Надо Знать

добавить знаний



Томас Гейнсборо


Thomas Gainsborough by Thomas Gainsborough.jpg

План:


Введение

Томас Гейнсборо ( англ. Thomas Gainsborough 14 мая 1727, Садбери, Саффолк, Англия - 2 августа 1788, Лондон) - английский художник на рубеже эпох барокко, рококо, классицизма. Рисовал пейзажи, жанровые картины, портреты. Один из выдающихся портетистив Англии и 18 века вообще.


1. 18 века в Англии

Бурный 17 века было позади и Великобритания вступила в период стабилизации. Королевская власть ослабла и, как говорили в Лондоне, - "стало ясно, что короли в Англии больше не правят". Должность короля сохранили, его даже сообщали о состоянии дел, но власть перешла парламента и премьер-министру. Годы правления премьер-министров теперь вошли в хроники государства по годы правления безвольных королей.

Парламентская монархия Англии не лишила власть от злоупотреблений и скандалов. Долгое правление премьера Роберта Уолпол тому свидетельство. Он брал взятки деньгами и картинами выдающихся мастеров, а в парламенте расцвели подкупы и коррупция. Но страна не знает политических землетрясений почти 250-300 лет.

18 века в Британии прошло под быстрым сосуществованием сразу трех стилей - позднего барокко, рококо и классицизма, набиравший мощи и который в конце века вытеснит все другие стили. Годы жизни и творчества Гейнсборо раз и пришлись на это сосуществование стилей.


2. История изучения

Рисунок Гейнсборо к портрету виолончелиста Карла Абеля, 1765 г.

Как художник, Гейнсборо не имел прижизненного биографа. Но многое сохранил дневник Джозефа Фарингтона, слабого художника, но свидетеля и хрониста художественной жизни Лондона 18 века. Именно с этого дневника узнали день венчания Гейнсборо.

Коллекционеры рисунков художника появились еще при жизни мастера. Были и свои коллекционеры его писем. Место для Гейнсборо нашлось в мемуарах (у Уильяма Джексона, которого портретировали мастер), в тогдашних газетах. А первую достаточно полную биографию мастера напечатал Дж. Фулхер только через 50 лет после смерти художника.


3. Биография

Родился в Садбери, что в графстве Саффолк. Томас - девятый ребенок в семье Джона и Сюзанны Гейнсборо. В детстве много рисовал. Небедный еще тогда отец направил сына учиться в столицу. Художественное образование получил в Лондоне у гравера - француза Юбера Гравло.

Около 1745 открыл свою студию в столице. В 1748 г. похоронил умершего отца и жил в Садбери. С 1750х годов - в городе Ипсвич, где жила старшая сестра Томаса и где должен заказа. В 1759 г. переезжает в курортный город Бат, где жили состоятельные люди и где он заказы на портреты отдыхающих аристократов. С 1774 г. художник в Лондоне.

Был женат. Жена была внебрачной дочерью английского магната де Бофор. Слухи об этом делали семью полусвета лицами и аристократия считала их людьми почти своего круга. Гейнсборо стал отцом и имел 2-х дочерей.

Документы свидетельствуют, что художник не любил книг, зато всю жизнь любил в музыке. И сам играл на нескольких музыкальных инструментах.


4. Утренние произведения

В ранних произведениях Гейнсборо слишком чувствуется влияние рококо. В портрете брата и сестры Ллой дети как фарфоровые куклы, худенькие и угловатые. Он играет джентльмена, она - взрослую леди, смотреть на это смешно. Кукольные фигурки детей смещены в сторону, чтобы показать парк с прудом и игру света на воде и в небе. Парковый павильон с признаками короткого английского барокко, но парк уже потерял регулярную планировку. Пейзажные парки Британии уже в моде и изучать их приезжают даже из Новой Англии, как тогда называли английские колонии в Америке.

Гейнсборо влюблен в пейзажи, которые он охотно рисует. Но в моде пока исторические картины итальянцев, героические пейзажи Николя Пуссена, классические пейзажи Клода Лоррена. Английские пейзажи Гейнсборо никто не покупает. Художник зарабатывает на рисовании портретов. А для себя пишет пейзажи.

Все противоречия утренних произведений Гейнсборо присущи и портрета семьи Эндрюс. Миссиз сидит на рококовой, парковой скамье смешной для села, но модной платья. Худая и болезненная хозяйка не сделала приветливое лицо даже для портрета. Мистер с ружьем и туповатым лицом как охотился, но больше раздражал и без того раздраженную женщину. В отличие от неприветливых хозяев поражает красотой пейзаж сельской Англии. Жатву, еще светит солнце, зеленеют луга. А небо грозится новым дождем, таким частым в Британии. Капризная рококо осталось на неприветливых хозяевах, никакого рококо нет в чрезвычайно искреннем, откровенно реалистичном и красивом пейзаже.

Портрет не понравился заказчикам, что не удивительно. Заказчики не нравились художнику, тоже не удивительно. Но он должен зарабатывать деньги и снова брался за портретирования.


5. Пейзажи

Пейзажи Гейнсборо разные по качеству. Есть как реалистичные и конкретные, так и фантастические, вымышленные. В портрете семьи Эндрюс пейзаж очень конкретный и реалистичный, как и дуб, под которым разместились мистер и миссис.

В пейзаже "Побережье" хорошо ощутимые влияния пейзажей малых голландцев 17 века, картин которых было много в частных собраниях англичан - Гойена, Альберта Кейпа, Симона де Влигера.

Достаточно самостоятельный Гейнсборо в утренних пейзажах (и в своих рисунках). Лучшие среди них "Пейзаж с церковью Св. Марии в Хэдли" бл. 1750 и "Лесной пейзаж Дедил" 1747 года.

В Англии того времени пользовались спросом и были модными пейзажи частных усадеб. Их охотно заказывали и охотно покупали. Гейнсборо, этот упорный сторонник пейзажей, решительно отказывался рисовать реальные, частные пансионаты в пейзаже. Даже стабильные деньги за них его не привлекли.


6. Портреты. Английский скука

В своих портретах Гейнсборо опирался на авторитет Ван Дейка, долгое время работавшего в Лондоне и создавшего тип элегантного, аристократического портрета, который унаследовали все английские портретисты. Гейнсборо иногда заимствовал даже костюмы у Ван Дейка (мисс Грэхем у колонны, портрет мальчика в голубом костюме), это, возможно, сами барочные за порядком портреты мастера.

Вполне барочным за строем оставил Гейнсборо и парадный портрет 4-го графа Арджил - в полный рост, в мантии и с регалиями власти.

Больше искренности в женских портретах. Тема благородного досуга развита в "Портрете Молли и Пегги" 1760 Девочки заняты рисованием и изучением искусств. Но сколько принуждения и скуки в обоих лицах.

  • Джон Кэмпбелл, 4-й герцог Арджил, 1767 г.

  • Молли и Пегги за рисованием, 1760

  • Миссиз Мэри Грэхем, 1777


7. Портреты индивидуальностей

Портрет Элизабет Шеридан. Вашингтон, Нац.галерея.

С некоторых лиц сильный характер рвется внешне на все ограничения культуры и социального положения. Такова была виконтесса Пенелопа Лигонье, и только необходимость быть леди ограничивала ее слишком активные действия.

Мисс Анна Форд отличалась любовью к музыке, хорошо пела и говорила на пяти языках. Почти единственным общественным звеном, где женщина того времени могла проявить себя, был театр. Отец удерживал дочь дома. Тогда девушка сбежала в Лондон, где дала свой концерт. Попытки отца сорвать концерт и опозорить дочь не удались. Концерт имел успех. Портрет Анны Форд написал Гейнсборо.

Долго сдерживала себя и Элизабет Линли, пением которой был очарован театральный Лондон. Но придет время и девушка уйдет из родительского дома в далекую Францию ​​ради любимого. Ее мужем станет драматург Р. Б. Шеридан. Портрет еще не замужней Элизабет Линли, любимой Шеридана, напишет Гейнсборо. В творческом достоянии мастера этот портрет станет шедевром.

Достаточно выдающихся лиц было и среди мужчин. Гейнсборо был знаком с вольнодумцем Уиллоуби Берти, 4-м графом Абингтон. Тот много музицирував, водил дружбу с музыкантами и поддержал сестру Элизабет, вошла замуж за танцора-итальянца Галлини, хотя это был неодобрительный брак. Более того, Уиллоуби поддерживал американских колонистов (противников Британии), что было непартриотично, и напечатал одобрительный памфлет в честь Французской революции 1789 года. Граф - одна из моделей художника, к сожалению, портрет остался незавершенным.


