Надо Знать

добавить знаний



Торбан



Торбан
HS # :321.321-5
Торбан
Классификация
Родственные инструменты
Торбан


Торбан, или "теорбаны, народный струнный щипковый музыкальный инструмент (30 - 40 струн), из семьи февральских, близкий к теорбы, от которой отличается дополнительными пристрункив, как на бандуре. Был распространен с первой половины 18 до начала 20 века в Украине, Польши и России (так называемая "барская бандура" внешне походит на торбан, но отличается от него техникой игры.).

Между украинскими торбанистив известны И.Кошовий из Полтавы, придворный музыкант В.Ржевуського - Григорий Видорт, сын Каэтан (придворный торбанистив Сангушко) и внук Франц Видорт, Томаш Падура, Комарницкий, несколько Разумовских, И.Александрова, В.Сварог.

Внешне торбан очень напоминает немецкую лютню -теорбу, только с пристрункив. Весьма вероятно, что лютня-теорба, которая была завезена итальянскими музыкантами в Польшу (по А. Фаминцын), попала в руки придворных музыкантов украинского происхождения. Они и украсили ее чисто украинское изобретение - пристрункив. С того времени теорба и получила славянского вида, став польско-украинской торбан. Известны изображения т. н. "Польских" и "украинских" торбан - настолько похожи между собой, что классифицировать их по этнической принадлежности совершенно нецелесообразно.

Причиной распространения этого музыкального инструмента по разноэтнических регионах общей тогда государства было подражание польской и украинской шляхтой модных светских обычаев, которые существовали при королевском дворе. Так, например, существует довольно росповсюджена легенда по которой будущий гетман Иван Мазепа, находясь в молодые годы при дворе польского короля и там овладев игрой на торбан, сохранил любовь к нему в течение всей последующей жизни в Украине. Но торбан Мазепы достоверно был лютней, потому торбан с пристрункив появился уже после смерти Мазепы.

Возрождением интереса к этому памятнику музыкальной культуры нужно благодарить О. Русовой за описание родословной торбанистив: Грегора, Каэтана, Франца Видортив. Но М. Лысенко за фиксацию инструмента, приемов и способа игры на нем, нотная запись произведений. В конце ХХ ст. состоялась первая неудачная попытка реконструкции этого музыкального инструмента М. Будником и А. Пасечный, а следом и способа игры В. Кушпетом. Наконец удалось озвучить произведения XVIII в., Унаследованные от деда последним музыкантом из плеяды Видортив - Францем.

В способах игры на торбан просматривается процесс эволюции украинского музыкального инструментария (от лютнеподибнои кобзы в гарфоподибнои бандуры). К сожалению, несоответствие современной хореографии ее этнографическим первоисточникам не позволяет довести процесс реконструкции до конца и возродить танцевальные движения ("14 фигур казака, между которыми были и вприсяды"), которые по утверждению Ф. Видорта были обязательными во время игры и пения торбанистив . Но даже озвучка нескольких аутентичных нотных образцов на соответствующем музыкальном инструменте позволяет представить исполнительскую эстетику одного из жанров светской музыкальной культуры конца XVII, начала XIX в. в Украине.

В мае 2006 -го в варшавской Национальной Библиотеке был найден манускрипт торбанових песен Томаша Падуры и его печатное издание 1844-го года ("Ukrainky").


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам