесть дней до старта, он и Александр Серебров были заменены дублирующим экипажем. Титов продолжил подготовку к длительному полету и в апреле 1987 года был введен в экипаж с Мусой Манаровым. Позднее в том же году, продолжая работу в Центре подготовки космонавтов, он окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина.


1.5. Второй полет. Союз ТМ-4

Продолжительность полета - 365 суток 22 часов 38 минут 57 секунд.

С марта по декабрь 1987 года В.Г. Титов проходил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе третьей основной экспедиции на орбитальный комплекс "Мир".

Орбитальная станция "Мир"

С 21 декабря 1987 по 21 декабря 1988 года в качестве командира экспедиции Титов вместе с Мусой Манаровым и Анатолием Левченко стартувлы на космическом корабле "Союз ТМ-4". Приземлился же Владимир Георгиевич только через год - посадку выполнил на "Союз ТМ-6" вместе с Манаровым и Жаном-Луи Кретьеном ( Франция). Титов и Манаров вернулись на Землю после полета, продолжавшегося 365 дней, установив новый рекорд и впервые пробыв в космосе более года.

Во время этого полета были выполнены три выхода в открытый космос:

  • 26.02.1988 (продолжительность 4:00 25 минут). Во время выхода в космос космонавты удалили одну секцию солнечных батарей и установили другую. Они также проверили грузовой корабль "Прогресс-34", установили некоторые новые приборы для научных экспериментов и сняли образцы материалов, которые находились в открытом космосе.
  • 30.06.1988 (продолжительность 5:00 10 минут). Сделали попытку отремонтировать рентгеновский телескоп "Рентген". Телескоп был разработан с учетом возможности ремонта или замены, поэтому работа в открытом космосе была тяжелой. Для того чтобы открыть дефектный блок рентгеновского детектора, необходимо было снять многослойное термоизоляционные покрытия, при этом космонавты вынуждены были несколько раз останавливаться и отдыхать. Кроме того, они не могли закрепить себя и должны были все время держать друг друга. Операция заняла 90 минут вместо запланированных 20-ти. Когда специальный ключ, который они использовали, неожиданно сломался, работы были остановлены, и космонавты вернулись на станцию.
  • 20.10.1988 (продолжительность 4:00 12 минут). Ремонт телескопа был успешно завершен и он возобновил работу. Перед возвращением на станцию ​​космонавты установили точки крепления для использования при совместном советско-французском выходе в открытый космос, установили коротковолновую антенну и взяли пробы пленки, образовавшейся на одном из иллюминаторов.

1.6. Третий полет. Discovery

Экипаж "Discovery" перед полетом

Продолжительность полета - 8 суток 6:00 29 минут 36 секунд.

29 сентября 1992 решением ДМВК вместе с Сергеем Крикалевым Владимир Титов был отобран для подготовки к полету на американском многократном транспортном космическом кораблии по программе STS-60. С 5 ноября 1992 по февраль 1994 года они проходили подготовку к полету в Космическом центре NASA имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, штат Техас. В марте 1993 года Титов был назначен дублером Крикалевым.

В сентябре 1993 года назначен специалистом полета в экипаж шаттла Discovery для полета по программе STS-63. С марта 1994 по февраль 1995 года проходил подготовку к полету на Discovery в качестве специалиста полета.

2-11 февраля 1995 Титов участвовал в полете STS-63 на корабле Discovery - первом полете по новой совместной российско-американской программе. Среди целей полета были сближение с станцией "Мир", работы в модуле Spacelab, запуск и возвращение аппарата Spartan-204.


1.7. Четвертый полет. Atlantis

Продолжительность полета - 10 суток 19 часов 22 минуты 12 секунд.

В августе 1996 года Титов был назначен дублером Елены Кондаковой (полет STS-84), и основным полетным специалистом в экипаж STS-86. 6 декабря 1996 был официально назначен специалистом полета в экипаж шаттла. С декабря 1996 по сентябрь 1997 года проходил подготовку к полету в NASA в составе экипажа.

Вид на "Atlantis" с "Мира"

С 26 сентября по 6 октября 1997 года в качестве специалиста полета шаттла Atlantis STS-86, участвовал в седьмом полете многоразового корабля, который впервые осуществил стыковку с станцией "Мир". А 1 октября 1997 В. Г. Титов выполнил выход в космос с борта шаттла продолжительностью 5 часов 01 минуту.


1.8. После освобождения

С 20 августа 1998 полковник В. Г. Титов - в запасе. В связи с увольнением из рядов Вооруженных Сил отчислен из отряда космонавтов и с 21 сентября 1998 исключен из списков в / ч 26266 приказом начальника РДНДИ ГПК от 21 августа 1998 года.

После увольнения из армии и отряда космонавтов, работал начальником управления пилотируемых программ в Государственном космическом научно-производственному центру имени М.В.Хруничева. В июне 1999 года назначен директором подразделения компании "Boeing Space & Communications" по России и странам СНГ.

Проживает в Москве. Увлекается теннисом, охотой, любит проводить время с семьей. Его мать, Вера Евдокимовна Титова, живет с сыном. Отец Титов Георгий Васильевич, участник Второй мировой войны, полковник запаса, умер в 1961 году, похоронен на Борзнянскому кладбище.


2. Почетные звания

3. Награды

Награжден также:


Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. - М.: Воениздат, 1988. - Т. 2 / Любовь - Ящук /. - 863 с. - 100000 экз. - ISBN 5-203-00536-2
  • Маринин И.А. Шамсутдинов С.Х. Глушко А.В. Советские и Российские космонавты: 1960-2000. - М.: Новости космонавтики, 2001.