8. Актриса Сара Сиддонс

Сара была известной драматической актрисой и красавицей. Ее аллегорический портрет в виде музы Трагедии рисовал сам Джошуа Рейнольдс.

Гейнсборо мало рисовал аллегории. Правдивая простота и близость к природе были ему важнее. Интересно, что этот портрет ему никто не заказывал. Художник рисовал его по собственному желанию в благодарность таланта актрисы. Сара спокойно сидит в кресле. На ней модная пестрая платье с голубой оторочкой. Костюм дополняют черная шляпа со страусиными перьями, муфта из меха и шарф. Актриса как присела перед выходом в свет и никого в это время не играет. В Гейнсборо много шедевров среди портретов. Но таких значимых, как портрет актрисы Сары Сиддонс - единицы.


9. Утренняя прогулка

Эсквайр В.Халлет с женой. (Утренняя прогулка) 1785

Особенностью таланта художника была возможность создать шедевр портрет людей привычных, ничем не значащих, не отличающиеся от остальных. Удивление вызвал портрет королевы Англии Шарлотты, жены Георга III.Гейнсборо сделал из напричуд некрасивой женщины вполне привлекательную личность на своем портрете (использовал все сокровища модной одежды, позы, жеста, окружение).

Все сокровища модной одежды, позы, жестов, окружения использовал Гейнсборо и в двойном портрете какого-то эсквайра Уильяма Халлета с женой. Портрет больше известен под названием "Утренняя прогулка". Только молодость и сделала супругов значимыми на портрете, таки стал шедевром с изображением рядовых человек.


10. Утраченные имена

Некоторые из портретов Гейнсборо потеряли свои имена. Художник в этом никак не виноват. Все идет от тогдашней привычки на выставках в Лондоне не давать имен портретируемых, если это не представители королевской семьи. Портреты на публичных выставках имели простые подписи - "Дворянин", "Художник", "Титулованная Леди". Прославленный позже портрет Джонатана Баттла на выставке именовался как "Портрет молодого джентльмена" и все. Только газеты того времени часто раскрывали инкогнито.

Потери во времени и имя хозяйки на портрете Гейнсборо с Эрмитажа. Возможно, эта привлекательная женщина - Маргарет Барр, герцогиня де Бофор?


11. Галерея портретов

  • Портрет виолончелиста Карла Абеля, 1777

  • Портрет герцогини де Бофор (Леди в голубом, 1770)

  • Портрет Джонатана Баттла (мальчик в голубом костюме), 1770

  • Портрет Анны Форд, жены Тикнесс, 1760

  • Мере, принцесса Уэльская, 1760

  • Портрет поэтессы Мэри Робинсон, 1781

  • Актер Дэвид Гаррик

  • Две дочери художника в детстве, 1759


12. Отзывы о художнике

  • Одиас Хэмфри, сопровождавший Гейнсборо во время его прогулок после усталости: "Именно задякы этим прогулкам зрители картин видят большую часть зарисовок и рисунков, что время от времени показывал на выставках этот своеобразный, умственные и достоин уважения художник".
  • Джексон, корреспондент Гейнсборо: "специальности Гейнсборо была живопись, а музыка - развлечением. Но иногда казалось, что именно музыка была его главным специальности, а живопись - развлечением".
  • Аджело: "Гейнсборо использовал в своих экспериментах, кажется, все средства и хитрости живописи масляными красками. Не признавая никаких ограничений Свои находкам, он вместо карандашей, кистей и пастелей, работал собственными пальцами или кусочками губки ... Он забрал все кухонные кастрюли, заполнил их красками теплых и холодных тонов, затем Маккавей в них кусочки губок и рисовал на плотному бумаге общие Силуэты и эффекты освитленння. Ломал эти зарисовки у огня, а потом эффектно завершал черными, красными и белыми Пастель... Некоторые из этих зарисовок настолько талантливы, ибо он вложил в них все свое мастерство, что никакой другой художник не мог сделать подобные или преувеличить его мастерство ".

13. Страны мира, где хранят произведения Гейнсборо

  • Австралия
  • Англия
  • Италия
  • Германия
  • Франция
  • Россия
  • США

См.. также

Источники

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал
  • Всеобщая история искусств, т 4, М, "Искусство", 1963 (рус)
  • Georgy Kelenyi Thomas Gainsborough Berlin, Henschelverlag, 1979 (нем)
  • Некрасова Е. А. "Томас Гейнсборо", М, "Изобразительное искусство", 1990 (рус)

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам