Топхельм

Современная реконструкция горшкоподибного шлема

Топхельм, Топфхелм (от нем. topfhelm - "Горшкоподибний шлем") - закрытый конусообразный шлем европейского типа, возникший в конце XII века в разгар Крестовых походов. Характерными чертами шлема являются: большое внутреннее пространство, узкие смотровые щели, плоское свода (за исключением некоторых подвидов), две пластины в форме креста на лицевой части, скрепляющие пластины шлема.


1. Предпосылки возникновения

К концу XII века по всей Западной Европе воины преимущественно использовали в качестве защиты головы нормандский тип шлема с носовой пластиной, кольчужный капюшон или комбинировали их.

Вместе с тем, появлялись новые виды оружия и совершенствовались существующие. Значительные изменения коснулись и тактики ведения боя, например, копье вместо того чтобы держать в руке или бросать в противника, всадник зажимал его под мышкой и при столкновении первых рядов войска были большие шансы удержать это копье и использовать его в ближнем бою. Нормандский шлем не защитил бы от такой грозного оружия. Также нужен был защита от топоров, булав и арбалетов мусульман для крестоносцев. Все эти факторы побудили к целому комплексу инноваций в военном деле того времени.

В конце XII века появились первые образцы нового шлема topfhelm, особенностью которого была лицевая пластинка в виде маски с небольшими щелями для глаз и отверстиями для улучшения вентиляции. Разработка была лучше предыдущей вид шлема и в результате экспериментов topfhelm получил привычного для современных реконструкторов вида.


2. Внешний вид

Рыцарь в топхельми с нашлемный фигурой и палаткой

Topfhelm, имел форму цилиндра или обрезанного конуса и, как правило, состоял из пяти пластин двух затылочных, двух лицевых (между которыми находились щели для глаз) и одной пластины, которая закрывала свода и могла быть выпуклой. Для надежности места стыков пластин укрепляли металлическими полосами. На лицевой части две полосы образовывали крест, а вертикальная полоса проходила по центру щели для глаз и разделяла ее. Для дополнительной защиты к нижним ребрам шлема прикрепляли Бармица. Для устойчивости шлем крепился подбородочным ремнем. Для вентиляции на нижней лицевой части пробивались отверстия, совокупность которых могла создавать символ. Однако мастера не делали вентиляционных отверстий на левой, уязвимой для удара копьем участке. Нередко на нижней лицевой пластине создавали дополнительные отверстия для цепи, который крепился к доспехах, что позволяло лучше транспортировать шлем. Длина по вертикали позволяла опускать topfhelm на плече, существенно смягчало удар сверху. Для большего комфорта изнутри прикрепляли подшлемник со кожи или сукна. С целью защиты от солнца к шлему крепился палатка - кусок ткани, что было удобно для крестоносцев, которые вели боевые действия в жаркой пустыни

Украшался topfhelm узорами, позолотой или рисунками. Полосы в виде креста могли быть из другого металла, что отличало его. На сводах располагались разнообразные фигуры в форме людей, животных и т. д.


3. Изготовление

Процесс изготовления topfhelm был трудоемким и требовал значительного мастерства кузнеца. В результате конечный продукт был очень дорогим в то время. Пластины изготавливались путем виковування молотом заготовок, и обрабатывались с помощью ножниц. Отверстия создавали заостренным стержнем.

Стоит отметить также низкую, по сравнению с современной, качество железа, поэтому для оптимальной защиты от ударов, толщина пластин была 2-4 мм., Причем в области свода металл был толще. Для обработки пластин использовались технологии "горячего" и "холодного" ковки. "Холодном" ковке подвергались пластины толщиной не более 2 мм.

Для скрепления пластин использовали заклепки. Причем заклепувалися они, преимущественно, извне (кроме свода), что позволяло копья соскальзывать при прямом ударе в голову.

На конечном этапе изготовления, происходила шлифовки грубых элементов, а именно ребер и поверхности. Завершалась работа полировкой поверхности, креплением ремней, подшлемника и украшению шлема. Для замедления процесса ржавления, металл покрывали смесью животного жира и пепла.


4. Недостатки

  1. Вес шлема была достаточно высокой (2-5 кг). Поэтому рыцарь надевал его непосредственно перед боем.
  2. Плохая вентиляция. Воин закованный в такой "мешок" мог легко потерять сознание в условиях тяжелого физической нагрузки и повышенной температуры воздуха, особенно остро чувствовали крестоносцы, воевавшие в пустынях Ближнего Востока.
  3. Узкие смотровые щели существенно ограничивали поле зрения.
  4. Звукоизоляция. Всадник плохо слышал звуки, которые его окружали. В противоположность, во время сильного удара врага по топхельму, звуки существенно усиливались и воин оглушувався.
  5. Шлем закрывал лицо всадника. Поэтому доспехи обвешивали и разрисовывали гербами рыцаря, что в условиях боя было очень важным.

5. Подвиды topfhelm

  • Kubelhelm, или "верхний шлем" надевали на ранние бацинеты или иные шлемы. Отличался от topfhelm расширенным сводом.
  • Sugarloafhelm, или " сахарная голова "отличался от topfhelm конусообразным сводом.
  • Stechhelmen отличался от topfhelm большей длиной по вертикали, что позволяло шлема полностью ложиться на плечи всадника и обеспечивать лучшую защиту шеи и горла. Вместе с тем невозможным повороты головы.

6. Археологические находки

В наше время известно 16 топхельмив, что сохранились.

  • Topfhelm с Dargen

Археологическая находка; 1250-1280 гг; Aites Zeughaus, Berlin. Это старейший экземпляр, с крестообразной накладкой спереди, подобный тип многократно изображен на миниатюрах.

  • Замок Madeln тип I

Археологическая находка; примерно 1300 г.; в это время [ Когда? ] Schweizersches Landmuseum, Zurich. Этот шлем использовали на турнире. На его левой стороне отпечаток корончатого наконечника. Лицевая сторона имеет следы многократных ударов.

  • Замок Aranas, Westgotland

Археологическая находка; начало XIV в.; Statens Historiskamuseum, Stockholm.

  • Bozen, Tirol

Археологическая находка; начало XIV в.; Замок C.Angelo, Rom. Очень короткий шлем, возможно, обрезанный снизу, вероятно, также в древности.

  • Замок Madeln тип II

Археологическая находка; середина XIV в.; Kantonmuseum Baselland, Liestal. Очень ценная находка. Уникальные крестообразные дыхательные отверстия и смотровые щели, расширяющиеся к носу.

  • Kussnacht в Rigi

Археологическая находка; середина XIV в.; Schweizersches Landmuseum, Zurich. Также очень ценный шлем, был найден вместе с фрагментами збруйних пластин.

  • Замок Tannenberg

Археологическая находка, вторая половина XIV в.; Hessisches Landmuseum, Darmstadt.

  • Шлем с Kornburg

Шлем "погребальных даров", ранее монастырь Kleinschwarzenlohe; конец XIV в.; Germanisches Nationalmuseum, Nurnberg. В этом шлеме встречают сразу несколько необычных особенностей: Этаж смотровой щели, по ее центру наклепанного вертикальная пластина. Шолом гавився, этаж первоначальной окраски позже проведена еще одна. Как дополнительная защита - кольчужная привись приклепана к шлему.

Шлем "погребальных даров", вторая половина XIV в.; Собор Canterbury. По форме почти идентичен с последующим, можно сказать, что эти шлемы относятся к английского стиля исполнения.

  • Шлем неизвестного происхождения.

Вероятно, шлем "погребальных даров", вторая половина XIV в.; Когда-то находился в коллекции Петера Дейла, теперь в Royal Armouries, Leeds.

  • Шлем Ричарда Пембриджа.

Шлем "погребальных даров", вторая половина XIV в.; Собор Hereford, теперь Royal Scottish Museum, Edinburgh

  • Шлем с Traun у Linz.

Подводная находка; середина XIV в.; Osterreichisches Landmuseum, Linz.

  • Шолом рода Пранк.

Шлем "погребальных даров", вторая половина XIV в.; Музей истории искусств, Вена. Дополнительное усиление указывает, что шлем использовался как турнирный. Оригинальное нашлемный фигура в форме оленьих рогов, так же хорошо сохранилась.

  • Lebus на Oder.

Археологическая находка; Вторая половина XIV в.; Tojhusmuseet, Kopenhgagen.

  • Замок Altena

Археологическая находка; конец XIII в.; музей графства Mark, в замке Altena. Очень необычный экземпляр, также с крестообразной накладкой. На шлеме видно сквозные отверстия на пластине верхушки (скорее всего, для нашлемной фигуры). Широко расставленные прорези для глаз, и крестообразные отверстия на левой, наиболее подверженной удара копьем стороне, объяснить сложно.

  • Замок Treuchtlingen

Археологическая находка; начало XIV в.; На верховой пластине пролом в результате удара боевого молота.