Надо Знать

добавить знаний



Томас Мор


Hans Holbein d. J. 065.jpg

План:


Введение

Томас Мор ( англ. Sir Thomas More ; 7 февраля 1478 - 6 июля 1535) - английский философ, государственный деятель, лорд-канцлер ( 1529 - 1532 гг.) Автор общественно-политического трактата "Утопия". Один из основоположников утопического социализма. Святой Римо-католической церкви.


1. Биография

1.1. Образование

Томас родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом. Веселый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям потрясли Мортона, который предсказал, что Мор станет изумительным человеком. Мор продолжил свое образование в Оксфорде, где учился у Томаса Линакра (англ. Thomas Linacre) и Уильяма Гросин (William Grocyn), знаменитых юристов того времени. В 1494 году он вернулся в Лондон и в 1501 году стал барристеров.

Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. В частности, он долго колебался между гражданской и церковной службой. Во время своего обучения в Lincoln's Inn (одной из четырех юридических корпораций, готовящих юристов) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Однако, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году - женится.


1.2. Семейная жизнь

Мор женился Джейн Кольт 1505 году. Она была почти на 10 лет моложе, и его друзья говорили, что она была тихой и добрым нравом. Эразм Роттердамский посоветовал ей получить дополнительное образование, к тому которую она получила дома, и стал ее личным наставником в области музыки и литературы. Они с Мором имели четверо детей: Маргарет, Элизабет, Сесиль и Джон. Когда Джейн умерла в 1511 году, он женился почти сразу, выбрав женой богатую вдову по имени Элис Мидлтон. Элис не имела репутации покорной женщины, как ее предшественница, а наоборот - она ​​была известна, как сильная и прямая женщина, хотя Эразм говорит, что брак был счастливым. Мор и Элис не было общих детей, но Элис имела дочь от первого брака. Кроме того, Мор стал опекуном молодой девушки по имени Алиса Кресакр, которая в итоге вышла замуж за его сына Джона. Мор был любящим отцом, который писал письма своим детям, когда был в отъезде по правовым или государственным делам, и призвал их писать ему чаще. Мора серьезно заинтересовало образование женщин, его отношение было необычным в то время. Он считал, что женщины столь же способны к научным достижениям, как и мужчины, он настаивал, чтобы его дочери получили высшее образование так же, как и его сыновья.


1.3. Религиозная полемика

1520 реформатор Мартин Лютер опубликовал три работы в следующей последовательности: "Обращение к христианскому дворянству немецкой нации", "О вавилонском пленении церкви", "О свободе христианина". В этих работах Лютер изложил свое учение о спасении через веру, отверг таинства и другие католические практики, и указал на злоупотребления и перегибы Римско-католической церкви. В 1521 году Генрих VIII ответил на критику Лютера работой писателя известного как Assertio, написанной и отредактированной Мором. В свете этой работы, папа Лев X наградил Генриха VIII титулом "Защитник веры" за его усилия в борьбе с ересью Лютера. Мартин Лютер ответил Генриху VIII в прессе, называя его "свиньей, болваном и лжецом". По просьбе Генриха VIII, Мор составил опровержение: "Responsio Lutherum". Оно было опубликовано в конце 1523. В "Responsio" Мор защищал верховенство папы, а таинство других церковных обрядов. Эта конфронтация с Лютером подтвердила консервативные религиозные тенденции, которых придерживался Мор, и с тех пор его творчество было лишено всякой критики и сатиры, которые можно рассматривать как вред авторитету Церкви.


1.4. В парламенте

Во время первого выступления в парламенте Мор требовал уменьшить налоги в пользу короля Генриха VII. За это Генрих заключил отца Мора, который был освобожден только после уплаты выкупа и самоустранения Мора от общественной жизни. После смерти Генриха VII в 1509 году Мор вернулся в политику. В 1510 году он стал одним из двух младших шерифов Лондона. В 1511 году во время родов умирает его жена.

1.5. Придворная жизнь

В 1510-х годах Мор привлек внимание короля Генриха VIII. В 1515 году в составе посольства во Фландрии он договаривался о торговле английской шерстью. Известная "Утопия" прочинаеться со ссылкой на это посольство. Вскоре после этого друг Мора, Эразм Роттердамский содействие в издании этой книги. В 1517 году помог успокоить жителей Лондона, бунтовали против иностранцев. В 1518 году Мор присоединился к Тайного Совета. В 1520 году сопровождал Генриха VIII во время его встречи с королем Франции Франциском I неподалеку от города Кале. В 1521 году становится сэром Томасом Мором, за "заслуги перед королем и Англией.

Видимо, именно Мор был автором знаменитого манифеста В защиту семи таинств ( лат. Assertio septem sacramentorum / англ. Defence of the Seven Sacraments ), Ответы Генриха VIII Мартину Лютеру. За этот манифест Папа Лев X даровал Генриху титул Защитник Веры" ( лат. Defensor Fidei ) - Интересно, что долгое время после того, как Англия порвала с католической церковью, английские монархи продолжали носить этот титул, а на английских монетах до сих пор присутствуют буквы FD. Также Томас Мор написал ответ Лютеру под своим собственным именем.


1.6. Конфликт с королем. Арест и казнь

Особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, а затем к падению и в конечном итоге - к смерти. Кардинал Томас ВОЛС, архиепископ Йорка и лорд-канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Екатерины Арагонской, в результате чего в 1529 году его вынудили уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин.

К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твердо стоял на своем: расторгнуть освященный церковью брак может только Папа. Климент VII был против этого развода - на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Екатерины. В 1532 году Мор ушел в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье.

Настоящей причиной его увольнения стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание Англиканской церкви; Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущен отходом Англии от истинной веры, не появился на коронации новой жены короля - Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью. Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды, и если бы он не попал под защиту Палаты лордов, не миновать бы ему тюрьмы. В том же году Парламент принял "Акт о престолонаследии", который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства. Лицо, принесла присягу, тем самым: 1) признавала законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн, 2) отказывалась признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров. Томас Мор был приведен к присяге, но отказался произнести ее, поскольку она противоречила его убеждениям. 17 апреля 1535 он был заключен в Тауэре, признан виновным и 6 июля 1535 обезглавлен. За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-Католической Церковью и причислен к лику святых Папой Пием XI в 1935 году.


1.7. Произведения

1.8. "История Ричарда III"

До сих пор среди специалистов идут споры о том, является ли "История Ричарда III" Томаса Мора историческим или художественным произведением. Во всяком случае, в своих основных сюжетных линиях это произведение совпадает с большинством хроник и исторических исследований, а именно с "Новыми хрониками Англии и Франции" Р. Фабиана, записками Д. Манчини, П. Кармилиано, П. Вергилия, произведениями Б. Андре . Рассказ хронистов и писателей расходятся с историей, написанной Томасом Мором, лишь в деталях. При этом в "Истории Ричарда III" ярко обозначен характер автора, во многих случаях данные оценки происходивших в 1483 году исторических событий. Так, по поводу избрания Ричарда III королем историк пишет, что это "... не что иное, как королевские игры, только играют они не на подмостках, а в основном на эшафот".


1.9. Стихотворные произведения, эпиграммы и переводы

Томас Мор был автором 280 латинских эпиграмм, переводных произведений, а также небольших поэм. Томас Мор активно занимался переводами с древнегреческого языка, который в его эпоху был гораздо менее популярен, чем латинский.

По мнению Ю. Ф. Шульц, высказанным в статье "Поэзия Томаса Мора" [1], точная датировка подавляющего большинства эпиграмм Мора затруднительна. Тем не менее, как в выборе эпиграмм, так и в поэтических произведениях Томаса Мора основной темой является образ идеального правителя, многие эпиграммы и поэтические произведения идейно близки работе Томаса Мора "Утопия".


1.10. "Утопия"

Из всех литературных и политических произведений Мора наибольшее значение имеет "Утопия" (опубликована в 1516 году Дирком Мартенсом), причем эта книга сохранила свое значение для нашего времени - не только как талантливый роман, но и как гениальный по своему замыслу произведение социалистической мысли. Литературные источники Утопии - сочинения Платона ("Государство", "Критий", "Тимей"), романы-путешествия XVI века (в частности "Quattuor Navigationes" Америго Веспуччи) и до некоторой степени произведения Чосера, Ленгленда и политические баллады. С "Navigationes" Веспуччи он взял завязку "Утопии" (встреча с Гитлодея, его приключения). Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма.

Томас Мор назвал свой труд Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". "Утопия" делится на две части, мало похожие по содержанию, но логически неотделимы друг от друга.

Первая часть произведения Мора - литературно-политический памфлет, здесь наиболее сильный момент - критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует "кровавое законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель ( англ. enclosures ), Разоряя крестьянство: "Овцы, - писал он, - поели людей". В первой части "Утопии" дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он выразил в форме фантастической повести свои сокровенные мысли. Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Во главе государства Мор ставил "мудрого" монарха, допуская для черных работ рабов, он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне, сами герои Утопии - горячие сторонники гуманизма. Но в описании социально-экономического строя своей вымышленной страны Мор дает ключевые для понимания его позиции положение. Прежде всего в "Утопии" отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Вместо нее устанавливается обобществленное производство. Это большой шаг вперед, поскольку в предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер. Труд является обязательным в Утопии для всех, причем земледелием занимаются поочередно все граждане до определенного возраста, сельское хозяйство ведется артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе - влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В "Утопии" царит ручной труд, хотя она и длится всего 6 часов в день и не является изнурительной. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причем торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в Утопии ведется по потребностям, без каких-либо жестких ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля - полная демократия: все должности - выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полноправие. Схоластика не свойственна школе, образование построено на сочетании теории и производственной практики. До всех религий в "Утопии" отношение толерантное, и запрещен только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и скептического мировоззрения, но в вопросах общества и государства он - чистый рационалист. Признавая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно - заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую обстановку, надежды угнетенного населения города и села. В истории социалистических идей его система ставит вопрос об организации общественного производства, к тому же в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является еще и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в свое время видеть перспективу бесклассового общества (в "Утопии" Мора рабство не отменено), осуществляющего великий принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям "без всякого участия государственной власти, стала лишней.


1.11. Политические взгляды

Основная причина всех пороков и бедствий - это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями. Утопия (идеальная страна) - своеобразная федерация 54 городов. Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье - от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются "деревенские семьи" (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филархами (сифогранта) во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (Адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя неизменна, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания, но они выбирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты. В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцам редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не требующие большого и сложного законодательства. утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наемники. утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от нее.


Литература

  • Guy, John (1980). The Public Career of Sir Thomas More. ISBN 978-0300025460.
  • Ridley, Jasper (1983). Statesman and Saint: Cardinal Wolsey, Sir Thomas More, and the Politics of Henry VIII. ISBN 0-670-48905-0.
  • Marius, Richard (1984). Thomas More: A Biography.
  • Wegemer, Gerard (1985). Thomas More: A Portrait of Courage. ISBN 978-1889334127.
  • Ackroyd, Peter (1999). The Life of Thomas More.
  • Guy, John (2000). Thomas More. ISBN 978-0340731383.
  • Guy, John (2009). A Daughter's Love: Thomas More and his daughter Meg.
  • Martinex, Paloma Castillo, (2010) il primato della coscienza. Tommaso Moro. Milano: Paoline. ISBN 9788831536752.


Персоналии Это незавершенная статья о лицо.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам