Надо Знать

добавить знаний



Томас Мюнцер



План:


Введение

С гравюры XVIII века

Томас (Фома) Мюнцер ( нем. Thomas Mntzer , Ок. 1490 - 27 мая 1525) - радикальный проповедник времен Реформации, который стал поастанським лидером во время Крестьянской войны. Он первым от Лютера выступил против католической церкви. Пибтримував анабаптистов.

В 19-м веке социалисты, в частности Ф.Энгельс, сделали Томаса Мюнцера ярким примером классовой борьбы.


1. Биография

Панорама мисла Штольберг

Родился около 1490 года в городке Штольберг, что в регионе Гарский гор. Происходил, по слухам, из семьи уважаемого мастера, чеканщика монет. В 1503 году из-за безработицы, родители Томаса переселились в Кведлинбург, где находился местный монетный двор.

О детстве и юности Мюнцера известно очень мало. В 1506 году он поступил в Лейпцигский университет, где занимался философией, теологией и медициной. В дальнейшем он получил степень магистра свободных искусств и бакалавра теологии. Обладая блестящими способностями, Мюнцер вполне мог сделать университетскую карьеру, однако чистая наука никогда его не привлекала. Вся его жизнь прошла в скитаниях по стране и в проповедях перед бедняками. Личные потребности Мюнцера всегда оставались весьма скромными. Он довольствовался простой пищей и не думал о новой одежде. Пытаясь сэкономить на бумаге, он писал на клочках, на счетах - везде, где оставалось чистое место, даже между строк и на полях чужих писем. Единственной роскошью, которую он себе позволял, были книги. На них он тратил больше, чем позволяли средства, и постоянно был виноват книготорговцам.

Радикальные взгляды были свойственны Мюнцеру уже в юности. Еще очень молодым человеком в 1512 г. он основал тайное общество в Галле с целью заговора против архиепископа Магдебургского. Заговор не удался, но Мюнцеру удалось скрыться. Около 1517 г. он служил учителем в Мартинская гимназии в Брауншвейге, откуда он должен был уйти "из-за неспокойной характер". В 1519 г. Мюнцер вступил капелланом и духовником в монастырь бернардинок Бейтиц вблизи Вейсенфельса, однако через несколько месяцев получил отставку из-за того, что запровандував различные нововведения в богослужении. Затем он проповедовал в Ютерборзи и был изгнан воинственными католиками. Оттуда Мюнцер отправился в Виттенберг, где встретился с Лютером. В будущем им предстояло стать непримиримыми врагами. Но в то время противоречия, разделявшие их, еще не созрели. Мюнцер понравился Лютеру, и тот выхлопотал для него в 1520 г. место проповедника в Цвикау. Там он активно выступал против францисканцев. С этого времени агитация Мюнцера начинает выходить за рамки традиционного лютеранства. Размах революционных событий в Германии, успехи Реформации убеждали Мюнцера в реальности грядущего общемирового социально-политического переворота, в результате которого будет установлено "царство Божие" на Земле. Идеи такого переворота активно пропагандировались рядом плебейских сект, особенно анабаптистами.

Летом 1521 года Мюнцер посетил разбушевавшуюся оппозиционным движением Чехию. Здесь он опубликовал "Пражский манифест", в котором изложил основные положения своего революционного учения и понимания Реформации. Томас Мюнцер призывал рудокопов Чехии возродить мятежные традиции таборитов.

После того, как власти Чехии выслали Мюнцера из страны, ему пришлось некоторое время прожить в Нордхаузен. Затем ему удалось получить место проповедника в Альштедти - небольшом городке, находившемся во владениях саксонских князей. Поселившись здесь, Мюнцер много писал, npoповидував и приобрел большое влияние на своих прихожан. Одновременно с Лютером, или даже несколько раньше, он отменил все католические обряды, ввел богослужение немецки и распорядился читать народу не только тексты апостольских посланий, но и всю Библию. Тогда же Мюнцер женился на бывшей монахиней Оттилиею, которая ушла из монастыря. На Пасха 1524 года она родила ему сына.

Вскоре Альштедт стал главным центром Реформации во всей Тюрингии. В своих проповедях Мюнцер призывал относиться к католических храмов, как в идольских капищ. Вдохновленный ним толпа в марте 1524 года сжег в Маллербаси часовню, знаменитую своей чудодейственной иконой. Этот поступок наделал много шума и обратило на Мюнцера всеобщее внимание.

Памятник Томасу Мюнцеру на площади в Мюльхаузенi

В июле того же года в Альштедт прибыли саксонские курфюрсты Иоанн и Фридрих Мудрый для того, чтобы послушать тамошнего проповедника. Мюнцер мог выбрать для проповеди нейтральную тему, но не пожелал смягчать обычный резкий тон своих речей. Он выступил перед князьями с толкованием второго раздела из книги пророка Даниила, предоставив ее содержания апокалиптический смысл. Свою речь он сводил к тезису, что если князья не хотят быть сброшенными с престола, они должны помочь народу в его освобождении. Курфюрсты были очень удивлены дерзостью Мюнцера. Однако дух времени был таков, что они покорно выслушали проповедь до конца и даже разрешили ее напечатать. Только книга Лютера "Послание саксонским князьям о мятежный дух" открыла им глаза. Лютер первый почувствовал, к чему клонятся выступления Мюнцера. На него начались гонения. Его типографию закрыли. Опасаясь ареста, он в начале августа бежал из Альштедта и переселился в свободное имперский город Мюльхаузен. Здесь он написал свой ответ Лютеру - памфлет "Защитная речь", полную резких личных выпадов и ругательств.

Между тем выступления Мюнцера становились все более непримиримыми. В своих проповедях, обращенных к горожанам, он говорил, что мюльхаузенци не обязаны подчиняться никакой власти, не должны платить кому подать и католическое духовенство должно быть изгнанным. Он призвал ввести в городе власть общины и таким образом установить принцип справедливости и общей пользы. Его учение вскоре дало результат. В Мюльхаузене начались погромы монастырей и церквей: плебеи разбивали статуи, рвали священные покровы, швыряли в грязь иконы. Дальше больше - появились требования отмены всех налогов и поборов, изгнание попов и передача власти обществу, которое избрало Вечную совет и руководствовалась в своем политике Божьим словом. Увидев одичавший толпа бургомистры и члены совета поспешили скрыться. Немалыми усилиями магистрата удалось отстоять власть и Мюнцеру пришлось бежать.

В конце Сентябрь вместе со своим другом бывшим монахом Пфейфер он отправился в Южную Германию. Здесь, в Южном Шварцвальде и смежных австрийских землях уже разгорался пожар большой Крестьянской войны. Именно там сформировались первые боевые отряды крестьян и впервые выдвинут лозунг "божественной правды". Подробности пребывания здесь Мюнцера неизвестны. Его последователи активно действовали всей Южной Германией, но он сам основном оставался в Гриссени, на шафхаузенському границе. До начала 1525 года вся страна между Дунаем, Рейном и Лехом находилась в состоянии большого возбуждения. В феврале за оружие взялись верхньошвабськи крестьяне, и вскоре число восставших здесь превысило 30 тысяч человек.

В середине февраля Мюнцер вернулся в Мюльхаузен, где после массовых народных волнений набрал большую силу его друг Пфейфер.

Во время Крестьянской войны Томас Мюнцер и его немногочисленные ученики (прежде всего анабаптисты) были вдохновителями наиболее решительных выступлений крестьянства. Сам Мюнцер ездил Средней и Юго-Западной Германией, призывая крестьян и городскую бедноту к борьбе и распространяя печатные памфлеты. В близких к Мюнцера кругах в конце 1524 - начале 1525 годов была составлена ​​наиболее радикальная программа действий восставшей бедноты - "Статейный лист" (Artikelbreif). В конце февраля или начале марта 1525 года Томас Мюнцер приехал в Тюринзьке город Мюльхаузен и возглавил там отряды восставших крестьян. Он пытался создать в Тюринзько-саксонском регионе единый центр всей Крестьянской войны. 15 мая 1525 его отряд был разгромлен у города Франкенхаузен объединенным войском немецких князей, а сам Мюнцер попав в плен, был казнен после мучительных пыток.


2. Мнения

Космический порядок Мюнцер видел в том, что все частности должны признавать полное преобладание и господство общего начала. Он представлял именно такой идеальный небесный мир, где царит божественная гармония совершенства. В отличие от него наш земной и чувственный мир является миром творений, которые потеряли свое единство с Богом и пребывают в изолированном состоянии. Грехопадение Адама в том и состояла, что он увлекся частными интересами в ущерб общим. С тех пор люди находятся во власти творений, то есть своих плотских, частных интересов, и задача христианства состоит в том, чтобы помочь им вернуться к Богу. Исходя из этого фундаментального положения, Мюнцер представлял развитие мира, как постепенное торжество нравственной идеи подчинения частных интересов общим.

Другая важная сторона вероучения Мюнцера заключалась в мистическом понимании сути божественного откровения. Он не мог и не желал мириться с усиленно насаждаемым в период Реформации представлениям о Священном Писании, как о едином источник божественной истины. Ему казалось странным и бессмысленным положение, что Господь, Который сотворил человека, устранился потом от прямого руководства ею, оставив вместо себя путаную и неясную Библию. Нет, говорил Мюнцер, Бог продолжает находиться в прямом и непрерывном общении с людьми и изрекает Свое слово прямо в середину их душ. Но, разумеется, не каждому дано слышать Бога. Для того чтобы слово Божие вошло в душу, она должна воздерживаться от любых искушений и находиться в состоянии глубокой скорби и печали. Только тогда к ней приближается Бог. Именно поэтому грешники не слышат его. "Если человек хочет достичь божественных откровений, - писал Мюнцер, - он должен отойти от всех утех и иметь мужество познать истину".

Главную цель Реформации, в отличие от Лютера, Мюнцер видел не в превращении церкви, а в полной перестройке жизненного уклада по христианским законам. Крестьянскую войну, которая вспыхнула позже, он воспринял как начало времен Апокалипсиса, как общее устранения злодеев и нечестивцев, которое Бог совершает руками народа. Устойчивое представление о том, что в конце мира, во время Страшного суда Бог Сам "отделит зерна от плевел, вызывало у него только горькую улыбку. Он утверждал, что мировой переворот должен начаться в рамках земного мира и произойти благодаря насильственным действиям верных ревнителей Божьих дел. Антихрист будет уничтожен руками людей, которым овладеет Дух Божий. Эта идея была центральной во всем учении Мюнцера.

Поскольку удовлетворение частных интересов шло в ущерб общественным, то такая деятельность подпадала под категорию зла противном Богу. Итак, исходным нормой человеческого поведения должно стать преобладание общего принципа и совместной выгоды. Потому в "общем" воплощен именно божественное начало. Так же должны быть подавлены все те политические и социальные учреждения, которые охраняют частные привилегии и интересы в ущерб общественным. Он был решительным противником частной собственности и частных интересов.

С Цвиккау Мюнцер отправился в Чехию. Он надеялся, что на родине Яна Гуса, где еще ​​свежи были воспоминания о гуситов, его проповедь будет иметь больший успех. И действительно, сначала его встретили в Праге с большим воодушевлением, так как видели в нем сторонника Лютера, имя которого было у всех на устах. Но, после того как Мюнцер выступил с несколькими проповедями, радикализм его идей показался членам магистрата опасным. Власти начали всячески препятствовать Мюнцеру и весной 1523 года выслала его из Чехии.


3. Теократический коммунизм Мюнцера

После новых странствований южной Германии, где Мюнцер завязал отношения с революционерами и вождями крестьянского восстания, готовилось вспыхнуть, он останавливается в конце 1524 в средней Германии, в городе Мюльгаузен.

Здесь он становится, вместе с бывшим монахом Пфейфер, во главе простонародья и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новый вечный, христианский" магистрат, из "бедных" и "земледельцев". В городе проводится коллективизация имущества - Мюнцер отбирает монастырские владения, в соседних землях захватывает дворянские замки и монастыри.

В новом строе Мюнцер не занимал определенной должности, а держал себя как пророк и вдохновитель. Отпустив длинную бороду, "как отцы-патриархи", в одежде, он торжественно появлялся в народе и осуществлял суд на основании закона Моисея. Перед ним носили красный крест и обнаженный меч. Его проповеди гремели против роскоши, золота, идолов в домах и сундуках". Его главной темой было кровавое истребление всех врагов Христа.


4. Программа сторонников

Большинство крестьянских руководителей, были склонны к переговорам с господами и являлись противниками революционной тактики. Однако пропаганда анабаптистов, сторонников Мюнцера, организовала стихийные крестьянские волнения. Жалобы крестьян и городских низов на своих господ объединялись этими пропагандистами в общую программу борьбы угнетенного народа против всех господ за новый социальный порядок. В кругах, близких к Мюнцера, в конце 1524 или в начале 1525 годов была составлена ​​первая программа революционного крестьянства. Этот документ требовал от крестьян решительной борьбы против всех господ.

"Статейный лист" начинался энергичным заявлением о том, что существующее положение не может и не должно быть таковым и впредь. Задача народа состоит в том, чтобы "освободиться совсем". Мирное решение этой задачи возможно только в том случае, если весь народ перестроит жизнь на основе служения общей пользы. Если существующие трудности не будут устранены, то не обойдется без кровопролития. Большое внимание в "Статейном письме" внутреннем единстве народного союза, созданного для служения общей пользы. В документе говорится, что те, кто отказывается вступить в "братское объединение и заботиться о "общую пользу", не могут рассчитывать на услуги других членов общества. Все замки знати и все монастыри, являющиеся центрами предательства и народного гнета, должны быть объявлены "с этой же минуты" в состоянии светского отлучения. Только те дворяне, монахи и священники, которые откажутся от своего настоящего положения, войдут в обычные дома и захотят вступить в братское объединение, будут дружески приняты вместе со своим имуществом и получат все, что принадлежит им по "божественным правом".

"Статейный лист" был первой совместной программой восставшего крестьянства. Он сформулировал антифеодальные цели его борьбы и указал главные вражеские очаги, против которых должны быть направлены силы всего народа. К тому же программа была составлена ​​в боевом духе, который не допускал компромисса. Требование революционной программы, чтобы объединились народные массы сел и городов, действуя силой и не останавливаясь перед кровопролитием, ликвидировали вражеские очаги и устанавливали справедливый порядок, основанный на общей пользы, была по существу требованием перехода власти к простому народу, на чем настаивал Мюнцер. Несмотря на то, что идеи "общественности" и народной власти, которые лежали в основе "Статейного листа", могли тогда понять лишь некоторыми людям, его появление и распространение имели на этом первом этапе Крестьянской войны важное значение.

Документ не содержит никаких конкретных предложений по решению спорных вопросов с господами и никакой просьбы облегчения бремени. Его составители заявляли о полном устранении силами народа феодальных господ и упразднении зависимости от них крестьян. Объединенный народ ликвидирует вражеские очаги и установит тот порядок, который он считает справедливым, считая, что и все остальные должны иметь то, что им положено по "божественным правом". В основу этой программы положен принцип передачи власти народу, то есть тот принцип, на котором настаивал Мюнцер.


5. Крестьянское восстание

Томас Мюнцер с радужным флагом в Штольберзи.

Скоро в городской радикализма примкнули крестьяне. Восстание крестьян вспыхивает в Тюрингии одновременно с южно-германским восстанием, но отличалось отличительной чертой, какую высказывал Мюнцер: оно носит теократический характер, в духе чешского таборитства, с обращением к ветхозаветных образов. Реформацию и крестьянское движение Мюнцер толковал наиболее радикальным образом, он призвал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму. "Под царством божьим, - писал Энгельс, - Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной и чужой государственной власти, противостоящей членам общества". Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в одном из городов Германии как трагическую и гибельную для любого политического вождя попытку осуществить идеи, для реализации которых нет общественно-исторических условий. Война католиков и лютеран на территории Германии завершилась Аугсбургского религиозного миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной с католицизмом религией по принципу: "чья власть, того и вера" (cujus regio, ejus religio). Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви. Протестантизм приняли ряд германских княжеств и городов, а также скандинавские государства.

В 1529 году на 2-м Шпейерському рейхстаге (ландтаге) католики добились решения об отмене права князей определять религию своих подданных (т.е., по сути, признавать государственной религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения, ссылаясь в частности на то, что вопрос о религии - дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами.

Общим лозунгом массовых религиозных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинного, первоначального христианства, неискаженного духовенством. В своеобразных условиях XVI в. Священное Писание стало идейным оружием в борьбе против католической церкви и феодального строя, а его перевод с латыни на народный язык - средством революционной агитации и пропаганды. Текстами писания реформаторы обосновывали требования возрождения апостольской церкви. Крестьянство и городские низы находили в Новом завете идеи равенства и "тысячелетнего царства", которое не знает феодальной иерархии, эксплуатации, социальных антагонизмов. Реформация, начавшаяся в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы.


6. Поражение

Мемориальная доска, установленная на доме по адресу Шлосштасе 26, Виттенберг

Как только Мюнцер стал во главе франкенгаузенського отряда, пришла весть, что объединенное войско князей. Первые легкие столкновения произошли 14 мая 1525 года. На второй день битва возобновилась. Мюнцер расположился со своим отрядом на вершине горы, окружив себя укреплениями из телег. Он знал, что сто лет назад, во время гуситских войн в Чехии, такая тактика не раз приносила крестьянам победу в сражениях с рыцарями. Кроме того, он ждал подкрепления из гор в лице франконских крестьян, а также переписывался с югом.

Но теперь было совсем другое время. Пушки князей после нескольких залпов разбили укрепления крестьян. Прорвав линию телег, конница ландскнехтов ворвалась в крестьянский лагерь. Началась резня - с 8 тысяч повстанцев за короткий срок погибло более 5 тысяч. В тот же день был взят Франкенгауз. Раненный в голову Мюнцер попал в плен. После мучительных пыток его отправили в замок Хельдрунген и снова пытали, убеждая отречься от своих еретических заблуждений. Не известно насколько палачи преуспели в этом. 27 мая 1525 года вождь плебейской Реформации был казнен. С ним вместе казнили Пфейфера и еще 25 неизвестных людей.


7. Наследие

Банкнота ГДР в пять марок 1975 года с изображением Томаса Мюнцера.

Социалисты сделали Мюнцера символом классовой борьбы, опираясь на его пропаганду нового равноправного общества с мировой практикой разделения материальными благами. Учение Мюнцера и крестьянское восстание побудить Ф. Энгельса написать один из ключевых разделов его книги Крестьянская война в Германии. Энгельс описал Мюнцера как революционного лидера, который использовал библейский язык - язык, который крестьяне понимали лучше.

В XX веке в ГДР было немало литературы о Мюнцера, поскольку при социалистического строя, который тогда царил в этой стране, он считался национальным героем, а его портрет даже изображали на денежных банкнотах.

В 1956 году в Восточной Германии режиссер Мартин Геллберг снял биографический фильм "Томас Мюнцер" (Thomas Mntzer), главную роль в котором сыграл Вольфганг Стампф [1].

Немецкий писатель Людвиг Келер и 1845 году написал исторический роман "Томас Мюнцер и его друзья" ( нем. Thomas Mnzer und seine Genossen .

В 1976-87 годах в Бад-Франкенхаузен-Кифхойзери ( Тюрингия) была возведена Панорама Крестьянской войны в Германии (худ. Вернер Тюбке) [2].


См.. также

Литература

  • Штеклы А.Э. Томас Мюнцер. - Молодая Гвардия, 1961. С. 317.
  • Андреев А.Л. и др. Общественная мысль: исследования и публикации, Том 1. - Наука, 1989. С. 250. ISBN 5020080691.
  • Смирин М.М. Народная Реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война. - Изд-во Академии наук СССР, 1955. С. 566.
  • Rolf Luhn. Thomas Mntzer: Wirken und Wirkungen. - Mhlhauser Druckhaus, 1989. S. 108.
  • Max Steinmetz. Das Mntzerbild in der Geschichtsschreibung von Luther und Melanchthon bis zum Ausbruch der franzsischen Revolution. - Sn, 1956. S. 830.
  • Thomas Mnzer. The collected works of Thomas Mntzer. - Continuum Intl Pub Group, 1988. P. 490. ISBN 0567094952.

Примечания

  1. Thomas Mntzer - german.imdb.com/title/tt0230875 / на IMDB
  2. Art of the 20th Century, Part 1, Karl Ruhrberg et al (2005)

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам