Надо Знать

добавить знаний



Тициан


Tizian 090.jpg

План:


Введение

Тициан Вечеллио (ок. 1480 - 1485, Пьеве ди Кадоре - 27 августа 1576, Венеция) - итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождение в Венеции. Имел большое влияние на творчество художников разных стран и эпох.


1. Общая характеристика

Он учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого близко сошелся с Джорджоне, работал в Венеции, а также в Падуе, Феррари, Мантуи и Риме. Тесно связанный с венецианскими художественными кругами, выдающийся мастер венецианской школы живописи - Тициан воплотил в своей творческой жизни гуманистические идеалы Возрождения. Его искусство отличается многогранностью, широтой захвата действительности, глубоким раскрытием драматических cторин психики человека, его внутренних конфликтов. После знакомства с работами Микеланджело и Рафаэля художник начал разрабатывать самостоятельный стиль. Но это было выбрано заимствование идей, так как индивидуальность Тициан-художник уже существовал.


2. Жизнеописание

2.1. Происхождение

Художник родом из небольшого городка Пьеве ди Кадоре, что близ Венеции. В семье было пятеро детей, Тициан - второй ребенок нотариуса Грегорио Вечеллио.

2.2. Обучение

Отец направил мальчика в Венецию на обучение к мастеру мозаик Себастьяно Дзукатто. Тот делал несколько мозаик для главного храма Венеции - собора Св.Марка. Непоседливой Тициан перешел от мозаичиста художнику Джентиле Беллини, а затем к его младшему брату Джованни, талант которого был наибольшим среди Беллини. Срок обучения в Джованни неизвестен, как и многое из утреннего периода жизни Тициана. А сам он больше скрывал, чем открывал.

Очень мало, но сохранились ранние произведения Тициана. Один из них - "Святое Семейство на пути в Египет" ( Эрмитаж, Петербург). Мария с младенцем на осле, Иосиф идет пешком, вокруг - лесная поляна с птицами и зверями, пастух-пастух, трава-мурава. Как-то всего много, а мастерства маловато. Хотя красота природы воссоздана хорошо, а краски обещают праздник в будущем.


2.3. Тициан и Джорджоне

В мастерской Беллини, вероятно, познакомился и с художником Джорджоне. Год рождения Джорджоне тоже неизвестен. Если он родился около 1478 г., то они не очень отличались по возрасту. Но красивый и талантливый Джорджоне закрывал мужика Тициана, и то это остро на себе испытывал. Может тогда и родились аналитичность, поиски нового, заимствований чужих находок и их усовершенствования, чтобы вырваться вперед, способность дождаться своего звездного часа и вместе продемонстрировать свои качества, свои преимущества, что было присуще Тициану взрослому.

Не похоже и на то, что Тициан был учеником Джорджоне. Годы работы бок о бок с Джорджоне ( 1508 - 1510), обоим за 30 ... Конечно, слишком талантливый и благородный Джорджоне рано познал успех и признание. Тициану не хватало. Скорее, они работали вместе, но Тициан был помощником и "второй скрипкой" в их дуэте. Это, вроде, и подтверждают работы обоих над фресками в Фондако деи Тедески (Немецком дворе), ведь торговая империя Венеция уважала связь с Германией. (Фрески испортились во влажном климате Венеции, в музей перенесли жалкие остатки). Фреска вообще, как техника живописи, не прижилась во влажном климате Венеции. Впоследствии здесь царил масляный живопись.

Счастье одного базируется на несчастье другого. Кажется, Тициан испытал это на себе. Молодой и успешный Джорджоне умер осенью 1510 года. Тициан жил в его мастерской и смотрел на незаваршени картины умершего. Наступал звездный час Тициана, и он начал стремительно выходить из тени Джорджоне.


2.4. Венера заснула

Джорджоне, " Венера заснула ", дописана Тицианом

Это один из интереснейших произведений мирового искусства. В Венеции была давняя традиция изображений обнаженного женского тела. К теме обращались и Джованни Беллини, и Пальма Веккьо, и Лоренцо Лотто, и другие. Джорджоне победил всех, потому создадим миф, мечту, прекрасную и недосягаемую. Его Венера целомудренная и взрослый, реальная, и какая-то нездешняя одновременно.

Чтобы никто не путал его Венеру с реальной женщиной, Джорджоне написал рядом маленького Амура, почти атрибут Венеры, богини любви. Полагают, что именно Тициан убрал малыша и дописал пейзаж на картине. Первичная композиция проступает на рентгеновские снимках. Но никто не пойдет на возврат этого варианта. Ведь в полотне теперь (без Амура) ничто не отвлекает от самой богини.


2.5. Тициан и Венеция

дож Маркантонио Тревизано худ. Тициан.

Тициан начал поиски своего места в мире и в Венеции. Джорджоне является соперником, но конкурентов не уменьшилось. Амбициозный Тициан пожелал место маклера в Фондако деи Tедески и должность официального художника Венеции. Но эту должность занимал учитель - Джованни Беллини. Назревал скандал ... Тициан не оказывал бывшего учителя ни уважения, ни благодарности.

Жажда успеха обратила Тициана в малых княжеских дворов. Он немного поработал в Падуе, Феррари, имел заказы по Мантуе. Но Венеция не отпускала от себя. После отъезда в Рим Себастьяно дель Пьомбо, руководивший мастерской умершего Джорджоне и смерти Джованни Беллини в 1516 году, он понял, что возобладает только в Венеции. 1517 году он становится официальным художником Венецианской Республики. Тициан теперь рисовал дожей Венеции, как первый художник столицы Адриатики.


2.6. Тициан портретист

Портрет Раннучо Фарнезе, Вашингтон.

Он брался писать портреты и хорошо это делал. Кажется, Тициан сам получал удовольствие от наблюдений за первой небритой бородой (Винченцо Мосту, Палаццо Питти, Флоренция), подвижным подростком, быстрым, как мышь (Раннучо Фарнезе, Вашингтон), за роскошными одеждами девушки, имя которой забылось, а зовут которую теперь просто La Bella-"Красотка" (Палаццо Питти).

Но авантюрный мастер делал и сомнительные вещи. Портрет короля Франции Франциска I он рисовал по медали, которые привезли Тициану. Поэтому и король только в профиль, потому что не позировал мастеру. Пожилые Изабелла д'Эсте послала ему рисунок 20-летней давности, потому желала видеть себя на портрете Тициана молодкой. И сделал ее молодкой. Совсем нельзя доверять портрета Изабеллы Португальской. Она умерла, а художнику заказали портрет. Он и сделал-женщину мечту, женщину идеал, женщину фантом, который никогда сам не видел.

Но иногда он видел в модели воплощения почти своего идеала. Тогда Тициан бросал на полотно не краски, а сама жизнь. И появлялись шедевры ( Ипполито Риминальди, Палаццо Питти). Кого только не видят в нем: и молодого англичанина, и юриста, и даже Гамлета.

Заказчиком Тициана стал и король Карл V. Он имел физические недостатки: не мог полностью закрыть рот и текла слюна. Только один смелый нидерландец осмелился таким воспроизвести и самого короля. Тициан дипломатично остановился на грани невозможного: он закрыл рот королю на портрете.

  • император Карл V, фрагмент

  • Iзабелла Португальский

  • Король Франциск I

  • Даниэле Барбаро


3. Тициан в Риме

Портрет папы Павла III, Тициан.

Посетил Тициан и Рим. К встрече готовились обе стороны. Ведь римские художники слышали о выдающегося мастера из Венеции, и даже видели несколько его картин.

Гидом по Риму Тициану служил сам Джорджо Вазари. Визит мастеру нанес и Микеланджело Буонарротти. Похвалил сдержанно в глаза. За глаза сказал, что в Венеции плохо делают рисунки. Вот и Тициан (чтобы хорошо рисовал), был бы лучшим из мастеров.

Позже ученые условно разделят художников на рисовальщиков (почти все флорентийцы-от Леонардо да Винчи до ... и болонке) и венецианцев, которые работали в манере цветных пятен. Тициан раз представитель венецианского способа. Это и заметил придирчиво Микеланджело.

Но Тициан был доволен. Его приветствовал сам папа римский Павел III и позировал для собственных портретов. И, главное, платил хорошо.


3.1. Семья

Тициан был женат, имел семью. Жену звали Цецилия Сольдан. Их связывали довольно крепкие чувства, потому что после ее преждевременной смерти Тициан целый год находился в депрессии и не брался за кисти. Тициан вызвал из Пьеве ди Кадоре сестру, воспитывала детей и правила в доме.

Семья имела троих детей, сыновей Помпония и Хорацио, дочь Лавинию. Помпония оказался гулякой, тратил большие деньги и долго надоедал отцу и всей семье. Тициан много делал, чтобы обуздать неудачного сына, находил ему должности, давал деньги. Отношения с Хорацио были более спокойными. Хорацио находил с отцом общий язык, сам был художником и помогал отцу в работе. Он умер при жизни отца (утверждали, что от чумы). Утешением была дочь Лавиния. Она вышла замуж и старый Тициан увидел внучку. Лавиния умерла при родах. В конце жизни Тициан был одиноким.


3.2. Поздние картины

Темперамент и мощные чувства не покидали художника до последних лет жизни. Слаб зрение, он больше болел, и его картины потеряли четкие контуры и локальные краски. Поверхность картин как тонула в мареве почти хаотических мазков, рождая некое новое художественную действительность, беспокойную, тревожную, философские углубленную. Заказчики воспринимали эти произведения по незавершенные и упрекали старому мастеру. Но тот сердился и отвечал: "Тициан - завершил! Завершил!" Правоту мастера поймут три века спустя, когда художественная манера предшественников импрессионистов и их самих из Франции победоносно закрокуе всем миром.


3.3. Смерть мастера

Санта Мария Глориоза деи Фрари

Последний год жизни он болел. Часто уединялся. Утверждают, что умер от чумы. Возможно, и так. Но умершего от чумы в Венеции запрещали хоронить в церкви. Для Тициана сделали исключение. Его похоронили в церкви. Это Санта Мария Глориоза деи Фрари.


4. Историографы Тициана

Жизнь Тициана привлекало многих. Его талант и финансовый успех затрагивали. О нем писал скандальный приятель Пьетро Аретино (1492-1556) в письмах и рассказах о живописцев. Но связан с мастером денежными интересами, более прятал, чем освещал. Несколько знал Тициана и Джорджо Вазари (1511-1574), который подал биографию мастера в своих "Жизнеописаниях". Но и Вазари знал не все и не в полном объеме. Третьим историографом был Лодовико Дольче (1508-1568). Однако белых пятен в его життеписах не уменьшилось, а многое осталось неизвестным.


5. Посмертная слава

  • В Пьеве ди Кадоре стоит памятник художнику.
  • Итальянский банк выпустил в обращение банкноту в 20 000 лир с автопортретом Тициана и гравюрой с картины "Любовь земная и небесная".
  • Картины мастера можно видеть на почтовых марках разных стран.

Источники

  • Renate Bergerhoff Tiziano Corvina Kiado 1975 (венгерский)
  • Angelo Walther Tycjan Lipsk Arkady Warszawa 1878 (на польском)
  • Всеобщая мстория искусств, т 3, М, "Искусство", 1962 (рус)
  • История зарубежного искусства, М, "Искусство", 1971 (рус)
  • Всеволожская С.Н. др. "Итальянская живопись 13-18 вв. В собрании Эрмитажа", Л, "Сов.художник", 1964 (рус)

7. Галерея

  • Виоланта

  • Мадонна с младенцем

  • Богоматерь в печали

  • Саломея с отрубленной головой Иоанна Крестителя

  • Иоанн Креститель

  • Noli me tangere (Не прикасайся ко мне, Христос и Мария Магдалина)

  • Неизвестный с красной шляпой

  • Святой Себастьян

  • Карлинал Пьетро Бембо

  • Французский кардинал Жорж дьАрманьяк

  • Карл V в кресле

  • Король Испании Филипп II.

  • Элеонора Гонзага

  • Папа Павел III с кардиналом Алессандро Фарнезе и князем Оттавио Фарнезе.

  • Дож Франческо Веньер

  • Дож Андреа Гритти


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам